Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Людмила Чурсина
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Людмила Чурсина родилась 20 июля 1941 года в эвакуации в Сталинабадe (ныне - Душанбе). По одной из версий ее рождения это счастливое событие произошло во время бомбежки, где-то в пути. Ее мама, пробираясь из Риги к родственникам, эвакуировалась в Сталинабад, где и зарегистрировали рождение девочки.
Здесь, в Таджикистане, семья девочки и прожила всю войну. Но затем в силу специфики профессии ее отца, Алексея Федоровича, который был военным, они постоянно колесили по всей нашей необъятной стране, от севера до юга. Мама, Геновефа Ивановна, была медиком и всюду следовала за своим мужем.
На относительно долгое время семья остановилась в Грузии, где будущая актриса училась в тбилисской школе. Она хорошо освоила местный язык, очень любила мелодичные грузинские песни. По признанию самой Людмилы Чурсиной, в школьном возрасте она была хулиганкой и, соответственно, за поведение у нее всегда были весьма посредственные оценки, но успеваемость по предметам была в целом неплохой, особенно удавались ей точные науки - геометрия и физика. Ближе к 7-му классу девочка всерьез взялась за учебу и в 1959 году окончила школу с золотой медалью. В то время ее семья уже жила в маленьком тихом городке Великие Луки
Становиться артисткой Людмила Чурсина вовсе не собиралась; она надеялась поступить в какой-нибудь технический вуз, авиационный, к примеру. «Я любила предметы серьёзные, собиралась или самолеты строить, или на мостике корабля стоять - мечтала о чём-то крупном…». Грёзы о романтической профессии, скорее всего, были лишь выражением ее разносторонней, богато одаренной натуры.
Окончив школу, девушка за компанию с подругой, мечтавшей стать артисткой, отправилась в Москву. Рискнув и подав документы сразу в три театральных вуза - ГИТИС, ВГИК и Театральное училище имени Б. В. Щукина, - она прошла отборочный конкурс во все три заведения, однако в итоге Людмила отдала предпочтение знаменитой «Щуке», в то время как подруга ее так и не поступила.
Окончив училище в 1963 году, Людмила Чурсина по приглашению Рубена Симонова поступила в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где она прослужила три года. Начав с ролей в массовках в «Принцессе Турандот», «Русском лесе» и других спектаклях, Людмила Чурсина вскоре стала играть самостоятельные роли - официантку Настю в спектакле «Новые знакомые», поставленном Евгением Симоновым, леди Анну в «Ричарде III», где ее партнерами стали Михаил Астангов и Михаил Ульянов. В перспективе были и другие, более значимые роли – в частности, Симонов обещал попробовать Людмилу в роли Настасьи Филипповны в «Идиоте», однако театральная карьера Чурсиной неожиданно прервалась, уступив на некоторое время место киносъемкам.
Кинодебют Чурсиной состоялся в 1961 году в картине «Когда деревья были большими». Самая юная исполнительница с нескрываемым восхищением смотрела на Леонида Куравлева, Юрия Никулина, Василия Шукшина, переполняясь гордостью от того, что ей выпала честь сниматься вместе с ними.
Сыграв небольшие роли в фильмах «Утренние поезда», «Две жизни», «На семи ветрах», Людмила Чурсина получила массу впечатлений, но удовлетворения эти роли ей не принесли.
Серьезное, глубинное отношение пришло лишь с первой серьезной, большой работой - Людмила сыграла Дарью в «Донской повести». В героине Людмилу привлек сильный характер, гордость и крутой нрав.
Будучи ставленницей белой казачьей банды и испытывая из-за этого постоянный страх разоблачения, невенчанная жена красноармейца Шибалока (роль которого исполнил Евгений Леонов) Дарья несла непомерно тяжкий груз; ее сжигало пламя собственничества, с трудом сдерживаемая ненависть к красным переполняла ее душу. Любовь, ненависть, отчаяние - все переплелось в ней неразрешимым узлом. Ее душа напряжена, доведена до смертельно опасного предела отнюдь не единственно внешними обстоятельствами, эта женщина - творец своей беды.
Совсем не напрасно когда-то Людмиле хотелось стать капитаном дальнего плавания, лавировать в бурных морях и сражаться с непокорной стихией. Судьба дала ей шанс попробовать свои силы в стихии психологической, и природная цельность натуры позволила сыграть актрисе точно и сильно, великолепно использовав весь богатейший материал характера героини.
Феноменальный успех «Донской повести» накрыл актрису с головой – на нее, такую красивую, юную и талантливую сразу обратили внимание зрители и критики.
Спустя 3 года Людмила исполнила роль молоденькой девицы легкого поведения Инки-эстонки в картине «Два билета на дневной сеанс». «…Мне повезло, у нас на студии была женщина-эстонка, и я решила поучиться у нее эстонскому акценту. Слушала ее чтение, сама читала, и когда она сказала: «Ну вот, Людочка, теперь вы прекрасно говорите по-русски», - успокоилась. Поняла, что спецификой акцента овладела».
В 1968 году страна вновь увидела свою героиню в привычном образе женщины с сильным характером – Людмила Чурсина исполнила главную роль в картине «Виринея». Главная героиня олицетворяет собой новый тип, новый характер миллионов женщин России, ставших под знамена пролетарской революции.
В том же году на экраны вышел фильм «Журавушка», где Людмила сыграла Марфу Лунину, лучшую доярку, заведующую фермой. Сложность образа Чурсина поняла сразу. У Журавушки (как называл Марфу муж) внешне очень ровная, неприметная судьба; нет в ней ни яростной одержимости Виринеи, ни трагической обреченности Дарьи. Это повествовательно развивающийся характер, в котором трудно отыскать конкретный поступок или его мотив, чтобы, оттолкнувшись от них, взорвать образ изнутри. Кроме того, Марфа первая героиня, всю жизнь которой - от самых молодых лет до зрелого возраста - актрисе предстояло прожить всего за один час экранного времени. Мужество и лукавство Журавушки, ее ласковость, жизнерадостность и обычные человеческие слабости показаны актрисой очень естественно и органично.
Вслед за этой работой последовали роли: рязанки Татьяны в фильме «По Руси» (единственная страсть которой – найти для себя настоящее человеческое счастье), Анфисы Козыревой из легендарной картины «Угрюм-река», Любови Яровой из одноименного фильма (женщины, способной на самопожертвование ради торжества правды революции). Все эти роли олицетворяют силу, гордость русской женщины, способной совершить настоящий подвиг во имя своей родины. «Я знала определенно, что хочу сыграть Яровую, что судьба этой женщины, время, в которое она жила и боролась, влекли меня неудержимо. Но смогу ли я? Хватит ли сил, умения, требовательности к себе, чтобы поднять эту глыбу, чтобы сыграть этот неповторимый характер? Конечно, у меня был уже определенный опыт, накопленный за годы работы в кино, были Дарья, Виринея, Марфа. С ними я чувствовала себя сильнее, но полной уверенности не было. И тогда я поняла: нужно искать новую Яровую, мою собственную, близкую по духу и мне и тем, кого я уже играла на экране».
За всю свою долгую карьеру Людмила Чурсина не испытывала недостатка в предложенных ролях, образ статной красивой женщины всегда был и остается востребованным. Среди немалого количества главных ролей актрисы можно отметить такие, как Клавдия в «Гонке с преследованием», Нина Янсон в «Помнить или забыть», Зоя и Татьяна Малинины в «Ювелирном деле», Анна в «Доме на Английской набережной», Анна Сергеевна Грановская в «Юбилее». Кроме того, за роль Светланы в фильме «Досье на человека в мерседесе» Людмила Чурсина даже была удостоена Премии КГБ СССР.
Актриса принимала участие в телеспектаклях «Такой странный вечер в узком семейном кругу» Юрия Кротенко (роль Дина Александровна) и «Белые розы и розовые слоны» У. Гибсона (роль Молли Иган), а в 1997 году участвовала в спектакле «Я ничего не помню» Н. Косенковой, который был приурочен к 80-летию американского драматурга Артура Миллера.
Также Чурсина сыграла трех разных героинь в трех телевизионных новеллах по рассказам К. Паустовского. Три не похожих друг на друга образа, разных, но объединенных женственностью, женским страданием, женскими радостями и надеждами. Накопив свое понимание жизни, актриса искала роли, адекватные по глубине и решению. Выразить саму суть страданий и радостей женского начала - вот ее цель.
За роль в картине «Журавушка» помимо Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых актриса была отмечена еще и Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, за что и была приглашена в Голливуд. Командировка намечалась довольно длительная, на 3 года - в предлагаемом контракте числилось целых 15 картин! «На тот момент я не знала английский в той степени, чтобы работать на 15 картинах. А это, по опыту скажу вам, не так просто. Большое напряжение. К тому же в то время я отправилась на съемки в Венгрию, где поняла, насколько тяжело в чужой языковой среде», - признается актриса. Однако «сверху» не были в восторге от того, что наша актриса поедет сниматься в Голливуд: «Вдруг вам предложат раздеться в фильме, а Вы ведь член КПСС!». Неизвестно, что на самом деле послужило причиной отказа от столь заманчивого предложения, - скорее не я языковой барьер, а простое нежелание руководства отпускать нашу «гордость и красоту» к «буржуям». Как бы то ни было, но факт остается фактом - приглашение в Голливуд было проигнорировано.
Спустя годы актрису снова потянуло в театр. С 1974 года Людмила Чурсина работала в Академическом театре драмы имени А. С. Пушкина. В этот период она очень много работала с заслуженным деятелем культуры Российской Федерации Р. А. Сиротой.
Через 10 лет, в 1984 году, московский Театр Советской армии предложил Людмиле Чурсиной роль Настасьи Филипповны, о которой она грезила уже давно, и решение о переходе в другой театр было принято.
Актриса вспоминает о том, насколько мучительно давалась ей эта роль, но, несмотря на это, она все-таки сумела воплотить противоречия этой сложной натуры, смесь страстного озлобления, бешеной гордости и великодушия, отверженности женщины, в которой вся грязь жизни не сумела убить нравственную чистоту. И в каждом появлении на сцене Настасьи Филипповны Людмила Чурсина открывала какую-то неожиданную грань ее характера, вызывая у зрителей чувство сопереживания.
В Театре Российской армии Людмила Чурсина также сыграла баронессу Штраль в лермонтовском «Маскараде», Эрнестину Тютчеву в спектакле «Прощальный свет» Павловского, роли в пьесе Дударева «Рядовые» и в «Ленинградце» Червинского - ролей было, может быть, не так уж и много, но и второсортными их никак не назовешь.
В фильме «Арап Петра Великого» режиссера Митты Людмиле Чурсиной выпала роль Екатерины I, играть которую было тяжело в самом прямом физическом смысле: головной убор ее весил шестнадцать килограммов, а платье со всеми атрибутами - вдвое больше, причем во всем этом надо было расхаживать величаво, непринужденно и легко.
Сейчас, в наши дни, Людмила Чурсина принимает участие в антрепризном проекте «Императрица» по пьесе Елены Греминой «За зеркалом», где играет Екатерину II.
Природная стать и красота актрисы значительно повлияло на выбор ролей на протяжении всей своей кино- и театральной карьеры – она неоднократно примеряла на себя роли «царственных особ», и внешне, и по характеру подразумевающие врожденное величие и гордость… Была в ее биографии императрица Мария Федоровна в громком спектакле Леонида Хейфица «Павел I», княгиня Ольга в одноименном спектакле театрального центра "Весь мир" и Молодежного театра по пьесе Юрия Волкова и в режиссуре Ольги Гарибовой, который, по сути, был спектаклем-монологом, бенефисом Чурсиной. Да и нецарственные героини Чурсиной всегда выглядели царственно: шекспировская леди Макбет и та же Настасья Филипповна на сцене, Анфиса в «Угрюм реке» - роковые, с колдовскими чарами женщины большой природной силы и притягательности.
В последние годы Людмила Алексеевна снимается в кино гораздо реже. Среди последних ее работ за последние 2 десятилетия наиболее известны сериал «Горячев и другие» (Зинаида Васильевна), «Другая жизнь» (мать Кати), «Надежда уходит последней» (Лидия Михайловна), «Дом на Английской набережной» (Анна), «Юбилей» (Анна Сергеевна Грановская), сериал «Маргоша» (Ирина Михайловна).
Людмила Чурсина целиком посвятила себя театральной жизни – в настоящее время она задействована в двух спектаклях театра, с успехом идущих на Малой сцене: «Дуэт для солистки» Тома Кемпински и «Боже, храни короля!» Сомерсета Моэма в постановке Леонида Хейфица.
Героиня Чурсиной в «Дуэте для солистки» - Стефани Абрахамс - всемирно известная скрипачка, страдающая тяжелой болезнью и будущее которой абсолютно безрадостно - только болезнь и инвалидная коляска. Все сценическое время – от начала спектакля до его конца – героиня Чурсиной находится в кабинете врача-психоаналитика, с которым беседует изнурительно и мучительно. При заданной монотонности пьесы, преодолеть которую трудно, роль дает исполнительнице бенефисные возможности, позволяя актрисе показать себя сполна — красавица, не боящаяся быть на сцене в какие-то моменты практически старухой и в считанные мгновения способная вновь обрести совершенство.
Роль Ив в спектакле «Боже, храни короля!» потребовала от Чурсиной нешуточного накала страсти, поскольку героиня, круша всё вокруг, обвиняла в смертном грехе собственного отца. В свое время этот спектакль шел на Большой сцене и уже более 10 лет держится в репертуаре.
Людмила Алексеевна Чурсина всегда отличалась активностью в общественной жизни - работала в профсоюзах, оргкомитетах многочисленных смотров и конкурсов, была членом жюри на фестивалях в Аргентине, Сирии, в Москве; исколесила всю страну в составе творческих бригад; ездила на БАМ, другие «стройки века», побывала в Афганистане. Ей нередко приходилось выступать на страницах газет, излагая свои взгляды на самые разные общественно-политические события, вплоть до оценок значения ленинской работы «Задачи союзов молодежи» и перестройки.
Людмила Чурсина после съёмок в картине «Донская повесть» вышла замуж за режиссёра фильма Владимира Фетина, но пристрастие Владимира к алкоголю послужило причиной развода этой талантливой пары. Отчаявшись спасти мужа от этой пагубной зависимости, актриса даже одно время подумывала о самоубийстве – она хотела утопиться в Неве. И если бы не случайный прохожий, который увидел на мосту зареванную девушку и отвез ее домой, еще неизвестно, чем бы все закончилось…
Вторым супругом Людмилы стал ученый-океанолог, но этот брак довольно быстро распался. Третьим же ее мужем, с которым актриса прожила 7 лет, стал дипломат Игорь Андропов, сын генерального секретаря Юрия Андропова. Многие тогда не верили, им казалось, что это очередная «утка» досужих сплетников, но вскоре эти слухи подтвердились – на всех театральных афишах имя актрисы стали писать длиннее, с двойной фамилией - Людмила Чурсина-Андропова, хотя вторую часть фамилии вскоре убрали с афиш по просьбе самой актрисы.
В интервью ей нередко задают вопрос о том, в чем же причины распада всех трех ее браков. «Наступал момент, когда выяснялось, что нет любви, а есть хозяйственные отношения: общий дом, дела, обязанности... И тогда я уходила первой, потому что ситуация Карениных, когда муж и жена «продолжали жить в одном доме, виделись каждый день, но были чужды друг другу», кажется мне безнравственной» - откровенно признается Людмила Чурсина.
Так сложилось, что актриса так и не испытала радость материнства – поначалу было сложно с жильем, потом одна за другой появлялись роли, от которых трудно было отказаться… Но она всегда, по ее словам, «усыновляла» родственников, мужей и создавала вокруг себя большой взрослый «детский сад».
И все-таки о многом из своей личной жизни Людмила Чурсина распространяться не любит. «Я под одеяло не люблю приглашать. Старомодно? Мне кажется, я - пиковая дама из нафталинового века. Каждому - свое!»
В 1981 году Людмиле Чурсиной было присвоено звание народной артистки СССР. Получить столь высокое звание в 40 лет – большая редкость. Она опередила знаменитых Марину Ладынину, Тамару Макарову и Любовь Орлову, получивших подобное звание в 42 года, 43 в 48 лет соответственно.
С фильмом «Донская повесть» произошел забавный случай, который в итоге оказался счастливым. Дело в том, что это был первый большой фильм Владимира Фетина, все артисты задействованы были великолепные, но, просмотрев отснятую картину, отчаялся - все получилось как-то пресно, скучно, плоско... От произведения Михаила Шолохова, по которому снималась картина, мало что осталось. Но переснимать что-то было уже поздно, и Фетин решился представить фильм на суд приемной комиссии в том виде, в каком он и был снят.
К еще большей досаде режиссера, механик, запустивший фильм, перепутал части и начал показ с финала картины. Владимир Фетин обреченно махнул рукой, пустив все на самотек - какая уж теперь разница… Но оказалось, что именно в таком виде фильм, показанный с конца, получился значительно интереснее, что единодушно отметили все члены приемной комиссии и признали весьма удачной кинематографической находкой!
P.S. Так играть любовь и так ненавидеть, как это делала и делает Чурсина, способны люди, либо сами немало пережившие, чего в начале карьерного пути у артистки не было, либо глубоко артистичные по природе своей натуры. Всем нам невероятно повезло, что мы являемся современниками этой потрясающей актрисы и имеем возможность наслаждаться ее игрой в кино и театре. Для Людмилы Чурсиной ее профессия – настоящий наркотик, от которого невозможно не впасть в зависимость. В советское время среди кинематографистов ходил такой анекдот: «Вход в кино стоит 30 копеек, а выхода из него нет».