Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

Изольда Извицкая

Изольда Извицкая

Изольда Извицкая родилась 21 июня 1932 года в небольшом городке химиков Дзержинске, под Нижним Новгородом. Ее отец был химиком, мать - педагогом. Изольда росла живой, отзывчивой и непосредственной девочкой. Занималась в драматическом кружке Дворца пионеров, где заведующей работала её мама.

16 февраля 1949 года семнадцатилетняя школьница записала в своём дневнике: "Все говорят, что я хорошо читаю и играю в самодеятельности. Но если бы всё это когда-нибудь пригодилось! Ой, дура я. Даже мечтать об этом не смею. Как можно: из меня - и вдруг артистка?!".

В 1950 году после выпускного школьного бала весь класс отправился провожать Изу на ночной московский поезд. Извицкая уезжала поступать во ВГИК и поступила с первой попытки на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Когда ее родители узнали об этом, они поступили разумно: не стали устраивать скандала и позволили своей единственной дочери попытать счастья в столице. Видимо, в душе надеялись на то, что у нее ничего не получится и дочь благополучно вернется в родительский дом.

В 1951 году, приехав в Дзержинск на каникулы, Изольда познакомилась с Вячеславом Коротковым, студентом Ленинградского института киноинженеров.

Школьная подруга Извицкой Нина Зимина рассказывала: "Слава много фотографировал Изу. На природе. У Оки. Она - в летнем платьице, в белых парусиновых босоножках (на ночь их стирала, сушила, а по утрам чистила зубным порошком). Такая вся солнечная. Отношения их были чистыми, целомудренными. Когда надо было разъезжаться, Иза подарила мне несколько фотокарточек. На одной написала: "До сих пор лишь ты была хранительницей моих тайн. Теперь у меня есть Слава!".

Но позже, во ВГИКе Извицкая познакомилась с Раднэром Муратовым, у них завязались отношения, и они вместе прожили 3 года.

В кино Изольда Извицкая начала сниматься, учась во ВГИКе. Первоначально это были исключительно эпизоды. Она снялась в приключенческой ленте "Богатырь" идет в Марто", оптимистической драме "Тревожная молодость", мелодраму "Первый эшелон". Ничего особенного в этих картинах Извицкой играть не пришлось, однако само участие в съемках прибавляло уверенности начинающей актрисе.

В 1955 году Извицкая получила роль в фильме Михаила Калатозова "Первый эшелон".

На съёмках этой картины она познакомилась с молодым актёром Эдуардом Бредуном. Она рассталась с Муратовым, а Бредун вскоре стал её мужем.

Из письма Извицкой подруге Зареме Кормилицыной: "Извицкая - идиотка. Вышла замуж. Да-да. Это реальное дело. Факт в паспорте. Но ты не огорчайся, мой котёнок. Она, эта дрянная девчонка, которая называется актрисой, всё такой же баламут и ничего не понимает в жизни. Она каждый день ссорится со своим мужем по поводу: кто глава семейства. Так ещё и не выяснили".

В 1955 году Извицкая окончила ВГИК. И в том же году режиссёр Григорий Чухрай приступил к съёмкам фильма "Сорок первый" по одноимённой повести Б.Лавренёва. Планировалось, что главные роли - Марютки и Говорухи-Отрока - сыграют Екатерина Савинова и Юрий Яковлев. Однако по разным причинам ни один из этих актёров в картину так и не попал. И тогда на съёмочной площадке появились популярный Олег Стриженов и никому не известная тогда еще актриса Изольда Извицкая.

Правда, с ее утверждением на роль не все было гладко. Худсовет "Мосфильма" выступил против ее кандидатуры, так как считал, что грациозной и красивой Извицкой не удастся сыграть диковатую и резкую Марютку. Однако Чухрай считал иначе, и его позиция была непреклонна.

Судьба картины висела на волоске. Больше всех из-за неопределенности нервничала Извицкая. Это была её первая серьёзная роль. Девушка часто впадала в уныние. Но Чухраю удалось уговорить худсовет, и съемки картины начались.

Григорий Чухрай, чтобы поддержать Изольду, вызвал на съёмки Бредуна и дал ему маленькую роль казака. Роль Марютки Извицкая сыграла блестяще. Ей удалось передать удивительную цельность натуры своей героини, силу внезапно просыпающегося чувства и страшный трагизм развязки.

По сценарию главная героиня влюблялась в классового врага белогвардейского поручика. Это могло стать непреодолимым препятствием для выхода картины. Начальство даже хотело привлечь Чухрая к суду, придумав для этого повод – почему на съемки потрачено столько много денег? Хотя было известно, что съемки проводились в пустыне, в тяжелых погодных условиях, которые довольно часто сводили на нет работу группы.

Фильм вышел на экраны страны в 1956 году и был восторженно встречен зрителями. Через год его повезли на Каннский кинофестиваль, где он также вызвал бурю восторга. Поначалу французские журналисты встретили приезд советской делегации не очень доброжелательно. В одной из газет даже написали, что в Канны прибыла делегация из Москвы, в которой присутствует "актриса с ногами степного кавалериста", имея в виду Извицкую. На самом деле, внешность Извицкой могла поспорить с внешностью любой голливудской кинозвезды. Сама актриса восприняла этот выпад очень серьёзно и едва не впала в депрессию. Чухраю и Стриженову пришлось немало потрудиться, чтобы найти нужные слова и успокоить её.

Жюри Каннского фестиваля присудило фильму "Сорок первый" специальный приз "За поэтичность и оригинальный сценарий". Был по достоинству оценён и талант Извицкой. Популярные журналы "Нью-Йорк мэгэзин" и "Паризьен либре" вышли с её портретами на обложке. В её честь устраивались приёмы. В Париже открылось кафе "Изольда".

На родине 25-летнюю звезду тоже не оставили без внимания. У неё появились многочисленные поклонники, среди которых были и довольно известные личности. Могущественный Алексей Аджубей, зять Никиты Сергеевича Хрущёва, как-то даже повздорил из-за неё с Марком Бернесом. Оба были влюблены в молодую звезду.

Изольду Извицкую сделали членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, а это значило, что актриса получила прекрасную возможность беспрепятственно путешествовать по миру. За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву и Буэнос-Айрес.

В перерывах между поездками Извицкая продолжала сниматься в кино. Во второй половине 1950-х годов она сыграла в мелодраме "Неповторимая весна", киноповести "Очередной рейс", драме "Поэт" и комедии "К Чёрному морю". Изольда Извицкая рассказывала, что во время съемок кинокомедии "К Черному морю" она поняла, как важен для актера физический тренинг, как важно уметь владеть своим телом, быть всегда в форме.

В фильме есть такой эпизод: Ирина - Извицкая опаздывает на занятия в автошколу. Сцену пришлось снимать дважды. На первой съемке оказалось, что актриса не умеет бегать - она безнадежно отстала от сопровождающей ее машины с кинокамерой. Спустя несколько недель, на второй съемке, выяснилось, что скорость, с которой двигалась машина с оператором, слишком мала для Извицкой: она намного опередила автомобиль. Помогли упорные тренировки на стадионе.

Но ни один из этих фильмов не шёл в сравнение с "Сорок первым".

Время шло, а режиссёра, способного предложить Извицкой роль, равную по драматизму той, что она сыграла в "Сорок первом", не находилось. Чухрай позднее по этому поводу заметил: "То, что Извицкую после "Сорок первого" стали приглашать на вторые, а то и на третьестепенные роли, связано с серьёзными недостатками нашей социальной системы в кино. Многие крупные, да и молодые режиссёры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных возможностей, которые раскрыла в Извицкой роль Марютки. Именно поэтому многие актёры поистине уникального таланта у нас снимались весьма редко, тогда как на Западе большой успех в фильме открывает дорогу актёру ко многим фильмам".

Начало 1960-х годов Извицкая встретила творческим кризисом. Постепенно её перестали приглашать даже на второстепенные роли, и это обстоятельство воспринималось ею крайне болезненно. Слава, едва начавшись, тут же улетучилась, и привыкнуть к этой мысли для Извицкой было труднее всего. Если бы рядом оказался верный друг, который подставил бы ей плечо, может быть, всё повернулось бы иначе. Однако такого человека рядом с нею не оказалось. Муж Эдуард Бредун на роль наставника явно не подходил. Хотя Извицкая очень любила своего мужа. И за всю свою жизнь не сказала о нем ни одного дурного слова.

Роль Эдуарда Бредуна в судьбе Извицкой описывали современники по-разному. Актриса Майя Менглет, например, приехав в 1986 году в Дзержинск на гастроли с Театром имени Станиславского, утверждала: "Если вам кто-то скажет, что в её смерти повинен Эдик, не верьте. Когда Изольда стала пить, он пытался её лечить, устраивая в больницы. Не получилось, видно. Он с ней устал. И потом, наш киношный мир такой христопродажный, многие ей завидовали, и её депрессию воспринимали чуть ли не с восторгом".

К сожалению, во всех других источниках присутствует совершенно иная точка зрения. А.Бернштейн рассказывал: "Именно Бредун, может быть, сам того не желая, приучил молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему впоследствии оскорблять её, обвиняя в пьянстве... Первый в жизни бокал шампанского актриса выпила на свадьбе, когда ей было 23 года. Потом по инициативе Бредуна начался длительный период домашних застолий, на которых царствовали крепкие напитки - водка и коньяк. Влияние алкоголя на её хрупкий организм было разрушительным: уже скоро она начала терять координацию движений, уходить в небытие. Актёры рассказывали мне, что во время кинофестиваля в Горьком из комнаты гостиницы, которую занимали Бредун и Извицкая, был слышен такой разговор: "Мне плохо, Эдик... Я больше не могу пить эту гадость". - "А ты опохмелись, легче будет".

Трагизм ситуации усугубляло то, что актриса не могла иметь детей.

В 1963 году режиссёр Сергей Колосов приступил к съёмкам одного из первых в стране многосерийных телефильмов - "Вызываем огонь на себя". В главной роли снималась жена режиссёра актриса Людмила Касаткина. А её напарницу, разведчицу Пашу, должна была играть Извицкая. По словам С.Колосова: "Порой на съёмках Изольда была недостаточно собранна, плохо выглядела, чувствовалось, что она ведёт безалаберную семейную жизнь". Однако Извицкая прекрасно справилась со своей ролью. Почти полтора года, пока велись съёмки, она старалась держаться в форме. Многим знавшим её тогда показалось, что актриса поверила в себя и впервые за долгие годы сможет изменить собственную судьбу в лучшую сторону. Но чуда не произошло.

Вернувшуюся после съемок в Москву актриса опять начала злоупотреблять алкоголем. Для серьёзной беседы Извицкую вызывал к себе начальник актёрского отдела "Мосфильма", предлагал обратиться за помощью к наркологу. Она наотрез отказалась.

Предложений сниматься в кино не было. Бредун, уезжая на съемки, денег ей не оставлял, и она жила впроголодь. Когда он возвращался, то часто приводил домой шумные компании, мог избить ее, нередко она ходила с синяками, а однажды сломал ей руку.

Некоторые коллеги Извицкой пытались хоть как-то облегчить ее участь. Так, в 1969 году они уговорили режиссера Самсона Самсонова занять ее в съемках своего фильма "Каждый вечер в одиннадцать". Однако роль Извицкой в этом фильме была такой маленькой, да еще бессловесной, что ее присутствия там никто из зрителей не заметил. Но не это было главное. Съемки происходили в Сочи, и это обстоятельство позволило Извицкой уехать из Москвы, из неблагоприятной ее окружавшей атмосферы. Этот фильм стал последним, 23-м по счету, в послужном списке актрисы.

В январе 1971 года Эдуард Бредун собрал свои вещи и ушел к подруге жены. Извицкая осталась одна, сломленная, больная, без профессии и средств к существованию. Она закрылась в своей квартире, открывая дверь лишь тем, кто стучал ей условным стуком, и неделями не показывалась на улице, часто питаясь только сухарями.

Уход любимого мужа привел к тому, что на почве переживаний у Извицкой началось тяжелое нервное расстройство, вследствии которого, она попала в психиатрическую лечебницу. Выйдя из психиатрической больницы, она снова запила. Актриса Татьяна Гаврилова вспоминала: "Возвращаясь с репетиции, я шла вниз по 2-му Мосфильмовскому переулку. Впереди шла худенькая женщина в выцветшей каракулевой шубе и русском цветном платке. Она крепко держала в правой руке старенькую авоську с двумя пустыми бутылками из-под кефира и газетным свёртком. Обогнав её, я обернулась и сразу узнала Изольду Извицкую. Мы давно не виделись, и её лицо показалось мне более болезненным и одутловатым, чем прежде, она производила впечатление человека не от мира сего.

- Здравствуйте, Изольда Васильевна!

- Ой, деточка, здравствуй! Не хочешь ли зайти ко мне? спросила она, потирая маленькие руки. Её глаза просили меня поговорить, пообщаться с ней. Я согласилась. Мы дошли до её дома и поднялись на 3-й этаж. В однокомнатной квартире Извицкой царила идеальная чистота, но обстановка была весьма бедной. В полуоткрытом одёжном шкафу висело лишь несколько поношенных женских халатиков. Уловив мой взгляд, Изольда Васильевна сказала, что её недавно обокрали. В углу стояла старая продавленная тахта и около неё телевизор с небольшим экраном...

- Деточка, - вдруг произнесла актриса, - давай с тобой выпьем.

Она извлекла из газетного свёртка спрятанную бутылку "Столичной", поставила её на кухонный стол, затем налила две небольшие стопки водки, а на закуску подала чёрные сухарики, которые всегда сушила и держала на всякий случай. Когда она открывала холодильник на кухне, я заметила, что он пуст. Видимо, все эти последние дни её мучил голод, но на водку Изольда деньги где-то доставала. После первой рюмки она потеряла равновесие и схватилась за край кухонного стола. Испугавшись, я обхватила её руками и поволокла к тахте. Когда она пришла в себя, я попрощалась и ушла...".

В Театре-студии киноактёра ей предложили роль в новом спектакле "Слава" по пьесе Гусева. Это предложение ободрило Извицкую, она учила дома свою роль. Но в конце февраля 1971 года актриса пропала. Татьяна Гаврилова рассказывала: "Третьего марта диспетчер театра, обеспокоенная тем, что телефон Извицкой не отвечал, позвонила Бредуну и попросила его пойти на квартиру своей бывшей жены и, если никто не отзовётся, открыть дверь своим старым ключом. Но Бредун не смог попасть в квартиру - дверь была закрыта, а ключ торчал в замочной скважине с другой стороны. Вызвали милицию, слесаря из ЖЭКа, и они взломали дверь.

Изольда Васильевна лежала на полу в стёганом французском халатике, головой - на кухне, худеньким телом - в комнате. Видимо, актриса шла на кухню, но, потеряв сознание, упала и умерла. Судя по всему, пролежала так больше недели. Еды в доме не было никакой, лишь кусочек хлеба, наколотый на вилку, лежал в металлической селёдочнице. По настойчивой просьбе Бредуна смерть Извицкой объяснили "отравлением организма неизвестными ядами, слабостью сердечно-сосудистой системы".

О смерти некогда знаменитой актрисы сообщила только "Советская культура". По "Би-би-си" сказали, что в Москве от голода и холода, выброшенная из общества, скончалась Изольда Извицкая. Ей было всего 38 лет.

Актриса Наталья Фатеева, жившая с Извицкой в одном доме, вспоминала: "Я пошла на похороны Изольды и видела несчастных родителей, отца и мать, хоронивших единственную дочь. Стоял мороз, но светило солнце, словно обогревая холодное кладбище. Мне запомнилось, что, когда опускали гроб и начали бросать мёрзлые комья, раздавался жуткий грохот. А пьяный Бредун кричал и кричал: "Бросайте камни аккуратно, аккуратно, ведь ей же больно...".

Актриса была похоронена в Москве на Востряковском кладбище.

Последние лучшие фильмы