Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация
Михаил Ульянов

Михаил Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Омской области, в семье председателя колхоза. В детстве об актерской профессии Михаил Ульянов, как это часто водится, и не мечтал.

В небольшом сибирском городке Тара, где он рос, и театра-то вовсе не было. Так что лет до пятнадцати мыслей о театре даже не возникало. А потом… Потом, побывав на спектаклях тобольского театра, который приехал в Тару на гастроли, молодой человек призадумался: «Может, стоит попробовать?» Кое-какой «опыт», правда, уже имелся: вместе с друзьями участвовал в художественной школьной самодеятельности.

Началась война. В городке появилась труппа украинских артистов из эвакуированного львовского Театра им. Заньковецкой. Режиссер, организовавший театральную студию, Евгений Просветов и посоветовал студийцу Ульянову поступать в театральный.

Особого стремления идти в актеры не было. Люди этой профессии казались сибирскому пареньку иноземцами. Но в Омск поехать решился, а вернее, уехать из дома. Вопрос «поступлю - не поступлю» не был судьбоносным: во что бы то ни стало - на сцену. Родители отнеслись с пониманием: "Ты выбрал — тебе решать, пробуй". Могло и не получиться: на то, что не получится, было девяносто девять шансов из ста. И была бы совсем другая жизнь. Но видно, судьба…

Проучившись в Омске несколько лет, Михаил Ульянов рискнул поступать в Москве. В августе 1946 года с небольшим чемоданом он приехал покорять, как говорят, столицу. Единственная студия в Москве, о которой слышали в далекой Сибири - студия Алексея Дикого, оказалось, давно не существует. В растерянности молодой артист попытался поступить в Театральное училище им. Щепкина - прошел только два тура. Бросился поступать в студию при МХАТе — та же история.

Полностью отчаявшись, Ульянов брел по Арбату и неожиданно нос к носу столкнулся со знакомым пареньком из Омска. Тот и направил будущего патриарха сцены и экрана в театральное училище им. Б.Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, о котором, разумеется, молодой человек тогда и понятия то не имел. И роман с театром закрутился: Михаил Ульянов был принят и более 60 лет выходил на сцену Вахтанговского! А в сентябре 1987 г. был назначен художественным руководителем театра.

В свой первый сезон в театре молодой артист Ульянов играл в основном в массовых сценах и эпизодах, но постепенно стал получать и серьезные роли - главные и второстепенные, положительные и отрицательные, классику и современность.

Амплуа Ульянова в театре, а в последствии и в кино, определилось сразу и четко: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний. Быстро это нашло свое подтверждение в знаменательном для театра спектакле по пьесе А.Арбузова «Город на заре». Ульяновский Костя Белоус был сплавлен из безоглядного энтузиазма, наивной веры в немедленное, безоблачное, счастливое завтра, матросской удали, невероятной нежности, робости и доброты.

Впоследствии была создана целая галерея разноплановых характеров: Баркан в «Государственном советнике», Артем в «Макаре Дубраве», Сергей Серегин в «Иркутской истории» и Виктор в «Варшавской истории». Между тем, несмотря на яркие и крупные черты лица, Михаил Ульянов был человеком очень тонким и образованным, редким человеком внутренней культуры и божьего дара, одним из наиболее ярких и самобытных актеров отечественного театра и кино. Артиста привлекали характеры сложные, противоречивые, мощные, парадоксальные.

На сцене театра Вахтангова Ульянов создал целую галерею исторических личностей. Его Антоний («Антоний и Клеопатра»), - воин, не мыслящий себя вне походной жизни, без грома оружия и звуков труб. Мгновенная любовь обезоруживает, повергает его к ногам Клеопатры. Ульяновский Ричард в «Ричарде III» - злобный интриган. Игрок, волею случая, забравшийся на престол, не знающий разницы между добром и злом.

Актер проводит откровенную параллель с веком XX. Незабываемая, могучая натура Степана Разина в спектакле Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю». В последующие годы - роль Ленина в постановке Р. Стуруа «Брестский мир», отца всех времен и народов Сталина в «Уроках мастера», Цезаря в инсценировке по роману Т. Уайлдера «Мартовские иды», Шмагу в блистательном спектакле П.Фоменко «Без вины виноватые».

Но наиболее близкой по духу для актера, конечно же, стала роль Эдигея, «И дольше века длится день» Чингиза Айтматова.

Выделилась среди образов и осталась в памяти театра роль Рогожина в инсценировке романа Ф.Достоевского «Идиот». Его Рогожин - бешеная, испепеляющая страсть, она двигала, управляла его поступками, и он безропотно ей подчинялся. Ульянов так и играл всю роль от сжигающей страсти до отрешенной исповедальности, и ни на секунду зрителя не покидало ощущение обреченности его Рогожина. Эта роль выдвинула молодого артиста в первые ряды, заставила о себе заговорить.

Невозможно забыть и роль солдата Ивана в «Горя бояться счастья не видать», милого Васю из спектакля «На золотом дне», Микеле в «Филумене Мартурано». Запомнился зрителям и Стратос в «Ангеле», страстный Бригелла в «Принцессе Турандот», героический рулевой в «Конармии», простой Иван Горлов в спектакле «Фронт», мужественный Гайдай в «Гибели эскадры».

В кино Михаил Ульянов начал сниматься в 1953 году и первая работа - роль Якова Лаптева в фильме «Егор Булычев и другие», не привлекла к себе внимания ни зрителей, ни режиссеров. И Ульянов несколько лет пребывал в тени - пока не получил приглашение сыграть главную роль в поэтической эпопее «Добровольцы».

Потом были роли в фильмах «Они были первыми», «Дом, в котором я живу». Это было время рождения замечательных, могучих характеров, созданных на экране Михаилом Ульяновым. Его знаменитый Трубников, в кинокартине «Председатель», сыгранный страстно, темпераментно, на разрыв души, мучающийся за людей и вместе со своими людьми, стал советской классикой. А иступленный мятежник Митя Карамазов, в «Братьях Карамазовых», и генерал Чарнота, в киноленте «Бег».

Мощный актерский темперамент Михаила Ульянова, возведенный в квадрат немодным «гражданским» темпераментом, поднимал земные характеры председателей, директоров, маршалов и прочих «деятелей» к вершинам подлинного искусства.

По ролям Михаила Ульянова можно изучать историю театра - образ вахтанговской сцены, во всяком случае, без него был бы иным. А уж история кино без олицетворенных Ульяновым кинолент режиссеров Салтыкова и Панфилова, Райзмана и Михалкова, Соловьева, Говорухина – это просто книга с вырванными страницами. И какими страницами!

Актеру часто приходилось играть роли сильных мира сего - и Сталина, и Наполеона, и Кирова, и, конечно же, вождя мирового пролетариата – Ленина. Роль Ленина…? Этому придавалось особое значение. Значение придавали роли Ленина в принципе: пришел человек, который потряс мир. Потряс - хорошо или плохо, но потряс. Его обожествляли. А сейчас его развенчивают.

«Человек с ружьем» собирался в Австрию, и тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева очень нервничала по поводу того, что кроме вождя Михаилов Ульянов играет отрицательные персонажи. А дело в том, что до того актер сыграл у Басова в фильме «Тишина», в роли этакого стукача, мерзавца.

Сам же актер вспоминал, как сильно его потрясло, что роль Ленина «съела» актера Смирнова, часто игравшего вождя. «Упаси меня Бог», - думал тогда Михаил Ульянов. А еще была какая–то необъяснимая боязнь. Боялся Ленина, - боялся, что с ним он просто окаменеет. Чтобы не быть раздавленным фигурой основателя советского государства, актер и кинулся играть более двусмысленных героев, начал играть много отрицательных ролей.

В киноэпопее «Освобождение» Михаил Ульянов впервые исполнил роль, яркую и запоминающуюся, маршала Георгия Константиновича Жукова. В общей сложности образ прославленного полководца актер создавал в течение двадцати пяти лет: в кинолентах «Блокада», «Битва за Москву», «Сталинград», «Война» и, конечно же, в фильме «Великий полководец Георгий Жуков» - всего в двенадцати картинах.

Если говорить честно, то для большинства и сам Михаил Ульянов - в первую очередь это маршал Жуков. Сыгранный с неистовым актерским бесстрашием, полководец Жуков, одержимый страстной жаждой справедливости, гражданским пафосом, стремление к правде, к великой победе, настолько достоверный, что многие зрители воспринимали актера и персонаж как единое целое. Да и ощущалась знаменитая «Жуковская» непреклонность в суровом ульяновском изгибе плотно сомкнутых губ, когда полководец решал судьбоносные вопросы стратегии.

И отвечал актер на все жизненные вопросы «по-жуковски» прямо и откровенно, порой даже резко - когда тема задевала его. Дошло до того, что лицо Ульянова стали считать более «жуковским», чем лицо самого легендарного маршала. Некоторые памятники военачальнику были наделены лицами не маршала, а актера Ульянова - скульпторам казалась естественным вылепить лицо, по работам которого страна знала своего полководца. Так и стоит теперь бронзовый Михаил Ульянов на площадях городов России, а подножия золотом выбито: «Великому полководцу Георгию Жукову».

Как это ни покажется странным, лично знакомы артист и маршал не были, но на роль маршала Михаила Ульянова утвердил … сам Жуков. «Когда был готов сценарий, - вспоминал Михаил Александрович, - Георгий Константинович поинтересовался, кто его будет играть. «Артист Ульянов». «А-а, Ульянов, знаю-знаю. Я не против». Полководец был большим театралом и знал артиста Ульянова. А вот встретиться двум великим так и не довелось - к сожалению, не воспользовался Михаил Ульянов естественным правом актера, который играет живущего героя, на знакомство с ним.

В перестроечные девяностые годы Михаил Ульянов снимался по-прежнему много: диапазон фильмов с участием артиста колебался от социального фарса Михаила Пташука «Кооператив «Политбюро» до оптимистической комедии Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо».

С успехом прошел на экранах страны фильм «Последний побег». Здесь требовался именно ульяновский темперамент. Ульянов был нервом картины, «тянул» весь фильм. Другой актер сыграл бы этот персонаж наверняка бы скучно. Герой Михаила Ульянова всего лишь руководитель духового оркестра в спецучилище, маленький человек. Но как он борется за человеческую душу, за оступившегося подростка, как он отстаивает его, ходит по разным кабинетам, и как его не всегда и всюду понимают.

Одна из любимых ролей Михаила Ульянова, как не странно, но это так! - роль, которую он играл с Ириной Купченко в фильме «Без свидетелей». Персонаж омерзительный - он юлит, крутится, словно уж на палке! Приходит к своей бывшей жене выпрашивать некую индульгенцию, чтобы ее нынешний муж, оказавшийся начальником героя, не прищучил его …

Кого только не пришлось играть Михаилу Александровичу! Одна из его последних работ - роль народного артиста СССР Черкасского, в двухсерийной ленте Валерия Ахадова «Подмосковная элегия». И хоть актер и уверял, что Черкасский не имеет с ним ничего общего, почему-то не до конца в это верится.

Станислав Говорухин вообще решился на вольный ремейк старого голливудского триллера «Жажда смерти» - заглавная роль «Ворошиловского стрелка» досталась Михаилу Ульянову. В обществе ведь сильны реваншистские настроения – «грабь награбленное», «эксплуатируй эксплуататоров». «Ворошиловский стрелок» находился в русле этих настроений, пытался противостоять этому стилю жизни. Но это - кино! Этот фильм - чисто личностная, почти сказочная история. В жизни все гораздо сложнее. Мучительнее и страшнее. А с другой стороны - это крик в общество: «Что же мы не защищены никем и никому не нужны?» Такая тема в киномотографии не впервой поднимается. Но это не решает проблему. Один человек своим наказанием не изменит всю историю. Люди должны жить в законе, покое и так далее…

Михаил Ульянов создал галерею разноплановых героев в телевизионных постановках: Ленин в «Штрихах к портрету», Багров в «Транзите», Хадсон в «Островах в океане», Брызгалов в «Кафедре», Тевье-молочник в одноименной постановке.

Творчески счастлив художник, который в силах понять и отразить время, в котором живет. Каждая эпоха рождает своих певцов. И велика трагедия художника, если ему не удалось выразить те мысли и чувства, которые нужны людям сегодня. Одна из незабываемых последних работ великого мастера на телевидении - телеспектакль «Русская народная почта» по одноименной пьесе Олега Богаева в постановке Владимира Мирзоева.

Михаил Ульянов играет одинокого старика-пенсионера Ивана Сидоровича Жукова. История грустная и светлая. Он пишет письма себе самому: от имени друзей детства, от диванных клопов и марсиан. От Ленина, его играет Максим Суханов, и императрицы Елизаветы, артистка Галина Тюнина. Прячет их, забывает, где спрятал, а потом страшно радуется, когда находит. Последнее письмо Иван Жуков находит в день рождения в праздничном пироге. Это письмо от Смерти, и там написано: «Ваня, живи вечно».

Все время актера сопровождало состояние творческой не успокоенности, сомнений, неудовлетворенности, неистребимая жажда работы, поисков, экспериментов. Как режиссер и сценарист Михаил Ульянов дебютировал в фильме «Самый последний день», также сыграв в нем и главную роль. Актер написал четыре книги: «Моя профессия», «Работаю актером», «Возвращаюсь к самому себе», «Приворотное зелье».

Актерскую деятельность Михаил Ульянов в течение многих лет совмещал с активной общественной деятельностью, хотя по утверждению некоторых средств массовой информации как администратор Ульянов не смог добиться сколько-нибудь значительных успехов. Артист Михаил Ульянов был не из категории вождей, а из категории людей, которые трудятся в меру своих сил и возможностей.

А во власть, с его же слов, попал случайно: в политику никогда не стремился. В те годы был абсолютный диктат партии во всем, «избирали» по разнарядке. Дело, скорее всего, было так: сидели кружком, размышляли ладком: доярка у нас есть, слесарь есть, артиста… нет! А вот Ульянов - он известный, давай его! Так совершенно случайно и попал артист в номенклатуру. Михаил Ульянов был делегатом «перестроечного» XXVII съезда КПСС, а впоследствии - народным депутатом СССР, до 1991 года - года ликвидации партии, был членом ЦК КПСС, входил в состав Центральной ревизионной комиссии КПСС. Михаил Ульянов занимал должности секретаря правления Союза кинематографистов СССР, заместителя председателя правления Союза театральных деятелей РСФСР, председателя Союза театральных деятелей СССР. Был почетным председателя Союза театральных деятелей России.

Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк были в браке более 50 лет. Парфаньяк Алла Петровна - жена, заслуженная артиста России, актриса театра Евгения Вахтангова. Дочь - Елена, художница. Внучка - Лиза.

Актер и просто Человек, человек с большой буквы, Михаил Александрович Ульянов, многого добился и в профессии, и в общественной деятельности. Когда же творческая личность ощущает себя счастливым человеком, что доставляет радость? Все гениально просто: «Хорошая работа, которую вижу где-нибудь. Моя дочь и моя внучка приносят мне радость.… Все идет, как идет. Надо просто согласиться с тем, что есть».

26 марта 2007 года не стало великого Актера и замечательного Человека Михаила Александровича Ульянова, остановилось сердце «маршала нашего кино». Но он не умер, он остался в памяти и сердцах людей, через сыгранные им роли отразилась эпоха, сложный и противоречивый XX век нашего государства.

Похоронен артист Ульянов Михаил Александрович с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище 29 марта 2007 года. Имя Михаила Ульянова, почетного гражданина Омской области, присвоено Омскому Государственному Северному драматическому театру.

Именем Михаила Ульянова назван первый 260-метровый арктический танкер ледового класса, церемония закладки которого состоялась 8 июня 2007 года. Спуск танкера на воду планируется летом 2008 года.

Последние лучшие фильмы