Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Ирина Муравьёва
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Родители Ирины Муравьевой познакомились на войне. Вадим Сергеевич, освободил из фашистского плена белорусскую девушку Лиду. После войны они вернулись в Москву, поженились, а в 1949 году у них родилась дочка Ирина.
Школу Ирина окончила в Москве. В начальных классах была отличницей, да и потом хорошо училась. Впрочем как и у всех детей, бывало всякое. Будучи ребенком озорным и жизнерадостным, она порой доводила своими шутками учителей, убегала с другими ребятами с уроков. Но это было скорее исключением, потому как родители воспитывали ее в строгости, и росла Ирина послушным и очень домашним ребенком. Актриса вспоминает: «Мама воспитывала нас дома. Порядок и чистота в доме были идеальные, мы с сестрой всегда были очень красиво одеты - мама шила для нас. Учились мы хорошо, потому что нас ругали даже за четверки. Школа была недалеко от дома, уроки заканчивались в час пятнадцать, а в половине второго я уже должна была сидеть за столом с вымытыми руками - мы все вместе обедали. Нельзя было задержаться около школы ни на секунду, я никуда не ходила, никаких танцев-шманцев. Зимой мама водила нас на каток в Лужники. Мы с сестрой ехали по ледяной дорожке, а мама бежала рядом по сугробам и отгоняла от нас мальчишек. Глаз у нее был зоркий…»
В детстве Ирина мечтала стать учительницей младших классов. Об актерской профессии она всерьез задумалась лишь в 15 лет. Это было как озарение. С того момента поступление в театральный стало для нее целью. Много лет спустя, в одном из интервью у нее спросили: «А что, если бы стали не актрисой?». Ирина Вадимовна призналась: «Вдалеке от театра я была бы несчастным человеком».
В 1966 году после окончания школы, Ирина Муравьева подала заявления во все столичные театральные вузы, и везде провалилась. Девушка не стала отчаиваться, проработав год, она повторила попытку. И снова везде ее ожидала неудача. Пришлось довольствоваться драматической студией при Центральном детском театре, - конкурс там был меньше и брали лишь москвичей.
Отучившись, Ирина в 1970 году, была принята в труппу Центрального детского театра. Хотя она никогда не считала себя красавицей, но всегда мечтала о романтических героинях. Здесь же ей пришлось играть совсем другие роли. На сцене Ирина Муравьева дебютировала ролью мальчика Феди Дружинина в спектакле «2001-й год» по пьесе Сергея Михалкова. В последующие годы ею был создан ряд разноплановых образов: Любка Шевцова («Молодая гвардия» А.Фадеева), Виола («Двенадцатая ночь» У.Шекспира), Ворона («Снежная королева» Е.Шварца), Шура Тычинкин («Сомбреро» С.Михалкова).
В стенах ЦДТ Ирина Муравьева обрела и семейное счастье. В 1973 году она вышла замуж за режиссера этого театра Леонида Эйдлина. В этом браке у них родились двое сыновей – Даниил и Евгений. Обычно актерские дети растут за кулисами театров. Но Ирина Вадимовна считает, что все это от нищеты. У нее была возможность оградить своих сыновей от этого и дать им полноценное воспитание.
Кинематограф долгое время не обращал внимания на эту неординарную актрису. На экране она периодически появлялась лишь в телеспектаклях («Страница жизни», «Сказка о четырех близнецах», «Московские каникулы»). Тогда Ирине казалось, что в кино ей так и не пробиться, и она подумывала даже уехать в какой-нибудь провинциальный городок, устроиться в местный театр и стать там примой, на спектакли которой будет ходить весь город.
И все-таки яркий талант, огромное обаяние и заразительный темперамент молодой актрисы не могли остаться незамеченными. В 1973 году она сыграла роль Зинаиды Багляевой, бойкой девочки-маляра, в телевизионном сериале «Разные люди». А затем состоялся дебют и в полнометражном кино. Ее первой большой работой стала роль Сюзанны в фильме детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (1974). Примечательно то, что на пробах она не понравилась никому, кроме самого режиссера. Самсонов сумел убедить худсовет, что, кроме Муравьевой, эту роль никто не сыграет. Так она стала киноактрисой.
Со временем Ирина Муравьева стала чувствовать, что переросла рамки детского театра. Пришло время уходить. В 1977 году она перешла в театр им. Моссовета. Здесь она проработала до 1991 года, сыграв немало центральных ролей в самых разных спектаклях, среди которых: «Комната» Э.Брагинского, «Превышение власти» В. Черных, «Цитата» Л.Зорина. Творческой удачей актрисы стало исполнение роли Грушеньки в спектакле «Братья Карамазовы» по Ф.М.Достоевскому.
Чувствуя необходимость в дополнительном актерском образовании, Ирина Муравьева параллельно с работой в театре в 1978-1982 годах училась в Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского на курсе у Оскара Яковлевича Ремиза.
Когда Владимир Меньшов пригласил Ирину Муравьеву на роль Людмилы Свиридовой в свою картину «Москва слезам не верит», актриса отнеслась к сценарию с большими сомнениями. Впрочем, тогда никто не предполагал, что эту мелодраму ждет ошеломляющий зрительский успех во многих странах мира, а также престижнейший приз американской киноакадемии – «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Ее героиня, неугомонная авантюристка Людмила, стремящаяся получить все и сразу, не понравилась актрисе. Наверное, потому, что сама Ирина такой никогда не была. Она даже немного расплакалась, когда впервые посмотрела картину. «Все, что мне было противно в жизни, все вылезло на экран; моя героиня получилась назойливая, вульгарная», - вспоминала впоследствии Муравьева. Как бы то ни было, но именно эта роль сделала Ирину Муравьеву суперпопулярной среди миллионов зрителей.
После успеха фильма «Москва слезам не верит» Ирине Муравьевой посыпались предложения от режиссеров. Роль Людмилы словно закрепила за актрисой амплуа энергичной, провинциальной девушки, умеющей добиваться своего. Ее героини не всегда были на сто процентов положительными, но при этом всегда оставались своеобразными, непосредственными и очень обаятельными.
Такой обаятельной и непосредственной была ее Нина Соломатина во всенародно любимой мелодраматической комедии «Карнавал». Муравьева блестяще, с присущим ей озорством, сыграла 17-летнюю провинциалку, приезжающую в столицу поступать в театральное училище. А ее песенный монолог у телефона-автомата «Позвони мне, позвони!» стал хитом на многие-многие годы.
Не меньший успех ожидал и другую роль актрисы – Надю Клюеву в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная». При этом сама Муравьева очень стеснялась сниматься в этой картине. Стеснялась самого названия, - ведь она то себя, почему-то, «самой обаятельной и привлекательной» не считала. Она вообще всегда удивлялась, почему ее приглашают на такие роли. «Я не похожа на этих героинь, - признавалась она, - наверное, шутя, играючи, я - такая. Когда я шучу, смеюсь и у меня хорошее настроение, наверное, я похожа на этих героинь. А вообще, в жизни я - серьезная, тихая, спокойная. Такой шустрости у меня нет».
Ирина Муравьева продолжала активно сниматься до 90-х. Зрителям запомнились ее веселая и оптимистичная Галина Владимировна Кадетова из мелодрамы Леонида Квинихидзе «Артистка из Грибова», Вера из фильма Дмитрия Долинина «Мы странно встретились» (блестящий дуэт с Александром Калягиным), доярка Людмила Никитина в драме Владимира Попкова «Год теленка».
В 90-е годы Ирина Муравьева стала появляться на экранах все реже и реже. Российский кинематограф поразил глубокий кризис, а в некачественном кино сниматься ей не хотелось.
В 1993 году Ирина Муравьева стала актрисой прославленного Малого театра. Здесь, на этой сцене наиболее полно раскрылся ее талант драматической актрисы. Раневская в «Вишневом саде» и Аркадина в «Чайке»Чехова, Купавина в «Волках и овцах», Гурмыжская в «Лесе» и Мамаева в «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, Матрена во «Власти тьмы» Толстого, - эти работы открыли зрителю «новую» Муравьеву.
Вот как о ней писали критики: «Актрисе одинаково доступны и лиризм, и острая характерность вплоть до гротеска. Легкомысленная наивная Мамаева, молодящаяся развратница Гурмыжская, тонко чувствующая и непрактичная Раневская, самовлюблённая и жадная Аркадина - все эти характеры артистка блестяще раскрывает и привносит в них черты своей творческой индивидуальности - яркий темперамент и фантазию, умение радоваться жизни и способность к остроумной шутке. Талант и виртуозное мастерство артистки, проявившиеся в исполнении этих сложнейших ролей, в сочетании с огромной работоспособностью, трудолюбием, безупречно добросовестным отношением к своей работе и преданностью искусству Малого театра позволяют говорить о том, что И.В.Муравьёва является ведущей артисткой старейшей драматической сцены».
Окружающие отмечают, что в последнее десятилетие Ирина Муравьева изменилась, стала более серьезной, строгой дамой. Отмечают и то, что она стала набожной, всегда соблюдает посты, советуется с духовным отцом и старается не появляться часто на экранах. На это сама актриса говорит, что верующей была всегда. «Меня еще в детстве крестили, сразу после войны, в Новодевичьем монастыре – моя семья жила там неподалеку. Сейчас у меня квартира в другом районе, но иногда я возвращаюсь туда... Когда мой папа уходил на фронт, бабушка в подкладку гимнастерки вшила молитву «Живые помощи» (ее читают при бедствии и нападении врагов). Так папа вернулся с войны без единого ранения! Бабушкина молитва его сохранила. А вы говорите: приметы. Я и когда в театральный поступала, тоже молилась».
На вопрос, как же она сочетает веру и актерство, она говорит: «В древности были запрещены скоморохи, которые высмеивали, «кривляли» Божьи создания. Но сейчас мы играем по-другому. Я борюсь и с пороками, и с честолюбием. Пока меня благословили работать, я работаю».
В кино Ирина Муравьева появляется редко, если только считает, что ей эта роль интересна. Так в 2003 году она снялась у своего мужа в картине «Спас под березами», создав образ прихожанки Тимофеевны. Эта картина стала третей их совместной работой (ранее Ирина Вадимовна снималась в его фильмах «Эта женщина в окне» и «С новым счастьем»). «Спас под березами» - это история старинного московского храма, заложенного в ХVI веке. Картина состоит из 12 житейских новелл о разных людях, объединенных приходом этого храма.
Режиссеры помнят об этой уникальной актрисе и нередко зовут ее в фильмы и сериалы. Но она обычно отказывается. Хотя бывают и исключения. Так она огласилась сняться в роли Елены Пушкаревой, мамы главной героини сериала «Не родись красивой». Ирина Муравьева признается: «Мне эта роль сразу понравилась. Она во многом похожа на меня: я так же частенько звоню своим взрослым сыновьям, так же запрещаю им гулять по ночам. Но в жизни я не такая идеальная мамаша, как в сериале. На своих детей мне всегда не хватало времени». Что же касается нового для себя жанра сериала, то актриса говорит: «Это не театр, не кино. Мы играем зарисовки. Драматических сцен там нет. От зарисовочки к зарисовочке». Многие актеры сетуют, на то, что сериалы – это конвейер, который их выматывает. А Ирина Вадимовна признавалась, что работала не торопясь, и получала от съемок удовольствие.
В 2008 году актриса снялась еще в одном сериале - «Одна ночь любви». Многочисленные поклонники ждут новых работ этой великой актрисы.