Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Алексей Учитель
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Режиссер Алексей Учитель снял не один фильм, отмеченный призами и зрительской симпатией. Однако он до сих пор человек сомневающийся, только на площадке это не заметно.
«Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причем на любом этапе работы над картиной».
Щепетильность Учителя в подборе исполнителей главных ролей сравнивают с болезнью – требуется стопроцентное, идеальное попадание. Если этого не происходит, кастинг будет продолжаться даже тогда, когда начнутся съемки. В команде Алексей слывет деспотом, не прощает ни малейшей мелочи, хотя признает, что позволяет себе вспылить только с близкими людьми, а потом старается загладить вину.
Алексей Ефимович Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его отец Ефим Юлиевич – выдающийся советский режиссёр-документалист, лауреат Сталинской премии. Он прославился циклом документальных фильмов, посвящённых героической борьбе жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Будущий режиссёр многому научился у отца, ведь Ефим Юлиевич с малых лет брал сына на съёмки. В детстве Алексей Учитель посещал творческие мастерские при Дворце пионеров, где сначала изучал кинематограф, а впоследствии переключился на фотографию. Вопрос выбора профессии никогда не стоял перед Алексеем: он с детства знал, что будет режиссёром, как отец.
После школы Учитель-младший отправляется в Москву поступать во ВГИК, но не на факультет режиссуры, а на операторский. На этом настоял отец, убеждённый в том, что для закладки фундамента мастерства кинорежиссёра необходимо сначала побывать в роли оператора, чтобы лучше понимать визуальную составляющую профессии. Позже Алексей Учитель с благодарностью вспоминал ценную рекомендацию отца.
Первая попытка поступления оказалась неудачной – Алексея не приняли, несмотря на высокие оценки на экзаменах и известную в кинематографических кругах фамилию. Заведующий кафедрой документального кинематографа ВГИКа на собеседовании порекомендовал Алексею сначала получить опыт армейской службы, после которой обещал принять его без экзаменов.
К счастью, Алексей Учитель не послушался этого совета и следующий год проработал ассистентом оператора на студии документальных фильмов. Режиссёр вспоминает, что для успешного результата требовалось сдать 8 экзаменов, из которых 7 – на пятёрки и лишь 1 – на четыре. Такие строгие правила были обусловлены огромным конкурсом, который составлял 300 человек на место. Тем не менее, в 1969 году Алексей Учитель сдал экзамены и был зачислен во ВГИК.
Проучившись в Москве 5 лет, 24-летний дипломированный режиссёр возвратился в родной Ленинград и поступил на работу в студию документальных фильмов. Начав работать на этой киностудии в молодости, Алексей Учитель и сейчас сохраняет ей верность, хотя у него давно имеется собственная – «Рок».
В 1977 году была снята дебютная картина «Сто тысяч "я"». Спустя 3 года появилась документальная короткометражка, посвященная лучшим танцплощадкам Советского Союза, названная Учителем «Сколько лиц у дискотеки». Дальше последовали ещё 10 документальных проектов, которые режиссёр выпускал в среднем по одному каждые 2 года.
Оттачивая стиль и набираясь опыта, Алексей Учитель принимает участие в создании кинематографических лент эпохи, откликаясь своим творчеством на актуальные события общественной жизни страны.
Поворотный момент в жизни мастера наступил в 1986 году. Тогда Алексей Учитель снимает легендарный фильм «Рок», в котором в форме нескольких киноновелл запечатлел жизнь знаменитых, но на тот момент ведущих полуподпольное существование музыкантов. Режиссёр поставил перед собой задачу показать рок-музыкантов в их естественной среде обитания.
Среди героев фильма – Борис Гребенщиков, с которым режиссёр беседует у него дома, Виктор Цой, работающий в ныне ставшей легендой котельной «Камчатка», Юрий Шевчук с группой «ДДТ», экспериментальная театральная студия Антона Адасинского, группа «АукцЫон». Картина стала уникальным и, пожалуй, единственным профессионально сделанным документальным свидетельством эпохи.
Позже Алексей Учитель признался, что после съёмок и общения с рокерами ощутил себя другим, полностью раскрепощённым человеком. Тогда впервые ему захотелось снять игровое кино.
Следующий фильм особенно любим и дорог режиссёру - документальная лента «Обводной канал». Как известно, Обводной канал в Санкт-Петербурге представляет собой искусственно созданные 5 километров водного пути, проезжая по которому, Алексей Учитель обратил внимание на соседство самых разных заведений на его берегах: 3 сумасшедших дома, дворцы культуры, духовная академия. Основной мыслью картины, по словам режиссёра, было то, что никогда нельзя с точностью сказать, за какой из стен скрывается сумасшедший дом.
Сняв более 10 документальных фильмов и заработав себе славу культового режиссёра, Алексей Учитель обращается к жанру игрового кинематографа.
Переход от документального к игровому кино произошёл благодаря судьбоносному стечению обстоятельств. В 1995 году Учитель готовился экранизировать биографию великой балерины Ольги Спесивцевой. Вскоре после начала съёмок главная героиня, находившаяся в весьма преклонном возрасте, умирает. Можно было закончить картину, набрав недостающий материал из воспоминаний людей, близко знавших Ольгу Спесивцеву, но такой метод шёл вразрез с творческим кредо мастера.
Дело в том, что Алексей взял за правило не использовать интервью в документальном кино. Стиль Учителя состоит в фиксации естественных реакций героя, проявляющихся в разных обстоятельствах. Но когда главная героиня ленты умерла, у режиссёра возникла идея выйти из положения, сменив концепцию. Так вместо документального кино он впервые снял художественное. Сценарий для драмы написала Авдотья Смирнова, а главную роль в фильме исполнила Галина Тюнина. Ключевых персонажей драмы сыграли также Михаил Казаков и Евгений Сидихин.
Сняв художественную картину, получившую название «Мания Жизели», Алексей Учитель осознал, насколько отличаются друг от друга две сходные, на первый взгляд, профессии. Лента имела громкий успех и получила ряд престижных наград как в России, так и на кинофестивалях во Франции и Италии.
Алексей Учитель продолжил сотрудничество с Дуней Смирновой, написавшей для него сценарий следующей биографической киноленты – драмы о русском писателе Иване Бунине. Сначала предполагалось назвать картину «Женское имя», но в 2000 году на экраны вышел фильм под названием «Дневник его жены». Критики и зрители оценили проект, вручив Гран-при «Кинотавра» и премии «Ника» в трёх категориях. Роль Ивана Бунина досталась Андрею Смирнову, других главных героев сыграли Галина Тюнина, Евгений Миронов и Ольга Будина.
В 2003 году зрители увидели ещё один совместный «продукт» Учителя и Смирновой – художественный фильм «Прогулка», которым открылся 15-й Московский кинофестиваль. Эта лента признана современной классикой российского кинематографа и удостоилась целого ряда престижных кинонаград в России и далеко за её пределами. Главные роли в фильме достались молодым актёрам Ирине Пеговой, Павлу Баршаку и Евгению Цыганову, которые только начинали свой путь в кино.
В 2005 году поклонники таланта Учителя увидели новый проект – драму «Космос как предчувствие». В ней снова появились любимые артисты, которых режиссёр часто приглашает в собственные проекты: Евгений Миронов, Ирина Пегова и Евгений Цыганов. За режиссёрскую работу Алексей Учитель получил награду «Золотой Орёл».
Мелодраму «Связь», сценарий к которой написала опять же Смирнова, Алексей сопровождал как продюсер. Авдотья впервые села в режиссерское кресло, и дебют оценили коллеги по цеху, вручив постановщику премию «Кинотавра» в соответствующей номинации. Главные герои в исполнении Анны Михалковой и Михаила Пореченкова живут в разных городах, у каждого семья и налаженный быт. Случайная встреча пробуждает позабытые чувства и заставляет задуматься, на что готовы люди ради любви.
А в 2008 году требовательные зрители, которые знают толк в качественном кино, получили новый сюрприз от мастера – картину «Пленный». Это российско-болгарский проект Алексея Учителя, снятый по произведению Владимира Маканина «Кавказский пленный».
Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в сентябре 2008 года и вызвала яростные споры и противоречивые отзывы. Она не получила ни одной премии на «Кинотавре», зато представила страну на 43-м международном кинофестивале в Карловых Варах, где заработала приз «За лучшую режиссуру». После этого «Пленный» открыл фестиваль российского кино «Окно в Европу», который проходил в Выборге.
Спустя 2 года вышел новый кинохит Алексея Учителя, который получил безоговорочный успех как в России, так и за рубежом. Это драматическая лента «Край», которой изначально собирались дать название «Густав». Главных героев исполнили Владимир Машков, Аньорка Штрехель и Юлия Пересильд. Премьера состоялась в сентябре 2010 года на фестивале в Торонто, в России вышла в прокат спустя 2 недели. Увидели новый киношедевр Учителя на фестивалях в Варшаве, Салониках, Марракеше и Лез-Арке.
«Край» получил четыре премии «Золотой орёл» и был номинирован на «Золотой глобус» как «Лучший фильм на иностранном языке». Бюджет картины составил $ 12 млн, при этом государство в финансировании проекта участия не принимало.
В 2013 году на очередном кинофестивале в Торонто Алексей Учитель представил криминальную драму «Восьмёрка». Это экранизация одноимённой повести русского писателя Захара Прилепина.
А в 2016 году появилась информация о новом историческом проекте Алексея Учителя, который вызвал громкие споры ещё до выхода картины. Это драматическая лента «Матильда», в основе сюжета которой – судьба балерины Матильды Кшесинской и её роман с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.
Алексей Учитель задействовал в фильме целое созвездие актёров: Данилу Козловского, Ингеборгу Дапкунайте, Сергея Гармаша и Евгения Миронова. Но главных персонажей сыграли зарубежные актёры: в Матильду Кшесинскую перевоплотилась польская артистка и скрипачка Михалина Ольшанская, а в роли царя Николая Второго снялся немецкий актёр Ларс Айдингер.
Премьера фильма прошла в октябре 2017 года, но после выхода в 2016-м официального трейлера драмы, в котором была любовно-эротическая сцена, представители общественного движения «Царский крест» выразили протест, заявив об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации». Депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская обратилась в Генпрокуратуру, полагая, что картина содержит сцены, которые оскорбят чувства верующих.
По словам Учителя, проверка Генпрокуратуры не выявила нарушений, а режиссёр Станислав Говорухин, возглавляющий думский комитет по культуре, раскритиковал саму идею проверки фильма и заявил, что подобные инициативы надо «прерывать на корню».
В браке с продюсером Кирой Саксаганской Алексей Учитель прожил более 30 лет. В семье один за другим появились двое сыновей, младший из которых - Илья - пошел по стопам знаменитого отца и уже сделал первые шаги в жанре короткого метра.
Жена режиссёра всегда была правой рукой известного супруга, помогая ему на съёмочной площадке и делом, и словом. Вместе они сняли не один фильм. Кира Саксаганская и сегодня руководит всеми процессами на киностудии мужа в Санкт-Петербурге.
Осенью 2016-го СМИ заговорили о романе 65-летнего мэтра со звездой российского кинематографа Юлией Пересильд. Поговаривают, что пару познакомил Евгений Миронов, после чего Алексей Учитель пригласил девушку на роль в своём фильме «Пленный». Потом Юлия появилась в картине «Край».
Актриса вдвое моложе режиссёра. В творческом союзе Учителя и Пересильд родились 2 девочки – Анна и Мария. О том, что Алексей – отец детей, Юлия призналась только в 2017 году, до этого о личной жизни селебрити распространялись слухи, не находившие ни подтверждения, ни отрицания.
Редкие минуты отдыха Алексей Учитель проводит с семьей, играет в теннис или уезжает под Санкт-Петербург – попариться в бане. Там, рассказывал режиссер, работает массажист-волшебник, «проводящий действительно восстанавливающие экзекуции, массаж с медом и солью».
Социальные сети не удостоились внимания режиссера, аккаунт Учитель в «Инстаграме» завел, но количеством фото подписчиков не радует. Снимки чаще публикуются на странице его киностудии «Рок» и у коллег, актеров, задействованных в проектах Алексея.
В 2018 году Алексей Учитель приступил к съемкам 2 картин, рассказывающих о реальных личностях. Первая, по информации инсайдеров, в жанре роуд-муви, посвящена Виктору Цою, однако лидер «Кино» появится только на архивных кадрах, а как такового персонажа артиста не будет.
Сюжет фильма охватывает дни, в течение которых тело погибшего музыканта перевозили в Санкт-Петербург. Режиссер хочет приковать внимание зрителей к водителю автомобиля, в столкновении с которым погиб кумир миллионов. Съемки пройдут в городе на Неве, Латвии и Литве. Бюджет киноленты составляет 150 млн руб., и Учитель рассчитывает, что 90 из них выделит Фонд кино.
Вторая картина – байопик об адвокате Федоре Плевако. На главную роль приглашен Владимир Машков. Консультантом картины о блистательном юристе 19 века, на чьи выступления в суде собирались толпы народа, выступил знаменитый адвокат века 21 Генри Резник, к которому обращаются звезды политики и шоу-бизнеса.
Фильмографию Учителя пополнит и экранизация романа татарской писательницы Гузель Яхиной «Дети мои». По ее знаменитому произведению «Зулейха открывает глаза» телеканалом «Россия» снимается фильм с Чулпан Хаматовой в главной роли.
Кто будет участвовать в новом проекте, пока неизвестно, но создатели намерены пригласить артистов из Германии, так как персонажи книги – поволжские немцы. Сама Гузель отказалась разрабатывать сценарий, поскольку занята очередным романом. Перед съемочной группой теперь стоит задача найти такого сценариста, который бы не исказил идеи писательницы, сказал Алексей.
Небезызвестную «Матильду» Алексей Учитель планирует перевести в формат сериала и показать в прайм-тайм на Первом канале. Однако о чем-то конкретном говорить пока рано. Возможно, изменится первоначальный актерский состав. В сюжет добавятся новые, неожиданные для зрителей материалы об императоре Николае II. Блюстителям морали не придется беспокоиться – «порочащих царя» кадров не предвидится.
Еще один пункт в планах режиссера – снять картину о Дмитрии Шостаковиче. Учителю интересна не просто жизнь композитора-новатора. Главная идея фильма – показать отношения музыканта и власти. За основу сценария поначалу взяли роман – биографию советского композитора «Шум времени», написанную британским писателем Джулианом Барнсом. Но условие – выпустить фильм на английском языке – оказалось невыполнимым, потому что Алексей хочет опять прибегнуть к помощи государства, а Фонд кино финансирует только русскоязычные проекты. Поиски сценариста ведутся в Англии, Америке и России.