Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Николай Парфёнов
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Николай Парфенов родился 26 июля 1912 года, в российской глубинке, в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии, в дружной и довольно обеспеченной семье. Отец ходил по Волге в должности помощника капитана, мать растила детей. После революции отец неожиданно умер, оставив семью без кормильца. На руках у матери оказались шестеро детей, старшему из которых было всего четырнадцать лет, да старенький дед.
Помощи ждать было неоткуда, и Парфеновы дружно взялись за хозяйство сами. Кто готовил, кто колол дрова, кто складывал сено. Вроде и стало все потихоньку налаживаться, но в 30-м году в селе началось раскулачивание, и всю свою классовую ненависть земляки обрушили почему-то на Парфеновых. На собрании сельсовета было решено выслать их за пределы области. Семье пришлось разъехаться – кто к тетке во Владимир, кто в Москву, а мать выслали на северные торфоразработки.
В столицу приехали Борис и Николай, устроились арматурщиками на завод «Серп и молот». Но и братья, и сестры Парфеновы стремились получить образование. Борис окончил Пединститут имени Крупской, Мария - химфак МГУ, Антонина тоже окончила МГУ, Евдокия увлеклась историей. Одна лишь Анна не стала учиться, заявив, что будет заниматься только семьей.
Что же касается Николая Парфенова – он всегда мечтал о сцене, хотел посвятить себя искусству. И при первом же удобном случае стал поступать в студию при театре Моссовета. На вступительных экзаменах Николай Парфенов насмешил приемную комиссию во главе с самим руководителем театра суровым мужчиной в старомодном пенсне на длинной цепочке Любимовым-Ланским, был назван "неотесанным", но в студию его зачислили. И судьба паренька была решена.
В 1935 году Николай Парфенов окончил театральную студию при театре Моссовета. И был принят в труппу академического театра им. Моссовета. Проработав почти 60 лет, он сам ушел из этого театра.
Сначала у артиста были роли незначительные, проходные, эпизоды, затем более глубокие и интересные. В начале тридцатых, Николай Парфенов сыграл всего одну главную роль – совсем еще молодым артистом он вышел на сцену Театра имени Моссовета в образе Митрофанушки в "Недоросле" в комедии Фонвизина. Эта роль и открыла Парфенову дорогу в настоящее искусство. Актер выходил на сцену в окружении таких мастеров, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов, наблюдал за ними из-за кулис и учился-учился-учился!
Учителями Николая Парфенова были не только корифеи сцены и экрана, но и обыкновенные прохожие, работники сферы обслуживания, продавцы – он впитывал из жизни человеческие характеры. Главным "учебным заведением" для него стал... Черемушкинский рынок, недалеко от которого он жил. Николай Иванович приходил туда постоянно, бродил по торговым рядам и наблюдал за людьми.
"Какие там типажи! Какие сцены! – восклицал Парфенов. – Это мой любимый учебный класс. Какие сцены там можно наблюдать! Вот где все показывают себя такими, какие они есть на самом деле". Так что артист все брал, как говорится, из народа. Конечно, с жизнью меняются и люди, и их взаимоотношения, поэтому менялись и герои Парфенова. Выйдя на пенсию, артист очень скучал по тем "экскурсиям" в народ...
Король эпизода
За долгие годы работы в кино и театре Николай Иванович не помнил случая, чтобы он скучал без дела или томительно ждал новой роли. Он стал одним из самых снимаемых актеров отечественного кино, истинным королем "эпизода". Ему важны были только современники, он был типичным бытовым актером. Но в своем ремесле он был непревзойден.
Кто лучше Парфенова мог сыграть председателя месткома в "Афоне"? Уж так ему были интересны рассказы непутевого слесаря, но ведь наказать-то его надо! А вот он суетливый начальник поезда из "Чародеев", который и сам не знает, зачем выставил из купе столичных музыкантов и оставил там одного героя. Но после секундного замешательства сам себя убеждает: "Положено!"
До смешного жалок парфеновский завистник Прохоров из комедии "Тридцать три" со своим вырванным зубом, и до боли смешон Сухов из любимого телефильма "Семь стариков и одна девушка" с фразой "пристрелите меня, я больше не могу!". И все эти эпизоды актер ведет с таким серьезным видом, что нет ни капли сомнений в самоуверенности его героев, что все они становятся реальными и естественными в своих поступках.
Николаем Парфеновым создана целая армия всевозможных проводников и кондукторов, гардеробщиков и бухгалтеров, директоров, инспекторов, сторожей, и просто соседей. Зрители запомнили актера в последних эпизодических ролях в притче "Отшельник", в комедиях "Официант с золотым подносом" и "Давайте без фокусов!", в криминальной драме "Маэстро с ниточкой".
Актер стал любимцем киножурнала "Фитиль" и его бессменного главного редактора Сергея Михалкова. Как только в сценарии появлялся персонаж парфеновского профиля, ни о каком другом актере даже не думали. "Засветился" он и в другом миниатюрном киношедевре – "Ералаше", где однажды умудрился получить роль самого графа Толстого!
Николай Парфенов проработал в кино около пятидесяти лет. Первым его фильмом был "Сын полка", где он сыграл обаятельного человека, солдата Горбунова. Последней его большой работой в кино стала кинокомедия Леонида Гайдая "На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди". Тут актер сыграл полковника милиции Петренко. Солдат и полковник! Неспроста! Стало быть, дослужился! "И хватит... Пора на покой!" – объявил всем восьмидесятилетний актер и поставил на кино точку.
Лучшей судьбы, чем той, которая досталась, Николай Парфенов для себя не желал бы. Театр его вывел в жизнь. Кино – тоже. На эстраде он сыграл концертов тысячи две. В филармонии был своим человеком. Объездил всю страну и даже за рубежом был. Он не пил, не курил и старался особо не нервничать. Главными увлечениями Николая Парфенова всю жизнь были стихи и спорт. В молодости много занимался, хорошо играл в теннис. Увлекался рыбной ловлей и охотой. Как–то раз в Щелокове подстрелил огромного глухаря. Приготовил из него шикарное блюдо, и всех угощал.
Николай Иванович был женат дважды. Юный, обаятельный, похожий на Есенина, студент Коля Парфенов женился на актрисе театра Ольге Васильевой. От этого брака у них родилась дочь Ирина. Но брак был недолгим и, как он сам говорил, не очень счастливым. После чего Николай Иванович стал вообще сторониться женщин и ни с кем не хотел встречаться. Но друзья познакомили его однажды с работницей Моссовета, утонченной и изысканной Ларисой Алексеевной, с которой они и прожили вместе 47 лет. Общих детей у них не было, и Николай Иванович дарил тепло своей души "на две стороны" – Ирине и сыну Ларисы Алексеевны.
"Вот выйду на пенсию, и поездим с тобой по всему миру", – мечтательно говорил он своей жене. Все-таки за столько лет деньжат-то заработал – бывало, что с участием Николая Парфенова по пять картин в год выходило! Но... То ли кризис 92-го года сыграл злую шутку, то ли излишняя доверчивость всему и всем – остался Николай Иванович "на бобах". Без денег и "недвижимости". В полупустой квартире, которая ему уже и не принадлежала, скончалась его жена, Лариса Алексеевна, переписавшая жилье на свою внучку. У него не было телевизора, приемные дети вытащили из его квартиры всё, кроме старого дивана...
Близкими людьми старого актера остались только дочь Ирина и единственная ныне здравствующая сестра Антонина Ивановна. Больше он никому не был нужен.
Тридцать лет подряд почти каждый день артист гулял в Черемушкинском парке, Хотя нет... Каждый день он слышал теплые слова от зрителей. Кто-то молча улыбался любимому артисту, а кто-то подходил и желал ему здоровья и долгих лет.
А потом он не пришел. И уже никогда не придет. Николая Ивановича не стало на православное Рождество. На восемьдесят седьмом году он ушел тихо и незаметно. Никогда не был истово верующим, в церковь не ходил. А тут попросил сестру перекрестить его... И умер. Когда старушки в морге украшали гроб цветами, по телевизору шла комедия с его участием – "По семейным обстоятельствам". Кто-то сказал об этом, и все заплакали.