Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Ариадна Шенгелая
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Хрупкая красавица, «графиня советского кинематографа» – так современники называли Ариадну Шенгелаю. Артистка, которой более всего удавались роли аристократических особ, была известна и любима миллионами зрителей, востребована в театре и кино, а после внезапно исчезла из поля зрения широкой аудитории, став затворницей.
О ранних годах в биографии артистки известно мало. Девочка с поэтическим именем из древнегреческих мифов родилась 13 января 1937 года в Ташкенте, столице Узбекистана, в семье Шпринк. Отец Всеволод Эдуардович – обрусевший немец. Его предки переехали в Российскую империю еще во времена Петра Великого. Мать Анна Павловна Любимова – русская. Оба родителя жили в Москве. Там они познакомились, а на переезд в далекий Ташкент решились из-за набиравших обороты сталинских репрессий.
В год рождения Ады родители решили вернуться в Москву, но отца из-за немецкого происхождения арестовали и приговорили к ссылке. Четверть века он провел в лагерях, реабилитировали мужчину в 1955 году. Матери с девочкой удалось перебраться в столицу. Здесь она окончила среднюю школу и поступила во ВГИК им. С. А. Герасимова. Училась будущая звезда в мастерской народного артиста СССР Владимира Белокурова, который за 30 лет работы в институте кинематографии вырастил плеяду актеров: Нину Гребешкову, Ию Арепину, Галину Логинову. В 1960-м актриса получила диплом и поступила в труппу Тбилисского русского драматического театра им. А. С. Грибоедова.
Неудивительно, что благодаря необычным имени и фамилии, яркой внешности и месту рождения поклонников творчества интересовал вопрос о национальности артистки. Младшая дочь Ариадны Всеволодовны отмечала, что на 80-летний юбилей мать «поклонники с гордостью поздравляли как датчанку, грузинку, еврейку, гречанку, немку и как представителя русской нации».
В первом фильме Ариадна Всеволодовна снялась еще студенткой. Мелодрама «Екатерина Воронина» по одноименному произведению Анатолия Рыбакова 1957 года принесла ей роль Ирины Ледневой. Дебют на экране под патронажем знаменитого режиссера и сценариста Исидора Анненского стал удачным стартом в кинокарьере. В фильмографии артистки впоследствии появилось свыше 40 картин. Уже через год Шенгелая сыграла Татьяну, первую главную роль, которая сделала ее звездой, в экранизации «Евгения Онегина» Романом Тихомировым. За работу в фильме-опере она получила первую премию на Московском кинофестивале (ныне – ММК), а также главный приз на Всесоюзном фестивале в Киеве. Голосом вокальных партий ее героини стала звезда Большого театра Галина Вишневская.
В 1960 году вышла мелодрама «Евгения Гранде», где Ариадна Всеволодовна сыграла главную героиню, влюбленную в своего кузена Шарля, роль которого исполнил Михаил Козаков. Следом вышла искрометная комедия «Осторожно, бабушка!» – и вновь главная роль. Партнершей артистки по съемочной площадке стала великая Фаина Раневская. Вскоре состоялась премьера «Белого каравана», номинированного на «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля в Каннах. Автором ленты выступил Эльдар Шенгелая, снявший супругу в главной роли.
Знаковой картиной в судьбе актрисы стал «Гранатовый браслет». Представ в образе княгини Шеиной, она нашла свое амплуа. За утонченную манеру игры и аристократизм Шангелаю назвали «графиней советского кинематографа», а режиссеры мечтали получить Ариадну в исполнительницы статных барышень ушедшей эпохи. По опросу журнала «Советский экран» от 1965 года, женщину назвали лучшей актрисой. Это время считается расцветом актерской деятельности Шангелаи. Звезда предстала в образе графини Маши в экранизации одноименной повести А. С. Пушкина«Выстрел», перевоплотилась в княгиню Каролину Витгенштейн в биографичной музыкальной ленте «Ференц Лист. Грезы любви».
В 1970 году Ариадна снялась в драме «Угол падения». Ее партнерами по площадке стали Нина Веселовская, Георгий Куликов, Павел Кашлаков и Анатолий Ромашин. В 1971 году состоялась премьера фильма «Гойя, или Тяжкий путь познания» – совместное производство ГДР, СССР, Болгарии и Югославии. Ариадна Всеволодовна сыграла Хосефу – жену гениального художника-новатора. Роль гения красок досталась Донатасу Банионису.
Военно-историческая лента «Дмитрий Кантемир» 1973 года с Шенгелаей в роли Кассандры, жены главного персонажа, была удостоена Государственной премии Молдовы. Роль политического деятеля, ученого князя, сыграл Михаил Волонтир. Притча «Чудаки» стала очередной яркой работой актрисы. Прекрасная Маргарита в ее исполнении, Дато Жгенти в образе влюбленного Эртаоза Брегвадзе – восхитительно легкая комедия, снятая в лучших грузинских и русских традициях. Режиссером выступил муж Шенгелаи Эльдар.
В 1979 году Шенгелае было присвоено звание «Народная артистка Грузинской ССР». В следующие 20 лет актриса также снималась, а в 1990-х отметилась всего в 5 картинах. Среди них – «Барышня-крестьянка» по мотивам повестей Пушкина. Фильм получил престижные награды, а одной из локаций для съемок послужила усадьба, в числе владельцев которой была теща великого поэта.
Саму себя Ариадна Всеволодовна сыграла в авторском цикле Леонида Филатова«Чтобы помнили». В сериале 114 эпизодов, 1 сезон длился 10 лет. В 1997 году Шенгелая предстала в образе ведуньи в сказке «Волшебный портрет». Лента – совместное производство России и Китая, – снятая по мотивам русских и китайских преданий, тронула зрителей волшебным сюжетом и искренностью актерской игры. Июнь 2000 года принес Ариадне Всеволодовне звание народной артистки Российской Федерации за большие заслуги в области искусства.
Последней ролью на экране стала Хана в социальной драме «Бабий Яр», повествующей о расстрелах в одноименной местности в Украине в 1941 году. На театральном поприще у артистки также немало ярких ролей. В Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова она сыграла Клеопатру в спектакле по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» и хрупкую девочку в «Дневнике Анны Франк».