Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Елена Проклова
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Елена Проклова родилась 2 сентября 1953 года в Москве. Ее отец преподавал в Военно-политической академии программирование и кибернетику, мать - учительница. Елена росла в благоприятной среде: друзьями её родителей были многие деятели культуры и актёры, актёрами были её прабабушка и дед. Дача, где они жили, располагалась в дачном поселке учёных, художников и артистов. Правда, близкие не думали о карьере актрисы для Елены, ведь с четырёх лет она занималась спортивной гимнастикой и уже в одиннадцать лет стала мастером спорта.
Дедушка Лены - Виктор Тимофеевич, бывший актер, работал вторым помощником режиссера, причем дома после работы он в основном рассказывал только о неприятностях и проблемах в кино, и, естественно, никакой актерской судьбы внучке не желал. Так получилось, что в это время режиссер Александр Митта искал главную героиню в фильм «Звонят, откройте дверь!». Школьницы шли на студию толпами. Ни одна его не устраивала. Забраковали 11 тысяч претенденток. Лена же часто бывала у дедушки на работе, подолгу там сидела, делала уроки и была, можно сказать, своей, ее все знали. Она даже выучила текст, который предлагали на пробах претенденткам. И вот рука судьбы – режиссер во время очередного просмотра вдруг «увидел» именно ее - и Лену утвердили на первую роль.
Фильм рассказывает об удивительных открытиях двенадцатилетней девочки, которая по заданию любимого пионервожатого ищет в городе зачинателей пионерского движения. Знакомясь с самыми разными людьми, с миром сложных человеческих отношений, она незаметно взрослеет, ей открываются неведомые прежде, недетские чувства. Вместе с Леной Прокловой в фильме снимались Ролан Быков, Сергей Никоненко, Люсьена Овчинникова, Виктор Косых.
Первая ее роль была отмечена вниманием зрителем и прессы, международной премией и одной странной наградой: работники «Мосфильма» сочли Ленину работу лучшей женской ролью года. О сем ей и была выдана грамота в синей кожаной папке.
Успешный дебют в кино юной актрисы привлек к ней внимание и других режиссеров. К примеру, Геннадий Казанский с «Ленфильма» с ходу предложил ей роль Герды в экранизации пьесы Е. Шварца «Снежная королева». Фильм вышел на экраны страны в 1967 году и был тепло встречен юным зрителем. На фестивалях «Алая гвоздика» и в Боготе (1970) он был удостоен главных призов.
В последующие два года Лена снялась еще в двух картинах: у Ричарда Викторова в «Переходном возрасте» (1968) и у Александра Митты в «Гори, гори, моя звезда» (1970). Эта роль потребовала от актрисы четкого ощущения времени, умения слиться с героиней - и одновременно не потерять свое «я»... Роль в этом фильме возникала с большим трудом и получилась серьезной, но в тени блистательного ансамбля Олега Табакова, Олега Ефремова и Евгения Леонова тонкое и нежное плетение женского характера ушло на второй план.
Во время съемок в последней картине Е. Проклова окончательно определилась с выбором своей будущей профессии - несмотря на то, что она была мастером спорта по художественной и спортивной гимнастике и ей прочили блестящее спортивное будущее, она решила идти в актрисы. Сдав экстерном экзамены за 9-й и 10-й классы, она поступила на актерский факультет Школы-студии МХАТ.
Сама Елена Проклова, вспоминая этот период жизни, жалеет, что не может, как все нормальные люди, вспомнить о школьных походах и выпускном вечере. Но взамен судьба подарила ей прекрасную интересную жизнь в кино и на сцене.
В Школу студию МХАТ ее приняли с условием - на время учебы о кино забыть. Е. Проклова вспоминает: «Когда я поступила в Школу-студию, педагоги первое время относились ко мне скептически: нет ни голоса (говорила очень тихо), ни сценического темперамента, а главное, им казалось, что нет серьезного отношения к делу - я была готова с ходу, без подготовки включаться в любую роль, сыграть какой угодно этюд, наивно полагая, будто актерский труд начинается с режиссерской команды «Мотор».
В Школе-студии МХАТа преподавали А.Тарасова, М. Яншин, А. Грибов, В. Станицын, А. Кторов. Актрисе посчастливилось не только учиться у них, но и играть с «великими стариками» на одной сцене во МХАТе.
За 20 лет работы во МХАТе Елена Проклова переиграла весь ведущий репертуар, при этом не идя на компромиссы, когда предлагалось участие в «идеологически выдержанных постановках». На сцене МХАТа она играла в спектаклях: «Синяя птица» М. Метерлинка, «Валентин и Валентина», «Эшелон», «Перламутровая Зинаида» (все - М. Рощина), «Вишневый сад» А. Чехова, «Амадей» П.Шеффера и др. В начале 90-х годов актриса уходит из МХАТа.
Закончив Школу студию в 1973 году, истек срок запрета сниматься в кино и актриса приняла предложение И. Хейфица сняться в главной роли - Тани Фешевой - в фильме «Единственная». Ее партнерами по съемочной площадке были Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий. По словам самой актрисы, эта роль на сегодняшний день является ее лучшей ролью за всю карьеру в кино.
Елена Проклова следует за властной режиссерской рукой с такой раскованностью и уверенной легкостью, что ни на миг не прерывается радость от этой встречи с искусством.
Елена Проклова сыграла здесь женскую душу, умеющую любить необъяснимо и сильно, но зато не умеющую втискивать себя в строгие параметры законного брака. Ее героиня так богата душевно, так добра, отзывчива и щедра, что не ответить на чужое чувство она словно и не может. И не ее, кажется вина, что отзывчивость и доброта ее оборачивается вульгарной изменой... Эту житейскую ситуацию актриса наполнила щемящей грустью, таким глубоким проникновением в характер героини, что сразу же заявила о себе как художник тонкий и требовательный. Она загадочна. Причем не только для нас, зрителей, она загадка для самой себя. Слишком юная , она не знает, не понимает, какие силы порой бушуют где-то внутри ее самой.
Фильм вышел на широкий экран в 1976 году и был тепло принят публикой. Он был удостоен наград на фестивалях во Фрунзе (1976) и Панаме (1977, премия за исполнение лучшей женской роли).
70-е годы были весьма плодотворными в карьере актрисы. В «Сентиментальном романе» режиссера Игоря Масленникова она сыграла отрицательную роль Зои - девушки гордой и красивой, наделенной острым чувством справедливости, но, в сущности, лишенной души.
В 1976 году она вернулась в сказку, где так непринужденно чувствовала себя в детстве. Купеческая дочка Настенька в фильме Н. Кошеверовой «Как Иванука-дурачок за чудом ходил» приближена актрисой к нашим дням. Насмешливая, искренняя и доверчивая современная девушка действует в незамысловатом сказочном сюжете. Роль эта интересна своей «двуликостью». Две Насти - одна живая, веселая, другая - потерявшая, согласно сюжету, способность чувствовать и любить, сыграны актрисой в этом детском фильме.
В картине режиссера Георгия Данелия «Мимино» у Елены Прокловой эпизодическая роль: всего в двух-трех сценах появляется она на экране. Образ «девушки-мечты» героя - обобщенный, едва намеченный - не мог обрести психологической глубины, но актриса одарила свою героиню обаянием, против которого нельзя устоять, и искренностью, которой нельзя не поверить... А фраза «Ларису Ивановну хочу!» преследует актрису до сих пор.
И еще одна роль - в фильме Юрия Карасика «Собственное мнение», где Елена Проклова играет современную «фабричную девчонку». Эта гордая и самостоятельная девушка, независимая в суждениях, держится с той завидной непринужденностью, которая свойственна людям, прочно стоящим на ногах. Героиня Елены Прокловой - озорная, любящая подшутить, подразнить, кажется чуть легкомысленнее, чем есть она на самом деле.
Одна из лучших работ Елены Прокловой - роль в фильме «Ключ без права передачи» режиссера Динары Асановой. Фильм - о школе, об учениках, учителях и родителях. О том как сложно порой складываются взаимоотношения между поколениями. И как важно при этом уважать друг друга, как необходимо стремление к взаимопониманию... Елена Проклова здесь молодая учительница, обладающая не просто педагогическим талантом, но талантом человеческим - оказывать доверие и его обретать. Между нею и учениками - особые отношения. Они друзья, и степень откровенности в их общении высока и прекрасна.
Были еще работы в фильмах: «Собака на сене» (1977), «Смятение чувств» (1977), «Ищи ветра...» (1978) , «Голубка» (1978), «Верой и правдой» (1979), «Инспектор Гулл» (1979).
Первая половина 80-х годов складывалась для Елены Прокловой также весьма удачно. Она продолжала активно работать как в театре, так и в кино. На ее счету были фильмы: «Какие наши годы» (1980), «Будьте моим мужем» (1981, блистательная работа вместе с Андреем Мироновым), «Мы жили по соседству» (1982), «Будь счастлива, Юлия!» (1983), «Поздняя любовь» (1983), «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), «Первая конная» (1984), «Грядущему веку» (1985). В 1985 году Елене Прокловой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
Личная жизнь Елены Прокловой устроилась довольно рано - в 18 лет она вышла замуж за режиссера документальных фильмов, журналиста Виталия Мелик - Карамова, и через год на свет появился первенец - дочь Арина. Однако брак просуществовал всего четыре года и распался.
Во второй раз актриса вышла замуж за человека из другой области - доктора Александра Дерябина. Но и этот брак распался через несколько лет. По словам самой Прокловой, одной из причин этого разлада стала личная трагедия: в младенчестве умерли двое их сыновей-близнецов. Забыться помогла только работа. Олег Николаевич Ефремов, светлая ему память, загрузил репетициями и спектаклями под самую завязку. Но это горе разобщило супругов, из их отношений ушли легкость и теплота. Однако развод произошел мирно, сегодня бывшие супруги поддерживают друг с другом прекрасные отношения.
В 1984 году встречает своего третьего мужа. Елена Проклова рассказывает: «Вначале я стала заботиться о старшем брате. Виктор работал ювелиром, с женой разошелся и жил один. Я поселилась в его мастерской, вела домашнее хозяйство. Однажды, месяца через три, брат привел в гости своего приятеля Андрея. Я стала готовить мужчинам еду, ожидая телефонного звонка по поводу намеченной на вечер встречи со зрителями. Но встреча отменилась. Мы уселись за стол, болтали, смеялись… А утром решили отправиться вместе в Ленинград на машине Андрея. После той поездки я и он не расстаемся».
Вскоре у них родился мальчик, однако насладиться родительским счастьем им тогда было не суждено - через неделю сын скончался. В трудные дни Андрей помог Елене выстоять и в конце концов возродиться.
В 1994 году у Елены и Андрея родилась дочь Полина. Чтобы это произошло - все время от зачатия до родов Елена пролежала в клинике, сама вколола себе в живот 700 уколов.
За годы, прошедшие с момента, когда актриса выпала из поля зрения зрителя, изменился и образ её жизни. Елена Проклова, коренная горожанка, почувствовав тягу к земле, построила вместе с мужем дом на Клязьминском водохранилище, вырастила сад. Участок усилиями хозяйки превратился в райский уголок. Елена решила подойти к делу профессионально, поступив на отделение ландшафтного дизайна в Московский архитектурный институт. Теперь, став профессионалом, она обустраивает участки частным лицам и пользуется большим спросом как ландшафтный дизайнер. Кроме хобби, ставшего профессией, есть и другие — рыбалка, охота, походы. Московскую квартиру они оставили дочери Арине, которая стала художником, в 1995 году у нее родилась дочка Алиса.
В 1999 году Елена Проклова выпускает книгу «В роли себя самой». Как говорит сама Елена Проклова: «Для меня книга оказалась гораздо интереснее, чем я ожидала. Это не столько творческая биография и сопутствующая информация, сколько размышление о жизни».
На рубеже веков Елена Проклова ненадолго вернулась в кино. Актриса снялась в сериале «Досье детектива Дубровского» (1999), фильмах «Желтый карлик» (2001) и «Счастье по рецепту» (2006).
На нынешнем этапе Елена плотно сотрудничает с телевидением. Она участвовала в телевизионных проектах «Последний герой» и «Большие гонки». «Эти программы призваны доказать: человек может невозможное. Они помогают и зрителям, и участникам относиться к родине с еще большим уважением. Такие программы заставляют гордиться своей страной, ведь мы же везде побеждаем» - так считает Е. Проклова.
В 2006 году Елена Проклова пришла в программу «Малахов + ». Из интервью актрисы: «Когда я веду программу, у меня всегда приподнятое настроение. Люди, которые приходят к нам со своими проблемами, чаще всего находят здесь решение. И это тоже счастье. Все-таки профессия актера эфемерная, ты не видишь реальных плодов своей работы. А тут я их вижу».
И всё-таки любимая профессия «позвала». Елену пригласил в свою Антрепризу Александр Абдулов: сначала в спектакль «Всё проходит», затем — в «Семейную идиллию», где её партнёром стал Андрей Панин. Елена Проклова играет жену главного героя, попросту говоря — порядочную стерву. То есть даму, весьма далёкую по характеру от самой актрисы, человека светлого и гармоничного. Но актёры считают, что чем меньше ты похож на своего героя, тем лучше сыграешь.
Есть в актрисе Елене Прокловой один секрет: она так много чего в жизни делает, что никому другому порой не под силу, и при этом все успевает. Вот поэтому она так хорошо выглядит и всегда в прекрасной форме.