Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (533)
- Документальный (78)
- Драма (2229)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1133)
- Ужасы (455)
- Фантастика (545)
Екатерина Савинова
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Екатерина Федоровна Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края в крестьянской семье.
Окончив школу, девушка приехала в Москву, где после неудачной попытки поступления во Всесоюзный государственный институт кинематографии полгода проучилась в землеустроительном институте. Зимой Савиновой удалось поступить на курсы Василия Ванина, однако вскоре она была отчислена — будучи, по словам Ванина, замечательной актрисой для театра, она не годилась для кино.
Впоследствии Екатерина, преодолев огромный конкурс, на котором из трех тысяч абитуриентов были отобраны всего лишь 40 человек, всё же добилась своей цели и поступила во ВГИК — в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Спустя полгода на курсе из 40 человек и вовсе оставили только двадцать - среди них были Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. Отыграв дипломный спектакль «Там, где не было затемнения» и защитив его на отлично, Екатерина Савинова в 1950 году окончила институт.
Поскольку в картине «Страницы жизни», где актриса сыграла роль Кати Сорокиной, Екатерины Савиновой нет в титрах, дебютной ее ролью в кино считается роль Любочки в фильме Ивана Пырьева по сценарию Николая Погодина «Кубанские казаки», вышедшем в 1949 году.
В это время 23-летняя Савинова ещё училась во ВГИКе - жизнерадостная, улыбчивая, с пухленькими как у хомячка щечками с ямочками, она была уверена в том, что все большие роли впереди, ведь жизнь только начиналась. Особенно она была рада этой роли потому, что в то время, в конце 40-х годов, в кинематограф попасть было очень сложно – выпускалось всего лишь восемь картин в год. Вместе с Екатериной в этой картине снимались Марина Ладынина, Клара Лучко, Юрий Любимов.
Но все обернулось совсем не так, как представлялось юной актрисе - после участия в «Кубанских казаках» все двери в кино перед Екатериной Савиновой были закрыты волей всемогущего главы «Мосфильма», режиссера Ивана Пырьева, на притязания которого она не ответила.
После окончания ВГИКа Екатерина, единственная со всего курса, была приглашена работать во МХАТ, но, будучи твердо уверенной, что её призвание — кино и только кино, она от предложения отказалась.
Актрису несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но спустя некоторое время перезванивали и, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина Савинова была в «черном списке» Мосфильма, и о главных, серьезных ролях ей можно было и не мечтать – в дальнейшем они у нее были, но в ничтожно малом количестве, всего несколько, хотя бесспорный, яркий талант актрисы должен был раскрыться в полной мере и радовать поклонников актрисы долгие годы.
За этот период у актрисы насчитывается немало ролей, но лишь две из них были главными – роль официантки Клавы Шубиной в приключенческом фильме Михаила Винярского «Тень у пирса» о расследовании связей задержанного в городе диверсанта с готовым к буксировке в отдаленный порт планом плавучего дока, и роль энергичной девушки-режиссера Екатерины Павловны Воропай, приехавшей в рядовой украинский колхоз работать после окончания консерватории, в картине Михаила Слуцкого «В один прекрасный день». Оба фильма вышли на широкий экран в 1955 году, в остальные же годы этого десятилетия актриса снялась в ряде картин, играя второстепенные роли: Дуся Поспелова, сестра Ивана Денисовича, в драме Сергея Герасимова «Сельский врач»; учительница истории Екатерина Сергеевна Сотникова в историко-приключенческом детском фильме Бориса Бунеева «Таинственная находка»; Ольга Васильевна в приключенческом фильме Льва Голуба и Николая Фигуровского «Дети партизана»; Дуняша Журбина, жена Кости, в драме Иосифа Хейфица «Большая семья»; секретарь комсомольской организации сибирской стройки Зоя Владимировна в лирической комедии Надежды Кошеверовой «Медовый месяц» и ассистентка Тамара в комедии Владимира Сухобокова «Косолапый друг».
Кроме этого, есть еще картины с участием актрисы, где Екатерины Савиновой и вовсе нет в титрах – например, лирическая драма Г. Чухрая «Баллада о солдате», где актриса сыграла роль проводницы; короткометражные фильмы «Чук и Гек», где у Е. Савиновой роль почтальонши, и «В степи», где у актрисы роль комбайнера; комедия А. Граника «Алеша Птицын вырабатывает характер», в котором актриса предстала в роли продавца мороженого.
Играя в Театре-студии киноактера, Екатерина при этом крупных театральных ролей долгое время не получала. Сыграв роль первой гостьи в спектакле «Бедность не порок» по одноимённой пьесе Островского, актриса своей игрой в этой проходной роли заслужила уважение постановщика спектакля А. Дикого. После этого Екатерина должна была быть задействована в одной из главных ролей (Кабаниха) в пьесе Островского «Гроза», которая готовилась к постановке Алексеем Диким, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.
Сыграв в короткометражном фильме «Месть» (и здесь Екатерины Савиновой нет в титрах), актриса снялась в своей самой крупной и любимой зрителями роли Фроси Бурлаковой в вышедшей в 1963 году лирической комедии режиссера Евгения Ташкова «Приходите завтра».
Простая и обаятельная девушка Фрося Бурлакова приезжает из сибирской деревушки в Москву поступать в консерваторию. У Фроси сильный и красивый голос, она подвижна и артистична, а потому ее заветная мечта должна непременно сбыться. Оказывается, что приём в институт закончен и взять девушку уже нельзя, «а если вы по другому вопросу, то приходите завтра». Но целеустремленная Фрося и не думает сдаваться - проведя в консерватории не один день, девушка все же добивается прослушивания у известного профессора...
Фрося всеми своими поступками и фразами, смешными прямой провинциальной непосредственностью, расположила к себе не только окружающих персонажей по сюжету картины, но и зрителей, и именно по роли Фроси Бурлаковой многие знают и помнят актрису Екатерину Савинову.
Кроме самого сценария, простого, интересного и полюбившегося зрителям, фильм также хорош песнями, которые с оперным умением исполнила Екатерина.
Роль Фроси Бурлаковой, отмеченная как лучшая женская роль года, была во многом биографична. Любопытно, что сценарий фильма был написан специально для актрисы её мужем Евгением Ташковым. Снималась картина, по воспоминаниям современников, в обход запретов Пырьева (для этого съёмочная группа была вынуждена уехать из Москвы на Одесскую киностудию). «Палки в колеса» все же вставляли - съемки пытались запретить, прикрываясь обвинениями Екатерины в бездарности, и Евгению Ташкову пришлось долго и упорно убеждать руководителя киностудии. Эта роль, принесшая актрисе славу, оказалась «роковой» - после участия в фильме «Приходите завтра» Екатерина больше не получала крупных ролей.
Единственной заметной ролью в кино после этого фильма можно назвать роль кухарки Матрёны в картине Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова», снятой по мотивам трилогии А. Н. Островского: «Праздничный сон до обеда», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!». Живущие в Москве 19 века мелкий чиновник Миша Бальзаминов и его маменька мечтают о браке по расчету. Забавные ситуации, в которых то и дело оказывается главный герой, позволяют этой картине оставаться популярной и по сей день.
Также в этот период актриса снялась в картинах: «Ко мне, Мухтар!» режиссера Семена Туманова, где исполнила роль кладовщицы Верочки; а в киноповести Ирины Поплавской «Дорога к морю», мелодраме Константина Осина «Жажда под ручьем» и комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» Екатерина Савинова предстала в образах продавщиц.
Последней же ролью актрисы стала роль Аннушки, соседки семьи главного героя, в драме Федора Филиппова «Расплата», вышедшей на экран в 1970 году, в которой компанию актрисе на съемочной площадке составили Армен Джигарханян, Олег Янковский, Леонид Кулагин, Любовь Соколова.
Со своим мужем, Евгением Ташковым, Савинова познакомилась во ВГИКе, — Евгений был её однокурсником. Поженились молодые спустя восемь месяцев после окончания института, а в 1957 году у них родился сын Андрей (ныне актёр Андрей Ташков).
Ещё во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Екатерины начались серьёзные проблемы со здоровьем, из-за чего съёмки были прерваны на год. Как стало известно позднее, перед съёмками фильма Екатерина подхватила бруцеллёз – коварную инфекцию, которая «выбирает» самые уязвимые места и пораженным которой может стать любой орган. У Екатерины попала «под удар» центральная нервная система. Инфекцию же актриса подхватила в Крыму во время съемок в фильме "Сельский врач". Она постоянно покупала на рынке парное молоко, которое очень любила. Врачи долго не могли поставить правильный диагноз, поскольку период созревания бруцеллёза – восемь месяцев. Все это время актриса работала на пределе нервного истощения, и когда всё же медики приступили к лечению Екатерины, упустили из виду развившееся сопутствующее заболевание – шизофрению. Проводя по два-четыре месяца в году в больнице, в общей сложности Екатерина Савинова болела девять лет, и все же полностью выздороветь Екатерине, к сожалению, так и не было суждено. В периоды ремиссии Савинова гастролировала с мужем по стране и снялась в нескольких эпизодических ролях в кино.
Болезнь не оставляла ее ни на минуту, Екатерина даже жаловалась, что ее тело охвачено огненными кольцами. Сохраняя ясный ум, актриса чаще спрашивала: «Как же мне быть, если я не смогу выступать, петь, играть?», и постепенно стала осознавать, что то, к чему она так безудержно стремилась, для нее недостижимо теперь уже никогда, а сама она для её близких, по её убеждению, превратилась лишь в обузу.
В 1970 году актриса уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск, сказав родным, что собирается немного у нее погостить, хотя на самом деле всё для себя уже на тот момент решила. Зная о неизлечимости своей болезни, 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, как героиня «Анны Карениной», чей монолог, по горькой иронии судьбы, она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.
Екатерина Савинова похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске. Многие годы её более чем скромная могила находилась почти в полном забвении, и лишь 5 ноября 2006 года могилу перенесли на более престижный участок Клещихинского кладбища.
Бывшая киноактриса, а ныне инокиня Свято-Введенского женского монастыря Ольга Гобзева сказала о ней: «Актрис такого уровня, как Катя, у нас просто нет. И не будет долгое время, если только Сибирь не родит какую-нибудь девчушку, которая отважится схватить чемоданчик и побежать неведомо куда. Я вспоминаю наши встречи с Екатериной. Она была очень открытым человеком».
Педагог Савиновой профессор ВГИКа Борис Бибиков (сыгравший роль профессора в фильме «Приходите завтра») сказал как-то, что за свою жизнь видел множество очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух может сказать определенно, что они беззаветно были преданы искусству - Станиславский и Савинова.
В 2006 году издательство «Азбука» выпустило книгу «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. (Рукописи, воспоминания, фильмография)» тиражом всего 210 экземпляров, которая содержит в себе впервые опубликованные в России литературные опыты знаменитой актрисы, многие годы пролежавшие в фондах ГМИЛИКА.
На телевидении о жизни и творчестве актрисы вышло несколько передач – «Трагедия Фроси Бурлаковой» на ОРТ, «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «Как уходили кумиры» на ДТВ.
Екатерина Савинова, являясь обладательницей уникального голоса в три октавы, по окончании ВГИКа обучалась вокалу в Институте имени Гнесиных. По словам мужа актрисы, Евгения Ташкова, во время учёбы в «Гнесинке» Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду, но на оба приглашения актриса ответила решительным отказом – единственной ее мечтой всегда оставался кинематограф. «Кино — это дьявол, который забирает душу. Он сидит у меня в правом кармане, а вот — перебрался в левый» — признавалась она.
В картине «Приходите завтра», помимо исполнения главной роли Фроси Бурлаковой, актриса еще и озвучила домработницу Николая Васильевича Марию Семенову, роль которой сыграла Надежда Животова.