Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Людмила Хитяева
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Людмила Ивановна Хитяева родилась 15 августа 1930 года в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Детство будущей актрисы пришлось на суровые военные годы. Ее отец, Хитяев Иван Яковлевич, по образование инженер-экономист, во время Великой Отечественной работал на военном заводе, а мама, Хитяева Вера Ивановна, служила военврачом 1-го ранга.
После войны, в 1946 году, Людмила Хитяева поступила в Горьковское театральное училище. Произошло это совершенно спонтанно. На экзамены она пришла с подругой: посмотреть, как та поступает. Понаблюдав, Людмила вдруг попросила комиссию прослушать и ее, после чего прочитала монолог Катерины из «Грозы» Островского. Прочитала так вдохновенно, что покорила экзаменаторов…
Будучи студенткой Людмила Хитяева вышла замуж. Она вспоминает: «Мой муж, когда мы познакомились, не был богатым человеком. Оба - студенты, мне - 18, ему - 23. Он за мной год красиво ухаживал, присматривался. Любую мою промашку воспринимал снисходительно. Был немногословен, а если говорил, то произнесенное было весомо. В нем была мужественность и основательность. На него можно было положиться, спрятаться за его спиной. С ним было не страшно пойти куда угодно. Помню, я была беременна, мы садились в троллейбус, и какой-то мужичок меня толкнул. Муж очень спокойно подошел и поднял его за шкирку, как котенка. И отставил от меня».
В этом браке у Людмилы Ивановны родился сын Павел. Казалось, все прекрасно – умный, талантливый муж, сын… Однако брак просуществовал недолго. Сама актриса признается: «Я ушла от него, хотя сильно его любила. Мне тогда что-то показалось... Потом я поняла: это было ошибкой... В молодости кажется, что много еще таких мужчин и такой любви встретишь...»
В 1952 году Хитяева окончила учебу и была зачислена в труппу Горьковского драмтеатра. Здесь молодая актриса очень скоро добилась успеха. Режиссеры часто доверяли ей главные роли, используя, как правило, в амплуа лирической героини (впрочем, бывали и исключения). Людмиле довелось сыграть в спектаклях: «Учитель танцев» (Лисена), «В добрый час!» (Галя), «Егор Булычев и другие» (Шурка), «Не называя фамилий» (Галя), «Все остается людям» (Румянцева). В общем, своим положение в театре актриса была довольна. Что же до кинематографа… О кино Людмила Хитяева как-то и не помышляла…
Своему дебюту на киноэкране Людмила Хитяева обязана известному писателю Анатолию Рыбакову. Это он, побывав на спектаклях Горьковского драмтеатра, обратил внимание на талантливую молодую актрису и порекомендовал ее режиссеру Киностудии имени М. Горького Исидору Марковичу Анненскому. Тот, как раз, искал исполнительницу на главную роль в своем фильме «Екатерина Воронина». Людмила успешно прошла пробы и была утверждена.
Хитяевой предстояло создать образ сильной, целеустремленной женщины, инженера порта, настоящего профессионала своего дела, борющегося за прогрессивные методы производства. Действие картины охватывало и военное время, и послевоенное возрождение. В таких рамках и опытной актрисе легко было скатиться до штампов, Хитяева же сумела их избежать. При всех перечисленных качествах Екатерина Воронина осталась настоящей женщиной, красивой, любящей, душевной, самоотверженной. Потому-то ее героиня запомнилась и полюбилась зрителям. Да и критики оценили положительно работу молодой актрисы.
В период съемок «Екатерины Ворониной» Людмила Хитяева познакомилась с режиссером Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Их встреча произошла в коридоре Студии имени М. Горького. Герасимов с ходу предложил молодой актрисе роль Дарьи в экранизации романа Шолохова «Тихий Дон». Людмила Ивановна впоследствии рассказывала: «Я опешила. Дарья... Буйная, непокорная, как будто сотканная из противоречий... Могла ли я подумать, что Дарья так близка моему сердцу? Ведь у меня и в мыслях не было, что это моя роль...»
От такого подарка судьбы отказаться было нельзя, и сразу после «Екатерины Ворониной» Людмила Хитяева отправилась на съемочную площадку «Тихого Дона». Съемки проходили на Дону, в настоящем казачьем хуторе. Герасимов вообще тщательно относился к реалистичности, не упуская ни малейшей подробности казачьего быта. То же самое касалось и актерской игры: чтобы создать живые, полнокровные образы, актерам предстояло вжиться в этот самый быт, стать казаками по духу.
Хитяевой пришлось особенно трудно: влиться в съемочный процесс ей предстояло с одного из самых сложных эпизодов - плача над телом убитого мужа Петра. Эта сцена поначалу никак не давалась актрисе, но Герасимов нашел выход. Узнав, что в соседнем хуторе умер старый казак, он повез Хитяеву на отпевание. Актрису усадили вместе с причитающими у гроба старушками и указали: «Присоединяйся…» Через пару дней Хитяева уже вовсю голосила на съемочной площадке…
Образ озорной, игривой, веселой казачки с трагической судьбой запал в душу миллионам зрителей. Особенно сильной получилась финальная сцена, где героиня Хитяевой прощается с жизнью, медленно погружаясь в воды спокойного Дона. Она спокойна, и только в глазах застыла тоска человека, влюбленного в родные просторы, в ясное солнце и голубое небо…
Вскоре после триумфа «Тихого Дона» Людмила Хитяева была приглашена на роль Лушки в экранизацию еще одного шолоховского произведения – «Поднятую целину». Образ – абсолютно иной, отличный от Дарьи из «Тихого Дона». Потому-то у многих еще во время съемок закрались сомнения в кандидатуре Хитяевой. Актриса посрамила всех скептиков.
В одном из интервью режиссер А. Иванов рассказывал: «На роль Лушки пробовали шесть актрис. Все они слишком старательно «играли» развязность, разгульность героини. Хитяева оказалась той естественной, занозистой и привлекательной Лушкой, которую, наверное, и имел в виду Шолохов». За внешней разгульностью героини Хитяева отразила ее сложный духовный мир, настоящую драму несостоявшейся души.
Евгений Матвеев, сыгравший «Поднятой целине» Нагульнова, впоследствии писал: «Глядя на экран, нельзя не согласиться, что это - шолоховская казачка. Сколько достоверности, обаяния, до мельчайших подробностей все в ней донское, все станичное... Так просто и легко это сыграно и вместе с тем так глубоко драматично!»
Умение создавать глубоко народные образы Людмила Хитяева продемонстрировала и в следующей своей картине – мелодраме режиссера Татьяны Лиозновой «Евдокия» (1961). Сама режиссер охарактеризовала главную героиню фильма, как «душу и сердце России». Все это удалось воплотить на экране Людмиле Хитяевой. Скупыми, неброскими красками она создала образ Евдокии Чернышевой, немолодой, много пережившей русской женщины. Евдокию отличает внутреннее спокойствие, достоинство, душевное целомудрие, она усыновила пятерых детей и в этом нашла свое материнское счастье.
60-е годы – расцвет творчества Людмилы Хитяевой. Многогранный талант актрисы позволял ей создавать на экране разноплановые образы. В социальной драме «Все начинается с дороги» - это простая работница, бетонщица, строитель Куйбышевской ГЭС Аннушка, в сказке «Вечера на хуторе близ Диканьки» - украинская крестьянка Солоха, в исторической ленте «Москва – Генуя» - решительная и немного грубоватая командир красного взвода Глаша, в мелодраме «Цыган» (по одноименной повести донского писателя А. Калинина) - умудренная опытом, пережившая войну деревенская женщина Клавдия Пухлякова, в комедии «Стряпуха» (экранизации пьесы А. Софронова) – бригадир Галина Сахно.
С возрастом актриса перешла на роли второго плана. В 70-е годы она снялась в фильмах: «Русское поле» (Надёнка, вторая жена Авдея Угрюмова), «Приваловские миллионы» (Антонида Ивановна Половодова), «За рекой – граница» (Кира, жена капитана Александра Долгова), «Человек в штатском» (эсэсовка Дорис Шерер), «Финист - Ясный сокол» (Анфиса), «Шла собака по роялю» (Фрося Громова, жена командира аэродрома). В 1982 году Людмила Хитяева сыграла в картине «Василий Буслаев» Мамелфу Тимофеевну - мать былинного героя. А в следующем, 1983 году, Людмиле Ивановне за ее многолетний труд было присвоено почетное звание народной артистки РСФСР.
После неудачного первого брака Людмила Хитяева долгое время жила одна. Недостатка в поклонниках она не испытывала, но обзаводиться новой семьей не спешила. Людмила Ивановна воспитывала сына Павла, который, кстати, не пошел по ее стопам - Хитяева была категорически против его артистического будущего. Павел окончил Институт восточных языков, получил экономическое образование.
В 60-е годы Людмила Ивановна вышла замуж во второй раз. Ее избранник по профессии был врач-уролог. Вместе они прожили недолго – их семейную жизнь оборвала смерть мужа в начале 70-х.
В 1975 году в жизни актрисы появился новый мужчина. Свои отношения они не стали регистрировать. Как признавалась Людмила Ивановна: «Я два раза была расписана, в третий не захотела». В гражданском браке они прожили 20 лет и расстались в 1996 году. «В одно прекрасное утро я взяла и ушла. Что-то стало не складываться в наших отношениях. После 15 16 лет супружества стало все в муже раздражать. Я поняла: впереди у нас с ним тупик. Ведь я перестала его любить», - говорит Людмила Ивановна.
В перестроечное и постперестроечное время Людмила Хитяева, как и многие звезды нашего кино, осталась фактически вне кинематографа. В эти годы актриса активно занялась концертной деятельностью, ездила по всей стране.
Возвращение на киноэкран состоялось уже в новом веке. В 2003 году Людмила Ивановна снялась в фильме режиссера Василия Панина «Покаянная любовь» (по повести Льва Толстого «Дьявол») в роли Варвары Алексеевны Анненской, а пять лет спустя сыграла бабу Лизу в картине Тимура Золоева «Хлеб той зимы».