Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Морис Сендак (англ. Maurice Sendak; 1928—2012) — американский детский писатель и художник-иллюстратор. Мировую известность ему принесла книга с картинками «Там, где живут чудовища» (1963). Хотя книги Сендака переводились на многие языки, в русском переводе при его жизни ни одно из его произведений не выходило.
Морис Сендак родился 10 июня 1928 г. в еврейской семье. Его родители, Филип (Пинхос) Сендак и Сара Шиндлер, иммигрировали, соответственно, из Польши (Ломжа) и России в 1913 году и поселились в Бруклине.
Сендак признает, что в детстве две фигуры были властителями его дум — "Микки Маус и суровый бородатый дедушка", которого Морис знал лишь по фотографии, но который олицетворял для него всю еврейскую культуру и историю. "Мне он казался очень похож на Бога".
Mорис Сендак не получил специального художественного образования, однако он внимательно изучал творчество творчество других художников, историю книжной иллюстрации.
Стать художником-иллюстратором решил в двенадцать лет, посмотрев мультфильм «Фантазия».
После окончания школы Сендак работал оформителем витрин в магазине игрушек на Пятой авеню и каждую свободную минуту проводил в отлеле книжек-картинок. Необычного завсегдатая заметил один из продавцов и, узнав о его увлечении, познакомил юношу с редактором издательства "Харпер энд Бразерс" Урсулой Нордстрем. Рисунки молодого художника заинтересовали ее, и Сендак получил первый заказ — иллюстрировать книгу Марселя Айме "Замечательная ферма"(1951). Так началось долгое и плодотворное сотрудничество художника и издательства.
В 1956 году появилась первая книга, где Морис Сендак выступает не только как художник, но и как писатель — "Окно в комнате Винни" . Маленький мальчик Винни пытается найти ответы на вопросы, которые ему задал во сне четырехлапый петух: Можешь ли ты увидеть лошадь на крыше? Можно ли исправить нарушенное обещание? Что значит "чудом спастись"? и другие. Если мальчик найдет ответы , он сможет вечно жить в саду, где солнце и луна светят одновременно, где не надо ложиться спать, где можно жить вечно. В поисках ответов на эти вопросы, мальчик исподволь решает и другие тревожащие его проблемы. Это книжка-фантазия, где смешались сон, игра и реальность. Все иллюстрации в книге выдержаны в приглушенных коричневых тонах. По традиции детям пристало видеть голубые и розовые сны, и жить в ярком мире, у Сендака — наоборот.Но иллюстрации не кажутся мрачными — они легкие и воздушные, лишь немного грустные.
В 1957 году Морис Сендак создает еще одну собственную книжку "Очень-очень далеко" о мальчике, который ревнует маму к младшему братишке, а в 1958 году появляется "Записка на двери Рози" , где Сендак впервые напрямую обращается к своим бруклинским впечатлениям. Книга родилась из наблюдений художника за игрой детей во дворе его дома, в ней нашли отражение и детские воспоминания автора: фантазии и игры, позволявшие мальчику скоротать время во время частых болезней. Героиня книжки, фантазерка Рози, обладает даром преображать и расцвечивать скучную и монотонную жизнь уличной детворы. Автор восхищается жизнерадостностью девочки, ее способностью увлекать своими фантазиями других детей. Рози — прирожденная артистка, и, по сути, эта книга о волшебном даре художника силой собственного воображения изменять мир.
В шестидесятые годы Морис Сендак продолжает исследовать различные возможности жанра книжки-картинки. В 1962 году он создает серию из четырех миниатюрных книжек под названием "Крошечная библиотечка" , в нее вошли: комическая азбука "Аллигаторы повсюду", считалка "Раз — это Джонни", забавный календарь "Бульон с рисом" и сказка "Пьер". Сендак выбирает традиционные жанры детской литературы, которые под кистью художника, словно по мановению волшебной палочки, преображаются, приобретая новые оригинальные черты. В этой работе в первые в полную силу проявился комический дар художника.
1963 год — решающий в судьбе Мориса Сендака. Художник создает книгу , которая приносит ему мировую славу — "Там, где чудища живут" . Новая книга — результат долгой подготовительной работы (первый замысел книги восходит еще к 1955 году), Многолетнее изучение возможностей книжной иллюстрации подвело Сендака к созданию нового жанра — книжки-картинки, где текст и изображение неразрывно слиты, несут равную смысловую нагрузку, взаимно дополняют друг друга.
Книжка начинается с того, что маленький Макс, мальчик лет 4—5, нарядившись в костюм волка, так расшалился, что мама в сердцах называет его "чудищем" и отправляет спать без ужина. Но спальня мальчика вдруг волшебным образом превращается в заколдованный лес, населенный дикими чудищами. Максу удается усмирить их, чудища даже выбирают мальчика своим королем, и на радостях устраивают дикие скачки и пляски. В разгар веселья Макс вдруг чувствует, что очень соскучился по дому и отправляется в обратное плавание в собственную спальню, где его ожидает ужин.
Поначалу новая книга была встречена весьма сдержано, реакция была скорее негативной: взрослые — критики, библиотекари, родители — были возмущены: книга, пусть и созданная рукой мастера, слишком страшная, ее нельзя давать нежному и чувствительному ребенку. Маленький озорник Макс, грозящий съесть собственную мать, не может быть допущен в детские спальни. Подобные книги могут стать причиной детских кошмаров.
Не смотря на явное неодобрение части читающей публики "Там, где чудища живут" имела несомненный успех. Пожалуй, это первый настоящий детский бестселлер, получивший подлинно мировое признание: на протяжении десятков лет "Чудища" переиздаются огромными тиражами, книга переведена на десятки языков, ее с одинаковым восторгом читают в разных странах, причем не только дети, но и взрослые из числа наиболее отважных.
Иллюстрировал серию книг для детей «Медвежонок» (Little Bear) (автор Else Holmelund Minarik) издательства HarperCollins, в 1995 году на основе его иллюстраций в Канаде снят мультсериал Maurice Sendak' s Little Bear (39 серий). В сериале «Ангелы в Америке» (2003), снятом по сценарию своего друга, писателя Тони Кушнера, сыграл эпизодическую роль пожилого раввина. В 2009 году состоялась премьера фильма по сказке Сендака «Там, где живут чудовища».
Среди прочего, издал с собственными иллюстрациями переведённую с идиша книгу своего отца «В доме у деда» (Philip Sendak «In Grandpa's House», 2003). Сендак проиллюстрировал десятки книг разных авторов.
Особое место в творчестве Мориса Сендака занимает английская детская поэзия, так называемые "Песенки Матушки Гусыни". Стихи, созданные много лет назад, под час утратили свой первоначальный смысл, но тем самым они дают художнику возможность свободно фантазировать, создавать свой собственный сюжет. Сендака всегда привлекала необыкновенная образность народной поэзии, ее удивительная ритмика.
Морис Сендак - лауреат Медали Кальдекотта (1964) за книгу "Там, где чудища живут", премии имени Г. Х. Андерсена 1970 года за иллюстрирование детских книг, премии Лауры Ингаллс Уайлдер (1983), премии имени Астрид Линдгрен 2003 года (совместно с писательницей Кристине Нёстлингер).
Последние годы Сендак все реже обращался к книжной иллюстрации. Он преподавал, работал в кино и на телевидении, создавал костюмы и декорации для театральных постановок. И все же книга оставалась главным призванием Мориса Сендака, его любимым делом. Вновь и вновь он возвращался к книжной иллюстрации, каждый раз создавая произведение новое, необычное и по-своему доброе. В речи при вручении ему Медали Ханса Кристиана Андерсена (1970) Морис Сендак сказал: "Мое главное желание — соединить в словах и изображении, правдиво и фантастично мою судьбу, Старый Свет, Новый Свет, детство, мою одержимость жизнью, ее духом и художественные образы, созданные моими любимыми художниками. Все это вместе, тщательно перемешанное превращается в книжки-картинки, в которых заключена и непосредственная красота музыки и глубокая неразгаданная тайна. Именно тайна привлекает меня больше всего".