Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии

Евгений Жариков

Евгений Жариков

Евгений родился 26 февраля 1941 года в Москве. Его отец, Жариков Илья Мелахиевич (1911 г.рожд.), был писателем, а мать, Жарикова Анна Григорьевна (1910 г. рожд.), учителем русского языка и литературы.

Евгений был шестым и последним ребенком в семье. В то тяжелое время он воспитывался в семье маминых родителей - у дедушки и бабушки под Загорском. Женя рос крепким парнем, лет с четырех уже уверенно управлялся с лошадью. Почти все мог делать своими руками: точил, паял, строгал, помогал мужикам рубить дрова.

Когда Женя подрос, его воспитанием занялись родители. Культурные и образованные люди, они привили своему сыну вкус к хорошей литературе. Возможно после окончания школы это и сыграло роль на выбор его будущей профессии. А может быть дело было в том, что во ВГИКе уже училась девочка, в которую он был влюблен…

Как бы то ни было, в 1959 году юный Евгений втайне от родителей, уверенных, что сын поступит в какой-нибудь технический вуз, подал документы во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Уже на втором курсе ВГИКа Евгений дебютировал в кино, сыграв роль Сергея в социально-психологической драме Юлия Райзмана "А если это любовь". А на следующий год он сыграл одну из главных ролей в ленте Андрея Тарковского "Иваново детство" - старшего лейтенанта Гальцева.

В 1963 году на экраны страны вышла лирическая комедия Генриха Оганисяна "Три плюс два", в которой Евгений сыграл роль дипломата Вадима. Картина имела огромный зрительский успех - 4 место в прокате и 35 миллионов зрителей. В фильме снялся ансамбль бесподобных молодых актеров - Андрей Миронов, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева, Геннадий Нилов.

Прошло уже более сорока лет, а фильм и по сей день пользуется большой популярностью среди зрителей разных возрастов. Учитывая это, Евгений Жариков признавался, что у него есть идея снять продолжение этого фильма, где герои вновь встретились бы спустя несколько десятилетий…

В 1964 году Евгений окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии. К этому времени, снявшись всего в нескольких фильмах, он уже был популярным актером, чему несомненно способствовал успех комедии "Три плюс два" и киноповести Андрея Тарковского "Иваново детство". У Тарковского Евгений Жариков мог сняться еще в одном фильме. Знаменитый режиссер приглашал его на главную роль в картину "Андрей Рублев", утверждая, что лицо актера "иконописно". Кто знает, как сложилась бы его судьба, сыграй он Андрея Рублева…

Жариков решил по-другому: посоветовавшись со своим ВГИКовским педагогом Тамарой Макаровой, он в 1964 году уехал по двухлетнему контракту в ГДР. В течении двух лет он снимался там в главной роли в 62-серийном сериале "Русский для Вас".

В 1966 году Евгений Жариков вернулся в СССР и стал актером Театра-студии киноактера в Москве. С этого времени он начинает много сниматься в кино. Одна за другой выходят картины с его участием: лирическая комедия "Нет и да" (1966), фантастический фильм "Продавец воздуха" (1967), историко-революционный "Таинственный монах" (1967)…

О своей работе в картине "Продавец воздуха" Евгений Жариков вспоминает: ""Продавец воздуха" делался по фантастическому роману В. Беляева, поэтому в нем широко использовались комбинированные съемки. Нам, актерам, приходилось работать в невероятно трудных условиях. Скафандры, в которых мы щеголяли, делались из простого поролона. Для создания иллюзии электрических разрядов на площадке включали электрическую завесу мощностью 600 киловатт. Нам было так жарко, что после часа-двух съемок из скафандров буквально текла вода, точнее наш пот, с которым мы теряли по несколько килограммов веса кряду".

В итоге при весьма незначительных финансовых затратах получился очень интересный и убедительный фильм, который смотрится и спустя десятилетия.

В 1968 году Евгений Жариков снялся в роли штурмана Салина в приключенческом фильме "День ангела" и в роли Леля в фильме-сказке "Снегурочка". Популярность актера росла…

В 1973 году Евгения Жарикова утвердили на главную роль механика Михаила Анохина в картине Хасана Бакаева "Возле этих окон" по мотивам романа Лазаря Карелина "Микрорайон". На главную женскую роль была приглашена молодая актриса Наталья Гвоздикова.

На пробы к фильму "Возле этих окон" Гвоздикова опоздала. Когда она пришла, Жариков ждал ее с недовольным видом. Вот как Наталья описывает их встречу: "Когда я вошла в комнату, Жариков уже был там, сидел с недовольным видом, нога на ногу, развалившись в кресле. При знакомстве он не встал, а так, знаете ли, слегка замешкался. И я сразу почувствовала к нему неприязнь, хотя особого повода, собственно, и не было. Это была наша первая встреча.

Закончилась она тоже не слишком многообещающе. Прежде чем начать работать, я прикинула время окончания съемок и, поняв, что домой своим ходом уже не доберусь, попросила после репетиции предоставить мне машину. Женя потом признался, что был поражен моими "претензиями": "Ну и принцесса! Еще студентка, а уже машину требует..." Проще говоря, после первой встречи между нами ничего, кроме взаимной неприязни, не возникло".

И все же им пришлось работать вместе. "Поначалу мы просто привыкли находиться вместе, затем, естественно, начали присматриваться друг к другу, - вспоминает Наталья. - Неприязнь со временем ушла, и даже, как ни странно, возникла некая обоюдная симпатия".

Постепенно отношения между Евгением и Натальей переросли в любовь. Надо сказать, что Наталья к тому времени уже была один раз замужем, но этот брак оказался неудачным.

В 1974 году Григорий Кохан приступил к съемкам телевизионного 10-ти серийного фильма "Рожденная революцией". Жарикова пригласили сниматься в главной роли милиционера Николая Кондратьева. На роль его возлюбленной Марии тоже уже была претендентка. Но внезапно из Москвы пришло распоряжение - актрисе запретили сниматься по причине не совсем подходящей национальности. Евгений воспользовался этим, и благодаря ему на роль утвердили Наталью Гвоздикову.

На пробах Евгений сделал Наталье предложение. Из-за съемок у них не было медового месяца. Свадьбы тоже как таковой не было. Молодых отпустили со съемок на пару дней в Москву - расписаться. Брат Евгения - военный - отвез их в ЗАГС и обратно на дребезжащем армейском "газике". С тех пор Евгений и Наталья неразлучны.

Роль Николая Кондратьева стала "звездной" в кинокарьере актера. С этих пор его лицо долгие годы ассоциировалось с "несокрушимой и легендарной" советской милицией. Жариков сам, удивляясь такой популярности, признавался: "На улице иначе как Коля не кличут". О том какой успех вызвала эта картина, достаточно сказать, что, например, в Чите после очередной премьеры, толпа восторженных зрителей носила обаятельного актера на руках, причем не одного, а вместе с машиной.

Роль Николая Кондратьева обеспечила ему не только всенародную любовь, и Государственную премию, но и инфаркт. Очень много душевных сил вложил актер в своего Кондратьева, сыграв шестьдесят лет экранной жизни, - от 17 до 77 лет…

В чем же секрет успеха этого фильма? В "Рожденной революцией", по мнению Жарикова, не так уж много идеологии, а самое главное и привлекательное для зрителя - человеческие судьбы, которые можно "примерить" и на себя. Недаром в эпоху цветного кино была сделана именно черно-белая картина. В ее ткань органично вписывались кадры хроники. И зрители иногда терялись в догадках, где кино, а где реальная жизнь.

Стоит рассказать еще об одной стороне творчества Евгения Жарикова. Он принимал участие в дубляже более 200 кинокартин. Это при сегодняшних технологиях, когда на дубляж фильма уходит менее одной рабочей смены, звучит не очень внушительно. Но в те годы односерийный фильм зарубежного производства озвучивали дней десять. При этом русские актеры зачастую улучшали работу иностранных коллег, иногда выкладываясь настолько, что даже срывали голос. Так было и с Евгением Жариковым. На озвучке знаменитой картины "Генералы песчаных карьеров" он раз пять срывал голос.

80-е годы не самый лучший период в кинокарьере Евгения Жарикова. На экране он появлялся не часто, хотя почти всегда в главных ролях, причем нередко с Натальей Гвоздиковой. Так вместе с женой он снялся в психологической драме "Семь часов до гибели" (1983), сыграв сорокалетнего хирурга Алексея Шульгина, обретающего в фильме веру в себя. Кроме того, вместе с Гвоздиковой Евгений Жариков снялся в драме "Тихие воды глубоки", приключенческом фильме "Тайны мадам Вонг", социальной драме "Турксиб" и боевике "Шурави".

Еще одна заметная работа тех лет - историко-революционный фильм "Первая конная", где Жариков сыграл знаменитого командарма Клима Ворошилова.

Одна из лучших ролей Евгения Жарикова начала 90-х - несомненно, председатель КГБ Шелепин в политическом детективе Игоря Гостева "Серые волки" (1993). Фильм повествует о драматическом периоде в истории Советского Союза - политическом заговоре, приведшем к смещению Никиты Хрущева и приходу к власти Леонида Брежнева. Шелепин, одна из ключевых фигур антихрущевского заговора, в исполнении Евгения Жарикова исполнен жариковского обаяния, но одновременно демонстрирует хватку, давшую ему негласное партийное прозвище - "железный Шурик".

В том же году Евгений Жариков снялся еще в одном политическом фильме. В драме Леонида Марягина "Троцкий" (одной из самых дорогостоящих картин в российском кинематографе) он сыграл роль Сталина.

Среди других работ Евгения Жарикова: главная роль хранителя Эрмитажа в многосерийном фильме из серии "Гарри Палмер" телевидения Канады "Полночь в Петербурге" и роль Луки в исторической драме "Князь Юрий Долгорукий" (1997).

Творческую деятельность Евгений Жариков успешно совмещает с общественной. Так еще в 1988 году он вместе с другими актерами создает Гильдию актеров советского кино (с 1991 года - Гильдия актеров кино России), и становится на целое десятилетие его первым президентом. "Так что, - шутит актер, - первый "президент" СССР не Горбачев, а я!".

Для чего была создана эта организация? Евгений Ильич объясняет: "После того как развалились организационные структуры отечественного кинематографа, многие актеры, особенно старшего поколения, оказались без работы. Они вынуждены существовать на нищенскую пенсию. Наша гильдия помогает им выжить, продолжать сниматься".

Гильдия стала не только профсоюзом, который защищает актерские права, но и клубом, и агентством, и фондом социальной помощи одновременно. В 2000 году Евгения Ильича на посту президента Гильдии сменил Сергей Жигунов.

Кроме того, Евгений Жариков является действительным членом Киноакадемии "Ника", секретарем Союза кинематографистов России и Союза кинематографистов Москвы, учредителем Благотворительного Московского Фонда "Актеры - милосердие", членом Международного "Детектив - Клуба", членом Исполкома Международной федерации актеров (FIA).

Всегда и во всем Жарикову помогает его жена актриса Наталья Гвоздикова. Вместе они занимаются делами Гильдии, вместе организовали актерский фестиваль "Созвездие".

В последние годы Евгений Жариков немало снимается в сериалах. Так в 1999 году он сыграл генерала ФСБ в сериале "Транзит для дьявола". В сериале "Армия спасения" (2000), явившейся пародией на фильмы об армейской жизни, он снялся в роли генерала Громова, а в ленте Аллы Суриковой "Идеальная пара" (серия "Королева бензозаправки") - в роли бабника и алкоголика, но при этом владельца семи бензоколонок.

В 2004 году на экраны вышел еще один сериал с участием Евгения Ильича. В картине В. Ускова и В. Краснопольского "Сыщики 3" он вновь играет человека в погонах - министра внутренних дел. К своим работам, как в фильмах, так и в сериалах Евгений Ильич всегда подходит творчески. В этот раз своему герою актер придумал нервный тик…

Наталью Гвоздикову и Евгения Жарикова считают идеальной кинопарой. Вместе они уже 30 лет. Конечно, как и у всех смертных, были и у них в семье размолвки и обиды, недопонимание и недосказанность. Но они всегда умели выйти из затруднительной ситуации.

Евгений Жариков рассказывает: "Мы с Наташей очень разные. Она вспыльчивая, я терпеливый. Она замкнутая, я коммуникабельный. Я не люблю готовить, а Наташа - прекрасная кулинарка. Великолепно готовит салаты, вареники, пирожки с капустой, рыбу. Любимое занятие всей семьи - сбор грибов. Часто бываем на реке Десне. Там очень живописные места. Интересно у нас проходит встреча Нового года. Это целый ритуал. Я и сын Федя едем к знакомому леснику выбирать елку, мама печет торт "Наполеон". В новогоднюю ночь гуляем по улицам, веселимся, заходим поздравлять соседей".

Сын Евгения Ильича и Натальи Федоровны Федор Жариков (род. 02.08.1976 г.) не пошел по стопам родителей. Несмотря на то, что у него были неплохие задатки актера, он уже с детства принципиально отказывался от всяких съемок, даже в "Ералаше", куда его приглашал Борис Грачевский. Он закончил иняз, получил офицерское звание и стал переводчиком. В настоящее время работает в госструктуре, занимается самолетостроением.

Евгений Ильич увлекается охотой, рыбалкой, сбором грибов. Любит лошадей, собак, кошек и вообще животных, природу. Имеет 42 года стажа подводного плавания с аквалангом и без него, любит конный и парашютный спорт, фехтованию, стрельбу, футбол, волейбол, баскетбол, шахматы, легкую атлетику. Читает русскую и зарубежную классику: прозу и поэзию Пушкина, Лермонтова, Есенина, Рубцова, Тютчева, Фета, Баратынского, Гете, Байрона, Бернса и других. Музыкальные предпочтения: произведения Чайковского, Глинки, Рахманинова, Листа, Паганини, Баха, Бетховена, Моцарта, Гайдна, Верди, Глена Миллера, Поля Мариа, Нино Рота, Марка Фрадкина, Яна Френкеля, Александры Пахмутовой и других. Является поклонником Яншина, Грибова, Гриценко, Кторова, Тарасовой, Орловой, Марецкой, Жана Габена, Лоуренса Оливье, Анна Маньяни, Бриджит Бордо, Шэрон Стоун и других отечественных и зарубежных актеров. Свободно владеет английским и немецким языками.

"У меня две пламенных страсти - автомобили и охота, - рассказывает Жариков. - Машин в личном владении две (правда, не новых). Ездить люблю быстро, но без лихачества. А охочусь в компании с Аристархом Ливановым в живописных уголках средней России. В последнее время к нашей дружной компании присоединился еще и Алексей Булдаков, которому после "Русской национальной охоты" вроде бы неудобно отставать от своего киношного генерала".

В свои 60 лет Евгений Жариков, в свое время разбивший сердце не одной романтической любительнице кино, по-прежнему привлекателен, обаятелен и по-мужски красив.

Последние лучшие фильмы