Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Александр Збруев
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Александр Збруев родился 31 марта 1938 года в Москве, на Арбате. Его отец был крупным руководителем и занимал пост заместителя наркома связи. Мать была из адвокатской семьи, имела актерское образование и на момент рождения сына работала на кинофабрике имени Чайковского.
В конце 1937 года, после возвращения из служебной командировки в Америку, отца арестовали как "врага народа". Суд над ним длился всего лишь 15 минут, и приговор был краток: расстрел. Так что своего отца Александр Збруев живым уже не застал. Вскоре их с матерью, как членов семьи "врага народа", арестовали и этапом отправили на пять лет в исправительно-трудовой лагерь под Рыбинском.
И все же судьба оказалась к ним благосклонна. Лагерное начальство пожалело молодую женщину с младенцем на руках и заменило лагерь ссылкой. Там они прожили до 1943 года, после чего им разрешили вернуться в Москву.
Они вернулись на родной Арбат, в квартиру, в которой родился Саша. Из вещей там практически ничего не осталось: самое ценное вынесли работники НКВД, а остатки подобрали соседи. Но когда хозяева вернулись назад, им так ничего и не вернули.
В 1945 году Александр пошел в первый класс 69-й московской школы. По собственному признанию, учился он плохо, не знал алгебру, тригонометрию. Дважды его оставляли на второй год. И если бы не мать, которая всеми силами тянула его из класса в класс, он бы школу так и не окончил. Единственным серьезным увлечением А. Збруева в школе был спорт: одно время он занимался боксом, затем - гимнастикой. В последнем виде спорта заработал 1-й разряд, неплохо выступал на районных соревнованиях. Однако затем и это дело забросил.
Между тем среди местной шпаны Збруев был в авторитете, несмотря на то, что по годам был самым младшим. Кличка у него тогда была соответствующая его происхождению - Интеллигент. Когда их шайка шла по Арбату, вся окрестная детвора разбегалась во все стороны. Драться эти ребята умели и очень любили.
Свой первый стакан водки Саша выпил, когда учился в четвертом классе. Однако раннее приобщение к алкоголю вызвало у него обратную реакцию: однажды он так напился, что ему стало плохо.
Александр Збруев вспоминает: "К моему другу приехал его старший брат - вор в законе, отсидевший много лет на зоне. На пирушку собралось много блатных ребят. И я по-соседски пришел. Там-то я и выпил свой стакан сорокаградусной... Помню огромную скворчащую сковородку - яичница, колбаса, картошка. Первая стопка, вторая - пацан, много ли мне нужно было? А отказаться нельзя, такая мысль даже не возникала. Очнулся в полном разборе, домой под руки вели".
С тех пор Александр если и пил, то всегда знал меру. В те же годы он начал и курить. Школу он откровенно не любил. Да и за что ее было любить? Его считали сыном "врага народа" и в открытую презирали. В пятом классе с ним произошел случай, который ожесточил его еще сильнее. Тогда его решили принять в пионеры и на утренней линейке в торжественной обстановке повязали на шею красный галстук. Однако через два дня вспомнили, кем был его отец, и так же торжественно, на линейке, галстук сняли.
В 1958 году Збруев наконец окончил десятилетку. К тому времени он уже окончательно определился в своем выборе и решил идти в артисты. Большое значение для него имела встреча с женой Е. Вахтангова (она была подругой его матери), которая в домашних условиях приняла у него экзамен и весьма лестно отозвалась о его артистических способностях.
Окрыленный ее похвалой, Александр летом 1958 года, в сопровождении своих дворовых друзей, пришел к дверям Театрального училища имени Щукина. Экзамены сдавал с таким энтузиазмом и азартом, что его приняли с первого захода. Курсом тогда руководил знаменитый Владимир Этуш.
Еще со школы Александр пользовался огромным авторитетом среди арбатских мальчишек. На Арбате же закрутился его первый серьезный роман с Валентиной Малявиной. Впоследствии Малявина также стала знаменитой актрисой.
Они поженились в 1959 году, когда и Александру, и Валентине, было всего по 17 лет. Вспоминает Валентина Малявина: "Саша учился со мной в одной школе, но затем его перевели в школу напротив. Все девчонки в него влюблялись, а мне он казался недосягаемым. Он был старше, и у меня был другой поклонник. Но однажды, уже студентом Щукинского училища, он поздоровался со мной на улице. Он всегда очень элегантен, а на мне в тот день была ярко-красная модная куртка - подозреваю, что поздоровался-то он тогда, собственно, не со мной - с курткой. Она и решила наши отношения. Мы стали встречаться, подобралась чудесная компания: Ваня Бортник, ныне знаменитый артист, Инна Гулая, Саша и я. И как-то очень быстро определилось, что мы с Сашей будем мужем и женой. Я даже перевелась в вечернюю школу, чтобы выйти за него замуж. Отправились мы в загс, никому из домашних не сказали ни слова, и там выяснилось, что расписать нас не могут - мне до восемнадцати не хватало двух месяцев. Меня там спросили: "Девочка, тебе же нет восемнадцати, как же ты замуж выходишь?" А я ответила: "А мне очень хочется". Потом мы пошли в райсовет и там получили специальное разрешение...".
Окончив училище в 1961 году, Збруев попал в труппу Театра имени Ленинского комсомола. В спектаклях того периода он в основном играл своих современников, в общем-то, похожих один на другого. Но в 1963 году в труппу театра пришел Анатолий Эфрос, и именно при нем к Збруеву пришел первый театральный успех. Он прекрасно сыграл роль 17-летнего Марата Евстигнеева из блокадного Ленинграда в спектакле "Мой бедный Марат". Не менее успешными оказались и сыгранные им роли в спектаклях "До свидания, мальчики!", "День свадьбы".
Почти в то же время у Збруева состоялся и кинодебют. Интересно отметить, что в студенческих спектаклях он стремился уйти от своих внешних данных (симпатичного и подтянутого парня) и играл в основном характерные роли: хромых, лысых, толстых, старых людей. А вот режиссер Александр Зархи увидел в нем именно современного мальчишку и пригласил его на роль Димки в свой фильм "Мой младший брат". Картина вышла на экраны страны в 1962 году и принесла исполнителям главных ролей в ней (А. Збруеву, А. Миронову и О. Далю) первый успех у зрителей.
В семейной жизни поначалу у Александра Збруева все складывалось нормально. Мама Александра хорошо приняла Валентину. "Она меня очень любила и все делала по дому. Мы были счастливы. Дома я успевала только читать. До глубокой ночи, стоя у старинного бюро, читала толстенный том Гоголя..." - вспоминает Малявина.
Но затем Валентина охладела к своему мужу. Сама она говорит, что причиной была неудачная беременность, закончившаяся выкидышем. Так или иначе, но Валентина увлеклась молодым режиссером с киностудии имени Горького Павлом Арсеновым. И в 1963 году брак распался.
Несмотря на то, что измена любимого человека оказалась для Збруева полной неожиданностью, он сумел достойно вынести этот удар. Во многом его спасла работа, которой тогда у него было много, как в театре, так и в кино. В 1963 - 1965 годах он снялся сразу в нескольких фильмах, среди которых самыми заметными были: "Путешествие в апрель", "Пядь земли", "Чистые пруды".
Большой удачей актера в кино стала роль сотрудника ОБХСС Алешина в фильме Герберта Раппопорта "Два билета на дневной сеанс". Наверное, одним из первых советских актеров Збруев воплощал на экране не кондового, во всем правильного милиционера, а вполне обычного паренька с улицы, волею судеб оказавшегося в органах. Фильм и начинается с того, что герой Збруева просит своего начальника отпустить его из милиции, так как эта служба ему в тягость.
Выйдя на экраны страны в 1967 году, фильм получил самые лестные отзывы публики.
В том же 1967 году произошли перемены и в личной жизни актера. Александр женился на актрисе Людмиле Савельевой, буквально ворвавшаяся в советский кинематограф с ролью Наташи Ростовой в фильме-эпопее "Война и мир". Долгие годы супруги счастливо жили вместе…
В начале 70-х годов Збруев по праву считался одним из самых популярных актеров советского кино. Известность актеру принесли детектив "Круг", который был продолжением знаменитых "Двух билетов на дневной сеанс", романтическая мелодрама "Романс о влюбленных", где он сыграл хоккеиста Волина и, конечно же, телефильм "Большая перемена".
В "Большой перемене" режиссера Алексея Коренева Збруев сыграл роль Григория Ганжи. Кстати на эту роль планировался муж Светланы Крючковой, а она сама должна была сыграть Светлану Афанасьевну. Но что-то не заладилось, и тут возник на горизонте Александр, который подошел на роль Ганжи как нельзя лучше.
Светлане Крючковой тоже не суждено было сыграть первоначально планируемую роль. Рассказывают, что на пробах одного из эпизодов молодая актриса так вошла в образ, что ссорясь с Ганжой, по-настоящему укусила актера Збруева за палец. Александр Викторович серьезно обиделся. Крючкову все же взяли в фильм, но уже на роль Нелли Ледневой. А вот актрису похожую на Светлану Афанасьевну еще долго искали. Пока выбор не пал на молодую, но уже популярную Наталью Богунову.
Дуэт Богуновой и Збруева вышел настолько удачным, что многие зрители и действительно поверили, что они муж и жена. Вот что рассказывает о своем партнере по фильму Наталья Богунова: «Он чудесный партнер, он компанейский человек с большим чувством юмора, хороший друг. Он славный, преславный был человек чудесный, и сейчас надеюсь, не изменился, ну просто мы видимся реже».
Картина «Большая перемена» стала одной из самых любимых в нашей стране: в час телепоказа улицы пустели, люди спешили домой, к экранам. Фильм подкупал зрителей не только абсолютно жизненными коллизиями героев, но и забавными импровизациями самих актеров, делающими эту комедию еще ближе и роднее зрителю. Так, например, в одном из эпизодов весельчак Григорий Ганжа обжигает на заводе правую руку. В медпункте ему бинтуют почему-то левую и отправляют домой. При встрече с прелестной Светланой Афанасьевной у него бинт таинственным образом перемещается снова на правую руку, и в следующем кадре оказывается опять на левой. Александр Збруев оказался настолько органичным в этом образе, что можно даже предположить, что это были шутки самого актера.
Практически все молодые актеры, снимавшиеся в нем, стали настоящими звездами.Вот что вспоминает об этой "звездной" роли сам Александр Збруев: «Когда случилась "Большая перемена", все стали тыкать в меня пальцами: "Ой, Ганжа, Ганжа". Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьезных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперед с новым именем - Ганжа. Но очень часто оно меня выручало. В трудные времена, когда в стране были проблемы с едой, я, заходя в магазин, с грустью смотрел на пустой прилавок, а продавщица вдруг говорила: "Ой! Ганжа к нам пришел!" Я спрашивал: "А что же у вас пусто?" Она отвечала: "Для тебя - ради бога, чего хочешь!" И доставала "чего хочешь" из каких-то закромов».
Не менее успешно развивалась карьера артиста и на театральной сцене. С приходом в 1974 году в Ленком нового режиссера - Марка Захарова - дела этого театра явно пошли в гору, и каждый спектакль становился событием в театральной жизни страны.
К началу 80-х годов Ленком стал "культовым" театром, и попасть в него было делом не простым. А после окончания каждого спектакля толпы поклонников поджидали своих кумиров у служебного входа. И особенно сильно донимали они тогда нескольких актеров: А. Збруева, О. Янковского, Н. Караченцова и А. Абдулова. Говорят, что первым не выдержал такого ажиотажа именно Збруев. В один из дней он собрал у служебного входа наиболее ретивых своих воздыхательниц, выстроил их по росту и сказал стоявшему рядом администратору театра: "Посмотрите на них внимательно и запомните каждую. И чтобы с этого дня ни одна из них здесь больше не появлялась!"
И все-таки эта мера мало повлияла на ситуацию: поклонники продолжали осаждать своего кумира. Поэтому пешие прогулки Збруева от Ленкома до его дома на улице Горького (там располагается магазин "Наташа") доставляли ему массу неудобств.
Несмотря на огромную популярность Збруева у зрителей, официальные власти относились к нему с недоверием. Характер он имел достаточно резкий, непреклонный, что чиновниками от искусства никогда не поощрялось. Например, в 1980 году, когда Збруев снимался в главной роли в фильме "Кольцо из Амстердама", съемочная группа должна была лететь в Голландию для съемок нескольких эпизодов. Однако режиссеру внезапно заявили, что все актеры лететь могут, а вот Збруев... "Но он же главный герой!" - попытался было возразить режиссер, но этот довод на чиновников не произвел никакого впечатления. Пришлось Голландию забыть и все "западные" эпизоды снимать в Прибалтике. Благо что в эти края актеру съездить разрешили.
Еще одна неприятность, правда, уже иного рода, случилась со Збруевым во время съемок картины "Батальоны просят огня": он упал с лошади и сломал правую руку. Из-за этого ему вскоре пришлось бросить занятия теннисом.
Неожиданной оказалась смена образа Збруева в драме Андрона Кончаловского "Ближний круг". В этой картине актер сыграл роль Сталина. В блестящем исполнении Александра Збруева вождь обретает черты "пахана" - испорченного подростка с уголовными замашками, равно как и его когорта - приближенной "кодлы".
Удачным оказалось сотрудничество Александра Збруева с Дмитрием Астраханом. У этого талантливого режиссера Александр снялся в мелодрамах "Ты у меня одна" и "Все будет хорошо". Фильмы были замечательно приняты зрителями, и с неоднозначно критиками.
За свою работу в картине "Ты у меня одна" Збруев в 1993 году на "Кинотавре" получил приз за лучшую мужскую роль. Затем картина была выдвинута на соискание премии "Ника", но там ее с главным призом "прокатили".
Размышляет Александр Збруев: "По моему внутреннему ощущению, фильм состоялся. Но вот идет церемония вручения "Ники" в Доме кино. Было чувство, что она моя... Это вопрос и тщеславия, и самоутверждения. Но - не сложилось. Мне показалось, что виной тому не очень чистоплотная ситуация. Хотя, возможно, я ошибаюсь..."
В конце декабря 1995 года Збруев освоил еще одну ипостась: он стал бизнесменом и открыл в родном Ленкоме ресторан под названием "ТРАМ" (Театральный ресторан актеров Москвы).
О том, как ему пришла в голову подобная идея, А. Збруев рассказывает: "Идея пришла просто - жизнь подсказала. Актеры много времени проводят в театре. Собираются, как правило, в буфете. Он у нас неплохой вроде бы, но с какими-то тараканчиками и мышками. И вот сидим мы как-то с товарищем (он не имеет отношения к театру), смотрим - одежда на столах навалена, стулья сломаны. В общем, проходной двор. Товарищ мой и говорит: "Давай сделаем ресторан". Вложил деньги. И пожалуйста - "ТРАМ" существует. Это наш Ленком раньше так назывался, мы только расшифровывать стали по-другому: "Театральный ресторан актеров Москвы… Но это не совсем мой ресторан. Там мое имя. Скорее я человек из Ленкома, который здесь "на хозяйстве". И эта роль для меня пока необычна".
С середины девяностых годов поползли слухи, что второй брак актера распался. Сам Збруев никогда не рассказывает о том, что происходит в его личной жизни.
"Я считаю, что я как актер должен быть интересен своими ролями в кино и театре. - Объясняет Збруев в интервью "Комсомольской правде". - Делать себе имя на скандалах, жареных новостях из личной жизни - это не для меня. У меня было все настолько тяжело в семейной жизни, такой сложной была притирка характеров, что говорить об этом как-то не хочется".
"Я стараюсь никого не пускать в свою личную жизнь и никогда не рассказываю ни о жене, ни о дочери. Всегда был против семейных актерских фотографий, участники которых предстают в каких-то исторических костюмах, с женой, детьми, собаками. Все это выглядит удручающе и, по-моему, ни к чему. И потом, как бы ни сложилась жизнь - человек в ней одинок".
И все же кое-что о личной жизни актера известно. Например, его дочь Наташа по стопам родителей не пошла, хотя попытка попробовать себя на съемочной площадке у нее была. В 1982 году она снялась в фильме Михаила Козакова "Если верить Лопатухину". Но в дальнейшем актрисой она так и не стала.
Первая жена Александра Збруева Валентина Малявина впоследствии вышла замуж. Но пристрастие к алкоголю, которым она старалась погасить боль от утери ребенка, привела к непоправимому. После одной из пьянок погиб ее муж Станислав Жданько. Сразу после его гибели было установлено, что это было самоубийство. Но спустя пять лет актрису отправили в Бутырку, где Малявина "отсидела" шесть лет за убийство.
Выйдя из тюрьмы, Малявина опять стала выпивать. И, нетрезвая, однажды ударилась о косяк: сломала ключицу, повредила глаз. С тех пор она начала слепнуть. Сейчас Малявина уже ничего не видит. Она живет у подруги на даче. Александр Збруев периодически навещает ее.
В 2001 году Александр Збруев блестяще сыграл в дуэте в молодой, но уже популярной актрисой Мариной Александровой в мелодраме Андрея Разенкова "Северное сияние". А в 2002 - снялся в роли доктора Николая Трофимовича в трагикомедии Сергея Соловьева "О любви".
Помимо актерской деятельности, Александр Викторович занимается преподаванием - в 2000 году он набрал актерский курс в РАТИ.