Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Луи Эме Огюстен Лепренс (фр. Louis Aimé Augustin Le Prince, 28 августа 1842, Франция — 16 сентября 1890) — изобретатель, который, по мнению многих историков кино, является настоящим отцом кинематографа, который первым запечатлел движущееся изображение на бумаге, используя камеру с одним объективом.
Родился во Франции, однако также работал в Соединенном Королевстве и Соединённых Штатах Америки. Свои новаторские съемки Лепренс проводил в городе Лидс, Западный Йоркшир.
В октябре 1888 года Лепренс снял фильмы «Сцена в саду Раундхэй» и «Движение транспорта по мосту Лидс», а также фильм «Аккордеонист», приблизительно датируемый тем же 1888 годом. Это были уличные сцены, заснятые на бумагу Eastman с помощью однообъективной камеры его собственного изобретения. В качестве актеров выступали члены семьи и друзья Лепренса. Его фильмы были сняты за несколько лет до первых работ Огюста и Луи Люмьеров и Томаса Эдисона и за семь лет до официальной даты рождения кинематографа (1895).
24 октября 1888 года в возрасте 72 лет умерла тёща Луи Лепренса — Сара Робинсон Уитли. Это произошло всего через десять дней после того, как Лепренс снял её в фильме «Сцена в саду Раундхэй». Уитли, которую, таким образом, можно считать одной из первых в мире киноактрис, была похоронена 27 октября.
В сентябре 1890 года Лепренс, вернувшись во Францию после поездки по США, готовился запатентовать в Великобритании свою новую камеру. Однако этого не произошло, так как Лепренс таинственно исчез из поезда Дижон — Париж 16 сентября 1890 года
Итак, Луи Лепренс, вернувшись из Америки, посетил Дижон, где жили его родственники, и 16 сентября 1890 года сел в поезд, отправлявшийся в Париж. Там он собирался пересесть на лондонский экспресс, чтобы добраться до Англии и оформить своё изобретение.
Но в Париже купе Лепренса оказалось пустым. Поезд в пути не останавливался, а на вокзале изобретателя встречали — носильщики были абонированы заранее. Однако ни багажа, ни пассажира на месте не оказалось. Покинуть купе во время движения Лепренс не мог: в те времена двери каждого из них открывались наружу, на перрон, и блокировались при отправлении. Открыть их мог лишь проводник на месте прибытия, как говорится, согласно купленному билету. Лепренс собирался сойти только на конечной станции, в Париже.
Самое интересное, что пропал не только Лепренс, но и его чудо-оборудование, о котором успели растрезвонить французские газеты. Журналисты рассказали и о таинственном исчезновении. Шум поднялся невообразимый. Станционные служащие в Дижоне клялись, что видели, как пассажир отправился в путь. Многочисленные свидетели, носильщики, грузившие оборудование, и даже родственники Лепренса утверждали, что это правда. А в Париже не менее многочисленная компания засвидетельствовала, что купе пусто.
Трудно сказать, насколько справедливы слухи о продажности и глупости французской полиции того времени, но следов Лепренса отыскать не удалось. Вскоре всю историю с «движущимися картинками» стали величать мистификацией, а изобретателя — мошенником, который скрылся, едва пришлось продемонстрировать своё творение. Лишь спустя сто лет в архивах французской полиции обнаружили фотографию неопознанного утопленника, как две капли воды похожего на пропавшего Лепренса.
Версий исчезновения было множество. В первую очередь на ум приходило, что Лепренс оказался мистификатором и просто скрылся, потому что ему нечего было предъявить просвещённой публике. Но это не так — его картины сохранились до наших дней, и каждый желающий может их видеть в Интернете. Не выдерживает критики и предположение, согласно которому Лепренс покончил с собой. Для подобного поступка у человека, совершившего открытие, способное прославить и обогатить автора, просто нет мотивов.
Многие французы были склонны видеть в исчезновении Лепренса происки Эдисона, а вернее, вложившихся в него компаний. Американец, к слову, в 1890 году находился в непростой ситуации. Большие деньги были им потрачены, а надежды на изготовление сносно работающего киноаппарата таяли. Конкуренция со стороны более удачливого Лепренса могла подорвать не только авторитет Эдисона, но и его финансовое благополучие. А заодно принести компаниям, которые стояли за американским изобретателем, немалые убытки.
Так или иначе, но Эдисон продолжил работать над своим кинетоскопом. Он додумался использовать в качестве плёнки целлулоидную ленту, покрытую все той же фотоэмульсией. Кстати, стандарт ширины киноплёнки, введённый Эдисоном (35 миллиметров), сохранился до наших дней. Он же придумал и павильонные съёмки. К 1893 году модель кинетоскопа уже работала, и дело дошло до серийного производства.
Однако Эдисон шёл несколько иным путём, нежели Лепренс. Американец для демонстрации отснятых лент использовал индивидуальные аппараты с увеличительным стеклом, тогда как француз работал в направлении привычного нам проектора и большого экрана. Стоит отметить, что Эдисон изначально ставил перед собой более
сложную задачу, нежели его конкуренты. Он пытался разработать аппарат для съёмок и воспроизведения сразу звукового кино.
Вскоре Эдисону удалось начать эксплуатацию кинетоскопов. В Нью-Йорке открыли с десяток салонов, в которых за умеренную плату можно было посмотреть полуминутную картину. От посетителей не было отбоя. Но Эдисон не брал патентов на своё изобретение за границей, и европейцы в открытую копировали его технологию и продолжали совершенствовать идею кинетоскопа.
В начале 1895 года братья Люмьер в Париже впервые осуществили публичный показ на большом экране снятых ими картин. Предприятие вышло коммерчески очень успешным, братьев объявили изобретателями кинематографа, а об остальных быстро забыли.
Постепенно утихли разговоры о причастности Эдисона к странному исчезновению Лепренса. Поскольку честь именоваться первооткрывателями кинематографа всё равно выпала на долю французов, им стало неинтересно ворошить прошлое. Только семья пропавшего инженера продолжала поиски и попытки восстановить его доброе имя.
В 1902 году старший сын Лепренса Альфонс приехал в Нью-Йорк, чтобы встретиться с Эдисоном и узнать у него, видел ли тот Луи осенью 1890 года. Но на следующий день после приезда он был найден застреленным в своём гостиничном номере. Оружия рядом с телом не нашли, дверь была заперта изнутри. Полиция не смогла докопаться до истины, и смерть Лепренса-младшего так и осталась загадкой.