Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

Джон Уэйн

John Wayne

Джон Уэйн

Родился 26 мая 1907 года в Уинтерсете (штат Айова, США).

Настоящие имя и фамилия — Марион Майк Моррисон.
В начале своей актёрской деятельности выступал и под псевдонимом Дьюк Моррисон, после чего за ним прочно закрепилось прозвище Дьюк—Герцог.

В 1925-1927 годах — Джон учился в университете Южной Калифорнии, где прославился как ведущий игрок футбольной команды.
С 1927 года — в кино: сначала работал реквизитором, потом снимался в массовках, пока этого высокого, светловолосого парня с открытым добродушным лицом и обезоруживающей, чуть смущенной улыбкой, не приметил Джон Форд. Именно его кинематографу был близок такой герой — простой, незамысловатый, но надежный мужчина, на которого можно положиться. И лучшие работы Джона Уэйна — в фильмах этого режиссёра.
На рубеже 1930-х годов он снял его в эпизодах таких своих картин, как «Приветствие» (1929) и «Мужчины без женщин» (1930). Но подлинный успех ждал актёра десять лет и шесть десятков фильмов спустя в «Дилижансе» (1939 — в нашем прокате: «Путешествие будет опасным») — все того же Форда. Ринго Кид — таинственный и загадочный, легендарный и человечный, суровый мститель и бесстрашный защитник — навеки впечатался в сознание зрителей этого «лучшего вестерна всех времён», как образ настоящего американца, первопроходца Дальнего Запада.
С той поры этот весьма живой человек, умевший пить, не пьянея, развлекавшийся в перерывах между съёмками игрой в шахматы и собравший редкую коллекцию пистолетов и винтовок XIX века, стал кинематографическим мифом: символом американского индивидуализма и хранителем патриотических традиций. Во вторую мировую войну, не попав в армию по состоянию здоровья, Джон Уэйн стал солдатом на экране («Летающие тигры», 1942, «Отважные строители», 1944, «Возвращение в Ба-таан», 1945). Однако следующий актёрский успех пришел лишь в конце 1940-х годов в фильме Говарда Хоукса «Красная река» (1948). Актёр весьма тонко показал психологическую эволюцию переселенца Тома Дансона — человека грубоватого, авторитарного, несгибаемого в своих пристрастиях и взглядах, но в котором в финале всё-таки пробуждается подлинная человечность. Джон во многом играл здесь самого себя. Именно таким — неколебимым в своей позиции он и был, стремясь и в жизни быть суперпатриотом, традиционалистом, носителем утраченного «духа фронтира», голосом «молчаливого большинства». Он — единственная крупная фигура в американском кино, кто восхищался сенатором Маккарти и гордился своей ролью «изобличителя коммунистов» во время «суда над Голливудом» на рубеже 1940-1950-х годов. Отсюда — и его ультрапатриотизм во время войны во Вьетнаме. В «Зелёных беретах» (1968) Уэйн не просто исполнял главную роль — полковника Майка Керби, но и выступал как активный пропагандист этой войны, что обеспечило ему огромную популярность в армии.

Наиболее наглядно свои консервативные взгляды артист выразил в образе Итана Эдвардса в «Отправившихся на поиски» Дж. Форда (1956), создав там почти гротескный образ человека, ослепленного экстремизмом, жертвы собственных предубеждений. Вообще Уэйну лучше всего удавалось показывать на экране людей, близких ему по духу. Недаром он сам утверждал, что не играет, а реагирует, будучи звездой, но не актёром. Форд же, наоборот, считал, что он — мастер в своем амплуа и с хорошим сценарием, под руководством хорошего режиссёра может добиться многого. И действительно, среди 150 его работ, главным образом, в вестернах, приключенческих и военных фильмах, сверкает несколько подлинных жемчужин. «Рио Браво» Говарда Хоукса (1959), где он блестяще сыграл шерифа Чэнса, погрузневшего и погрустневшего, но все столь же мужественного Ринго Кида. Тома Донифона — героя, оказавшегося ненужным новому времени, но упрямо ни в чем не отступающего от кодекса ковбойской чести, Уэйн показал в ленте «Человек, который убил Либерти Вэланса» Джона Форда (1962).
В 1969 году Джон получил своего первого и единственного «Оскара» за роль Рустера Когберна — одноглазого помощника шерифа в фильме «Настоящая выдержка», у которого несмотря на возраст есть ещё порох в пороховницах.
Лучшим его актёрским достижением 1970-х годов оказался «Стрелок» (1976), где умирающий «человек с ружьём» только теперь начинает осознавать смысл своей жизни и собственной легенды.
Это был реквием самому себе, ибо Уэйн знал, что жить ему осталось недолго. Ещё в 1964 году актёра оперировали по поводу рака: удалили левое лёгкое и два ребра. Но он не сломался и продолжал работать: много снимался, стал ревностным деятелем противоракового общества, жертвовал ему большие суммы денег. Но пятнадцать лет спустя гнездившийся в этом могучем теле враг всё-таки доконал его. Ушёл из жизни 11 июня 1979 года в Лос-Анджелесе.

Джон Уэйн остался в истории американского кино «последним героем», до конца не изменившим ни себе, ни своим идеалам чести, цельности, любви к своей родине, в которой он руководствовался принципом: «Права она или не права, но это — моя страна». Его любили, главным образом, солдаты, провинциалы и женщины. У последних он пользовался неизменным успехом, а среди его партнёрш — такие знаменитые актрисы, как Марлен Дитрих, Полетт Годар, Джоан Кроуфорд и др.
Джон был трижды женат и всё на темноволосых красавицах. Воспитал двоих дочерей и троих сыновей, один из которых — Майк — руководил кинофирмой «Бэтджек». Именно она, основанная на деньги Уэйна, выпустила фильмы, где Джон выступал режиссёром и сорежиссёром («Аламо», 1960, «Команчерос», 1961, «Зелёные береты», 1968).

Последние лучшие фильмы
Дилижанс
Дилижанс(Stagecoach)