Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии

Омар Шариф

Omar Sharif

Омар Шариф

 Родился: 10 апреля 1932, Александрия, Египет

Голливудский актер египетского происхождения, обладатель трех наград "Золотой Глобус".

Настоящее имя — Мишель Демитри Шальхуб (Michael Demitri Shalhoub). Родился 10 апреля 1932 года в городе Александрия (Египет) в богатой христианской семье ливанского иммигранта Джозефа Шальхуба (Joseph Shalhoub) и египтянки ливано-палестинского происхождения Клары Шальхуб (Claire Shalhoub).

Мишель Деметри закончил престижный английский колледж Виктория в Александрии, затем поступил в Каирский университет на физико-математическийфакультет. После окончания университета некоторое время работал с отцом, занимавшимся торговлей лесом, но после нескольких неудачных вложений капитала дела пошли плохо, и Шальхуб-младший решил уйти из бизнеса.

В 1953 году Мишель Шальхуб дебютировал в кино, сыграв в фильме "Борьба в долине" («Siraa Fil-Wadi»).
На съемках своей первой картины он познакомился со своей будущей женой, популярной египетской актрисой Фатен Хамамой (Faten Hamama), ради брака с которой он в 1955 году принял ислам и сменил имя на Омар эль-Шариф (Omar El-Sharif). В дальнейшем Хамама и Шариф часто снимались вместе. В 1957 году у супругов родился сын Тарек (Tarek Sharif).
У себя на родине Шариф пользовался большой известностью, довольно быстро став звездой египетского кинематографа. Он снялся в более чем двадцати картинах, пробовал себя в качестве режиссера и даже владел небольшой киностудией в Каире.

Первое появление Омара Шарифа в западном кино — в картине 1956 года "Владелица Ливанского замка" («La châtelaine du Liban») французского режиссера Ришара Потье (Richard Pottier) — прошло незамеченным.

Международное признание пришло к тридцатилетнему Шарифу после съемок в историко-приключенческом фильме "Лоуренс Аравийский" («Lawrence Of Arabia»).

Вышедшая на экраны в 1962 году картина была награждена семью премиями Американской киноакадемии и стала настоящим прорывом как для впервые снявшегося в главной роли Питера О'Тула (Peter O'Toole), сыгравшего Томаса Эдварда Лоуренса (Thomas Edward Lawrence), так и для Омара Шарифа, исполнившего роль шерифа Али ибн Эль-Кариша, принеся обоим номинации на "Оскара": первому — как лучшему исполнителю главной роли, второму — как лучшему исполнителю роли второго плана.

Шариф получил также два "Золотых Глобуса" — как лучший актер второго плана и как самый обещающий новый актер.

После "Лоуренса Аравийского" на колоритного египтянина буквально посыпались предложения о съемках в западных картинах. В 1963-65 годах он снялся в исторических картинах "Падение Римской империи" («The Fall of the Roman Empire») и "Чингиз Хан" («Genghis Khan»), приключенческом байопике "Сказочное приключение Марко Поло" («La fabuleuse aventure de Marco Polo»), военной драме "Узри коня бледного" («Behold a Pale Horse»), комедии "Желтый роллс-ройс" («The Yellow Rolls-Royce»).

Закрепила успех экранизация романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго" («Doctor Zhivago»), поставленная Дэвидом Лином (David Lean) в 1965 году, где Шариф сыграл уже главную роль — доктора Юрия Живаго.

Участие Шарифа в картине было отмечено третьим в его карьере "Золотым Глобусом" — в категории «Лучший киноактер (драма)».

Следующей крупной удачей актера стала роль Ника Арнштейна в комедийном мюзикле 1968 года "Смешная девчонка" («Funny Girl»), главную роль в котором исполнила неподражаемая Барбра Стрейзанд (Barbra Streisand). В 1975 году он вместе со Стрейзанд снялся в сиквеле картины "Смешная леди" («Funny Lady»).

Всего в 60-70-х годах, на которые приходится пик популярности Шарифа, актер снялся почти в трех десятках картин, играя в основном в исторических и приключенческих фильмах, таких как "Майерлинг" («Mayerling»), "Золото Маккенны" («Mackenna's Gold»), "Че!" («Che!»), "Таинственный остров" («La isla misteriosa») и других.

Сам Омар Шариф, свободно, но с акцентом, говорящий на пяти языках, признавался, что чаще всего его приглашают на роли иностранцев, с чем он блестяще справлялся:

«Я не испанец, не итальянец, не француз. Я иностранец везде, а потому меня приглашали на роли немецких офицеров, русских поэтов, нью-йоркских евреев».

Партнерами Шарифа по съемочной площадке становились такие звезды кино, как Энтони Куинн (Anthony Quinn), Орсон Уэллс (Orson Welles), Грегори Пек (Gregory Peck), Софи Лорен (Sophia Loren), Ингрид Бергман (Ingrid Bergman), Ширли МакЛейн (Shirley MacLaine), Жанна Моро (Jeanne Moreau), Ален Делон (Alain Delon), Ава Гарднер (Ava Gardner) и другие.

С начала 1980-х годов Омар Шариф постепенно теряет популярность, несмотря на то, что продолжает активно сниматься в фильмах. Актеру, начавшему отходить от амплуа романтического героя, теперь все реже достаются главные роли, а качество лент с его участием зачастую не выдерживает сравнения с кинохитами, в которых он блистал еще несколько лет назад. Шариф теперь чаще снимается в комедиях: "О, божественный пес!" («Oh Heavenly Dog»), "Совершенно секретно!" («Top Secret!»), "Синие пирамиды" («Les pyramides bleues»), но его по-прежнему охотно приглашают в боевики ("Правосудие бессильно" («Beyond Justice»), "13-й воин" («The 13th Warrior»)) и исторические ленты ("Екатерина Великая" («Catherine the Great»), "Анастасия: Загадка Анны" («Anastasia: The Mystery Of Anna»)).

Кроме того, Омара Шарифа можно увидеть и в «серьезном» кино. Так, в 1987 году Шариф сыграл Верховенцева в экранизации романа Ф. М. Достоевского "Бесы" («Les Possedes»), поставленной известным польским режиссером Анджеем Вайдой (Andrzej Wajda), а в 1991-92 годах Шариф снялся в дилогии Анри Вернея (Henri Verneuil) "Мать" («Mayrig») и "Улица Паради, дом 588" («588 rue Paradis»).

В 1990 году Омар Шариф стал одним из членов жюри Международного кинофестиваля в Венеции.

В 2000-х годах Омар Шариф продолжает сниматься в картинах самых разных жанров, принимает участие в создании документальных лент. Из последних его работ можно отметить фильмы "Последний тамплиер" («The Last Templar») "Империя святого Петра" («San Pietro»), а также главную роль в драме 2003 года "Мсье Ибрагим и цветы Корана" («Monsieur Ibrahim et les fleurs du Coran»), за которую он был награжден премией "Сезар" как лучший актер и отмечен призом на Венецианском кинофестивале. На том же фестивале актеру был вручен "Золотой лев" за выдающийся вклад в кинематограф.

Всего Омар Шариф за свою долгую карьеру снялся в более чем ста картинах.

В 1974 году последовал развод Омара Шарифа и Фатен Хамамы. Инициатором этого был Шариф, объяснявший свой поступок тем, что в его жизни появилось множество соблазнов, а изменять жене он не хотел:

«Я никогда не обманывал свою жену и не хотел, чтобы мне пришлось это сделать. Я ее любил. Я ее уважал. Но вокруг было столько девушек, буквально бросавшихся мне на шею… Я был молодым египтянином, который никогда раньше не видел запястий или лодыжек женщины, поэтому опасность того, что я влюблюсь в какую-нибудь из этих прелестных куколок, была высока».

Сын, в соответствии с мусульманскими законами остался с отцом, Хамама впоследствии вновь вышла замуж и была счастлива в браке.

Сам Шариф больше никогда не был женат, хотя актеру приписывали романтические отношения с первыми красавицами экрана, ходили слухи, что он получал в день по тысяче предложений руки и сердца от своих почитательниц. Но хотя его имя было окружено легендами о многочисленных любовных похождениях, Шариф всегда утверждал, что его единственной настоящей любовью была и остается Фатен Хамама.

В 1976 году вышла книга воспоминаний Омара Шарифа "Вечная мужественность" («L'eternel masculin»).

Шариф часто снимался в голливудских фильмах, но жить он предпочел в Париже, где обосновался с конца 1960-х годов. В 2000 году актер переехал на родину, в Египет.

По утверждению самого актера, сниматься в фильмах не самого высокого качества его заставляли долги, которые он делал, проигрывая большие суммы в казино и на бегах:

«Я был весь в долгах. Большие проигрыши заставляли меня соглашаться на все, что попадалось под руку. Это, естественно, не повышало моего актерского реноме и вызывало во мне досаду, неудовлетворение. А это опять толкало в казино. Вот такой заколдованный круг».

Начиная с 1960-х годов за Омаром Шарифом закрепляется репутация одного из авторитетнейших экспертов и лучших игроков в бридж. Страсть к этой игре перешла к актеру от матери, большой поклонницы бриджа, которой случалось «перекинуться в картишки» с самим королем Египта Фаруком. В 1970-80-х годах он вместе с американским теоретиком бриджа Чарльзом Гореном (Charles Henry Goren) вел колонку в "Chicago Tribune", посвященную любимой игре. Шариф также является автором нескольких книг, посвященных бриджу.

В 2006 году Шариф заявил в одном из своих интервью, что больше не играет в бридж, сказав:

«Я решил, что больше не хочу быть рабом какой-либо страсти, кроме моей работы. У меня было слишком много страстей: бридж, скачки, азартные игры. Я хочу жить другой жизнь, быть больше с моей семьей, потому что раньше я не уделял этому достаточно времени».

После перенесенной в 1992 году операции на сердце Омар Шариф стал активно заниматься благотворительностью. Он регулярно участвует в сборах средств для фонда «Цепь надежды», который оказывает медицинскую помощь детям в беднейших странах.

В ноябре 2005 года Омар Шариф был награжден медалью ЮНЕСКО в знак признания его выдающегося вклада в развитие мирового кинематографа и культуры.

Последние лучшие фильмы