Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Николай Гоголь
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Родился 20 марта (1 апреля н.с.) 1809 года, в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.
После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".
После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.
В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".
Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 — 32), повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями. Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.
Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 — 1840 читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 — 1841.
Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму "творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим".
Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.
В 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.
В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно поселился в России. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.
11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.
Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, после революции его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.
Давно подмечено, что смерть великих людей, как правило, необычна. Редко кто из них доживает до глубокой старости. Продолжительность жизни поэтов, писателей, художников равна примерно половине срока отпущенного простым смертным. Часто гении уходят в иной мир сами, завершая земной путь самоубийством, или гибнут в расцвете творческого дара.
Николай Васильевич Гоголь скончался, когда ему было всего 42 года. Смерть его была загадочной. В последние годы писатель настолько боялся быть заживо похороненным, что даже указал в своем завещании следующее: "Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения: сердце и пульс переставали биться".
Вероятно, он написал это под впечатлением малоросских сказок, где самым кошмарным было, когда человек, заснувший летаргическим сном, вдруг приходил в себя под многометровой толщей земли. Жуткая безысходность! Таким образом изначально повод для тайны дал сам автор "Мертвых душ".
К слову, впасть в летаргический сон (от греческого слова "летаргия", что означает "забвение") нормальные люди всегда боялись, потому что раньше отличить его от смерти было довольно трудно: еще в прошлом веке существовала реальная опасность быть заживо погребенным.
Но отчего умер талантливейший прозаик? Ответ на этот вопрос до сих пор неизвестен. Многие современники писателя даже считали, что Николай Васильевич покинул бренный мир просто из-за нежелания больше жить.
В феврале 1852 года в Москве неожиданно ушла из жизни сестра поэта Н.М.Языкова Екатерина Михайловна. Гоголь дружил с ней с детства, очень любил ее и считал достойнейшей из женщин, встреченных им в жизни. Николай Васильевич был ошеломлен утратой. "На меня нашел страх смерти", - сказал он своему духовнику. С этой минуты каждый день неизменно начал приближать писателя к трагической развязке.
В последние дни и часы жизни рядом с писателем находился московский врач Алексей Терентьевич Тарасенков. Позже большую известность ему принес очерк "Последние дни Н.В.Гоголя", опубликованный в 1856 году в "Отечественных записках", а затем вышедший в виде книги в 1902 году. Несмотря на то, что А.Т.Тарасенков был вдумчивым и талантливым доктором, он, тем не менее, воздержался от диагностической оценки болезни своего именитого пациента.
По свидетельству А.Т.Тарасенкова, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Николай Васильевич уничтожил (сжег) все свои рукописи и с этого момента стал готовиться к смерти. Он раздавал нуждающимся свои денежные сбережения, часто уединялся. В связи с отказом Гоголя принимать пищу 16 февраля к нему пригласили А.Т.Тарасенкова.
Николай Васильевич выглядел ужасно - кожа да кости. Пульс его был ослабленным, глаза глубоко ввалились в орбиты, голос стал слабым, а язык двигался с трудом. Доктор оценил болезнь писателя как соматическую, то есть телесную.
Друзья и знакомые Гоголя, видя безысходность его положения, стали обращаться к известным московским медицинским светилам. Так 18 февраля к постели больного был приглашен видный московский терапевт-клиницист профессор Московского университета Александр Иванович Овер. Осмотрев Николая Васильевича, он не сделал никаких медицинских рекомендаций, только посоветовал не давать ему вина.
Через некоторое время после этого писателя посетил профессор судебной медицины Московского университета Аркадий Алексеевич Альфонский. Он, чтобы заставить страждущего принимать пищу, считал необходимым лечить его магнетизированием (гипнозом). Вечером приехал доктор Константин Игнатьевич Сокологорский и попытался лечить писателя магнетизированием. Однако сеанс пришлось прекратить - лежащий в постели попросил оставить его в покое.
Поздно вечером того же дня к Гоголю был приглашен известный московский профессор Степан Иванович Клеменков. Пытаясь установить диагноз, он задавал больному вопросы, но Николай Васильевич молчал. Профессор назначил кровопускание, лед на голову, обертывания мокрой простыней. Однако А.Т.Тарасенков, пребывавший все время возле постели страдальца, рекомендовал воздержаться от них, пока не прошел консилиум врачей.
Наконец, 20 февраля состоялся долгожданный совет, и эскулапы назначили лечение - пиявки к носу и холодные обливания головы в теплой ванне. Исполнял все предписания консилиума врач Михаил Леонтьевич Назимов. Однако, не смотря ни на что, в восемь часов утра 21 февраля 1852 года гения не стало. Сразу после его смерти по Москве стал циркулировать слух, что Н.В.Гоголь умер от голода и расстройства умственных способностей. Однако это оказалось вымыслом.
От чего же умер Николай Васильевич? Ответа пока нет, да вероятнее всего и не будет. Уровень развития медицины того времени не позволил установить диагноз болезни. Очень может быть, лечение потому и не было эффективным, хотя его назначили авторитетные врачи.
Прах писателя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве.
Спустя 79 лет тело писателя было извлечено из могилы и перезахоронено на Новодевичьем кладбище. Дело в том, что Свято-Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников и его некрополь подлежал ликвидации.
На процедуре присутствовало около 30 человек. Среди них были известные советские писатели - Юрий Олеша, Михаил Светлов, Всеволод Иванов и другие. Рабочие сняли с могилы памятник, выполненный в виде отполированной трапеции, на которой были слова пророка Иеремии: "Горьким словом своим посмеются", и Голгофу - камень с крестом. Стали копать.
Под памятником на оси, где должен был находиться гроб, его не оказалось. Лишь к концу дня деревянный футляр обнаружили в боковом отводе склепа. Гроб с телом писателя подняли. Доски его оказались подгнившими. Крышку вскрыли, и присутствующие увидели кошмарную картину - череп Николая Васильевича был повернут на бок. Мгновенно по всей столице разнесся слух, что Гоголя похоронили живым! Он якобы пребывал в летаргическом сне, а затем очнулся под землей и перевернулся в гробу.
Но были ли еще какие-либо объективные указания на то, что Николай Васильевич действительно был жив и перевернулся в гробу?
Абсолютно нет! Скелет лежал на спине, - утверждает заместитель директора библиотеки Фонда А.И.Солженицына писатель Юрий Алехин. Он занимался разгадкой перезахоронения праха Н.В.Гоголя с середины 80-х годов прошлого века и лично опрашивал очевидцев, присутствовавших при этом в 1931 году. Более того, "скульптор Рамазанов, делавший посмертную маску Гоголя, свидетельствовал, что у него были явные признаки разложения"...
"Теперь, что касается повернутой головы. Ведь на рисунке, на котором изображен Гоголь в гробу перед похоронами, мы видим, что его голова лежит прямо. Однако у меня здесь чисто материалистическое объяснение. Я - бывший военный и неоднократно участвовал в эксгумациях: мне доводилось вскрывать могилы. И я видел, что в большинстве захоронений люди лежат с повернутыми головами. У гроба, даже дубового, в первую очередь подгнивают самые узкие доски - боковины. Под давлением грунта крышка начинает смещаться вниз и касается черепа, лежащего на самой верхней точке. И голова поворачивается вбок. Так что объяснение очень простое..."
Конечно же, все сказанное не отменяет полностью версию о захоронении Гоголя живым. Но, как нам кажется, дает больше оснований говорить, что гений умирал только один раз.
Казалось бы, на этом можно поставить точку. Но существует еще одна мистическая загадка, относящаяся к смерти литератора. Ее обнародовала доктор филологических наук И.А.Вишневская. Вот что она рассказала:
- Гоголь был крайне неравнодушен к... сапогам. Он без конца заказывал их, любил примерять и нередко приводил в изумление мастеров-сапожников своими замечаниями о скрытых дефектах обуви.
А теперь - об одном малоизвестном эпизоде... Напомню: это 30-е годы, период воинствующего атеизма. Поэтому без всяких церемоний писательство - кладбищенский альянс решил вскрыть гроб. О святотатстве, надо полагать, никто не думал. Более того, писатели (писатели!) взяли сувениры на память: Лидин - лоскут от жилета Гоголя, Малышкин - фольгу, а Иванов - ребро создателя "Мертвых душ". Комсомольца же Аракчеева (директор кладбища, бывший комсомольский работник. - прим. А.П.), человека более практичного, соблазнили ...сапоги. Да, в гробу находились прекрасно пошитые и неплохо сохранившиеся сапоги.
После перезахоронения Иванов поехал в Ленинград. Ребро классика он вез с собой. В Ленинграде пришел Иванов к друзьям, повесил пальто в прихожей (во внутреннем кармане - он это проверил - лежало завернутое в бумагу ребро). Спустя какое-то время он стал намекать друзьям на то, что обладает уникальной вещью. Друзья заинтересовались: "Что же там у тебя?" - "А вот увидите", - ответил Иванов, вышел в прихожую, полез в карман и... обомлел: ребра не было!
Малышкин вскоре скоропостижно скончался. Про Лидина ничего сказать не могу, но Аракчееву пришлось худо. Свой трофей - сапоги Гоголя - он поставил в комнате, рассчитывая, видимо, носить, когда стопчет свои. Но тут началось нечто странное. Каждую ночь Аракчеев видел во сне, что сапоги оживают и начинают его душить. Перепуганный атеист-комсомолец позвонил Лидину и спросил, что же ему делать?
- Вот что, - посоветовал ему Лидин, - похорони-ка эти сапоги на Новодевичьем рядом с могилой Гоголя.
Аракчеев так и сделал. Конечно, тайно. Потом, говорят, долго выясняли, что это за неизвестная могила рядом с гоголевской. А главное - перестали сниться Аракчееву кошмары".
А что же случилось с куском жилета, взятым на память Лидиным, может спросить читатель? "Я первое издание "Мертвых душ" окантовал в металл и вставил туда эту материю", - сообщил незадолго до смерти Владимир Германович. До сих пор он хранится в обложке книги у его дочери.