Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

Федор Бондарчук: "Сталинград" - это рискованный и уникальный проект

9 октября 2013

10 октября в широкий прокат выходит "Сталинград" - военная драма режиссёра Фёдора Бондарчука, один из самых ожидаемых фильмов года. Бондарчук в интервью Ивану Кудрявцеву рассказал о невероятных технических возможностях, которые открывает формат IMAX 3D, и объяснил, почему "Сталинград" - это рискованный и уникальный проект.

Иван Кудрявцев: "Сталинград" — первая российская военная драма, которая выходит в формате IMAX 3D. Это не просто выбор технологии, это в каком-то смысле манифест. Вы постарались снять этот фильм так, чтобы сделать историю как можно более реалистичной, осязаемой. Каких это потребовало находок в разработке проекта и на самой площадке?

Фёдор Бондарчук: Сейчас, спустя многие годы, пытаясь ответить самому себе, стал бы я снимать этот фильм, не имея технологических возможностей, я понимаю — без этого визуального решения и не пустился бы в такое путешествие. Меня будоражило желание стереть границу между экраном и зрительным залом. Все, например, вспоминают "Аватар" — это действительно, как Стивен Спилберг говорил, не просто фильм, а новая вселенная. Поэтому я всех убеждал, что нужно снимать в формате IMAX. Сначала нам казалось, что это невозможно — было 200 пунктов против подобных съёмок: это слишком тяжёло, дорого, мы не уложимся в график... Но я понимал, что это стоит попробовать, такого мы ещё не видели.

Иван Кудрявцев: Что в сегодняшней жизни нашего общества заставило вас почувствовать, что нужно это сверхчёткое изображение?

Фёдор Бондарчук: Это не только прекрасное изображение, но, самое главное, — это ощущение сопереживания, сопричастности. Зритель получает возможность попасть на площадь с известным фонтаном "Бармалей", пройти мимо гастронома, известного по фотографии из школьных учебников, где пленили фельдмаршала Паулюса. И «отмахнуться» от пепла Сталинграда. Но работа в 3D-формате невероятно сложна. 12 часов смены ты работаешь в специальных очках. И это нужно не просто для развлечения, а для ощущения погружения в атмосферу. Правил и ограничений было огромное количество, не существовало второстепенных деталей. Мы отдельно искали песок и пыль волгоградские, чтобы довести военную форму до того состояния, в котором она показана в фильме. Надеюсь, мы сделали всё для того, чтобы возникло ощущение присутствия в данной исторической эпохе.

Иван Кудрявцев: Почему вам кажется, что именно "Сталинград" должен "переступить" границу России и быть показан в других странах?

Фёдор Бондарчук: Это сначала не планировалось. Однако сейчас известно, что в ноябре фильм выйдет в Китае, это беспрецедентный случай. Американский прокат будет до конца года. Но это, в первую очередь, картина для России. Мы не создавали карикатурных персонажей, пузатых немцев, на которых были сами воспитаны. Эта военная машина была лучшей армией в мире, что только увеличивает наши заслуги. Мы выиграли не у толстых очкариков, а у настоящих воинов. Военная драма — это такая территория, что, как говорится, пан или пропал. Мы привыкли к комиксам, мультфильмам, фантастике на большом экране. А здесь — окопная правда. Дико интересно, как это воспримет зритель.

Иван Кудрявцев: Годами разные российские компании пытались пробиться на IMAX-экраны. Но именно вашему фильму это удалось впервые. Что для американцев стало решающим фактором при выборе "Сталинграда"?

Фёдор Бондарчук: В первую очередь, нужно говорить о технических характеристиках. Но, конечно, важна и история, эмоциональная составляющая. В конвертацию нужно вложить $3 млн. — так что у нас дикая ответственность за результат. Но мы убедили американцев.

Иван Кудрявцев: Как вам их реакция после просмотра картины? Ведь у американцев — своя Вторая мировая война. Для них Сталинград — это более далёкая страница, чем, например, высадка в Нормандии.

Фёдор Бондарчук: Существует мнение, что Вторую мировую войну выиграли американцы. Однако люди образованные знают, что после сталинградского сражения в мире родилась сверхдержава СССР. И мир колоссально изменился. Американцы это знают, но вряд ли будут снимать об этом кино, это мы должны делать. У нас всех в подсознании осталась память о Второй мировой, она проходит через поколения. Наша задача была — убедительно и понятно показать картину войны. Наш фильм можно смотреть и без перевода, и без субтитров, его смысл всё равно будет ясен.

Иван Кудрявцев: Вы видели, как ваш отец трудился над фильмами, в том числе над фильмами о войне. Вы смотрели эти фильмы. А был ли какой-то случай, когда он вам напрямую о войне говорил что-то, как-то формировал в вас, тогда ещё ребенке, отношение к этой теме?

Фёдор Бондарчук: Я помню день, час, даже погоду, когда с отцом разговаривал про его службу. Он фронтовик, но немца не видел. Перед школой, когда мне было семь лет, я провёл всё лето на съёмках "Они сражались за родину", где вся группа в сговоре ходила в гимнастёрках, не снимая их никогда. Они выходили с площадки, но всё равно оставались в образе. А дедушка моей жены Светланы жил с осколком в голове, это, можно сказать, "материальное" воспоминание. Понятно, что наши внуки уже не застанут это ощущение. Но у нас оно сохранилось с детства.

Иван Кудрявцев: Возьмём два ваших военных фильма, "Девятую роту" и "Сталинград". В обоих случаях — великая война. Я имею в виду, не просто по масштабу, а по количеству людей, чьи судьбы она затрагивает. Но в обоих случаях вы концентрируетесь на небольшой группе и пристально разглядываете, изучаете их реакции, мотивации. Почему вам так важен этот контраст, который вы создаёте между эпическим размахом постановки и камерностью самой истории?

Фёдор Бондарчук: Когда я сидел на сборочном пункте в армии, рядом со мной мои сверстники писали заявления уйти добровольно в Афганистан. Однажды, спустя годы, мой товарищ журналист спросил меня: "У тебя нет ощущения вины за то, что ты там не оказался?" Я задумался и сказал: "Есть, если быть откровенным". В Афганистане у меня воевало много друзей, товарищей. А меня там не было — и возникает чувство вины. В любом случае, это очень личные истории.

Иван Кудрявцев: Как ваши пиротехники добились появления красной пыли от сталинградского кирпича, что видна на кадрах из фильма?

Фёдор Бондарчук: Мы заказали целую партию пеноблоков на заводе, куда намешали краску характерного кирпичного цвета. А потом выдалбливали из них кирпичи. Подготовительная работа могла показаться сумасшествием — люди сидят в респираторах и точат кирпичи. Но всё это делалось для убедительности истории.

Иван Кудрявцев: По какому критерию вы подбирали актёров?

Фёдор Бондарчук: Единственный артист, который попал на съёмочную площадку ещё во время написания сценария, это Дмитрий Лысенков, с которым я встретился на съёмках проекта канала "Россия-1" "Белая гвардия". Я играл Полянского, а он Русакова. И я был потрясён молодым петербургским артистом, его подготовкой. С одной стороны, он ни на кого не похож, с другой — напоминает Ивана Охлобыстина. В остальном же — длительные кастинги. Невероятно впечатлила Мария Смольникова, которая сыграла роль Кати, — я думаю, она станет большой актрисой.

Иван Кудрявцев: Самая большая ответственность лежала на протагонисте в исполнении Петра Фёдорова и антагонисте в исполнении Томаса Кречманна. Как они работали над своими образами, приходилось ли вам вмешиваться в их игру?

Фёдор Бондарчук: С Томасом мы сговорились, что не играем карикатуру. Он провёл невероятную подготовительную работу: взял на себя ответственность переписать немецкие реплики в соответствии с нормами языка 70-летней давности. Томас и Пётр на площадке намеренно избегали друг друга, обходили стороной. Причём остальная съёмочная группа общалась с ними абсолютно спокойно.

Иван Кудрявцев: Для немцев это также очень личная история. Делился ли Томас Кречманн с вами переживаниями по этому поводу?

Фёдор Бондарчук: Разумеется, они очень переживают. С одной стороны, уже прошло около 70 лет, с другой — для истории это ничтожный срок. Нацизм воспринимается как вирус. Для нацистов нет сопереживания, нет жалости. Так что восприятие Томаса было неоднозначным, сложным.

Иван Кудрявцев: Вы ездили в Волгоград, чтобы зарядиться энергией этого места?

Фёдор Бондарчук: Мы много времени провели там. Мы хотели снять фильм в Волгограде, но это сложно, ведь на этом месте сейчас абсолютно другой, новый город. И в плане логистики всё затруднительно. В Волгоград нужно ездить всем — только тогда ты поймёшь, что это за место, какая у него энергетика. Мы сделали множество фотографий Волгограда, побывали в музеях, говорили с ветеранами. У нас сохранились многочасовые записи этих разговоров.

Иван Кудрявцев: Вы в картине передали особую атмосферу — вне времени и вне пространства. Это параллельная, кошмарная реальность, в которую погружены все ваши герои. Я не могу разгадать, какой идёт месяц битвы, какое время года.

Фёдор Бондарчук: Хорошо, что вы заметили. Мы обозначаем в повествовании, что это ноябрь. Но я хотел создать ощущение одного адского кошмара. Нет там утра, вечера, бодрствования, приёма пищи. Всё происходит как бы вне времени, как вы сказали.

Иван Кудрявцев: Каждый фильм меняет творца, влияет на своего создателя. Вы анализируете, что в вас поменяла эта картина?

Фёдор Бондарчук: Я не знаю, будет ли у меня ещё подобный опыт, как на съёмках "Сталинграда". Но для меня работа в кинематографе как смысл жизни.

Иван Кудрявцевя: Спасибо вам большое за интервью!

Отзывов пока нет. Ваш отзыв может стать первым!

‹‹ Все новости

Новости кино

"Дева и дракон": бодрое фэнтези с Милли Бобби Браун в главной роли "Дева и дракон": бодрое фэнтези с Милли Бобби Браун в главной роли 13 марта 2024 8 марта на Netflix вышел фэнтезийный боевик про принцессу, которая не захотела быть съеденной драконом. Главную роль в фильме сыграла Милли Бобби Браун, звезда «Очень странных дел». Рассказываем, как "Дева и дракон" перепридумывают классические сказочные нарративы.
Начались съемки шестой части "Пункта назначения" Начались съемки шестой части "Пункта назначения" 11 марта 2024 На днях начались съемки долгожданного шестого фильма хоррор-франшизы "Пункт назначения". Информация об этом пришла из двух разных источников — о старте производства объявил в соцсетях...
"Дюна: Часть вторая" показала лучший старт года в домашнем прокате "Дюна: Часть вторая" показала лучший старт года в домашнем прокате 5 марта 2024 Сай-фай не так-то просто продать массовому зрителю, особенно если фильм длится 2 часа 46 минут, но все это не помешало второй "Дюне" сделать отличные стартовые сборы как домашнем, так и в международном прокате.
Экранизация игры "Бордерлендс" в российском прокате в конце лета Экранизация игры "Бордерлендс" в российском прокате в конце лета 29 февраля 2024 Компания Global Film выпустит в российский кинопрокат фантастический комедийный боевик "Бордерлендс" — экранизацию хитовой серии видеоигр с 50-миллионной фанатской аудиторией.

Последние рецензии

Шоу Трумана, 1998
Телевидение меняет форму, появляются новые инструменты для восприятия информации и досуга, но фильм 1998 года с Джимом Керри не теряет своей актуальности. Главный герой... Читать полностью ››
Смерть Сталина, 2017
На "цивилизованном Западе" был снят не один десяток фильмов о Советском Союзе. Но незнание иностранцами особенностей страны, о которой шла речь, и активное использование... Читать полностью ››
Инферно, 2016
Рецензия на фильм «Инферно» Осень 2016 года отметилась выходом на экраны экранизации остросюжетного романа «Инферно» знаменитого Дэна Брауна. Ровно десятилетие назад... Читать полностью ››

Последние статьи

Лордфильм: Онлайн-кинотеатр на Вашем LED-телевизоре В современном мире смотреть кино стало не только развлечением, но и частью повседневной жизни. Онлайн-кинотеатры стали популярным и удобным способом наслаждаться любимыми фильмами и сериалами прямо из уютного домашнего кресла. Большой LED-экран телевизора превращается в настоящий кинотеатр...
Лучшие мобильные приложения для того, чтобы узнавать о новинках кинематографа Современный кинематограф предлагает огромное количество фильмов и сериалов, и иногда сложно быть в курсе всех новинок. К счастью, существует множество мобильных приложений, которые помогают вам оставаться в курсе последних кинопремьер, трейлеров и обзоров...
«Охотник на лиц» - картина имени Стива Карелла Эта работа - не фильм сомнительного качества, больше заинтересованный в том, чтобы произвести легкое впечатление, чем в том, чтобы заставить людей задуматься, оставаясь в памяти зрителя. Именно так работает «Охотник на лис», картина с необычным повествованием и драматическим крещендо...