Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

Николай Караченцов

Николай Караченцов

Родился 27 октября 1944 года в Москве. Биография Караченцова внешне не примечательна громкими событиями. Коренной москвич, закончивший спортивную школу, он решил стать актером. Его мать была балетмейстером-постановщиком, отец - художником-графиком, много лет проработавшим в журнале "Огонек", следовательно, некие гены искусства были в нем заложены от рождения. Но даже скупой перечень сделанного актером Караченцовым впечатляет своим количеством и масштабами. Кроме множества театральных работ, нужно упомянуть более чем сто фильмов, причем актер играл в основном главные роли.

В 1963 году Караченцев поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе, которую и закончил с отличием. В числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в театр Ленинского комсомола. Связав свою творческую судьбу с Ленкомом, актер остался ему верен и по сей день. Здесь он сыграл во множестве спектаклей. За тридцать с лишним лет творческой деятельности Караченцов не только добился любви и признания зрителей, но и по праву обрел статус одного из ведущих актеров современности. Поэтому спектакли с его участием идут с завидными аншлагами.

Известность Караченцову принес спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (две роли в музыкальной версии поэтической драмы Пабло Неруды). В театре основной партнершей Караченцова чаще других была Инна Сурикова, вместе с которой они сыграли множество блестящих дуэтов, в частности, в таких спектаклях, как "Сорри" и "Тиль" (роль Тиля Уленшпигеля). Марк Захаров часто использовал этот дуэт для создания спектаклей на двоих, где сила темперамента каждого актера дополняет оттенки роли другого. Великолепна и работа Караченцова в спектакле "Юнона и Авось" (роль графа Николая Резанова, рок-опера Алексея Рыбникова по поэме Андрея Вознесенского), который пятнадцать лет подряд шла с аншлагами. Здесь его партнершей часто была другая известная актриса - Елена Шанина.

Захаров привлекал его к участию во многих современных спектаклях, в том числе в современной пьесе "Жестокие игры" (роль Миши Земцова) и в историко-революционной "Оптимистической трагедии" (роль Алексея). Одной из последних постановок в театре, в которой участвовал Караченцов, стал спектакль "Чешское фото". Он был поставлен А. Галиным, которого специально пригласили для этой работы. Партнером же Караченцова в этом спектакле являлся Александр Калягин.

Активно сниматься в кино актер начал только после триумфа "Тиля". Сам Захаров не использовал Караченцова в своих экранных работах, за исключением небольших ролей в телевизионных лентах "Двенадцать стульев" (1977) и "Дом, который построил Свифт" (1982). Тем не менее, уже в начале своей кинокарьеры Караченцов сыграл одну из лучших своих ролей - Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова "Старший сын", осуществленной в 1975 году Виталием Мельниковым. Компанию ему в этой замечательной картине составили выдающиеся актеры: Евгений Леонов, Светлана Крючкова, Михаил Боярский, Наталья Егорова.

Безудержность во всем, исполнительская щедрость красок отличает многие роли Караченцова. Кроме того актер всегда отличался отличной физической подготовкой, он прекрасно фехтовал и ездил верхом. Ну, а в драках Караченцов был просто неотразим, что он доказал, снимаясь в фильмах "Приключения Электроника" (Урри), "Человек с бульвара Капуцинов" (Билли), "Криминальный квартет" (Марат Муханов). При этом во многих картинах актер играл без дублера.

Вот, что рассказывала о работе с Николаем Караченцовым режиссер фильма "Человек с бульвара Капуцинов" Алла Сурикова в своей книге "Любовь со второго взгляда": "Во всех эпизодах Караченцов был чрезвычайно точен. В основном ему достались сцены драчливые и пьяные. Сплясать с девицами — на раз. Выполнить на спор трюк - захват ногами головы противника с переворотом - на два... Но... предстояла сцена гибели мистера Фёста. Мы решили снять её одним куском - от плачущего до смеющегося Билли Кинга. Николай Петрович попросил минуту для подготовки. Тишина полная в павильоне. Он говорит: «Готов». Я: «Камера!» Умирающий Фёст произносит слабым голосом: «Заряжай...» Герой Караченцова выполняет последнюю волю своего учителя, начинает крутить ручку киноаппарата, при этом плачет. Крупные, честные слезы выползают из-под прикрытых век. Невольно поднимает глаза на экран - там в это время Чаплин... Вокруг все потихоньку от всхлипываний переходят к смеху. Но Билли стесняется улыбнуться — ведь рядом лежит умирающий друг... Вдруг раздается смех оживающего мистера Фёста. Билли Кинг поворачивает голову к Фёсту и сквозь слезы тоже начинает смеяться, это еще не смех, а всхлипывания, но смех прорывается... И наконец уже — смех, смех... В полный рот. Группа аплодировала актеру. Сняли один дубль."

Диапазон жанров картин, в которых принимал участие Николай Караченцов, чрезвычайно широк: детские фильмы ("Ослиная шкура" - Бурабо), военные ленты ("Батальоны просят огня" - старший лейтенант Николай Орлов), комедии ("Трест, который лопнул" - Джефферсон Питерс; "Белые Росы" - Вася Ходас), детективы ("Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" - Джефферсон Хоуп, "Ловушка для одинокого мужчины" - Даниэль Корбан), исторические картины ("Моонзунд" - Александр Карлович фон Кнюпфер), фантастические ленты ("Подземелье ведьм" -: Жан Лемот

Как театральный актер, Караченцов с успехом играл и в костюмных фильмах. Многие зрители помнят его смешного и самодовольного маркиза Рикардо в известном фильме "Собака на сене", в котором он снялся еще в 1977 году, на следующий год Караченцов с таким же успехом сыграл новую костюмную роль Злата в картине "Ярославна, королева Франции", а уже в 1997 году снялся в роли Петра I в фильме "Тайны дворцовых переворотов".

С режиссером Владимиром Бортко актер работал над эксцентрической комедией "Удачи вам, господа!" (1992) и отчасти исповедальным фильмом "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (1998). В конце 1990-х - начале 2000-х Караченцов снимался сериалах ("Петербургские тайны", "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского", "На углу у Патриарших").

Его можно считать ярко выраженным характерным актером, который одинаково владел и трагедийными, и комедийными приемами. Особый профессионализм, выработанный прежде всего многолетней театральной практикой, позволял ему уверенно чувствовать себя в самых сложных или неординарных сценах. Правда, сам Караченцов хотел, чтобы его называли универсальным актером, и поэтому постоянно стремился расширять свой репертуар...

Николай Караченцов - один из ведущих и любимых актёров России. Природа наделила его не только актёрским даром, но и удивительным голосом, который запоминается мгновенно и навсегда. Многие песни, исполненные в спектаклях, фильмах и концертных программах, вошли в золотой фонд эстрадного искусства.

Песенное творчество Караченцова пользуется неизменным успехом и любовью слушателей. В его репертуаре множество песен к различным фильмам и мультфильмам. Всего в творческом активе актёра около 250 песен. Караченцов возглавляет плеяду поющих актёров – такого количества популярнейших хитов нет ни у одного из его коллег (кроме, разве что, Михаила Боярского).

У Караченцова было много учителей. Он всегда гордился тем, что ему довелось поработать с лучшими композиторами страны: Максимом Дунаевским, Еленой Суржиковой, Владимиром Быстряковым, Алексеем Рыбниковым, Геннадием Гладковым, Александром Басилая, Ириной Грибулиной, Юрием Эриконой, Татьяной Островской, Романом Майоровым и многими, многими другими. Николай Караченцов глубоко проникался их творчеством, вживался в их музыку, пытаясь понять её настрой и энергетику. Первым предложил спеть Николаю Петровичу Геннадий Гладков. Сначала в спектакле «Тиль» (1974 год), потом в фильме «Собака на сене» (1977 год), к которым Гладков написал музыку. И это было смело по тем временам. Ведь тогда было принято, что в кино поют профессиональные оперные или опереточные певцы, а актёры в кадре под фонограмму, лишь имитируют пение. Очень плодотворным оказалось сотрудничество Николая Петровича с композитором Максимом Дунаевским. Дунаевский активно писал музыку для кино, и их знакомство началось на съёмках телефильма «Трест, который лопнул» (1982 год). Затем у них было множество совместных работ для муз. кинофильмов – «Маленькое одолжение» (1984 год), «Опасно для жизни» (1985 год), «Светлая личность» (1989 год), «И чёрт с нами!» (1991 год), а в 1994 году в Лос-Анджелесе они записали альбом «Моя маленькая леди», где все песни исполнил Николай Караченцов.

Огромную роль в творчестве Николая Петровича сыграл киевский композитор Владимир Быстряков. Помимо цикла «Дорога к Пушкину», Быстряков написал для Николая Петровича бессмертную песню «Леди Гамильтон», а также «Ехать – значит ехать…», «Юбилей», «Маленький чёрный полковник» и другие. Многое дало Караченцову знакомство и близкая дружба с композитором и поэтом Еленой Суржиковой. Николай Петрович видел в Елене художника, познавшего жизнь, поэта и музыканта, воспевающего истинные чувства,способного раскрыть душу настоящего, сильного мужчины, выразить его переживания. Песню «Высший пилотаж» Елена написала специально для актёра. В ней она создала образ лётчика-испытателя, стремящегося к новым достижениям и высотам. Работая с Суржиковой, Караченцов записал настолько разнообразные песни, что кажется, их поёт не один, а несколько разных певцов – то это ностальгия по родине («Испанская сюита»), то сугубо мужская тема («Штурвал»), то проникновенные песни о женщине ( «Я не солгу!», «Звёзды сошли с небес!»).

Талантливый композитор Рустам Неврединов написал для него песни «Мой поезд ещё не ушёл» и «Судьба актёрская», а затем - с благословения Патриархии молитву «Архангел Михаил», которую Николай Петрович исполнил со сцены Кремлёвского Дворца Съездов с хором министерства Обороны. А буквально за несколько дней до аварии они с Рустамом записали песню «В Храме искусства» для фильма «Учитель, который построил дом» – о творчестве Марка Захарова.Дуэт Николая Караченцова и певицы Галины Журавлёвой «Дни сентября» был удостоен в марте 2004 года премии «Шансон года».

Семейная жизнь Караченцова сложилась достаточно благополучно. Много лет он женат на актрисе Людмиле Поргиной, с которой познакомился в театре "Ленком". В настоящее время она ведущая актриса театра, заслуженная артистка России, играет разнообразные и интересные роли - «Казанскую Божию Матерь» в «Юноне» и «Авось», Полину Андреевну в «Чайке» и Головкину в «Шуте Балакиреве» - спектакле, получившем Госпремию.

Сын Андрей окончил на факультет международного права МГИМО. Караченцов не является сторонником актерских династий и считает, что у каждого свой путь в жизни. А еще лучше, если он будет проходить без родительской опеки.

В ночь на 28 февраля 2005 года Николай Караченцов на автомобиле Volkswagen Passat ехал с дачи в Москву. Актер был сильно взволнован о смерти тёщи Надежды Степановны Поргиной. При выезде на Мичуринский проспект Караченцов заметил впереди железнодорожный переезд и нажал на тормоз - видимо, слишком резко. Машину занесло, и она ударилась о фонарный столб. В результате актёр получил серьёзную черепно-мозговую травму. Он был доставлен в больницу, где ему той же ночью была сделана трепанация черепа и операция на головном мозге. Затем его перевели в Институт Склифосовского, где Караченцов пролежал 26 дней в коме. И все-таки Николай Петрович выжил!

Процесс выздоровления Николая Караченцова затянулся на годы. Он начал реагировать на окружающую обстановку, заново научился ходить, но речь актера не восстановилась. Несмотря на инвалидность, в мае 2007 года на гала-концерте с презентацией дисков с песнями из репертуара Николая Караченцова, актёр смог подняться на сцену, показавшись зрителям. А в апреле 2008 года Николай Петрович принял участие в работе по подготовке к изданию второй книги из серии «Автограф века».

Последние лучшие фильмы