Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

Михаил Кокшенов

Михаил Кокшенов

Михаил Кокшенов родился 19 сентября 1936 года в Москве. Его детство прошло в районе Замоскворечья. Он рассказывает: «Увы, дом, в котором я провел детство, под номером 36 на Софийской набережной, давно сломали. Но я до сих пор уверен, что Замоскворечье - сердце столицы. Аура потрясающая. Наверное, поэтому старые москвичи, ютящиеся в коммуналках, совсем неохотно уезжают из этого района. Место больно сладкое. Раньше для меня, мальчишки, выйти на набережную, посмотреть на Кремль было таинством. Тогда еще не было такого сумасшедшего движения в этом районе, и все выглядело совершенно по-другому. Но все равно я люблю бывать в Замоскворечье, хотя случается это не так часто, как мне хотелось бы».

Путь Михаила Кокшенова в кино был долгим и сложным. Первоначально юноша поступил в Московский индустриальный техникум, который успешно окончил в 1957 году. Михаил уже готовился стать строителем-дорожником, но тут, совершенно случайно, поддавшись уговорам друзей из своего двора, решил попробовать себя на актерском поприще.

В результате Кокшенов поступил в театральное училище имени Бориса Щукина. Училище он окончил в 1965 году. Затем работал на сцене Академического театра имени В.Маяковского и в Московском театре миниатюр.

В кино же молодому актеру долгое время ему доставались лишь эпизодические роли: Мишка в киноромане Алексея Салтыкова «Председатель», шофера в фильме Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Таежный десант», Канунникова в оптимистической драме Михаила Швейцера «Время, вперед!» и др. Правда в 1967 году Михаилу Кокшенову досталась большая роль. Он снялся в культовой картине Михаила Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». Но, как признается сам актер: «Мотыль меня взял скорее из-за фактуры. Белобрысый такой долдон, 105 кг, «ни тени мысли на лице». Или, как позже выражался сам Мотыль: «Цивилизация прошла мимо».

На съемках одного из фильмов с Михаилом Кокшеновым чуть было не произошел несчастный случай. Речь идет о детективе Владимира Назарова «Хозяин тайги», где главные роли исполнили Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий. Кокшенов же сыграл одного из сплавщиков леса, на которого падает подозрение в ограблении магазина.

Съемки фильма происходили в Красноярске. Михаил Кокшенов вспоминает: «По сюжету, мой герой, бравый сплавщик, срывается с бревен, которые плывут по реке. Они ведь очень красиво бегают по этим бревнам, эти сплавщики. За меня бежал дублер, потом он «срывался», и тут в воду меня сажали. Только никто не предупредил, что, во-первых, вода в десять градусов очень бодрит, а во-вторых, сапоги резиновые, чтобы вода в них не попала, обычно перевязывают специальной проволокой. Я этого не знал и смело прыгнул в воду. Тут же вода наполнила сапоги до самых краев, и меня потащило на дно. Хорошо, я тут же уперся ногами во что-то твердое. Стою по шею в воде, камера работает. Говорю текст, а сам пытаюсь сапоги скинуть. Сам не помню, как удалось избавиться от сапог, еле заполз на лодку и тут слышу дикий вопль костюмерши: «Где сапоги?!»

По-настоящему Михаил Кокшенов приобщился к кинематографу в 1973 году, когда пришел на постоянную работу в Центральную студию киноактера. Именно с этого года он стал регулярно сниматься в кино. А вышедшая в 1975 году комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» принесла актеру и первую широкую известность. Затем последовали небольшие, но заметные роли: Сергуньки Ртищева в историко-приключенческой комедии «Сказ про то как царь Петр арапа женил», Пашина - хозяина кота Барсика в альманахе «По улице комод водили» и других фильмах.

В 1978 году Михаил Кокшенов снялся в единственном за свою биографию музыкальном фильме – фантастическом мюзикле Леонида Квинихидзе «31 июня». Об этой красивой картине актер вспоминает с большим удовольствием: «Моим основным партнером там был Владимир Зельдин. Он меня поражал своей энергией, великолепной пластикой, тем, что всегда был в хорошем настроении. Он играл Короля, а я – Шута. Интересная у нас получилась парочка!.. По тем временам у нас были потрясающие декорации и великолепные костюмы. В "королевских апартаментах" стоял стол, примерно 3 х 10, весь заставленный самыми настоящими яствами!..»

Очень скоро определилось амплуа Михаила Кокшенова. Его, как правило, стали приглашать на комедийные роли всевозможных глуповатых амбалов, увальней и деревенских простаков. Самыми яркими работами в этом амплуа стали роли Степана в комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82», Сашки Ходоса в фильме Игоря Добролюбова «Белые Росы» и Пряхина в комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная».

При этом в жизни актер совершенно не похож на своих героев. Однако он совершенно не расстраивается по этому поводу: «Я не жалею, что у меня сложился подобный имидж. Считаю, что мне повезло. Комедийное амплуа - самое сложное, но, наверное, и счастливое - для актера. Оно вне политики, вне возраста - вечное...» Как признается сам актер, одним из учителей для него был знаменитый Савелий Крамаров.

Немало Кокшенову довелось сниматься и в военных картинах. Он был и ефрейтором, и старшиной, и майором. Правда и здесь его, как правило, использовали все в том же комедийном амплуа. Сам же Кокшенов с особой теплотой вспоминает роль рядового Курыкина в фильме Владимира Фокина «Александр маленький». По его собственным словам, эта роль стоит любой генеральской: «В Курыкине воплотились лучшие качества нашего воина. Воина-победителя, воина-освободителя. Есть в нем что-то от Теркина».

Со своей супругой Еленой Михаил Кокшенов познакомился весьма оригинально. Вот как он сам рассказывает о той встрече: «Ехал я как-то по Пятницкой, смотрю, очередь громадная выстроилась. А как раз в то время в Москве появились эти заморские фрукты. И я подумал: «А не купить ли мне пару-тройку килограммов?» Останавливаюсь, иду к началу очереди (меня так Савелий Крамаров учил: «Всегда иди в начало очереди!» - «Почему?» - «Там ближе!»). А вокруг все кричат: «Артист, нахал, без очереди лезет!» И тут я вижу, стоит девочка хорошая - во всех смыслах этого слова. <…> Так вот я и подошел к Лене, будущей своей жене. Попросил взять бананчиков без очереди, всего пару килограммов. Она мне и взяла пару килограммов».

Когда они познакомились, Елене было всего 19 лет. С тех пор они вместе. В последние годы Елена Сергеевна помогает Михаилу Кокшенову в его работе. Она - ассистент режиссера по актерам.

К началу 90-х годов Михаил Кокшенов уже был одним из самых снимаемых актеров. Как раз в то время он впервые попробовал себя в режиссуре. Первой его картиной стала комедия «Русский бизнес», рассказывающая о том, как два безработных мужика организовали для иностранцев охоту на дрессированного медведя.

О своей первой картине Михаил Михайлович вспоминает: «Это был тяжело психологически. Помню, в первый съемочный день я отснялся в своей сцене и пошел собираться. Оделся, уже пошел к выходу и вдруг слышу голос Наташи Крачковской: «Миш, ты куда?» Я отвечаю: «Домой, я же уже отснялся!» «Дурак, ты же режиссер, ты здесь главный и должен быть до конца». Для меня это был шок, ведь актер настроен только на роль: отснялся четыре часа, и все - гуляй, рванина. А тут нужно оставаться до конца».

В картине снялись такие знаменитые актеры, как Савелий Крамаров, Семен Фарада, Наталья Крачковская. Однако, несмотря на это, вряд ли эту картину можно считать удачей, также как и последующие «Русский счет» и «Русское чудо».

К настоящему времени Михаил Кокшенов снял уже более десятка комедийных фильмов. Помимо вышеназванных, это «Герой его романа», «Племянник», «Юбилей прокурора», «Лифт уходит по расписанию», «Love - Сервис», «Детектив по-русски» и др. Во всех своих картинах Кокшенов снимается и сам. Однако, стоит признаться, что Кокшенов-режиссер все же уступает Кокшенову-актеру.

Последние лучшие фильмы