Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (8)
- Биография (256)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (262)
- Детектив (531)
- Документальный (78)
- Драма (2216)
- Индийский (91)
- Исторический (267)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1261)
- Криминал (567)
- Мелодрама (1046)
- Мистика (144)
- Мюзикл (215)
- Новогодние (183)
- Приключения (835)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (487)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1130)
- Ужасы (454)
- Фантастика (542)
Елена Соловей
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Самая нежная и удивительная актриса советского кино Елена Соловей родилась в немецком городе Нойштрильц 24 февраля 1947 года. Родители Елены познакомились в конце войны в Берлине, где отец служил в артиллерии, а мать была медицинской сестрой. Через три года после рождения дочери отец получил распределение в Красноярск – там семья Соловей прожила десять лет, после чего переехала в Москву.
Елена с детства мечтала стать актрисой, занималась в различных кружках: «Школьная жизнь была настолько заполненной и полноценной, что нам просто некогда было болтаться по улице. А параллельно с общеобразовательной школой я еще училась в музыкальной». Закончив школу в 1965 году, Елена подала документы во ВГИК, но не прошла по конкурсу. Отложив мечту стать актрисой до следующего года, девушка устроилась работать учителем пения и музыки в одной из московских средних школ. Позднее она так вспоминала о том периоде: «Я не заставляла ребят уныло разучивать песни к праздникам, а играла с ними, придумывала ансамбли. Короче, отвращения к музыке не внушила».
Через год настойчивая абитуриентка повторила попытку поступить на актерский факультет ВГИКа, и была зачислена на курс Б. Бабочкина. Уже в первых вгиковских работах Соловей проявились характерные особенности ее дарования: удивительная пластичность, музыкальность. В учебных спектаклях она играла разных героинь, но наибольший успех ей сопутствовал в ролях Джульетты и Нины Заречной.
Профессор высших режиссерских курсов Паоло Волкова пишет: "Я очень хорошо помню, когда впервые обратила внимание на Лену Соловей. Это был курсовой спектакль по Лескову "Житие одной бабы". Она вошла в сатиновой юбке, в косынке, повязанной по бесцветные брови. Я подумала: "Вот какая девочка, и внутри у нее свечка"".
Дебют Елены Соловей в кино состоялся в 1967, когда она училась на первом курсе – в короткометражке «В горах мое сердце» (реж. Р. Хамдамов) она сыграла дочь булочника. Через год история повторилась – ее пригласили на одну из ролей в короткометражном фильме «Правдоха». Однако настоящим началом работы Е. Соловей в кино можно считать роли в фильмах «Цветы запоздалые» (реж. А. Наль) и «Король-олень» (П. Арсенов), которые вышли на экраны в 1969 году. Вот что рассказывает сама актриса о первом серьезном кинематографическом опыте: «Когда я уже училась во ВГИКе в мастерской Бориса Андреевича Бабочкина, меня пригласили в фильм «Король-олень». Это удивительно добрая и мудрая сказка с гениальной музыкой Микаэла Таривердиева. Этот фильм снят в необычной и достаточно условной манере. Мне кажется, именно поэтому картина была сначала довольно холодно принята критикой. Совсем недавно я пересмотрела ее на кассете, и все время не проходило ощущение очарования от игры замечательных актеров, которые были тогда совсем молодыми: Олег Ефремов, Юрий Яковлев, Олег Табаков, Сергей Юрский. Рядом с ними была и я... Съемки проходили в Ялте. Роль у меня там небольшая, отснялась быстро, но исправно бегала на все другие съемки и была счастлива».
После окончания ВГИКа в 1970 начинающая актриса по рекомендации И. Смоктуновского получила приглашение работать в труппе Малого театра. Борис Бабочкин, ее вгиковский педагог и актер театра, обещал поставить для нее чеховскую "Чайку". Для молодой актрисы открывались заманчивые перспективы. Но Соловей вышла замуж за ленинградца и уехала к мужу. Семья для нее всегда была дороже карьеры.
О замужестве Елены Соловей следует сказать особо. Во время съемок фильма «Драма из старинной жизни», которую снимал Илья Авербах по рассказу Николая Лескова «Тупейный художник», произошло знакомство с кинохудожником Юрием Пугачом, и знакомство это довольно скоро переросло в любовь. Вскоре влюбленные поженились, Елена Соловей переехала в Ленинград и была зачислена в штат «Ленфильма».
В это время в театре Ленсовета Р. Виктюк должен был ставить «Анну Каренину», и Игорь Петрович Владимиров посоветовал Виктюку пригласить на главную роль Соловей. Но постановка не состоялась... Первая роль Елены Яковлевны в театре Ленсовета состоялась лишь в 1983 году в спектакле «Победительница» по пьесе Арбузова в дуэте с Михаилом Боярским: «Первая моя роль была в Арбузове, в "Победительнице" – роль, которая совершенно со мной не смыкалась. И, тем не менее, Игорь Петрович там что-то придумал, и я сыграла эту женщину, совершенно антиженщину. Знаете, это некая была анти-Таня. Опять же я не знаю, насколько это получилось, не получилось, это не мне судить, но мало того, что у нас были полные залы (это был, в общем, один из самых аншлаговых спектаклей), я ощущала счастье, я получала удовольствие от того, что я вот эту женщину играла на сцене, что меня зрители слушают, видят, смотрят, не устают, я могу смеяться, плакать каждый день по-новому». Как ни удивительно, в театре Соловей играла роли далеко не классического репертуара, ломая прочно закрепившийся за ней экранный стереотип «странной женщины». Позже актриса с благодарностью вспоминала И. П. Владимирова, который позволил ей раскрыть разные, неизвестные ей самой, стороны своей творческой личности: «Это было мое счастье, потому что Игорь Петрович тоже был тем удивительным режиссером, который... Опять же, я не хочу сказать, что я какая-то необыкновенная актриса, но если он выбирал актера, он знал, для чего он его выбирал, во всяком случае, он знал, что этот человек будет делать, он его чувствовал. И поэтому я считаю его моим создателем на сцене. Я не работала до этого на сцене, а в Театре Ленсовета у меня был огромный, большой очень репертуар. Когда я пришла на сцену, мне так кажется, что мое внутреннее существование было по законам актрисы кино. Я каждый раз удивлялась тому существу, которое во мне рождалось. Это было так интересно. Я действительно удивлялась всегда. Я не знаю, как это происходит».
До середины 70-х гг. Елена Соловей довольно активно снималась в кино у разных режиссеров, среди самых ярких ее фильмов этого периода – «О любви» (реж. М. Богин, 1971), «И был вечер, и было утро» (реж. А. Салтыков, 1971), «Драма о старинной жизни» (реж. И. Авербах, 1972), «Егор Булычев и другие» (реж. С. Соловьев, 1972), «Дети Ванюшина» (реж. Е. Ташков, 1974). Между тем, настоящий успех, признание зрителей и критиков актриса получила после фильма Н. Михалкова «Раба любви» (1976).
История создания фильма полна настоящего драматизма, а страсти, предшествовавшие съемкам, ничуть не уступают экранным. Все началось еще в 1969 году, с короткометражки Р. Хамдамова «В горах мое сердце», которая завоевала бесчисленное количество призов на студенческих кинофестивалях. Потом Хамдамов начал снимать полнометражную картину «Нечаянные радости», поводом для сюжета которой явилась судьба великой актрисы немого кино Веры Холодной. Авторами сценария были писатель Ф. Горенштейн и А. Михалков-Кончаловский. К сожалению, в процессе работы возникли непреодолимые проблемы, и съемки «заморозили». А поскольку картина снималась на «Мосфильме» в экспериментальном хозрасчетном объединении Г. Чухрая и на нее были уже затрачены деньги, то выпускать ее нужно было в любом случае. Сделать это предлагали разным режиссерам, но все отказывались, и только Никита Михалков согласился. Однако он попросил переписать сценарий «под него». Так появился фильм «Раба любви», а незаконченные «Нечаянные радости» Хамдамова были почти полностью уничтожены, уцелели лишь небольшие фрагменты.
Большую часть съемочной группы Н. С. Михалков набрал из тех, с кем работал над своей первой полнометражной картиной «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это были: оператор П. Лебешев, композитор Э. Артемьев, актеры А. Калягин, Н. Пастухов, Ю. Богатырев. Остальных исполнителей режиссер набрал по картотеке «Мосфильма», однако достойную исполнительницу главной роли – актрисы немого кино Ольги Вознесенской – найти никак не удавалось. В конце концов, Н. С. Михалков пришел к выводу, что кроме Елены Соловей никто на эту роль не подходит (Елена Яковлевна проходила пробы повторно на общих основаниях). Когда актриса получила предложение сыграть главную роль, она дала согласие, не раздумывая.
Знакомство Соловей с Михалковым состоялось еще в то время, когда Елена занималась в театральной студии: «Когда наша семья приехала в Москву, в одном журнале я прочитала объявление, что при Театре имени Станиславского есть детская театральная студия и туда ведется набор. Я почему-то решила в нее поступать, хотя до этого никакого специального интереса к театру у меня не было. Экзамены велись как в театральный институт, я прошла все три тура и поступила. Однажды на занятия пришел Михалков. Нам сказали: "А вот и Никита Сергеевич пришел". Я тогда еще подумала: интересно, кто это? Оказалось, он уже был известным режиссером». Тем не менее, между исполнительней главной роли и режиссером не сразу сложились дружеские отношения: Соловей долго не могла согласиться с режиссерским видением ее героини, но со временем полностью приняла его трактовку образа. В немногочисленных интервью при упоминании «Рабы любви» Елена Яковлевна всегда с благодарностью говорит о Р. Хамдамове, о роли, которую он сыграл в ее жизни: «Мне кажется, каждого артиста должен придумать режиссер. И вот Рустам – тот человек, который придумал Лену Соловей. Он видел меня в спектаклях, на маленьких всяких композициях, которые мы делали в институте. И моя первая картина была "В горах мое сердце", и у меня был небольшой такой эпизод. И потом Рустам точно так же придумал меня в "Цветах запоздалых", то есть, таким образом как бы появилась эта женщина со странным голосом».
Фильм «Раба любви» вышел на экраны в 1976 году. Трагическая история о том, как звезда немого кино Ольга Вознесенская (Е. Соловей) внезапно влюбляется в революционера-подпольщика (Р. Нахапетов) и безуспешно пытается спасти его от преследований белогвардейской контрразведки, как всегда в фильмах Н. Михалкова, лишь послужила фоном для размышлений о правде в искусстве, прекрасном идеале, его несовместимости с реальностью. «Воплощенный идеал женственности» Ольга Вознесенская говорит только красиво, движется плавно, одевается исключительно изысканно. Героиня Соловей живет в атмосфере экранных образов, любимых публикой, и продолжает разрабатывать их в жизни. Но в то же время в ней живет творческая жажда подлинности, правды. «Как бы я хотела сделать что-нибудь нужное», - говорит Вознесенская оператору Потоцкому. Романтическая любовь Вознесенской к Потоцкому, вернее, даже ее предчувствие, которому не дано было реализоваться, трагическая гибель оператора на глазах актрисы многое меняют в ее мироощущении. Она уже не может уйти от страшной действительности в гламурный мир картонных декораций. Трагически незащищенную перед беспощадностью жизни, Ольгу Вознесенскую в конце фильма умчит в неведомую даль, в небытие, неуправляемый трамвай, за которым гоняться белоказаки.
Елена Соловей тонко, без нажима передает всю полноту чувств своей героини – ее муку несбывшегося, утраченного чувства, начало ее прозрения, понимания истинных задач искусства. Индивидуальность Елены Соловей – и творческая, и человеческая – позволили воплотить на экране идеальный поэтический образ, аналогов которому в советском, да и российском кино – нет (однако, именно к такой абсолютизации идеала стремится Рената Литвинова).
Фильм стал настоящей удачей всей творческой группы, завоевал призы на международных фестивалях (например, в Тегеране (1976), Йере (1977)), а роль Ольги Вознесенской стала визитной карточкой Елены Соловей: «Никто даже не ожидал этого, мне так кажется. Но это и замечательно, не было никаких претензий, что я очень люблю. Наверное, была некая импровизация, в общем, достаточно бесхитростное кино. Когда я посмотрела картину в первый раз (это произошло где-то через год после того, как мы ее закончили), - первое, что я сказала... вот у меня было ощущение какой-то живой женщины и легкого дыхания. В этой картине есть самое замечательное – там нет мастерства что ли, если можно так сказать, мастеровитости что ли. Там есть такое ощущение, я бы не сказала капустника, но вот такого легкого дыхания. В принципе это было, это было снято на одном дыхании в силу многих обстоятельств – в силу того, что было мало времени...».
Сотрудничество с Н. С. Михалковым продолжилось на съемках фильмов «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, роль Софьи Петровны) и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980, Ольга Ильинская).
«Неоконченная пьеса…» снималась особенным способом. Съемочная группа несколько месяцев провела на Оке в одной старинной усадьбе, которая специально для съемок была отреставрирована. Все актеры каждый день переодевались в костюмы и гримировались, чтобы репетировать или просто проводить время, вживаясь в чеховские образы. Камеру включили впервые через два месяца. По мнению актрисы, именно такая сплоченность обеспечила фильму самое ценное - высокую степень достоверности, когда на экране получается как бы восстановление ушедшего мира старых дворянских усадеб с их обитателями.
В «Неоконченной пьесе для механического пианино» (по пьесе А. Чехова «Безотцовщина») актрисе также выпало воплощать идеал, но идеал утраченный. Софья – «девочка из мечты», сохранившая всю инфантильность юности и начисто утратившая способность соответствовать обстоятельствам. С чеховской точностью Михалков превращает трагедию в фарс, и наглядно демонстрирует, что от великого до смешного – один шаг. Удивительно объективна и мужественна ирония актрисы по отношению в своей героине. Софья смеется – а зрителю не смешно. Софья несчастна – но не вызывает сочувствия. Софья в исполнении Соловей становится «тревогой души», и абсолютно зрелый взгляд актрисы на героиню заставляет зрителя так же беспощадно всматриваться в себя. На международном фестивале в Сан-Себастьяне Соловей, вместе с другими актерами, снявшимися в «Неоконченной пьесе…» получила приз «За лучший актерский ансамбль», а роль Ильинской («Несколько дней из жизни И. И. Обломова») принесла актрисе приз за исполнение главной женской роли на кинофестивале в Оксфорде (1980).
В 80-е гг. кинокарьера Соловей продолжала стремительно развиваться. Именно к этому периоду относятся роли в фильмах «Вам и не снилось» (реж. И. Фрез 1981), «Факт» (реж. А. Грикявичюс, 1981; актриса на кинофестивале в Каннах получила приз за лучшее исполнение роли второго плана), «Бешеные деньги» (реж. Е. Матвеев, 1982), «Карантин» (реж. И. Фрез, 1983), «Обрыв (реж. В. Венгеров, 1983), «Блондинка за углом» (реж. В. Бортко, 1984), «Колье Шарлотты» (реж. Е. Татарский, 1984), «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов, 1985), «Друг» (реж. Л. Квинихидзе, 1987), «Единожды солгав» (реж. В. Бортко, 1987), «Артистка из Грибова» (реж. Л. Квинихидзе, 1987) и других.
Позднее, рассказывая о своей работе в кино, о сыгранных ролях, Елена Яковлевна призналась: «Все роли, все до одной, которые мне предлагали режиссеры, мне сначала не нравились. Впрочем, может быть, лучше сказать по-другому: всея этим ролям я сначала сопротивлялась, как могла. Мне всегда казалось: это, вот это, что мне предлагают режиссеры, ко мне никакого отношения не имеет. Я упорно, изо всех сил сопротивлялась, но в конце концов делала выбор. Ну а потом, когда уже сделаешь выбор, когда начинаешь работать, понимаешь: это именно выбор. Останавливаться на полпути нельзя. Иначе просто утонешь…»
В начале 90-х, когда советского кино уже не было, а российское кино еще не появилось, Елена Соловей снялась всего в трех фильмах, из которых один так и не дошел до зрителя («Анна Карамазофф», 1991, реж. Р. Хамдамов), второй был характерной постсоветской комедией (с красноречивым названием «Рогоносец», 1991, реж. А. Красильщиков), а третий не имел успеха у зрителей («Сороковой день», 1991, реж. О. Ерышев). В это время в семье актрисы уже было решено – они навсегда уезжают к родственникам мужа в США.
Перед Еленой Соловей никогда не стоял выбор: работа или семья: «Вот лично я не путаю свою актерскую жизнь и свою личную. Для меня актерская жизнь заканчивается в театре, в кино, и поэтому я не отношусь к своим героиням как к себе. Это какие-то другие женщины, которые мне безумно интересны, но они живут своей жизнью, независимо от моей, после того, как я сыграла эти роли. Моя роль в этом фильме закончилась, а моя жизнь – продолжается. И в этом мое счастье». Она была счастлива, когда удавалось совмещать карьеру и воспитание детей, – в «Рабе любви» Елена Яковлевна снималась вскоре после рождения дочери Ирины, а на съемки «Неоконченной пьесы…» приехала с мамой и совсем крошечным сыном Павлом – Михалков не мог без нее обойтись (на роль Софьи изначально была утверждена совсем другая актриса, которая даже начала работать, но «процесс не шел», и в срочном порядке была вызвана Соловей). Поэтому в постперестроечном хаосе, когда рухнули основы прежней, так хорошо устроенной и налаженной жизни, Соловей без колебаний променяла сомнительную жизнь «звезды экрана» с бесконечным стоянием в очередях за детским питанием и предметами первой необходимости на жизнь простой американской домохозяйки: «Я должна была это сделать, чтобы быть спокойной за своих детей. В тот момент мне просто стало страшно жить. Появилась абсолютная неуверенность в будущем. Конечно же, будущее нельзя предугадать, но человек должен знать, что это будущее у него есть». Осенью 1991 года семья Соловей в составе Елены Яковлевны, Ю. Пугача, их сына-подростка, дочери и новорожденной внучки Сонечки уехала в Америку.
В США семья поселилась в небольшом городке Фэйрвью в штате Нью-Джерси. Главным добытчиком стал глава семьи – Юрий Пугач, который устроился в ювелирную мастерскую художником по камню. Заработки остальных членов семьи были случайны – к примеру, дети подрабатывали в различных местах: Ирина работала в магазине, в адвокатском бюро секретарем, Павел – в «Макдональдсе». Вначале Елена Яковлевна вела жизнь домохозяйки: «Вообще я все это время занималась домом. Варила борщ, жарила котлеты, растила Соню. Когда мы уехали, Сонечка была совсем маленькая, дети должны были учиться. В то время Ира закончила один колледж, потом училась в другом. Пашка окончил школу, поступил в колледж. Я и теперь все еще занимаюсь Соней и домом, а иногда в свободное от основной жизни время – театром». Театр возник в жизни американской домохозяйки Элен Соловей, конечно, не случайно, хотя, покидая Россию, Соловей не питала никаких иллюзий относительно своего актерского будущего в Америке.
В Штатах она играла в труппе Аллы Кигель, в театре Александра Журбина «Блуждающие звезды» на Брайтоне, преподавала в университете Нью-Йорка будущим режиссерам актерское мастерство. Кроме того, Соловей работала на русском радио в Нью-Джерси. Там она вела авторскую передачу "Кулисы", брала интервью у российских актеров и режиссеров, читала Бунина, Чехова, Толстого: «Я работала на радио, я читала. Более всего я люблю комнатку радийную, когда никого нет, когда шелестит книжка, когда включен микрофон, и когда ты сам с собой что-то читаешь, перечитываешь, создаешь что-то... Ты даже не создаешь, ты просто читаешь любимые страницы и не знаешь, как это отзовется, не знаешь, чем это закончится, но удивительное ощущение самореализации». В 2001 г. Соловей создала детскую творческую студию "Этюд" для детей из русскоязычных семей, где занятия по театру, живописи, музыке, танцам проводятся на русском языке.
Елена Соловей не стала покорять Голливуд – она была и осталась актрисой русской. Так сложилась жизнь, что свои звездные роли Соловей сыграла в России. Правда, в 1996 году режиссер Майя Меркель сняла актрису в российском полудокументальном фильме "Грация ХХ века" в роли великой балерины Ольги Спесивцевой.
В 2001 г. Елену Соловей пригласил режиссер Дмитрий Барщевский на одну из главных ролей в телесериале "Московская сага" по роману Василия Аксенова. В этом же году на ОРТ был показан телефильм Георгия Гаврилова «ПМЖ» о жизни эмигрантов в США. Г. Гаврилов, известный в русской диаспоре как клипмейкер, выступил не только режиссером, но и сценаристом, и продюсером фильма. Кроме Е. Соловей в одной из главных ролей снялся Б. Сичкин (Буба Касторский из «Неуловимых мстителей»). Тонкий, трогательный дуэт – и в то же время два уверенных соло. В этом фильме Соловей совсем не похожа на «рабу любви», ее мастерство - это не декадентская поза, не имидж, это именно актерское мастерство.
В 1997 году в Москве Елена Соловей была удостоена титула «Самая грациозная». Она редко приезжает в Россию, где ее по-прежнему помнят и любят.
Н. Михалков: Лена Соловей на улице неузнаваема. Но это давало возможность играть огромное количество ролей. То есть диапазон у нее гигантский, потому из нее можно было сделать любую героиню.
А. Леонтьев: Елена Соловей – это крайне редкая и необычайно яркая, самобытная индивидуальность. Кроме внешней красоты неоспоримой, внутренняя необычайная грациозность, женская внутренняя глубина какая-то и само воплощение женственности, прямо вот именно не только внешней. Поэтому, конечно, в фильме Никиты Михалкова "Раба любви", мне кажется, работа Елены Соловей настолько поразительна, что даже и работой это я неправильно назвал, это создание вот такого прекрасного образа замечательной, утонченной женщины, противостоящей всяческой грубости, такой жизненной прозе, такой прозе, которая коверкает жизнь. Елена Соловей умеет наделить своих героинь необычайной одухотворенностью, создать образ женщины, парящей над бытом, над обыденностью.
Татьяна Догилева: Она всегда была для нас кумиром, для моего поколения, конечно. Это были для нас, как сейчас принято говорить, культовые фильмы – и "Раба любви", и "Неоконченное пианино". И она у нас была абсолютнейшая звезда и небожительница для нас. Поэтому когда я с ней впервые встретилась на "Блондинке за углом", то у меня к ней было такое несколько отдаленное отношение, то есть я ожидала увидеть холодную, недостигаемую звезду. И я была совершенно ошарашена и потрясена невероятной ее доброжелательностью. Она первая пошла на контакт с молодой актрисой, в общем, меня тогда еще никто не знал. И с тех пор я в нее влюбилась абсолютно, и она стала не кумиром, а предметом восторга, зависти и восхищения, потому что это редкое качество для актрисы такого уровня и такого плана - отсутствие какой-либо звездности абсолютно, абсолютная доброжелательность, интеллигентность, мягкость и юмор при этом. Она ведь невероятно смешная, все ее рассказы вызывали дикий хохот. Она никогда не играла плохо. Она иногда снималась в дурных фильмах, как мы все это делаем, потому что это наша профессия. Но она никогда не изменяла себе, она всегда была органична. Она всегда находила такую правильную органику поведения, так разумно она играла, что я профессионально всегда невероятно восхищалась, как она умеет свою работу обособить, не окунуться в то море глупости, которое из себя представляет фильм.