Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Александр Ширвиндт
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Детство маленького Саши прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке, что у Никитских ворот. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии, составляла программы концертов, в том числе и для правительства. Отец был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе.
Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. Других бабушку с дедушкой, со стороны отца, он не застал в живых (дед Густав был адвокатом, бабушка Анна растила детей). 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе N 110 - туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев.
Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал еще одно заведение - школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез, падеграс. А в музыкальной школе Александр проучился пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден».
Детские воспоминания Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Дмитрий Журавлев, Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов... Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре.
В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Веры Константиновны Львовой. Буквально с первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Там он сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита.
В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. А в 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм», где состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит». Александр Ширвиндт сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов, и на гонорар, полученный за эту роль смог приобрести автомобиль «Победа».
Но уже в том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Александр Ширвиндт дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная», который поставил Б.Н. Норд. Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!» Б. Балтера, «Колесо счастья» Тур, «Вам 22, старики!» Э. Радзинского, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова, «Центр нападения умрет на заре» А. Куссани, «О Лермонтове» О. Ремеза и Т. Чеботаревской, «Святая Иоанна» Б. Шоу.
Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это: Тригорин в «Чайке» А.П. Чехова, Людовик в «Мольере» М.А. Булгакова, Гудериан в «Каждому свое» С. Алешина, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Э. Радзинского.
Последняя роль занимает особое место в творчестве Александра Ширвиндта. В созданном им образе кинорежиссера Нечаева «аккумулировались все приметы времени с их двойственностью и неопределенностью, толкавшими художника на путь бесконечных компромиссов и в жизни, и в искусстве» отметил критик Б. Поюровский . Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А.А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей. За время работы с Анатолием Эфросом Александр Ширвиндт превратился в зрелого мастера.
В 1968 году вслед за Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной. В Театре на Малой Бронной Александр Ширвиндт проработал 2 года, сыграл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» и др.
Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками». Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с другими актерами начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером - исполнителем. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество, - все те пороки, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература, и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде. Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвинду и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран. Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался « В гостях у Михаила Жарова».
На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта - Авдотьи Никитичны (Борис Владимиров) и Вероники Маврикиевны (Вадим Тонков). Он также работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Львом Шимеловым, Владимиром Винокуром др. Кроме того, он писал монологи для многих артистов (Веры Марецкой, Михаила Пуговкина, Всеволода Санаева и др.), которые затем в их исполнении звучали с эстрады.
В 1970 году Александр Ширвиндт уходит из театра на Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звали Михаил Державин и Андрей Миронов. В Московском театре сатиры он сыграл более 30 ролей, поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.
Первой ролью Александра Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1970). Эта роль – одна из лучших в репертуаре актера. Среди других спектаклей, в которых сыграл А.А. Ширвиндт, – «Гурий Львович Синичкин» (Он, Родион, 1970), «Обыкновенное чудо» (Министр-администратор, 1971), «Ревизор»(Добчинский, 1972), «Таблетку под язык» (Ломтев, 1972), «Маленькие комедии большого дома» (Отец, 1973), «Клоп» (Президент репортажа, 1973), «Дом, где разбиваются сердца» (Гектор, 1975), «Горе от ума» (Молчалин, 1976), «Чудак» (Ахмет Рыза, 1980), «Трехгрошовая опера» (Роберт Пила, 1982),«Бремя решения» (Пьер Селинджер, 1985), «Рыжая кобыла с колокольчиком» (Негриш, 1986), «Счастливцев – Несчастливцев» (Несчастливцев, 1997), «Орнифль» (Орнифль, 2001), «Андрюша». А. Арканова и А. Ширвиндта (2001) и др.
С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам – 50» (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и «Концерт для театра с оркестром» (1982), а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи...» (1985), «Спартак» (Мишулин) – «Зритель» (сборная) (1992).
Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей, в том числе: «Маленькие комедии большого дома» (совместно с Андреем Мироновым, 1973), «Недоросль» (1978), «Ее превосходительство» (1979), «Страсти Черноморья» (1988), спектакль «Андрюша», написанный совместно с А. Аркановым (2001), «Слишком женатый таксист» (2003), «Швейк, или гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку (2004), "Женщины без границ" Ю. Полякова (2007).
Александр Ширвиндт много и с успехом снимался в кино. В начале кинематографической карьеры Ширвиндту не очень везло - большинство ролей, которые он сыграл, почти запомнились зрителям. За двумя исключениями.
Первое - фильм Евгения Ташкова «Приходите завтра», в котором снялся прекрасный дуэт - Александр Ширвиндт и Юрий Белов. В этом фильме Ширвиндт играл лже-Станиславского, а Белов – лже-Немировича-Данченко. Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта - героя «капустников».
Второе исключение - фильм того же Евгения Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам.
Затем были работы в фильмах: Председатель шахматного клуба в «Двенадцати стульев», «Спасите утопающего» (1967), «Еще раз про любовь» (1968), «Крах» (1968), «Какая у вас улыбка» (1974), «Небесные ласточки» (1976), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Мнимый больной» (1980)… Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт – Андрей Миронов – Михаил Державин в искрометной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (1979).
Но главной ролью Ширвиндта на тот момент была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. Помимо «Иронии судьбы...» Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах Эльдара Рязанова. В «Вокзале для двоих» он сыграл Шурика, тапера в привокзальном ресторане, в драме «Забытая мелодия для флейты» - чиновника Мясоедова, в «Стариках-разбойниках» - референта министра.
Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы. Пожалуй, самой известной его работой была роль обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Герой Ширвиндта ради получения денег создает комитет по оказанию материальной поддержки бедствующим семьям. Естественно, первой в списке становится его семья...
Среди других заметных работ Ширвиндта: Юрий Николаевич, директор туристического бюро в мелодраме «Отпуск за свой счет», Фиарелли в музыкальном фильме «Принцесса цирка», худрук в комедии «Серебряное ревю», Аркадий в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная», ведущий телепередачи в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх», Аркадий в комедии «Бабник», Тартаковский в комедии «Искусство жить в Одессе».
Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимается преподавательской деятельностью. С 1958 года он преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года – профессор). Среди его выпускников: Андрей Миронов, Алла Демидова, Наталья Гундарева, Светлана Рябова, Александр Пороховщиков, Леонид Трушкин, Амалия Мордвинова, Мария Голубкина, Леонид Ярмольник и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны (только в Театре сатиры их 16 человек!).
Александр Ширвиндт – постоянный участник целого ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались его циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи».
Александр Ширвиндт принимал участие в бенефисах Веры Васильевой, Людмилы Гурченко, Ларисы Голубкиной, в программе «Бенефис о бенефисах», поставленных режиссером Евгением Гинзбургом. Он сыграл роль Дон Жуана в телеспектакле Анатолия Эфроса «Несколько слов в защиту господина Мольера» (1968) и роль Одноглазого шахматиста в телефильме Марка Захарова «Двенадцать стульев».
Во второй половине 80-х слава Александра Ширвиндта обрела свое «второе дыхание». Тогда стало модным проводить всякого рода юбилеи, на которых обязательным атрибутом стали выступления тандема Александр Ширвиндт - Михаил Державин. Дуэт с Михаилом Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников». Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.
Знакомство Александра Ширвиндта со своей будущей женой Наташей Белоусовой состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ, который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке, прежде всего, то, что у нее в хозяйстве имелась... корова. Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Так что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться.
По профессии Наталья Николаевна - архитектор. По своим корням жена Александра Ширвиндта - столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу - в старое московское купечество.
В 1965 году Александр Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в знаменитую высотку на Котельнической набережной, обменяв две комнаты в Скатертном и однокомнатную квартиру в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. В этой элитной высотке жили и до сих пор живут Людмила Зыкина, Лидия Смирнова, Клара Лучко, Фаина Раневская и другие знаменитости.
В 1958 году А. Ширвиндт стал отцом - родился сын, которого назвали Михаилом. Михаил, закончив Театральное училище им. Щукина, несколько сезонов отработал в театре «Сатирикон». Однако в 1993 году он уходит на телевидение, бросив театр. Вел «Лотто Миллион». В 1994 году создал студию «Весы», которая трансформировалась затем в телекомпанию «Живые новости».
У Михаила Ширвиндта двое детей: сын Андрей (1981 г.р.), студент юридического факультета РГГУ, дочь Саша (1986 г.р.).
Александр Анатольевич увлекается рыбалкой, баскетболом, игрой на скрипке. Более 40 лет курит трубку, которая стала его непременным атрибутом.
В 1997 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил одной из малых планет имя «Ширвиндт».
На вопрос: «Как Вы к жизни вообще относитесь?» - Александр Ширвиндт отвечает: «Пытаюсь воспринимать ее иронично-философски, понимая всю бренность нашего существования».
С середины 90-х Александр Анатольевич практически не снимается в кино. Он продолжает успешно руководить Театром Сатиры, ставит спектакль «Свобода за любовь» по пьесе Плата. Однако отказаться от участия в продолжении знаменитой «Иронии судьбы» актер не смог. Вместе с Александром Белявским они вновь сыграли друзей Лукашина. На этот раз они отправляют в Ленинград его сына, а затем, вслед за ним, и самого Лукашина…
Будем надеяться, что это далеко не последняя работа Ширвиндта, как киноактера. Ведь итоги подводить еще рано.