Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Борис Васильев
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Борис появился на свет 21 мая 1924 года в семье кадрового офицера Льва Александровича и дворянки не только по происхождению, но и по духу – Елены Николаевны. Время было очень непростое: гражданская война хотя и закончилась, но выстрелы не смолкли. Шла невидимая война: советская власть, образно говоря, только «мостилась» в гнезде, и, как кукушонок, освобождала себе жизненное пространство, сбрасывая вниз все «нежелательные элементы». В стране то и дело раскрывались различные контрреволюционные заговоры, вспыхивали мелкие и крупные бунты, словом,чекисты без дела не сидели, «копая» под тех, кто мог быть врагом если не явственно, то потенциально.
Красный командир Лев Васильев счастливо пережил, как минимум, три крупных «чистки». Чудо? Скорее всего, нет. Все ведь зависит от личности самого человека. Скорее всего на рожон лезть не привык, выполнял свои обязанности очень пунктуально, имел достаточно высокий авторитет, достаточный для того, чтобы какая-то мразь не написала «телегу» в «органы».
Первой учительницей прекрасного для маленького Бориса стала мама, представительница древнейшего дворянского рода, который был, между прочим в родстве и с Пушкиными, и с Толстыми. Сын много читал, но не будем забывать, что устные рассказы формируют мировоззрение ничуть не хуже. «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...» – эти слова принадлежат самому Борису Львовичу.
Он не любит вспоминать, кем хотел быть после окончания школы. Судьба все равно нарушила все его планы в то роковое утро 22 июня 1941 года. 17-летний юноша, как и многие его сверстники, добровольно пришел в военкомат (это у нас в 90-е годы призывников нужно было ловить с собаками). Уже 3 июля 1943 года Борис в составе истребительного комсомольского батальона был направлен под Смоленск, попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года, потом был в лагере, где всех «окруженцев» проверяли на вшивость. Чуть позже учился в полковой артиллерийской школе, окончил полковую пулеметную школу, семь раз его с самолета в составе воздушного десанта. Этот седьмой прыжок и закрыл «список прыжков». Перед десантниками была поставлена задача выбить немцев с высотки, но в самом начале боя Васильев «зацепил» мину-растяжку, и свет померк в глазах. Очнулся он в госпитале, надо отдать должное врачам и крепкому здоровью Бориса. Очень медленно, но он начал поправляться. Не тогда ли, на госпитальной койке, раздумывая о своем будущем, Васильев впервые подумал о том, что неплохо бы записать свои ощущения, поделиться ими?.. В годы войны вести записи и дневники запрещали всем, кроме литераторов и журналистов. В противном случае можно было попасть на карандаш «особистам» и встретить долгожданную Победу где-нибудь в лагере, на валке леса. Поэтому Борис и не стал рисковать. После выписки из госпиталя поступил на инженерный факультет военной академии бронетанковых и механизированных войск, где и встретил свою любовь и судьбу – Зорю Альбертовну Поляк. Лейтенанты поженились, и в первый же год супружеской жизни едва не подорвались опять-таки на мине-растяжке. Потом были несколько лет, когда Васильев едва ли не каждый день рисковал собой: он был испытателем танков, и его главной задачей было обнаружение «слабых звеньев» боевой машины. А этого можно было добиться, только создав аварийную ситуацию. К литературе Борис Львович обратился уже после увольнения из рядов армии. Одним из первых его произведений стала пьеса «Офицер», о сложных взаимоотношениях между теми, кто победил фашизм и молодыми лейтенантами, пришедшими в армию уже после Великой Победы. Пьеса была подготовлена к постановке в театре им. Советской Армии, но после двух общественных просмотров премьера была отменена. Как водится, нашлись «добрые люди», посчитавшие, что пьеса Васильева – «поклеп на победоносную Советскую армию».
Знаменитый советский драматург Николай Погодин рассмотрел в пьесе Васильева «рациональное зерно» и пригласил начинающего литератора на курсы сценаристов при Главкино. Эти занятия пошли на пользу Борису Львовичу, одна за другой появляется его несколько пьес, а потом и литературных произведений, в частности повесть «Иванов катер». А чуть позже почти в одно и то же время был написан киносценарий «Офицеры» и щемящая повесть «А зори здесь тихие», причем название принадлежало не автору. Когда он принес повесть Борису Полевому, автору книги «Повесть о настоящем человеке», тот объявил конкурс на «правильное» название. Победитель получил в качестве приза бутылку коньяка… Вскоре был снят фильм по этой повести. А уж потом появились такие кинофильмы, как «Аты-баты, шли солдаты», которые снял замечательный актер и режиссер Леонид Быков, «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война». У меня была возможность присутствовать на съемках фильма «Я – русский солдат», где в массовках были задействованы солдаты и офицеры 11-й отдельной гвардейской армии, в которой я редактировал армейскую газету. Врать не буду – в съемках участия не принимал… А фильм был поставлен по повести Васильева «В списках не значился»...
Печатается с 1954 (пьеса о послевоенной армии "Танкисты"; готовившийся в 1955 спектакль по ней под названием "Офицеры" по цензурным соображениям был снят). Увлечение сценой, свойственное Васильеву с детских лет, проявлялось и в создании пьес, сценариев ряда кинофильмов и телевизионных передач. Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести "А зори здесь тихие..." (1969), инсценированной (1971) и экранизированной (1972), определившей основную тему и тональность творчества писателя. В обозначенном русле лежат и другие произведения Васильева, тематически обращенные прежде всего к военным и предвоенным годам.
Но и послевоенная действительность давала Борису Львовичу поводы для размышлений. Знаменитая повесть «Не стреляйте в белых лебедей» поднимает довольно сложные нравственные проблемы.
Борис Васильев отдал дань и исторической проблематике. Проблемы «смутного времени» – центральные в исторических романах Васильева "Вещий Олег" (1996) и "Князь Ярослав и его сыновья" (1997).
История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе "Были и небыли", повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах - Олексиных), об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность.
Один из последних его романов – «Отрицание отрицания» – вошел в десятку самых покупаемых книг 2005 года. В нем, начиная с революции 1917 года и вплоть до Великой Отечественной войны, показана жизнь мелкопоместных дворян Вересковских: трагическая судьба этой семьи – судьба самой России, «странной страны», «дочери Отрицания жизни»…
Из-под пера писателя вышло множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны нашей жизни.
Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР 1975 года. С началом перестройки занялся общественной деятельностью, был депутатом первого съезда народных депутатов. Является членом Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В 1997 году удостоен премии имени Сахарова «За гражданское мужество», награжден орденом Дружбы народов, золотой медалью имени Довженко, лауреат премии имени Константина Симонова и премии «Ника» «За честь и достоинство». В 2004 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.