Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация
Владимир Меньшов

Родился 17 сентября 1939 года в г. Баку. Родители Владимира Меньшова родом из Астрахани. Мама - Антонина Александровна Дубовская (1905 г.р.) – дочь зажиточного крестьянина из села Чаган, что под Астраханью – после революции, опасаясь попасть под раскулачивание, покинула семью. Помыкавшись, она устроилась горничною на судно, совершавшее пассажирские рейсы из Баку в Иран. Здесь то она и познакомилась с первым помощником капитана Валентином Михайловичем Меньшовым (1912 г.р.). В 1938 году они зарегистрировали свои отношения, а спустя год у них родился сын Владимир.

Детские годы Владимира прошли в Баку. Там же, в 1941 году, у него родилась сестренка Ирина, и мама теперь все свое время посвящала воспитанию детей. Отец к тому времени уже успел оставить профессию моряка. Ему предложили работу в НКВД, а от таких предложений в те годы отказываться было крайне опасно.

После войны, в 1947 году, отца Владимира перевели в Архангельск. Сказочная северная природа России покорила юного мальчика. Впоследствии, став режиссером, Владимир Меньшов признавался, что на его творчество немало повлияли те детские впечатления.

Несмотря на переезды, Владимир всегда учился хорошо. Причем заслуга в этом, прежде всего, его самого. С ранних лет Владимир очень много читал, расширяя свой кругозор. Как и все мальчишки, начинал он с приключенческой литературы, но постепенно его вкус развивался, и в старших классах Владимир все больше стал уделять внимания классике. Эту страсть к книгам Меньшов пронес через всю свою жизнь, собрав впоследствии солидную библиотеку.

Между тем, в Архангельске семье Меньшовых не пришлось долго задержаться. Уже в 1950 году Валентина Михайловича вновь перевели – на этот раз в родную Астрахань. Здесь Владимир и окончил школу. Причем окончил с серебряной медалью! Необходимо было определяться с профессией.

Валентин Михайлович очень хотел, чтобы сын избрал профессию военного. Однако Владимир мечтал совсем о другом. Еще с детства он увлекся кино. Мальчик не раз пересматривал советские фильмы, многие из которых знал практически наизусть. Кроме того, Владимир участвовал в постановках школьных спектаклей, а также серьезно изучал литературу о кино.

К окончанию школы Владимир твердо утвердился в мысли стать актером. Родители были не в восторге от выбора сына, - слишком уж сомнительной им казалась эта затея, но мешать сыну они не стали. Так, в 1957 году Владимир отправился покорять Москву.

Первая попытка оказалась неудачной. Во ВГИКе юношу забраковали. Причем забраковали по делу, - Владимир оказался совершенно неподготовленным. Но поездка не прошла даром. Окунувшись в новый для себя мир, он был им просто зачарован, и твердо решил не отступать от своей цели.

Владимир вернулся в Астрахань и устроился на завод имени Карла Маркса. Там он работал сначала учеником токаря, а затем токарем. В 1958 году юношу приняли во вспомогательный состав Астраханского драматического театра, где он начал набираться столь необходимого опыта для поступления в театральный институт.

В последующие два года Владимир успел поработать шахтером в Воркуте и матросом в Баку. И только в 1961-м вновь решился на покорение Москвы.

В Москве Владимиру Меньшову посчастливилось поступить в Школу-студию МХАТ, - в те годы одно из лучших учебных заведений страны. Еще, будучи студентом, ему довелось поработать (пусть и в массовке) рядом со звездами театральной сцены.

На втором курсе произошли изменения в личной жизни Владимира Меньшова. Он женился на студентке Школы-студии МХАТ Вере Алентовой. Незаметно пролетели три года, и подошло время выпускных экзаменов. Вот тут-то Владимир Меньшов и Вера Алентова впервые испытали жесточайшее разочарование. Если других студентов распределили по театрам, то для них работы просто не оказалось.

В итоге им пришлось временно расстаться. Владимир Меньшов уехал в Ставрополь, где был принят в труппу Ставропольского краевого драмтеатра имени Лермонтова, а Алентова все же смогла устроиться в Москве – в Московский театр имени А.С. Пушкина.

В Ставрополе Владимир Меньшов проработал два года. Актером и режиссером. Причем режиссура все больше его захватывала, и в 1967 году он вновь вернулся в Москву, чтобы поступить теперь уже на режиссерский курс.

Меньшов явился во ВГИК к легендарному Михаилу Ромму и представил ему свои литературные работы. Молодой актер настолько понравился мэтру, что тот принял его сразу же на второй курс, специально для него придумав «аспирантуру по режиссуре художественного фильма». Здесь, под руководством Михаила Ильича Меньшов в течение трех лет постигал режиссерское искусство.

Что же касается личной жизни, то отношения между Меньшовым и Алентовой складывались далеко непросто. В 1969 году у них родилась дочь Юля (впоследствии ставшая популярной телеведущей и киноактрисой), но жили Вера и Владимир порознь. Причиной тому было элементарное отсутствие жилья. Денег на квартиру у них не было, вот и приходилось Алентовой с дочерью жить в общежитии театра им А. С. Пушкина, а Меньшову ютиться во ВГИКовской общаге. Такое ненормальное положение, в конце концов, привело к тому, что они приняли решение расстаться.

Удивительного в этом ничего нет. Как в свое время писал Маяковский: «Семейная лодка разбилась о быт». Удивительно другое: прожив не один год врозь, Вера и Владимир вновь соединили свои судьбы. «То, что мы снова стали жить вместе, - большое счастье. Я уверена, что расставание пошло нам на пользу. Думаю, если бы мы не расстались тогда, то наверняка бы расстались позже. Но уже никогда бы не соединились», - считает Алентова.

В 1970 году Владимир Меньшов окончил ВГИК. К диплому однокурсник Владимира Александр Павловский решил поставить на Одесской киностудии комедию «Счастливый Кукушкин». Владимир Меньшов выступил в ней в качестве соавтора сценария, а также исполнителя главной роли – молодого рабочего Кукушкина. Дебют Меньшова удался. В 1971 году картина получила главный приз на киевском кинофестивале «Молодость-71».

Не меньший успех имела и вторая актерская работа Меньшова. За роль молодого председателя колхоза Семена Боброва в фильме режиссера Алексея Сахарова «Человек на своем месте» он был удостоен первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.

После этого Меньшов вдруг оказался очень востребованным актером. С 1972 по 1976 год он снялся в киноповести «Соленый пес», социальной драме «Последняя встреча» (колхозный бригадир Клим Авилов), производственной драме «Собственное мнение» (психолог Петров). В этих картинах Меньшов создавал образ решительных, волевых людей, обладающих чувством собственного достоинства и обаянием.

Несмотря на удачные актерские работы, главным для Меньшова, по-прежнему, оставалась режиссура. Его первой работой на этом поприще стала короткометражка «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», снятая еще в годы учебы. А настоящий дебют в качестве режиссера состоялся в 1976 году.

Картина «Розыгрыш», рассказывающая о жизни современных школьников вызвала у зрителей бурный успех, составными частями которого стали: правдивый сценарий, великолепная игра молодых звезд (Дмитрий Харатьян, Наталья Вавилова, Андрей Гусев, Евдокия Германова), замечательные песни Александра Флярковского и Алексея Дидурова и, конечно же, качественная режиссерская работа. В 1978 году Владимир Меньшов вместе со сценаристом Семеном Лунгиным, оператором Михаилом Бицем и актрисой Еленой Ханаевой были отмечены Государственной премии РСФСР.

В 1978 году Меньшов приступил к съемкам мелодрамы «Москва слезам не верит». Стоит отметить, что сценарий к этому фильму, написанный Валентином Черных, долгое время оставался невостребованным у режиссеров. История девушки-лимитчицы, преодолевающей жизненные трудности и становящейся директором фабрики, никого не воодушевляла.

В первую очередь Владимир Меньшов полностью переработал сценарий, увеличив объем до двух серий и введя новых персонажей. На главную роль Кати Тихомировой он определил свою жену Веру Алентову, а на остальные – популярных Алексея Баталова и Олега Табакова и молодых Ирину Муравьеву, Раису Рязанову, Александра Фатюшина. В своей картине Меньшов очень органично соединил две разные эпохи: Москвы 60-х и Москвы 70-х. Очень умело в ткань фильма была введена ретро-сцена с Леонидом Харитоновым, Иннокентием Смоктуновским и Георгием Юматовым.

На экраны фильм вышел в феврале 1980 года и сразу же завоевал сердца миллионов советских граждан. Успех был просто ошеломительным! Люди ходили на него по 2-3-4 раза! Всего за 1980 год только в нашей стране картину посмотрело более 80 миллионов человек! Не удивительно, что по итогам опроса журнала «Советский экран» «Москва слезам не верит» была названа лучшим фильмом года.

Большой успех ожидал картину и за рубежом. Более ста стран курили ее для проката, а в США «Москва слезам не верит» была отмечена высшей кинематографической награды – «Оскара» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Кроме того фильм был отмечен высокими наградами на кинофестивалях в Хьюстоне (США), Кито (Эквадор), Брюсселе (Бельгия) и в Потругалии.

Следующей режиссерской работой Владимира Меньшова стала картина «Любовь и голуби» по одноименной пьесе Владимира Гуркина. Эта веселая, бесхитростная комедия неожиданно оказалась в немилости у «верхов». А все дело в том, что закончил ее Меньшов как раз в разгар антиалкогольной компании, развернувшейся в Советском Союзе. Руководству очень не понравилось, что герои фильма нередко прикладываются к стакану, а один из персонажей и вовсе постоянно появляется в кадре поддатым. Меньшову предложили вырезать несколько эпизодов, но он не согласился. Тогда режиссера просто отстранили, а фильм положили на полку. На экраны «Любовь и голуби» вышла (к счастью в полном варианте) лишь поле того, как антиалкогольная компания утихла.

Зрители (в отличие от критиков) встретили «Любовь и голуби» с огромным восторгом. Вскоре на фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас картина получила Главный приз – «Золотую ладью». И сегодня она является одной из любимейших зрителями картин.

Все эти годы Меньшов продолжал активно сниматься в кино в картинах самых разных жанров. Миллионы зрителей запомнили его по роли Паши Голикова ищущего невесту с помощью двоюродного брата – добряка и весельчака Генки (Александр Панкратов-Черный) в авантюрно-лирической комедии Геральда Бежанова «Где находится Нофелет?».

Среди других работ 80-х: Олег Николаевич в социальной драме Карена Шахназарова «Курьер», Сергей в мелодраме Эрнеста Ясана «Прости», Потапов в публицистической драме Виктора Трегубовича «Магистраль».

Немало интересных работ у Владимира Меньшова было и в тяжелые для отечественного кинематографа 90-е годы. Он вновь сыграл Меньшикова в исторической драме «Царевич Алексей» (первый раз образ соратника Петра I был создан Меньшовым еще в 1976 году в комедии «Как царь Петр арапа женил»), снялся в исторических фильмах «Генерал» и «Троцкий», а также в других картинах. Но главный успех к Меньшову пришел опять в качестве режиссера. Речь идет о комедии "Ширли-Мырли".

В новый век Владимир Меньшов вошел с новой режиссерской работой – ретро-мелодрамой «Зависть богов». Картина раскрывала перед зрителями трагическую историю любви двух людей. Главная героиня фильма Соня (в очередной раз в этой роли снялась Вера Алентова) – уже немолодая женщина, у которой, казалось, есть все в жизни: любящий муж, умный сын, хорошая работа. Но любовь коварная штука, и она без памяти влюбляется во французского журналиста Андрэ (Анатолий Лобоцкий), приехавшего в СССР.

В последние годы Владимир Меньшов активно работает в кино и в качестве актера, и в качестве продюсера. Он блистательно сыграл роль Устинова в историческом сериале «Брежнев», майора милиции Брагина в сериале «Москва. Центральный округ» и множество других ролей. Большой успех пришелся на его работу в блокбастерах «Ночной дозор» и «Дневной дозор», где Меньшов создал образ Светлого мага Гесера.

Последние лучшие фильмы