Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Нина Русланова
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Нина Русланова родилась 5 декабря 1945 года. Девочка выросла в детском доме в тяжелое послевоенное время, даже свою фамилию Нина Русланова получила с «потолка». В первую послевоенную зиму двухмесячного подкидыша приютили в детском доме под Харьковом. Она разом научилась говорить, петь и танцевать. Инспекторша, приехавшая в детдом из Харькова, увидела на сцене талантливую девочку. Подарила ей коробку настоящих шоколадных конфет, которые тогда никто из детей в глаза то не видел и фамилию "Русланова", как у гремевшей в ту пору Лидии Андреевны Руслановой.
Детский дом - это серьезное испытание для маленькой девочки. Тем более, что она поменяла их аж шесть штук и в каждом у нее были и друзья, и враги. Вот только домашнего тепла нигде не было...
После 8-го класса девушка попала в училище, стала осваивать специальность штукатура-маляра - детдомовцам ведь не задают вопросов: «Кем ты хочешь стать?». Куда Родина пошлет, туда и отправляйся, и желательно без лишних вопросов.
Окончив в 1960 году строительное училище, Нина Русланова устроилась работать штукатуром. Жила в общежитии, бегала в вечернюю школу - обычная жизнь миллионов советских людей. Но в какой то момент Нина решила: «Хватит!» и уехала в Харьков, где поступила в Харьковский театральный институт. С этого все и началось….
В Харьковском театральном институте Нина Русланова проучилась два года. О том времени вспоминает ее педагог Нина Романовна Логвынова: «Она первое время была очень неприметной девочкой, не блистала в учебе, не выделялась талантами - как-то терялась среди своих сокурсников. Хриплый голос и сильный, упрямый характер - вот и все ее отличительные черты на первых порах. Однако за два с лишним года учебы преподаватели успели сполна прочувствовать на себе харизму Руслановой. Любопытный факт. На третьем курсе Нина сломала ногу. Но даже на костылях девушка упорно посещала занятия, а для удобства загипсованную ногу укладывала прямо на парту. Она была ужасно конфликтным человеком, дерзила и друзьям, и преподавателям. Помню такой случай. Как-то во время моей лекции Нина заболталась с подружками и на мое замечание не отреагировала. Тогда я грозно ей говорю: «Русланова, вы хорошо знаете материал, что беседуете на другие темы?» А она отвечает: «Нет, материала я не знаю. Но того драматурга, о котором вы говорите, я, как актриса, превзойду».
Упорство и уверенность – вот главные черты характера Руслановой. А еще она всегда знала, чего хочет добиться в жизни. Когда узнала, что в Театральном училище имени Щукина недобор мальчиков, Нина, бросив Харьков, помчалась, не раздумывая, в столицу. И каково же было изумление приемной комиссии, когда в училище пришла провинциальная девушка и заявила: «Прослушайте меня, как мальчика, я согласна играть мужские роли». Ее прослушали и приняли. Ну конечно не как мальчика, просто разглядели в девушке талант…
На втором курсе Нина Русланова была приглашена режиссером Кирой Муратовой в картину «Короткие встречи» на главную роль девушки Надю, сбежавшей из деревни, где совсем не осталось парней, устраивать свою жизнь. Красивая, тонкая, романтическая картина. Немалая заслуга в успехе фильма принадлежала и Руслановой, которая сыграла с редкой для дебютантки уверенностью и профессионализмом. Уже в этой работе проявилась склонность актрисы к сильным, драматическим характерам, бунтующим натурам.
Правда, говорить об успехе фильма можно лишь относительно. Едва выйдя на экраны и собрав более четырех миллионов зрителей, фильм был остановлен в прокате. Слишком уж нетипичной для советского кино была эта картина. Вот и пролежала «на полке» целых двадцать лет…
С Кирой Георгиевной Муратовой Русланова вновь пересеклась спустя десять лет, после съемок в «Коротких встречах». К тому времени знаменитая режиссер уже порвала с «провинциальными мелодрамами», как она называла свои созданные ранее фильмы. Русланову она пригласила на роль девушки-штукатура Любы в свою едва ли не лучшую картину «Познавая белый свет». У этой картины тоже была нелегкая судьба. В прокат она вышла, но оценена по достоинству была далеко не сразу…
Однако вернемся назад, в конец 60-х…. В 1969 году Нина Русланова окончила Театральное училище. Педагоги предрекали ей работу в каком-нибудь захолустном театре, но начинающую актрису пригласили сразу же «Современник», «Таганка» и Театр им. Евг. Вахтангова. Нина Русланова выбрала последний, где проработала затем 15 лет, сыграв за это время очень мало ролей. До обидного мало. А ведь актриса была способна на гораздо большее. Ну, вот хотя бы эпизод в спектакле «Мещанин во дворянстве». Эпизод, но какой! Как она потрясающе, от души хохотала! Казалось, что Мольер специально написал эту роль служанки специально для Нины Руслановой!
Да, с театром не складывалось, зато кинематограф полюбил актрису сразу и бесповоротно…
Впервые о киноактрисе Нине Руслановой заговорили в начале 70-х годов. Широкую популярность актрисе принесла роль первой «председательши» таежного колхоза Марьи Вороновой в многосерийном телефильме по роману Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Героиня Руслановой - статная красавица «с ясными глазами цвета вызревающей черемухи», принявшая смерть от вражеских рук, сразу же полюбилась зрителям.
В том же 1971 году Нина Русланова снялась в «горьковском» «Егоре Булычове» молодого режиссера Сергея Соловьева, молодого, но уже обладавшего чувством стиля. Соловьев собрал прекрасный актерский ансамбль: Майя Булгакова, Анатолий Ромашин, Вячеслав Тихонов, Лев Дуров, Ольга Прохорова и несравненный Михаил Ульянов в главной роли Егора Булычова. Русланова же создала яркий образ Глафиры, женщины мудрой, спокойной, ставшей для Булычова душевной опорой.
Роль за ролью Нина Русланова приобретала бесценный опыт в кинематографе. Доводилось играть и в эпизодах, как, например, в криминальной ленте «Контрабанда» (официантка Лера) или знаменитой комедии «Афоня» (Тамара). В 1978 году Нина Русланова великолепно сыграла главную роль - Матрену - битую перебитую жену сапожника Гришки Орлова, с превеликими трудами выволакивающую из трясины своего мужа в биографическом фильме Марка Донского «Супруги Орловы» (по мотивам ранних рассказов Максима Горького). А год спустя зрители увидели актрису в роли Харитины Макаровну, жены лесничего Полушкина в пронзительной, трогательной картине Родиона Нахапетова «Не стреляйте в белых лебедей».
К счастью, Нина Русланова не стала «актрисой одной роли». В первую очередь – благодаря широкому актерскому диапазону, который с годами только расширялся. Она одинаково органично смотрелась и в драматических, и в комедийных, и в лирических, и в гротесковых ролях.
Умение тонко чувствовать юмор актриса продемонстрировала в комедии Аллы Суриковой «Будьте моим мужем» (1981), где очень смешно сыграла Альбину Петровну, хозяйку, сдающую комнаты курортникам. В один прекрасный момент она узнает, что страдает дальтонизмом – какой удар для женщины, мечтающей о собственном автомобиле!
А вот и другая комедийная роль актрисы - заместитель директора НИИ «Физической газодинамики» Марфа Петровна Родионова в фильме Александра Серого «Берегите мужчин!» (1982). Перед нами властная женщина, всецело увлеченная работой. Свой командирский тон она переносит и в семью, на робкого и покорного мужа (Леонид Куравлев). Зато как она меняется, когда в ее жизни появляется поклонник!
Совсем другой Нина Русланова предстает в драме Вадима Абдрашитова «Остановился поезд». Небольшой эпизод - председатель исполкома Мария Игнатьевна. Но какой! В этой роли актриса воплощает все зло, исторгаемое партийной демократией брежневского времени. Воплощает безжалостно, ни чуть не смягчая красок.
А в знаменитой ленте Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» Русланова уже играет провинциальную актрису-неудачницу Наталью Адашову, шикарную женщину, обладающую изысканными манерами и элегантной внешностью.
Нине Руслановой вообще всегда везло на режиссеров. Какие имена: Кира Муратова, Алексей Герман, Алла Сурикова, Сергей Соловьев, Вадим Абдрашитов! Цвет нашего кино! В 1984 году она снялась у Георгия Натансона в его знаменитой мелодраме «Валентин и Валентина» в роли проводницы Лизы, а в 1985-м – у Игоря Масленникова в легендарной мелодраме «Зимняя вишня».
«Зимняя вишня» - самый кассовый и популярный хит накануне краха советского и российского кинопроката. Игорь Масленников, режиссер с чутьем на хороших актеров, отдал Руслановой роль матери-одиночки, одной из трех подруг-героинь. Героиня актрисы - заведующая автобазой Лариса, шибко деловая, грубоватая, но независимая и верная. Она полюбилась зрителям не меньше, чем главная героиня в исполнении томной Елены Сафоновой.
Еще одной большой удачей актрисы стала роль Степаниды в героической драме Михаила Пташука «Знак беды» (1986, по одноименной повести Василя Быкова). Перед нами пролетает жизнь ее героини: бывшая батрачка, затем колхозная активистка, противостоящая демагогам и перегибщикам. И вот война. В хутор приходят фашисты, и поднимают головы местные предатели. Как всегда у Василия Быкова, ситуация трагична. Поняв, что надежды на спасение нет, Степанида запирается и поджигает хату...
Выдающийся кинокритик Ростислав Юренев так оценил эту картину: «В роли Степаниды актриса Нина Русланова достигла подлинной творческой вершины. Образ, созданный Руслановой, по праву входит в бессмертную галерею советских женщин - красавиц, страдалиц, героинь».
Одно из главных достоинств Нины Руслановой, как актрисы, - умение быть на экране живой, достоверной в каждом слове, взгляде, движении. И не важно главная роль у нее в картине или эпизод. В картине Владимира Бортко «Собачье сердце» (1988) Русланова сыграла небольшую роль поварихи Дарьи Петровны. Сыграла сочно, азартно, создав яркий образ вчерашней деревенской женщины, в силу обстоятельств попавшую в Москву, в работницы к профессору Преображенскому.
Своими яркими работами актриса заслужила любовь миллионов зрителей и признание специалистов. Неоднократно Нина Русланова удостаивалась престижных премий. Так в 1987 году она получила «Нику» за роли в фильмах «Знак беды» и «Завтра была война» (мать Искры), а в 1989 году - «Нику» за роль алкоголички с трудной судьбой в социальной драме «Смиренное кладбище».
Не все картины в биографии Нины Руслановой были достойны ее таланта. Доводилось сниматься и во второсортных фильмах. Они благополучно забылись, а качественное кино с участием Нины Руслановой смотрят и сегодня.
В 90-е годы актриса снималась не столь много, но и здесь есть, что отметить. В первую очередь – жену генерала в социально-исторической драме Алексея Германа «Хрусталев, машину!», роль, которую сама актриса очень ценит. Не прошли мимо зрителя ее тетя Зина из трагикомедии «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, Нюра в деревенской комедии Валерия Чикова «Про бизнесмена Фому», Александра Михайловна в мелодраме Василия Панина «Бульварный роман».
Не смотря ни на что, актриса с благодарностью вспоминает хорошую Вахтанговскую школу. Из театра Вахтангова она ушла в 1985 году. До 1988 года проработала в театре им. Маяковского. В настоящее время Нина Русланова играет на сцене театра Рубена Симонова.
К счастью, Нина Русланова сумела найти себя и в современном кинематографе. В знаменитом историческом сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов» (2000-2003) Нина Русланова сыграла очень сложную роль – Анну Иоанновну – образ неоднозначный и противоречивый. Запомнилась актриса и по популярному криминальному сериалу «Марш Турецкого» (2000-2001), где она исполнила роль начальника следственного отдела МУРа. Вот как описывает финал картины Нина Романовна Логвынова: «Она за рулем машины, ведет уверенно, но в ее глазах боль, пустота, разочарование. Она подводит автомобиль к краю моста и… бросает машину вниз. Вы бы видели в этот момент ее глаза! Так могла сыграть, только великая актриса...»
2004 год. Очередная совместная работа с Кирой Муратовой. Уже пятая по счету. Актриса как-то призналась: «Мне всегда прекрасно работается с Кирой Муратовой! У меня нет понятий «сюр» - не «сюр»! У меня есть понятия «талантливый режиссер» и «неталантливый режиссер». Она - гений! А с гением всегда легко работать! Потому что он ясен, он точно ставит задачу, он знает, что требует от актера и про что хочет снимать! Поэтому с Кирой легко. Она актерский режиссер». В новой картине Киры Муратовой «Настройщик» Нина Русланова сыграла Любу - бывшую медсестру, а ныне обеспеченную вдову, страстно мечтающую выйти замуж. Прекрасная работа была отмечена премиями «Ника» и «Золотой орел» в номинации «Лучшая роль второго плана».
Сегодня Нина Ивановна снимается много. Даже очень много: Михайловна в картине «Лебединый рай», теща Морячка в комедии «Мама, не горюй! – 2», заведующая столовой в мелодраме «Первый после Бога», свекровь Таси в сериале «9 месяцев», одинокая Липкина, неожиданно нашедшая мужа в сериале «Заколдованный участок», Нина Николаевна, мама главного героя Сергея Васнецова в сериале «Папины дочки».
Отдыхать некогда, Нина Ивановна постоянно в работе, что-что, а уж работоспособностью актриса отличалась всегда. Так же как и целеустремленностью, умением постоять за себя. Эти качества актриса воспитала в себе еще с детства.