Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (806)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (533)
- Документальный (78)
- Драма (2229)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1263)
- Криминал (569)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1133)
- Ужасы (455)
- Фантастика (545)
Ия Саввина
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Ия Савина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже в обычной семье. Когда закончилась Вторая мировая война, отец ушел из семьи и Ия осталась вдвоем с мамой – своим кумиром на долгие годы. Ия Савина всегда гордилась своей матерью - Вера Ивановна, мама Ии, оказалась единственной, кто закончил первый выпуск Воронежского мединститута, и стала, по словам Ии Савиной, гениальным врачом. Несмотря на гордость и восхищение своей мамой, профессию между тем девушка выбрала иную, решив стать филологом, однако ее ждало разочарование – самостоятельно прибыв в столицу, Ия с огорчением обнаружила, что прием на филологический факультет в МГУ уже закончен. Но, поразмыслив, она решила подать документы на факультет журналистики того же МГУ, куда, к счастью, поступила, обойдя многих абитуриентов, и который окончила в 1958 году.
Еще учась в школе, девочка принимала участие в художественной самодеятельности, а в университете играла в студенческом театре. Это и стало основой для дальнейшей актерской карьеры, ведь театрального образования Ия Савина так и не получила. Но на жизненном пути актрисы, на ее удачу, встречались люди, которые отдавали ей частичку свои знаний и общение с которыми само по себе было своеобразным обучением. Игорь Константинович Липский, актер вахтанговского театра, руководитель театрального студенческого коллектива, в этой спокойной девушке с ясными глазами и серебряным голосом разглядел большой актерский талант. Позже, когда актер и начинающий режиссер Ролан Быков решил поставить со студентами пьесу по пьесе чешского писателя Павла Когоута «Такая любовь», Липский предложил ему взять на главную роль Саввину. В скромной Ие Быков поначалу не увидел свою героиню, и даже своей жене рассказывал об этом: «Есть в театре одна славная девчушка. Но какая из нее героиня?». Тем не менее, у них вроде все складывалось, но когда актеры вышли на сцену, Ию Саввину не было слышно в первом ряду даже при пустом зале. «Тогда Ролан Антонович, человек необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал»», - вспоминает актриса сегодня.
Саввина усвоила то, что сказал ей режиссер, и создала образ Лиды Матисовой так жизненно, что Ролан Антонович был удивлен и обрадован. Впоследствии спектакль «Такая любовь» всегда шел с неизменным успехом, а Ию в студенческой среде после этого называли только «актрисой». Она скромно улыбалась в ответ, хотя в душе собой гордилась и уже твердо решила, что теперь ни за что не оставит театр, занимаясь журналистским трудом.
Среди людей, способствовавших становлению Ии Саввиной как актрисы, сама она выделяет Олега Ефремова, Фаину Раневскую, Веру Марецкую, а также Николая Мордвинова, которого муж актрисы называл ««Ийкин гастрольный муж», поскольку они были очень дружны – завтракали, обедали и ужинали вместе и телевизор, будучи на гастролях за границей, тоже смотрели вместе, даже ничего не понимая на языке той страны, где находились в тот момент.
Кроме этого, Ия Саввина очень тепло отзывается об Андрее Николаевиче Москвине: «Это гений операторского искусства. Для меня после Москвина главный человек на съемочной площадке это оператор, а не режиссер. Пусть не обижаются режиссеры. Москвин умел вовремя поднять настроение человеку как никто. Когда ничего не получалось, когда у меня все из рук валилось, он говорил: «Стоп, пошли». Он водил меня в свою операторскую обитель и заваривал свой москвинский необыкновенный чай, и мы с ним вместе его пили».
Играя в студенческом театре, тогда еще юная Ия не знала, что впереди ее ждет настоящая слава. Режиссер Иосиф Хейфиц, автор известных фильмов «Депутат Балтики», «Дорогой мой человек» и «Дело Румянцева», собирался ставить киноленту по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой». Создать образ Гурова, одной из главных ролей в фильме, согласился актер Алексей Баталов, а вот женская роль какое-то время оставалась вакантной. Помог режиссеру Алексей Баталов, однажды увидевший в студенческом театре в одном из спектаклей Ию, тотчас же поразившую его своей естественностью, так редко встречавшуюся среди актрис со стажем. Иосиф Хейфиц доверился опыту известного актера, и Ия Саввина была утверждена на главную роль, ставшую в большом кино ее первой ролью. И какой! В этом фильме Саввина, сыграв роль петербурженки Анны Сергеевны, больше всего стремящейся быть незаметной и незамеченной, создала пленительный образ целомудренной, женственной и трогательной героини.
Фильм, в котором много грусти и любви, хочется смотреть еще и еще, чтобы насладиться игрой актеров. Эта лента была удостоена многих международных премий, а на ХIII кинофестивале в Каннах игра Ии Саввиной была отмечена специальным призом.
После фильма Ия получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с собачкой». «Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила сдвоим глазам, просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у нее написать мне о «Даме с собачкой»», - вспоминает актриса.
Эти же качества, что и в «Даме с собачкой» – целомудренность, доброта и трогательность - стали основными при создании образа Кроткой в вышедшей в том же 1960 году экранизации одноименного романа Ф. М. Достоевского, режиссером которой стал Александр Борисов. И в драме «Грешница» Гавриила Егиазарова и Федора Филлипова по мотивам одноименной повести Н.Евдокимова, вышедшей двумя годами позже и явившейся одной из многих антирелигиозных картин, созданных в начале шестидесятых годов, которые знаменуются не только временами "хрущевской оттепели", но и новой волной репрессий по отношению к Церкви, можно наблюдать все те же кроткость и доброту в героине Ии Савиной Ксении, покорно понесшей наказание за свою грешную любовь.
Три фильма, в которых Саввина исполняет главные роли, это как бы испытание одной и той же женской души, вобравшей в себя самое лучшее, самое чистое, испытание ее различными обстоятельствами жизни, с разных сторон и в разные времена.
Сыграв в 1965 году в мелодраме Александра Митты "Звонят, откройте дверь" в эпизодической роли, в которой, тем не менее, открылась новая грань актерских возможностей Ии Савиной, сумевшей всего за несколько минут появления на экране показать всю судьбу и боль женщины, в следующем году актриса приняла участие в драме «В городе С», явившейся экранизацией повести А. П. Чехова «Ионыч» и удостоенной награды «Капитолийский Юпитер» в Риме.
Роль Аси Клячиной, сыгранная Ией Саввиной в мелодраме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», стала особенной в карьере актрисы. Режиссеру, долго искавшему актрису на главную роль, кто-то из работников киностудии посоветовал взять Саввину. Кончаловский, как потом вспоминал, схватился за голову: «Да, вы с ума сошли! Мне нужна девчонка из деревни, а не барышня…». Но на пробы актрису взял.
Фильм рассказывает о кроткой гордой и нежной хромоножке Асе Клячиной, ждущей ребенка от шофера грузовика Степана. Действие происходит где-то на Волге во время сбора урожая зерновых, и к Асе из города приезжает с предложением руки и сердца серьезно влюбленный в нее мужчина средних лет. Несмотря на то, что Степан обращается с Асей, как с грязью, она отвергает городского, терпя побои от водителя, который, приняв у нее под конец фильма ночью роды собственного сына, проявляет некие человеческие чувства, схожие с интересом идиота к чему-нибудь яркому. Дикость и темнота аборигенов сочетаются с осведомленностью о НАТО и де Голле и врожденной любовью к Родине.
Съемки фильма проходили в Горьковской области. За исключением главных героев, почти все остальные исполнители были деревенскими жителями, простыми рабочими, служащими и колхозниками. Саввина постоянно говорила Кончаловскому: «Не получится у меня ничего! Поймите, как я могу играть с простыми людьми… Я же вся коростой актерской «обросла»». Однако режиссеру сопутствовала удача – несмотря на все свои опасения, Ия играла блестяще. Как впоследствии скажет сама Саввина: «…Мне помогло то, что я деревенская, как мама. Так, гены «сработали» за меня».
Драматичной, почти трагической была судьба фильма - снятая в 1967 году, картина оказалась на полке, где пролежала долгие годы по причине того, что чиновники от культуры усмотрели в нем «прямое издевательство над деревней». Зрители увидели эту кинокартину лишь спустя двадцать лет…
В том же 1967 году актриса, снова вернувшись к русской классике, исполнила роль Долли, Дарьи Александровны Облонской, жены Стивы а художественном фильме Александра Зархи «Анна Каренина» по одноименному роману Л. Н. Толстого. Героиня Ии Саввиной привычно измотана родами, огромным и беспокойным домом, болезнями детей, изменами своего мужа Стивы, самодовольно пышущего здоровьем и безответственного, как испорченный ребенок.
Сыграв в военном приключенческом фильме Александра Карелова «Служили два товарища», в 1969 году Ия Саввина приняла участие в съемках картины «Сюжет для небольшого рассказа», имеющей и другое название – «Лика – большая любовь Чехова», исполнив роль Марии Павловны Чеховой, сияющей в самоотреченности сестринской любви к своему любимому брату Антону - Антону Павловичу Чехову. Роль Лики Мизиновой, симпатичной, но неглубокой женщины, приворожившей умного, ироничного писателя, сыграла Марина Влади.
Этот широкоформатный фильм является историей создания пьесы "Чайка" и ее трагического провала на сцене Александринского театра. В отличие от пьесы, картина была успешной и была удостоена Золотой медали Международного кинофестиваля в Венеции.
Снявшись в биографической ленте Семена Арановича «Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина», в 1971 году Ия Саввина исполнила главную роль в мелодраме Вадима Михайлова «Месяц август», а спустя два года на экран вышли три картины с участием актрисы в главных ролях. Первая – криминальный фильм Вячеслава Бровкина «Следствие ведут Знатоки» о трех следователях МУРа, распутывающих сложнейшие дела, где у Ии – роль Майи Петровны Багровой, очень счастливой, потому что вышла замуж по завидной любви, и одновременно очень несчастной женщины, потому что муж мучит ее ежедневно и тяжко.
Вторая - киноповесть Бориса Степанова «Облака» о целеустремленном парне (Евгений Герасимов), мечтавшем об авиации и шедшем к своей мечте сквозь тернии и преграды (у Ии Савиной здесь роль Марии).
И, наконец, социальная драма Виктора Титова «Каждый день доктора Калиниковой», в которой Ия Саввина предстала в образе хирурга-ортопеда-травматолога Нины Степановны, прообразом которой стал известный уральский медик-экспериментатор Гавриил Елизаров, мировое признание к которому пришло именно после фильма. На роль пробовались Михаил Глузский, Евгений Леонов и Сергей Бондарчук, но в отделе науки ЦК КПСС было сказано: "Этот шарлатан Елизаров не будет на экране!", - после чего режиссер принял решение "замаскировать" героя. Вот так о судьбе доктора Калинниковой, первопроходце и открывателе, и рассказала Ия Саввина - обыденно буднично, как о судьбе типичной, ничем, собственно, не примечательной. По сюжету фильма из центра прибывает комиссия с установкой прекратить "ненаучные" эксперименты Калинниковой. Но, пообщавшись с пациентами и коллегами доктора и ознакомившись с результатами операций, они приходят к выводу, что Калинникова - подвижник и редкий талант.
Снявшись в биографической драме Сергея Кеворкова и Григория Мелика-Авакяна «Последний подвиг Камо» (1973) в роли супруги революционера-большевика С. А.Тер-Петросяна, известного под именем Камо, а также исполнив второстепенную роль в мелодраме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных» (1974), Ия Саввина снялась в главной роли завуча Валентины Федоровны в киноповести Бориса Фурмана «Дневник директора школы» (1975) о повседневной жизни директора школы (Олег Борисов), фронтовика, неудавшегося писателя, сумевшего найти себя в работе с детьми. Относясь к работе с повышенной требовательностью и ответственностью, осознавая всю важность роли учителя в судьбе учеников и пытаясь разобраться в проблемах современности, он понимает, что и педагогические принципы должны стать иными: на смену учительскому монологу приходит равноправный диалог учителя и ученика. Необходимо признать право молодых на собственное суждение. Утверждая в своей деятельности принципы терпимости, уважения к личности ученика, его таланту, он вступает в конфликт с завучем школы (роль которой и исполнила Ия Саввина), упрекающей директора в либерализме и попустительстве. Для героини Ии Саввиной все понятно и ясно в школе, и в этом ее главный грех перед детьми и перед своей работой.
Также среди главных ролей десятилетия 70-х - роль Татьяны Петровны Власенковой, исследовавшей первый антибиотик пенициллин учёного-микробиолога, явившейся прототипом ученой Ермольевой Зинаиды Виссарионовны, в социальной драме Владимира Фетина «Открытая книга»; экранизации одноименного романа В. Каверина, рассказа о двух женских судьбах — Татьяны, шедшей прямыми, но зато трудными путями, и Глафиры, всю жизнь ускользавшей от забот, устраивавшейся так, чтобы иметь все, не давая взамен ничего; роль секретаря-машинистки Веры Дмитриевны, ушедшей от мужа вместе с 13-летней дочерью и пытавшейся создать новую семью, в картине Владимира Шределя «Чужая драма»; роль зам.директора Лидии Владимировны Аникеевой в популярной трагикомедии Эльдара Рязанова «Гараж».
Кроме этого, в 70-е актриса снялась в мелодраме Павла Арсенова «Смятение чувств», эксцентрической драме Ролана Быкова «Нос» по одноименной повести Н.В. Гоголя, семейной ленте Юлия Файта «Марка страны Годелупы» по одноимённой повести Софьи Могилевской, драме Станислава Третьякова «Спроси себя», комедии Сергея Юткевича «Маяковский смеется» по пьесе Маяковского «Клоп».
Десятилетие 80-х стало для актрисы гораздо менее плодотворным, нежели предыдущее – за этот период она снялась всего в 9 картинах. Приняв участие в съемках драмы Станислава Любшина «Три года» в компании с Альбертом Филозовым и Алисой Фрейндлих, киноповести Геннадия Полоки «Наше призвание» по произведениям Николая Огнева и трагикомедии Георгия Данелия «Слезы капали», сравниваемую со сказкой Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», в 1982 году Ия Саввина сыграла главную роль Натальи Ильиничной, жены Абрикосова, в драме Юрия Райзмана «Частная жизнь».
Абрикосов, бывший директор одного их двух слившихся воедино предприятий, должен уйти на пенсию. Впервые в жизни, оказавшись "не у дел", он неожиданно для себя понимает, что совсем не умеет жить обычной частной жизнью и сталкивается теперь с непониманием жены и детей. Одиночество, жалость и ревность близких впервые заставляют его посмотреть на себя со стороны и попытаться что-то изменить в жизни...
Картина получила немало призов и номинаций, в числе которых призы Венецианского и Московского кинофестивалей режиссеру Юрию Райзману и исполнителю главной роли Михаилу Ульянову, главный приз на кинофестивале в Ленинграде, номинация на премию "Оскар" Американской киноакадемии, а также государственная премия СССР, которой были удостоены художник картины Татьяна Лапшина, режиссер Юрий Райзман, исполнители главных ролей Ия Саввина и Михаил Ульянов.
Спустя два года на экран вышла мелодрама Ярополка Ляпшина «Продлись, продлись, очарованье» по повести В.Перуанской «Кикимора», повествующая о трагической истории любви двух пожилых людей, имеющих наследников и не готовых, как оказалось, смириться с возможным счастьем близких. Ия Саввина здесь снова исполнила главную роль, воплотив на экране образ Анны Константиновны Шарыгиной.
Сыграв в детском фильме Геннадия Полоки «Я – вожатый форпоста», явившемся продолжением ранее снятой картины «Наше призвание», в 1987 году Ия Саввина исполнила главную роль в драме Павла Чухрая «Запомните меня такой» по мотивам пьесы Романа Солнцева "Мать и сын", в центре которой женщина, чья молодость пришлась на 30-е годы и чьи жизненные принципы и убеждения практически не изменились с течением времени. А посему непонятны ей дети, а тем более внуки, для которых ее идеалы уже ничего не значат... Кинокартина, в которой перед зрителями предстает сразу несколько поколений одной семьи, была удостоена наград на фестивалях в Праге и Токио.
Девяностые годы ознаменовались выходом 3-х картин с участием актрисы – мелодрамы Ольги Вихорковой «Сюжет для двух рассказов» по мотивам рассказов А. П. Чехова «После театра» и «Володя» о первом чувстве, страдании молодой личности, глубочайшем разочаровании и неприятии этого мира, где Ия Саввина сыграла роль матери; драме Леонида Марягина «Троцкий» о судьбе и последних месяцах жизни знаменитого революционера Льва Давидовича Троцкого, где актриса предстала в роли его жены Натальи; комедийной драме Зиновия Райзмана, Дмитрия Брусникина и Александра Феклистова «Чехов и Ко» (второе название фильма – «Чеховские рассказы»), являющей собой 10-серийную экранизацию тридцати рассказов Чехова, в съемках которой Ия Саввина, сыгравшая роль Натальи Владимировны, принимала участие в составе нескольких десятков известных актеров.
Среди киноролей, сыгранных актрисой в 2000-е годы, нет ни одной главной – все только роли второго плана, а то и вовсе эпизодические. В картине Валерия Пендраковского «Два товарища» по мотивам одноименной повести Владимира Войновича о томлении юношеских душ в провинциальном советском городке середины 60-х годов и нравственных испытаниях соблазнами взрослой жизни Ия Саввина сыграла роль бабушки Валеры, одного из двух главных героев.
В 2003 году актриса приняла участие в съемках молодежного фильма о юном провинциале, в 60-х годах приехавшем в столицу с намерением стать писателем. Меняя места работы, герой неожиданно оказывается на съемочной площадке фильма известного кинорежиссера и постепенно осознаёт, что хочет стать вовсе не писателем, а режиссером. Открывшаяся истина придает герою силы решиться ради этого пройти через все испытания.
В этом же году на экран вышла авангардная мелодрама Кирилла Серебренникова с интересным названием «Постельные сцены», снятая в духе реалити-шоу и рассказывающая о тотальном недоверии людей друг к другу. Когда-то давно, в детстве, все они мечтали вырасти и найти свое счастье: настоящую любовь, одну на всю жизнь. Но сейчас они изменяют своим женам и мужьям, а потом мучаются, раскаиваются и пытаются начать жить по-новому, но не получается…Особенность фильма в том, что герой или героиня каждой новеллы, покидая одно кольцо сюжета, обязательно встречаются на новом витке, нередко в другом качестве. Картина Серебренникова смотрится с безусловной долей горького юмора и печали, а каждая новелла выстроена режиссером по-театральному дотошно. В этой картине Ия Саввина сыграла мать Славы, одного из главных героев.
Картина вызвала неоднозначные суждения, и, тем не менее, на VI Международном фестивале независимого кино «Чистые грезы» лента получила Приз за режиссуру. Кроме этого, фильм принимал участие на фестивалях в Роттердаме, Монреале и Торонто.
Сыграв в 2004 году эпизодическую роль в детективе Али Хамраева «Место под солнцем», в 2007 году Ия Саввина исполнила роли в 2-х картинах – роль композитора и преподавателя консерватории Маргариты Алексеевны Алтаевой в мелодраме Александра Касаткина «Слушая тишину» о приехавшей в столицу наивной девушке Насте, мечтавшей стать композитором и впервые столкнувшейся с реальностью жизни, и эпизодическую роль бабки Артемьевны в семейном фильме Петра Штейна «Ты меня слышишь?» о дружбе мальчика и собаки, которая проходит разные испытания в течение нескольких лет.
Несмотря на отсутствие профессионального актерского образования, Ия Саввина в 1960 году была приглашена в Театр им. Моссовета, возглавляемый Юрием Завадским. Ей посчастливилось играть на одной сцене вместе с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Ростиславом Пляттом и другими звездами театра. Дебют Ии Саввиной в постановке «Нора», где она исполняла главную роль, имел большой успех. Любовь Орлова, несколько лет игравшая в этом спектакле, прислала Саввиной корзину с цветами с вложенной запиской «Норе – от Норы».
В этом театре самыми заметными для Саввиной стали роли в спектаклях «Странная миссис Сэвидж» (роль Фэрри), «Турбаза» (Саша Душечкина), «Ленинградский проспект» (Маша), «Петербургские сновидения» (Соня Мармеладова) и многие другие.
В 1977 году главный режиссер МХАТа Олег Ефремов пригласил Ию Сергеевну в свой коллектив, где она трудится и по сей день, будучи на сегодняшний день одной из старейших актрис труппы.
Первой ролью Ии в этом театре стала роль Марьи Львовны в постановке «Дачники». Впоследствии актриса сыграла Вязникову в спектакле А. Гельмана «Обратная связь», мать в «Эльдорадо» А. Соколова, Галину в постановке А. Вампилова «Утиная охота», Полину Андреевну в «Чайке», Коллонтай в спектакле М. Шатрова «Так победим», Кабанову в «Грозе», Анфису в «Трех сестрах» и др.
За спектакль "Рождественские грезы" по пьесе Надежды Птушкиной "Пока она умирала" Ия Сергеевна получила театральную премию "Хрустальная Турандот", которой очень довольна и которая, по мнению многих, очень подходит актрисе, ведь у нее удивительные, словно хрустальные глаза.
Работа на телевидении
Немало работ сделано Ией Саввиной и на телевидении: она автор и ведущая серии телевизионных просветительских программ о классиках русской литературы - И. Тургеневе, А. Островском, М. Салтыкове-Щедрине. Кроме этого, Ия Сергеевна Саввина является автором ряда киноведческих очерков о творчестве С.Юрского, М.Ульянова, Н.Ургант, Ф.Раневской, Л.Орловой, и др.
Под ее знамена в этих фильмах собирались замечательная команда лучших московских актеров разных поколений и первоклассная группа телевизионщиков во главе с режиссером Андреем Торстенсеном.
Сейчас Ия Саввина мало снимается в кино по причине недоверия режиссерам нового поколения, но театральных работ у нее достаточно. Современная литература ей неинтересна, и никаким Пелевиным ее не заманишь. Единственное, что она готова читать - одни детективы и ничего другого. На предложения написать что-нибудь автобиографическое актриса, ссылаясь на лень, отвечает отказом, но не категорично: "Ну, может быть, настанет такой момент, когда у меня наберется побольше хорошей злости, и я начну писать".
Еще учась в Московском Госуниверситете, Ия Саввина познакомилась с руководителем факультета геологии, ученым Всеволодом Михайловичем Шестаковым. Про Шестакова бытовала легенда, что между выходами на сцену в спектакле «Карьера Артуро Уи» он открыл важную научную формулу, получившую название «формула Шестакова» и включенную во все учебники.
Ию и Всеволода сблизила влюбленность обоих в «свой» студенческий театр; они вместе репетировали роли, вместе играли в спектаклях, а в год окончания учебы Саввина вышла замуж за Шестакова.
В их квартире на Фрунзенской набережной, где они поселились, всегда было шумно и весело – завсегдатаями здесь были собиравшиеся на посиделки ученые, актеры, друзья семьи. Они допоздна читали стихи, спорили на научные темы, подшучивая друг над другом.
Когда актриса была на пике своей карьеры, в их семью постучалась беда - у Всеволода и Ии родился сын Сережа с синдромом Дауна. Решительно отказавшись от предложения определить ребенка в специальный интернат, Ия Сергеевна сама с самого детства развивала у ребенка способности к познанию мира, а также приглашала на дом учителей. Многие советовали ей уйти с работы ради сына, но и на этот раз она наотрез отказалась.
В те годы, когда 98 процентов семей сдавали таких детей в детдома, а люди были уверены, что появление такого ребенка на свет возможно лишь в семьях алкоголиков или душевнобольных, Ия Савина не сдалась и с самого детства развивала у ребенка способности к познанию мира, приглашала на дом учителей. Сергей, окончив университет, в настоящее время работает переводчиком. Он хорошо знает английский язык, любит поэзию и живопись, его натюрморты с успехом экспонировались на персональной выставке в Москве. Во время гастрольных поездок, отвечая на вопросы поклонников своего таланта, Ия Саввина со счастливыми глазами рассказывала о сыне, тем самым воодушевляя матерей и разбивая дремучие общественные стереотипы.
Федор Хитрук собирался снимать «Винни-Пуха», и кто-то ему сказал, что Ия Саввина очень любит это произведение. «Я ее пригласил, потому что мне было очень интересно ее мнение. Она пришла, посмотрела эскизы, очень похвалила пробы Леонова. И я предложил ей попробовать себя в озвучании мультфильма. «Кого?! – она очень удивилась. – Да что вы, как это можно»». Потом она все-таки сказала, что рискнула бы попробовать, если бы нашла прототип.
По прошествии нескольких дней она, вдохновленная Беллой Ахмадуллиной, вдруг сообщила Хитруку: «Нашла!». Так неожиданно Пятачок стал говорить голосом Ии Саввиной. Правда, актрису пришлось немного «ускорять», как и Леонова.
Самым трудным оказался не текст, а нужная интонация. «Я, зная по опыту, как артисты зажимаются во время записи, записывал Ию, которая слишком тревожилась и старалась, сразу на репетиции. А теперь я могу сказать, что ее Пятачок был одной из самых крупных удач» - рассказывает Ф. Хитрук.
В 1994 году режиссёр Андрей Кончаловский снял фильм «Курочка Ряба», своеобразное продолжение истории про Асю Клячину из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», в котором за 25 лет до того Ия Саввина сыграла главную роль. Но здесь актриса отказалась сыграть в фильме - ознакомившись со сценарием и сочтя его оскорбительным для русского народа, Саввина тогда сказала Кончаловскому: «Ты понимаешь, что ты пишешь о русском народе?! Это же издевательство!». В итоге роль Аси сыграла Инна Чурикова.