Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Эльдар Рязанов
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года, в Самаре. Эльдаром, что в переводе с персидского языка означает «владеющий миром», родители сына назвали в честь своей службы в Тегеране...
В детстве мальчика не пороли и не ставили в угол. Ему просто выговаривали так, что он запоминал. Его воспитывала сама жизнь. В войну он нянчил младшего брата, стоял в очередях. Плакал от того, что сломал лыжу, понимая, как тяжело будет за нее заплатить. В военные годы он постоянно хотел есть. И когда отменили карточную систему, просто стал обжорой: начал есть и уже никогда не мог остановиться, а может просто и не хотел…
В 17 лет Эльдар Рязанов пристрастился к выпивке, пока не отравился. Потом лет восемь даже запаха водки не мог переносить. Сейчас, правда, может себе позволить пару-тройку рюмочек, но не больше. А вот курить начал, когда пошел в школу, в 7 лет. Потом, правда, много раз пытался бросить: и к гипнотизерам ходил, и к экстрасенсам. Спасло лекарство, насыщенное никотином, которое действовало по принципу передозировки. С тех пор на курящих Рязанов смотрит с отвращением, особенно на женщин.
В жизни Эльдар Рязанов боялся, а вернее, побаивался Советской власти, вообще–то он не из робкого десятка, но… Отец его сидел, и его могли из-за этого не принять в институт. Отец был русский, но враг народа, а отчим еврей, но не враг народа. Иногда даже было выгодней вписать в анкету отчима-еврея вместо отца-врага народа, а иногда наоборот. Не угадаешь, так все менялось.
Эльдар Рязанов в детстве был невероятным любителем чтения. И даже из третьеклассника превратился в пятиклассника, подделав справку, чтобы записаться в городскую библиотеку. А чтобы ускорить получение аттестата, пошел еще дальше: за 22 дня сдал экстерном 11 школьных предметов и поступил во ВГИК. Волею случая Эльдар Рязанов стал студентом 1-го курса мастерской Григория Михайловича Козинцева.
Через два года обучения состоялся знаменательный разговор всемирно знаменитого режиссера, осознавшего вдруг, что мальчик слишком молод для профессии режиссера. На что студент резонно возразил: мол, могли бы заметить мою молодость во время вступительных экзаменов, при конкурсе 25 человек на место. Логика студента была по достоинству оценена классиком советского кино, режиссером «Гамлета» и «Короля Лира». И сегодня на внушительной полке отечественной киноклассики фильмы учителя и ученика занимают свои почетные места.
Среди педагогов Рязанова был и великий Сергей Эйзенштейн, который увидел талант юного Рязанова и оказал огромное влияние на него. Студентом Рязанов много раз бывал у него дома и совершал с помощью редкостных книг увлекательные экскурсии — и в эпоху Возрождения, и во французский импрессионизм, и в древнегреческое искусство. А на «Мосфильме» школу молодого бойца начинающий режиссер проходил под бдительной опекой самого Ивана Пырьева.
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, получив диплом с отличием. На протяжении пяти лет молодой режиссер проработал в студии документальных и хроникальных фильмов. Снимал на Сахалине, Камчатке, на Курильских и Комодорских островах. Китобойные флотилии, краболовы, нефтяники, железнодорожники, спортсмены, ученые... Жизнь им была познана во всем объеме, а детская страсть к путешествиям удовлетворена сполна. Он снимал киносюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал даже целиком. Снял первую самостоятельную документальную ленту, посвященную 100-летию открытия Октябрьской - Николаевской железной дороги.
Кстати, в январе 1988 года телевидение показало рязановский документальный цикл «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Многие смотрели его тогда с включенными магнитофонами, чтобы не проронить ни одно слова. И к 70 – летию великого певца, в январе уже 2007 года нестареющая кинолента вновь вышла на экран. Но это потом, а сейчас…
Вот он долгожданный поворот судьбы! Оформление на главную киностудию страны, «Мосфильм», случилось в два дня. И сразу же, став режиссером, Эльдар Александрович поставил вместе с Гуровым первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором уже были и игровые эпизоды.
Известнейший советский комедиограф, в то время еще и руководитель киностудии «Мосфильм» Иван Александрович Пырьев буквально заставил взяться за кинокомедию Эльдара Рязанова, который пытался четыре раза отказываться - но преодолеть плотную «опеку» Пырьева, ему, к счастью, так и не удалось. Подлинное продюсерское чутье не подвело Пырьева: музыкальная комедия-обозрение «Карнавальная ночь» стала лидером проката, имела колоссальный успех.
После художественного дебюта «Карнавальная ночь» имя начинающего режиссера Эльдара Рязанова узнала вся страна. Знаменитый актер Игорь Владимирович Ильинский сыграл в картине одну из своих лучших ролей - сатирический образ руководителя — бюрократа Огурцова. Исполнительница главной роли в своем первом фильме, тогда еще неизвестная молодая актриса Людмила Гурченко, стала кинозвездой. А песню про «пять минут» композитора Лепнина запела вся страна!
Дальнейший путь режиссера в кино был определен – кинокомедия! Тогда –то и сложился коллективный портрет рязановского зрителя - умного, готового к сочувствию, с чувством юмора, а еще - любящего в хорошей компании душевную песню. Зритель отплатил великому режиссеру вечной любовью.
Вслед за успехом дебюта наступил период поисков, проб и разнообразных жанровых сочетаний фантастики, сатиры и эксцентрики. Таким стал фильм «Человек ниоткуда», который в прокате почти не шел из-за цензурного запрета. В «Человеке ниоткуда» успешно дебютировал Сергей Юрский. А Анатолий Папанов, уже известный в то время в театральном мире, сыграл в фильме аж четыре роли, развеяв тем самым миф о своей «некиногеничности».
Создание героической комедии о 1812 годе «Гусарская баллада» опять таки не прошло без большой поддержки Ивана Пырьева. Он добился разрешения постановки, уговорил сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. А самому Эльдару Александровичу оставалось только, приложив огромные усилия, убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова это ни кто иной, как сам Игорь Ильинский, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а, наоборот, романтизирует ее. Да, чуть, чуть, предварительно дописав несколько стихотворных эпизодов, сократить пьесу Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой фильма.
Конечно же, сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений. И только студентка отделения музыкальной комедии театрального института Лариса Голубкина была найдена без особых усилий и, после первых репетиций и кинопроб, утверждена на роль главной героини в киноленту «Гусарская баллада».
Желание видеть жизнь в смешном свете — это свойство характера, которым Рязанов, к счастью, был наделен. Юмор для Эльдара Рязанова — отмычка, которая открывает все двери. Трагикомедия, где сочетается смешное и печальное. Где у зрителя ещё не просохли слёзы, а он уже гомерически хохочет. Это и есть самый высокий жанр в кино, который был покорен великим Рязановым.
В 1966 году Эльдар Рязанов уже сам пишет сценарии своих картин. «Грустное лицо» рязановский комедии — это лицо любимого им героя, в центре внимания режиссёра — социальная тема, жизнь сегодняшнего города и его людей, тружеников, представителей скромных интеллигентных профессий. Этот тот человеческий тип, к которому принадлежат страховой агент Юрий Деточкин, старики-разбойники, врач Женя Лукашин. Киноленты Рязанова заключают в себе сплав веселого и печального, приближаются к трагикомедии.
, прежде всего, одна из лучших картин Рязанова – «Берегись автомобиля». Режиссер дважды приступал к съемкам картины «Берегись автомобиля», но всякий раз Юрий Никулин, приглашенный на роль Деточкина, уезжал на большие гастроли. В итоге советского Робин Гуда - Деточкина сыграл Иннокентий Смоктуновский. Единственные трогательные автотрюки на легендарной «Волге» ГАЗ-21 в погоне под замечательный вальс Андрея Петрова за всю историю советского кино случились именно в «Берегись автомобиля». И главный герой Юрий Деточкин, своеобразно понимая справедливость в этом мире, именно эту модель и похищал.
Все - и что фильм основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин. И что в нем точно прописаны все жизненные истины, характеры и диалоги. А еще целая галерея разноплановых, узнаваемых персонажей, которую создали великолепные актеры Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Галина Волчек – сделали фильм воистину нестареющим!
Будучи еще документалистом, Рязанов создал телерассказ «Шесть вечеров с Юрием Никулиным» о замечательном артисте и своем большом друге. А в картине «Старики-разбойники» осуществил свою давнюю мечту и снял Юрия Владимировича в главной роли вместе с Евгений Евстигнеев.
Премьера фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» состоялась в новогоднюю ночь 1976 года. Это реальная история по сценарию рассказа Никиты Богословского о том, как он по ошибке отправил своего пьяного друга в канун Нового года в Киев с 15 копейками в кармане.
Первоначально маску Ипполита примерял Андрей Миронов, который после прочтения сценария, захотел стать Лукашиным. Но Рязанов утвердил Мягкова. Потом на роль Ипполита пригласили Олега Басилашвили, но у него вскоре умер отец, и роль передали Юрию Яковлеву. На главную роль Нади Эльдар Рязанов пригласил популярную польскую актрису Барбару Брыльску, а озвучивала эту роль талантливая Валентина Талызина, так как по-русски Брыльска говорила с огромным трудом. Фильм получился очень удачным, а использование стихов и песен создали эмоционально насыщенную атмосферу лирических раздумий над жизнью. С того времени и по сегодняшний день «Ирония судьбы» стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Лишь в конце 80-х - объявленный в нашей стране период борьбы с пьянством (как обычно не принесший никаких результатов) - фильм временно прекратили показывать. Но уже вскоре он вновь появился на экранах...
Определенную черту в творчестве Рязанова подвели фильмы - сатирическая комедия «Гараж» и телефильм «О бедном гусаре замолвите слово» - остро - критические по отношению к тогдашней действительности. Замысел «Гаража» появился после того, как самому Рязанову пришлось присутствовать на заседании гаражно-строительного кооператива, в ходе которого нескольких самых беззащитных владельцев лишили боксов при молчаливой поддержке большинства. И режиссер вел себя на собрании не лучшим образом. Потому фильм, можно сказать, его попытка загладить свою личную вину.
А «Бедный гусар» после первого показа пролежал пять лет. И вовсе не потому, что его кто–то запрещал или просто положил на полку, нет….«Гусара» просто показали один раз – и все, никаких повторов, никакой прессы, словно и не было такого фильма. Эльдар Рязанов обивал пороги разных кабинетов, предлагая разные поправки. А картина тем временем лежала себе: чиновники делали вид, что исправляют, а режиссер – что соглашается с исправлениями. Хотя и им, и ему было ясно, что камень преткновения, совершенно не в каком–то там публичном доме, и вовсе не в каких-то остротах, а, именно, в том, что это фильм про тайную спецслужбу, отравляющую людям жизнь. Вот и все причины! Потом в восемьдесят пятом началась перестройка, и фильм тут же выпустили.
Сам фильм «Вокзал для двоих» был снят на основе реальной истории. Поэт Ярослав Смеляков, в 1953 году отбывал наказание в лагере. И после дружеского застолья со своими друзьями, будущими кинодраматургами Валерием Фрида и Юлием Дунским, жившими на поселении, тащился на утреннюю поверку, неявка на которую могла привести к увеличению срока. Не придумана и история главного героя «Вокзала для двоих» - пианиста, взявшего на себя вину жены, которая сбила человека: в свое время так поступил известный композитор Микаэл Таривердиев.
Олег Басилашвили сначала изображал «своего» в колонии для несовершеннолетних преступников, где снимался фильм. Но заключенные его быстро раскусили, а постепенно даже стали уважать: «Я дослужился до «деда», ко мне приходили за советом!» - рассказывал потом актер. «Вжилась» в свою роль и актриса Людмила Гурченко - после съемок заключительного эпизода, когда главные герои бегут по заснеженной трассе, чтобы успеть на перекличку в колонию, у нее были вдрызг разбиты колени.
К концу 1980-х — началу 1990-х годов стало ясно, что Эльдар Рязанов склонен попрощаться со своим привычным героем. В фильмах вдруг всем знакомый, любимый герой Рязанова неожиданно преображается и терпит, как не странно, крах. Причем это происходит из его сути, мелкости его человеческой натуры. В экранизации Островского в драматической ленте «Жестокий романс» привычный рязановский герой - Карандышев, в исполнении привычного Мягкова, почему–то губит и себя, и красоту, к которой стремится. Не способен перешагнуть свою малость и герой фильма «Забытая мелодия для флейты».
А «Небеса обетованные»? Случайность, или… Режиссер делал современную версию пьесы Горького «На дне», а в это время вся страна пошла вдруг на дно, и картина получилась не о маленькой прослойке, а обо всем народе, о том, что армия не двинется против народа. И тут же все решили, будто Эльдар Рязанов предсказал ход событий. И просмотры картины, после августовского путча 1991 года, превращались в демократические митинги. Люди выскакивали на сцену, выкрикивали лозунги…
Обычно режиссер Эльдар Рязанов придумывал какую-нибудь роль-шутку для актера Эльдара Рязанова. Своим «двойником» он сделал интеллигентного, но безвольного профессора Смирновского, который неподражаемо спит в «Гараже» на бегемоте. Это и железнодорожник в мелодраме «Вокзал для двоих», и главный редактор газеты в лирической комедии «Дайте жалобную книгу», и серьезный врач в «Невероятных приключениях итальянцев в России», и очаровательный пассажир в самолете «Иронии судьбы, или с легким паром», потом актер Рязанов повторит эту роль в продолжении лирической комедии спустя много, много лет.
Он снялся в эпизодах почти всех своих фильмов: человек с подзорной трубой и человек в кафе, директор книжного магазина и хозяин гробовой мастерской, полицмейстер, рентгенолог и кондитер, коллега Мячикова и просто сосед.
В сказочности, нереальности и утешительстве Эльдара Рязанова упрекали всю жизнь. А Андерсен всегда нравился и режисеру, и просто человеку Рязанову, находил отклик в его душе, хотя он и не подозревал, какой клад найдет, когда влезет в его биографию, в его характер.
Во время Второй мировой войны в Дании не погиб ни один еврей. Почему? Наверное потому, что у них был Андерсен, сентиментальный, чудаковатый Андерсен, внушивший им такие понятия о ценности каждой отдельной жизни.
В картине Рязанова Андерсена играют три человека: в начале совсем маленький Андерсен — Ваня Харатьян. Потом одно и то же лицо со сказочником - Станислав Рядинский. И вылитый Андерсен - Сергея Мигицко.
Для многих зрителей «Андерсена», например, стало открытием, что великий сказочник был сыном алкоголички (в ее роли актриса Оксана Мысина), братом проститутки (в роли - Галина Тюнина) и объектом воздыханий со стороны горбатой адмиральской дочки Генриетты (Алена Бабенко). Но она так и не добилась взаимности, потому что сам Андерсен был влюблен в знаменитую шведскую певицу Йенни Линд – роль Евгении Крюковой. Предложение руки и сердца писателя были красоткой отвергнуты, и писатель сошел в могилу девственником.
Последний факт для самого Рязанова немаловажен - как-никак, все его предыдущие мелодрамы заканчивались счастливо. Андерсен действительно прожил страшную жизнь. Сам он был, несмотря на всю состоятельность, бездомным, не имел угла, не завел гнезда и называл себя приживалом по призванию. И он все-таки сохранил нежность и добро в своем сердце. Он принес добро людям, он просто писал сказки.
Смотришь «Андерсена» и вполне может показаться, что Эльдар Рязанов до этого никогда ничего не снимал. Создается ощущение, что последние более пятидесяти лет мастеру старательно затыкали рот. Но это, в общем-то, не так уж далеко от истины, а тут наконец-то дали выговориться. И он, всегда снимавший фильмы-ручьи, вдруг создал полноводную реку с массой порогов, притоков и рукавов: в «Андерсене» У Эльдара Рязанова серьезная историческая драма перемежается с комедией и нарочито наивными экранизациями.
В своей картине режиссер отвел себе роль хозяина гробовой мастерской, он практически хоронит Андерсена. Это замечательная шутка в рязановском стиле для его рецензентов: «Он похоронил Андерсена не только своей картиной, сделав ее бездарной, но он еще и буквально сыграл хозяина гробовой мастерской, которая закапывала великого сказочника в землю».
Рязанов не любит, когда его называют художником. «Я нормальный, здоровый человек. А художник должен быть больным и чесать правое ухо левой ногой. Если угодно, я мастер отечественного кино». Главной темой его творчества был и остается человек. Поэтому так любят сниматься у Рязанова актеры, зная, что рязановские роли украсят их биографию и добавят народной любви.
В достаточно большой актерской фильмографии Никиты Михалкова две роли все же стоят особняком. Проводник Андрей с фиксами и чемоданом дынь из «Вокзала для двоих». И Сергей Сергеевич Паратов в «Жестоком романсе» с песней-призывом «Так и надо идти, не страшась пути, хоть на край земли, хоть за край!», воплотивший мечту многих женщин. Уж если сгореть мотыльком, то красиво, а не в купе, где «сама, сама, сама...». Два разных типа, а мужская суть представлена идеально. Но в своих картинах Рязанов всегда стоит на стороне женщин.
Рязанову так понравилась игра Олега Басилашвили в спектакле по Мольеру, что он удивился: «И почему это я вас до сих пор не снимаю?!» На что актер в шутку ответил: «Ну, так снимайте!»…
Эльдар Рязанов собрал вокруг себя коллектив творческих единомышленников: сценарист Брагинский, композитор Петров, оператор Нахабцев, актеры Яковлев, Миронов, Мягков, Евстигнеев, Талызина, позднее - Лия Ахеджакова, Валентин Гафт...
Эльдар Александрович Рязанов прославился также в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама». Кроме того, им создано более двухсот авторских телепрограмм. Наиболее популярными стали телециклы «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе» и «Парижские тайны Эльдара Рязанова».
Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Его ученики -режиссеры Мамин и Дыховичный, Цымбал и Фридберг. Состоялся он также и как писатель, и как драматург. Рязанов был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес. Опубликовал книги «Грустное лицо комедии», «Зигзаг удачи» с Брагинским, «Эти несерьезные, несерьезные фильмы», «Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения» с Брагинским, сборник стихов «Ностальгия», и ряд других произведений.
Крылатые фразы из фильмов Эльдара Рязанова обогатили наш повседневный лексикон. «Карнавальная ночь» послала советскому зрителю витаминки, многие, из которых актуальны и сегодня: «Коротенько, минут на сорок», «Есть ли жизнь на Марсе — это науке не известно», «Бабу-Ягу воспитаем в своем коллективе». После выхода фильма «Девушка без адреса» в прокат миллионы зрителей как один подхватили: «Масик, ты болвасик!»
«Зигзаг удачи» запомнилась отважным тезисом «Давно известно, что деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше!». Спустя полвека после Октябрьской революции фильм нелицеприятно зафиксировал, что выковать советский характер так и не удалось. Люди продолжали мечтать о материальных благах.
А сколько перлов ушло в народ из «Служебного романа». Кто не повторял хоть раз с ехидцей: «Мы вас любим в глубине души. Где-то очень глубоко...», или не цитировал секретаршу Верочку: «Походка свободная, от бедра!». А почти 50 реплик из «Гаража» оживляют любое нудное собрание.
На доме № 125 по проспекту Вернадского поклонники установили мемориальную доску, которая напоминает, что именно здесь снималась квартира Жени Лукашина из бессмертной комедии «Ирония судьбы, или с Легким паром». Чей киноадрес уже все знают наизусть: «3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12».
Оправданием жизни и поступков, в этой самой жизни, Эльдару Рязанову служит сама жизнь. Он не верующий, но с большим уважением относится к тем, кто верит. Его детство пришлось на эпоху воинственного атеизма. Вот и живет великий и мудрый Рязанов ради жизни и ради работы. И ничего другого ему и не надо. Просто живет и просто работает.
«Легко ли быть рядом с Рязановым? Отнюдь. Он слишком требователен к себе, а значит, и к другим. Слишком обязателен и ответственен. Слишком работоспособен и неуемен. Слишком честен, буквально, то есть, совершенно не умеет врать. Словом, ему все время надо соответствовать, а это, поверьте, нелегко», - это слова Эммы Валерьяновны, супруги Эльдара Рязанова.
А вот внук режиссера Митя Трояновский видит деда другим: «Любимое место дедушки на земле — это Валдай, где он построил дом на самом берегу озера. Он ловит рыбу, у него там есть моторная лодка и скутер. Можно сказать, что давняя дедушкина мечта стать моряком хоть на крохотную долю осуществилась. Кроме того, он любит машины и здорово ими управляет. А еще каждое утро обливается холодной водой...» Вот вам и рецепт долголетия…