Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

Александр Петров - первый российский аниматор, получивший премию "Оскар"

Александр Петров - первый из российских аниматоров получил премию "Оскар" за фильм по Эрнесту Хемингуэю "Старик и море". Три предыдущих фильма - "Корова", "Русалка", "Сон смешного человека" получили множество призов на различных фестивалях. Уникальность метода Петрова в том, что свои картины он создает на стекле пальцами ("именно это - главный инструмент, остальное так, для макияжа"). Он лауреат Государственной премии России в 1990 и 1995 годах, член Союза кинематографистов России, член Международной ассоциации аниматоров (АСИФА), член Американской киноакадемии.

Пятая авторская картина "Моя любовь" - плод более чем трехлетнего напряженного труда. Ниже приводится беседа с художником-режиссером в его студии в Ярославле в 2006 году.

Российская газета: О чем этот фильм?

Александр Петров: Он по роману Ивана Шмелева "История любовная". Я трижды делал раскадровку фильма и комментарий к ней, прежде чем обращаться за сценарием к профессиональным драматургам. А тут - зацепило что-то. После "Старика..." я взял большую паузу - уж очень много энергии забирает каждый фильм. О следующей картине думал, что это будет что-то легкое, сказка какая-нибудь народная. Но попало в руки собрание сочинений Шмелева, которого прежде я знал довольно поверхностно. Вчитался в этот роман и понял: вот же оно, российское, родное. И - мое. Речь там идет о первой пробуждающейся любви - детской, наивной. И решительной, и глупой. Со всеми метаниями романтической души. Не то, чтобы я сам такое пережил когда-то, но все это чувствовал.

РГ: Но Шмелев - писатель другой эпохи, мастер тургеневских ситуаций, неспешных наблюдений...

Александр Петров: Это история об ответственности перед любимой и перед самой любовью. Роман написан таким легким языком и так непосредственны переживания героев... Шмелев издавал его, живя за границей, частями, и читатели приходили в издательство и требовали поскорее печатать продолжение. Там сразу несколько любовных линий - они то пересекаются, то идут параллельно.

РГ: И все это вы надеялись передать языком анимации?

Александр Петров: Решил, что да. Вытащил одну линию, вторую. И получилось, что все основные так или иначе обозначены, завязаны и закончены. И мне кажется - получилось. Даже, по-моему, сохранился довольно тонкий шмелевский юмор. Хотя я сам не шутник. Юмор понимаю, но не генерирую. Поэтому история больше получилась лирическая, поэтическая - немножко драмы и немножко трагедии. Герой проходит свой путь очищения, осознания любви к жизни, и не просто чувственной любви, но того, как он говорит, "нектара, который на небесах пить". Это история об ответственности перед любимой и перед самой любовью.

РГ: Это серьезно...

Александр Петров: А я человек серьезный. Я не знаю, получилось это в фильме или нет, но иначе вообще не стоило бы его снимать. Мне важен не просто сюжет, надо зацепить зрителя, завязать интригу, которая держала бы его внимание и после того, как закончатся титры. У канадского аниматора, моего большого друга Фридерика Бака, с которым мы общались, когда я жил в Монреале, сюжеты на первый взгляд просты, но за ними такой пласт культуры, такой слой пережитого. Он очень убедительный пример для меня. Он не судья этого мира, но анализирует его.

РГ: Избранный вами метод живописания на стекле - у нас кто-нибудь еще так работает?

Александр Петров: Не знаю. Сам я пришел к этому интуитивно. Пробовал разные техники. Делал фильмы рисованные и перекладку, экспериментировал, только куклами не занимался. Первой серьезной работой стала "Корова" - мой дипломный проект на Высших режиссерских курсах. Понял, что моя манера - живописная. А когда вышел на роспись пальцами по стеклу, стало получаться то, что казалось нереализуемым. И мне уже больше не надо было ничего изобретать. Я не теоретизировал - просто делал как пел.

РГ : Ваша работа по-прежнему, как вы говорите, "рукодельная"?

Александр Петров: В основном да, но на этом фильме мы попробовали современные технологии. Раньше снимали на кинопленку - сейчас применили компьютеры. Основное преимущество - снижается риск потерять неделю, а то и две напряженной работы. В анимации с давних пор проводятся комбинированные съемки, но все это вслепую, наугад, никогда не знаешь наверняка, что получишь в окончательном варианте. Компьютерный монтаж не намного, но упрощает работу, дает дополнительную уверенность - все под контролем. Хотя некоторые аниматоры предпочитают и сегодня работать с кинопленкой, считая, что компьютеры снижают качество изображения.

РГ: С чего вы начинали в Ярославле? Ведь здесь вы впервые стали самостоятельны? Именно это заставило вас оставить налаженный быт, квартиру и работу в Екатеринбурге?

Александр Петров: Мне хотелось вернуться в родной Ярославль, где я заканчивал художественное училище. Приехали с семьей в 1992 году, что называется, "на ровное место". Ни жилья, ни работы. Брался за иллюстрирование книг, снимал рекламу. И мечтал об одном - оборудовать собственную студию. В конце концов меня приютила находившаяся в этом помещении народная киностудия "Чайка", ее руководитель Михаил Тропин выделил небольшую комнату. И начались поиски оборудования: здесь приобрел монтажный стол, там - мультстанок. А потом в Москве купил подержанную кинокамеру. И только года через три мы смогли все привести в рабочее состояние. А уж после "Оскара" на нас обратили внимание и областные, и городские власти - помогли с помещением для мастерской, более трехсот квадратных метров почти в центре города. Выделили и средства на ремонт.

РГ: У вас уже есть своя школа, последователи?

Александр Петров: Когда создавали студию, у меня была мечта собрать художников, интересующихся анимацией, научить их этому делу. Фильм "Моя любовь" я начал, как обычно, снимать вдвоем с оператором. Но вскоре появилась команда - молодые живописцы, графики. За полтора года освоились и стали грамотно работать. Стараются делать практически то же, что и я. Во время съемок к нам присоединились и мои давние друзья: из Екатеринбурга - оператор Сергей Решетников (мы с ним делали два предыдущих фильма), аниматоры Изольда Солодова и Петр Закревский, из Белоруссии - мой бывший однокурсник, известный режиссер и большая умница Михаил Тумиля.

РГ: Фильм завершен. Что с ним будет дальше?

Александр Петров: Его дебют состоится недели через две на международном анимационном фестивале в Хиросиме. Японцы - наши сопродюсеры (основные средства - Федерального агентства по культуре и кинематографии). Они обеспечили себе права на показ картины в Японии. Там знают мои работы и тепло их принимают.

РГ: А когда "Мою любовь" увидят наши зрители?

Александр Петров: Это зависит еще от одного нашего сопродюсера - Первого канала. Обещают премьеру где-то в сентябре.

РГ: Помнится, при создании "Старика и моря" вы тепло отзывались о своих главных помощниках - членах вашей семьи. А на этот раз как?

Александр Петров: Скажу то же самое. Сын Дмитрий заканчивает Петербургский институт имени Репина, но выкраивал неделю-две, приезжал помочь. Мы даже попытались оборудовать у него на квартире филиал, но выяснилось, что там так не работается, как в команде.

РГ: А супруга Наталья Николаевна тоже принимала участие?

Александр Петров: Она по сути является директором съемочной группы. Лучше Наташи мне менеджера не найти. Потому что это самый заинтересованный в моих делах человек и самый преданный. Во многом благодаря ей наша команда существует. Она умеет все организовать, предусмотреть, опекает молодежь - все хозяйство на ней.

РГ: А что после фильма? Опять возьмете паузу?

Александр Петров: Я планировал сделать себе каникулы - работа высасывает огромное количество энергии. Иногда силы так истощены, что пропадает желание вообще что-то делать... Да, хочу взять паузу на несколько месяцев. Хотя новые темы, конечно, есть, но они тоже серьезны и к ним надо подходить в полной готовности.

РГ: Как вы полагаете, анимация у нас возродится?

Александр Петров: Я считаю, она и не погибала. Люди работали, фильмы снимались. К примеру, есть ежегодный анимационный фестиваль "Крок", проводится на борту теплохода. Плавал он и по Днепру, и по Волге, нынче вот - по Каме, до Перми. Там и смотрят, и обсуждают новые фильмы аниматоров - российские и зарубежные. И ясно, что это искусство, как и все вокруг, приспосабливается к новым условиям. Да, появляются новые подходы, внедряются западные стандарты и сериалы не всегда хорошего вкуса, дешевые поделки часто вытесняют искусство. Но авторское кино никуда не исчезало. Жаль только, что зрители, особенно дети, часто не умея отличить искусство от подделки, каких много на телеэкранах, в конце концов могут решить, что так и надо. Телепродюсерам проще и дешевле купить готовый продукт, чем вкладывать деньги в работы российских художников. Но катастрофы в этом не вижу: анимация будет развиваться и искать свои пути. Вон в Ярославле есть детское творческое объединение "Перспектива". Завоевали уже столько призов, и работают так быстро и увлеченно, что порой завидовать впору. Вот кто-то из них и скажет свое слово.

‹‹ Все статьи

Новости кино

Дени Вильнев может снять фильм о ядерном апокалипсисе Дени Вильнев может снять фильм о ядерном апокалипсисе 10 апреля 2024 На волне успеха "Оппенгеймера" (7 "Оскаров", включая главный; $968,3 млн мировых сборов) студия Legendary приобрела права на экранизацию книги Энни Джейкобсен "Ядерная война: Вариант развития событий" (Nuclear War: A Scenario).
Searchlight готовит ремейк "Войны супругов Роуз" Searchlight готовит ремейк "Войны супругов Роуз" 3 апреля 2024 Студия Searchlight Pictures разрабатывает ремейк "Войны супругов Роуз" — черной комедии 1989 года, главные роли в которой сыграли Майкл Дуглас и Кэтлин Тернер. В новой версии культового фильма Дэнни ДеВито, получившей лаконичное название "Роузы" (The Roses), главных героев изобразят...
Съемки полнометражных "Острых козырьков" начнутся в сентябре Съемки полнометражных "Острых козырьков" начнутся в сентябре 1 апреля 2024 Полнометражный сиквел суперхита BBC и Netflix "Острые козырьки" начнут снимать в сентябре — об этом в интервью изданию Birmingham World сообщил создатель сериала Стивен Найт.
"Дева и дракон": бодрое фэнтези с Милли Бобби Браун в главной роли "Дева и дракон": бодрое фэнтези с Милли Бобби Браун в главной роли 13 марта 2024 8 марта на Netflix вышел фэнтезийный боевик про принцессу, которая не захотела быть съеденной драконом. Главную роль в фильме сыграла Милли Бобби Браун, звезда «Очень странных дел». Рассказываем, как "Дева и дракон" перепридумывают классические сказочные нарративы.

Последние рецензии

Шоу Трумана, 1998
Телевидение меняет форму, появляются новые инструменты для восприятия информации и досуга, но фильм 1998 года с Джимом Керри не теряет своей актуальности. Главный герой... Читать полностью ››
Смерть Сталина, 2017
На "цивилизованном Западе" был снят не один десяток фильмов о Советском Союзе. Но незнание иностранцами особенностей страны, о которой шла речь, и активное использование... Читать полностью ››
Инферно, 2016
Рецензия на фильм «Инферно» Осень 2016 года отметилась выходом на экраны экранизации остросюжетного романа «Инферно» знаменитого Дэна Брауна. Ровно десятилетие назад... Читать полностью ››

Последние статьи

Лордфильм: Онлайн-кинотеатр на Вашем LED-телевизоре В современном мире смотреть кино стало не только развлечением, но и частью повседневной жизни. Онлайн-кинотеатры стали популярным и удобным способом наслаждаться любимыми фильмами и сериалами прямо из уютного домашнего кресла. Большой LED-экран телевизора превращается в настоящий кинотеатр...
Лучшие мобильные приложения для того, чтобы узнавать о новинках кинематографа Современный кинематограф предлагает огромное количество фильмов и сериалов, и иногда сложно быть в курсе всех новинок. К счастью, существует множество мобильных приложений, которые помогают вам оставаться в курсе последних кинопремьер, трейлеров и обзоров...
«Охотник на лиц» - картина имени Стива Карелла Эта работа - не фильм сомнительного качества, больше заинтересованный в том, чтобы произвести легкое впечатление, чем в том, чтобы заставить людей задуматься, оставаясь в памяти зрителя. Именно так работает «Охотник на лис», картина с необычным повествованием и драматическим крещендо...