Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

Людмила Касаткина

Людмила Касаткина

Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года в селе Володарское под Вязьмой Смоленской области в семье Ивана Алексеевича и Варвары Николаевны Касаткиных. Спустя некоторое время после рождения дочери семья переехала в Москву. С раннего возраста девочка мечтала стать балериной, и поэтому родители устроили ее на хореографическое отделение в Московскую оперную студию имени Шацкого. Люда оказалась талантливой ученицей, она начала выходить на сцену уже в одиннадцать лет, исполняя детские роли во взрослых балетных постановках. К сожалению, большим надеждам, которые возлагали на юную балерину ее педагоги, не суждено было сбыться. На танцевальной карьере Касаткиной поставила крест травма ноги, а обследование, которое провели в больнице врачи, выявило у девочки малокровие. Поэтому после четырех лет занятий в студии о балете пришлось забыть.

Но Людмила продолжала мечтать о сцене, теперь ее устремления были направлены на драматическое искусство. В 1943 году будущая актриса успешно сдала вступительные экзамены в Государственный институт театрального искусства. Во время учебы в ГИТИСе Касаткина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Колосовым, который поступил в институт еще в 1939 году, но продолжил обучение на режиссерском факультете только после войны, в 1946 году.

В 1947 году, по окончании ГИТИСа, Касаткина поступила в труппу Центрального театра Советской армии, где проработала всю жизнь. В первое время юная актриса исполняла роли своих ровесниц – молоденьких девушек и подростков. Дебютировала Людмила Касаткина на сцене Театра Советской армии в спектакле «Первый гром», в котором она сыграла роль Оксаны. По словам Владимира Зельдина, роль досталась актрисе случайно:

– Как сейчас помню: 1947 год, репетируем пьесу о молодогвардейцах «Первый гром». Приходит девочка: очаровательная блондинка, робкая – только после института. Ее, как водится, определили в массовку. Но за неделю до премьеры заболела актриса – исполнительница роли Оксаны. Главреж сказал ассистенткам: «Будет играть она» – и показал на Касаткину. На комиссии свой отрывок Люда сыграла фантастически. Тот спектакль стал ее первым в театре.

Затем последовали роли Жени Шульженко в «Фабричной девчонке» Александра Володина, советской разведчицы Нилы Снижко в «Барабанщице» Афанасия Салынского, Марфиньки в «Обрыве» Александра Гончарова. В репертуаре Людмилы Ивановны были такие роли, как Марья Антоновна в гоголевском «Ревизоре», Флорелла в «Учителе танцев», Киса в «Раскинулось море широко», Комиссар в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, Елена Андреевна в чеховском «Дяде Ване», Кручинина в пьесе Островского «Без вины виноватые», миссис Этель Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж», Марго Чанинг в «Шарадах Бродвея»; Катарина в «Укрощении строптивой» Шекспира.

Первое появление Людмилы Касаткиной на экране состоялось в 1954 году в комедии «Укротительница тигров». Актрисе выпала редкая удача сыграть в своем дебютном фильме главную роль – дрессировщицы Леночки Воронцовой, в чьем образе сочетались женственная хрупкость и твердость характера, которой позавидовали бы многие представители сильного пола. Партнерами Касаткиной по съемочной площадке стали Павел Кадочников, Леонид Быков, Нина Ургант, Татьяна Пельтцер, Сергей Филиппов. Картина пользовалась огромной популярностью у зрителей, и поэтому режиссер Надежда Кошеверова в свой следующий фильм «Медовый месяц» на главные роли вновь пригласила Касаткину и Кадочникова. Однако повторить успех предыдущей работы новая комедия не смогла.

Следующей заметной ролью Людмилы Касаткиной стала Катерина в поставленной Сергеем Колосовым экранизации шекспировской пьесы «Укрощение строптивой», представляющей собой киноверсию спектакля Театра Советской армии. После этой картины Касаткина сыграла подряд еще в четырех фильмах своего мужа Сергея Колосова. В 1965 году на телеэкраны страны вышел многосерийный фильм «Вызываем огонь на себя», который принято считать первым советским сериалом. В картине, рассказывающей о деятельности антинацистского подполья в Польше, Касаткина сыграла одну из центральных ролей – разведчицу Аню Морозову.

За участие в создании фильма «Вызываем огонь на себя» актриса была удостоена в 1968 году Премии Ленинского комсомола.

Затем последовали главные роли в экранизации рассказа Антона Павловича Чехова «Душечка», в детективном мини-сериале «Операция “Трест”», фильме-спектакле «Северо-западнее Берлина». В 1972 году Касаткина вновь снимается у Колосова – в телевизионной исторической драме «Свеаборг». В 1973 году на телеэкраны страны вышел мини-сериал «Большая перемена» по мотивам повести Георгия Садовникова «Иду к людям». Лирическая комедия о студенте-историке, который вместо поступления в аспирантуру вынужден пойти работать учителем в школу вечерней молодежи, сразу завоевала сердца советских зрителей и до сих пор остается одной из самых любимых картин. Немалую роль в этом сыграло участие в ленте целого созвездия замечательных актеров – Михаила Кононова, Александра Збруева, Ролана Быкова, Светланы Крючковой, Валентины Талызиной, Савелия Крамарова, Евгения Леонова, Виктора Проскурина, Натальи Гвоздиковой, Валерия Носика, Льва Дурова и других. Людмила Касаткина сыграла в «Большой перемене» директора школы Екатерину Семеновну. Следующей работой актрисы стала военная драма Сергея Колосова совместного советско-польского производства «Помни имя свое», в основу сценария которой были положены реальные события. В ней Касаткина сыграла главную роль – Зинаиду Воробьеву, женщину, которая, во время Великой Отечественной войны попав в Освенцим, была разлучена со своим маленьким сыном.

За исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя свое» Людмила Касаткина в 1974 году была отмечена премией на МКФ в Гданьске (Польша), а в 1976 году стала лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1975-м Людмила Касаткина по результатам опроса журнала «Советский экран» была признана лучшей актрисой года. Во второй половине 1970 – 1980-х годах Людмила Касаткина снимается в политической драме «Диалог», байопике «Мать Мария», телеопереттах «Под крышами Монмартра» и «Принцесса цирка», экранных версиях спектаклей Театра Советской армии «Элегия», «Орфей спускается в ад», «Дороги Анны Фирлинг» («Мамаша Кураж»), «Шарады Бродвея», мини-сериале «Радости земные». В 1990-е годы актриса мало снималась, в это время вышло всего несколько картин с ее участием, в том числе исторический сериал «Раскол» и авантюрная комедия «Судья в ловушке» Сергея Колосова, а также черная комедия Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений». Последними экранными работами Людмилы Ивановны стали комедийная мелодрама «Ищу невесту без приданого» и экранизация рассказа Тэффи «Потерянные в раю».

В 1950 году Людмила Касаткина вышла замуж за режиссера и сценариста Сергея Колосова, с которым познакомилась еще во время учебы в ГИТИСе. В 1958 году у Колосова и Касаткиной родился сын Алексей, ставший впоследствии известным джазовым музыкантом и композитором. Людмила Касаткина вела преподавательскую деятельность, обучая секретам актерского мастерства студентов в своем родном ГИТИСе (РАТИ). В последние годы Людмила Ивановна много времени уделяла общению с поклонниками ее таланта, выступая на творческих вечерах и встречах со зрителями. Умерла актриса 22 февраля 2012 года, через 11 дней после смерти мужа, режиссера Сергея Колосова.

Людмила Касаткина снялась в 14 фильмах своего мужа Сергея Колосова. По единодушному признанию зрителей и кинокритиков, именно эти роли стали лучшими в карьере Людмилы Ивановны. К двум картинам – «Потерянные в раю» и «Судья в ловушке» – музыку написал сын актрисы и режиссера Алексей Колосов. Работая над фильмом «Укротительница тигров», Людмила Касаткина настолько вошла в роль, что после завершения съемок знаменитый цирковой дрессировщик Борис Эдер, работавший на картине консультантом и сыгравший в ней одну из ролей, публично предложил актрисе: «Я, Эдер, делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж. Я ей доверю 11 штук». Услышав в ответ отказ, основоположник отечественной школы дрессировки хищников, чьими учениками были Маргарита Назарова и Вальтер Запашный, изумленно спросил актрису: «Неужели вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?» Касаткина ответила: «Власть? Нет – азарт».

На съемках «Укротительницы тигров» режиссера не устраивало, что во время выполнения цирковых номеров главную героиню снимали только со спины, так как в этих эпизодах Касаткину заменяла ее дублерша – дрессировщица Маргарита Назарова. Постановщик требовал кадров, где лицо актрисы, находящейся среди тигров, было бы хорошо видно. Для этого было придумано снимать эти сцены, отделив исполнительницу главной роли от животных стеклом. Во время очередного дубля одна из тигриц разбила стекло и оказалась рядом с перепуганной актрисой. Спас Касаткину всё тот же Борис Эдер, буквально выхвативший ее из клетки с хищниками. Для съемок фильма «Помни имя свое» Людмила Касаткина решила сбросить вес, чтобы более органично выглядеть в роли истощенной узницы концлагеря, но для этого ей пришлось прибегнуть к обману. Муж актрисы, режиссер Сергей Колосов, поставивший картину, не одобрял эксперименты с похуданием. Тогда Касаткина придумала способ постройнеть: «Купила себе флягу, наливала туда чай, добавляла лимончик и капельку меда. Когда все собирались на обед, говорила, что у меня обед с собой. Так я скинула двенадцать килограммов. Оказалось, что это очень много – от истощения стала терять сознание. Но своего добилась!»

Людмила Ивановна всегда очень серьезно относилась к подготовительной работе над ролью, старалась не упустить ни одной даже малозначительной детали. Для съемок в «Укрощении строптивой» актриса научилась ездить верхом. Готовясь сыграть в основанном на реальных событиях сериале «Вызываем огонь на себя» юную подпольщицу Аню Морозову, она тщательно изучала все факты биографии своей героини. А перед началом работы над «Помни имя свое» несколько дней провела в Освенциме, в лагере смерти, который в то время уже был музеем.

Последние лучшие фильмы