Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Олег Басилашвили
Олег Басилашвили родился 26 сентября 1934 года, в семье московской интеллигентной семье. Отец Валериан Николаевич - директор Московского политехникума связи, мать Ирина Сергеевна Ильинская - доктор филологических наук, автор "Словаря языка Пушкина".
Дед Олега Басилашвили по отцовской линии был грузинским крестьянином, а по линии матери - известный архитектор храмов, окончил духовную академию.
Детство Олега Басилашвили прошло в Москве и было обычным, как у всех мальчишек в довоенное и военное время.
Юный Олег уже в детстве грезил театром: "Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика - гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир "Синей птицы" Метерлинка: "Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?" До сих пор я это чувствую. "Три сестры" Немировича - тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, - мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал - вот какой я был странный человек! - думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное".
Олег Басилашвили поступил в школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Курс был одним из самых сильных. Вместе с ним учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и несравненная Татьяна Доронина. Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда.
Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, - вспоминает педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»
По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.
Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в гримуборной театра. Но спустя три года - в 1959 году - талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие - зачислить в труппу и ее мужа. Товстоногов согласно кивнул. А Доронина продолжала: «И дать ему роль в первой же постановке БДТ». Самое примечательное, что условия будущей звезды были приняты.
Прожив восемь лет, супруги разошлись. «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет», - рассказывает Олег Басилашвили. Он отмечает, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».
С 1967 в творчестве Олега Басилашвили преимущественное развитие получает комедийная грань дарования. Главные черты многочисленных его работ конца 1960-х - 1980-х годов - ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность.
Басилашвили - мастер перевоплощения. Среди лучших театральных работ: порхающий Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя, 1972), блестящий и пустой Серпуховский ("История лошади" по Л. Н. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов ("Дачники" М. Горького, 1978), гротесковый Джингль ("Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу, 1978), шаржированный Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, 1985).
Особняком среди работ Басилашвили стоит роль Войницкого ("Дядя Ваня" Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора.
Сам Олег Валерианович считает лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина "Энергичные люди".
В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера "Невеста".
На счету актера множество разнохарактерных ролей, продемонстрировавших его широкий творческий диапазон. В картине "Живой труп", поставленной Владимиром Венгеровым по повести Л.Н.Толстого, Басилашвили создал интересный образ Каренина. Среди режиссеров, с которыми работал актер, можно назвать Михаила Швейцера, Семена Арановича, Карена Шахназарова, Анатолия Бобровского, Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, но наибольший успех сопутствовал ему в фильмах, поставленных Георгием Данелия и Эльдаром Рязановым. И сыгранные у этих режиссеров роли стали лучшими в творчестве Олега Басилашвили - Самохвалов в комедии "Служебный роман", граф Мерзляев в фильме "О бедном гусаре замолвите слово", Платон Громов из "Вокзала для двоих", Андрей Бузыкин в "Осеннем марафоне", Горюнов в "Предсказании".
Конец 70-х - начало 80-х были самым звездным временем Олега Басилашвили в кино. Первой работой, после которой Басилашвили стал по-настоящему знаменит, была роль Самохвалова в комедии Э.Рязанова "Служебный роман" (1977). За внешней благопристойностью и импозантностью его героя кроется трусливый и подлый человек.
Кстати, Басилашвили мог сыграть у Рязанова раньше - в комедии "Ирония судьбы или С легким паром!" (1975). Олег Валерианович должен был играть Ипполита. На него даже уже сшили костюм и отсняли несколько эпизодов. И тут у Басилашвили случилось несчастье - умер отец. Из-за этого он отказался от съемок. И Рязанов вынужден был заменить Басилашвили на Юрия Яковлева.
В "Осеннем марафоне" (1979) Басилашвили сыграл человека, испытывающего внутреннюю опустошенность и экзистенциальное отчаяние. Лирическая комедия Данелии полна такой грусти и такого сочувствия к герою, что пронзительная жалость к себе затопляет каждого, кто обнаруживает в себе и своей жизни черты сходства с героем. А обнаруживают их многие. "Осенний марафон" не о том, как слабый и безвольный человек разрывается между женой и любовницей, как могло бы показаться по сюжету. Колоритное изображение любовных и семейных коллизий лишь подчеркивает и оттеняет центральный образ "страдающего эгоиста". Герой остается пассивным объектом, будучи не в силах что-либо решить окончательно. Хотя в фильме играли замечательные актрисы М.Неелова и Н.Гундарева, все же как минимум 75 процентов успеха фильма - это Олег Басилашвили в главной роли.
Следующим успехом была роль петербургского чиновника по особым поручениям Мерзляева в фильме Э.Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" (1980). Чиновник затевает интригу, что бы проверить благонадежность в гусарском полку. Низкий и подлый Мерзляев сталкивается с благородством и достоинством гусаров и актеров.
Наконец в 1982 году Олег Валерьянович снимается в мелодраме Рязанова "Вокзал для двоих". Фильм отличен от других работ Рязанова тем, что тут, скорей, больше слез, чем смеха. Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда Платон Громов (Олег Басилашвили), музыкант по профессии. Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он жертва не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия. Он пойдет в тюрьму за преступление, которое не совершал. Дуэт Басилашвили - Гурченко в этом фильме просто великолепен. Именно после этой работы Олег Валерьянович постоянно называл Людмилу Гурченко любимой актрисой.
Сыграв в кино немало похожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, неизменно оставаясь самим собой. Всегда располагающая внешность, подкупающая мягкость и лёгкие иронические нотки. Он является не только исполнителем, но и создателем своих ролей, соавтором и сорежиссёром.
Олег Басилашвили: "Я никогда не шел на то, что мне не нравится. Есть фильмы, где я плохо играю. Вот там стыдно. Ну, не вышло. Но таких - мало. Я всегда снимался в фильмах, которые были мне интересны".
После вынужденного простоя, вызванного кризисов отечественного кино, Басилашвили вновь вернулся на экран в конце 90-х. В 1998 году он снялся в сатирической комедии "Судья в ловушке" по Генри Фильдингу - первом российском фильме, снятом с помощью компьютерных технологий. Никаких декораций, все создавалось на компьютере. Реальный людный Лондон - на самом деле виртуальная реальность. И если сегодня этим вряд кого-то можно удивить, то для тех лет это был настоящий прорыв. К сожалению картина осталась незамеченной зрителями.
Зато другая работа актера - роль Шефа мафии в сериале "Что сказал покойник", поставленном по одноименному детективу Иоанны Хмелевской, вызвала среди зрителей живейший отклик.
В 2001 году Олег Басилашвили снялся у Карена Шахназарова в фильме "Яды, или Всемирная история отравлений". Это своеобразная энциклопедия об отравителях, отравлениях и в нашей сегодняшней жизни, и в глубине веков, с древности. Там он играет одновременно пенсионера Прохорова и Папу Римского Александра шестого - Борджиа. Лента получила Гран-При на фестивале Кинотавр.
Среди других работ актера в начале нового века можно отметить роли профессора Федорова в фильме "Романовы - венценосная семья" (2001) и Прохоренко в сериале "Бандитский Петербург".
В 2003 году на экраны вышел десятисерийный телевизионный фильм режиссера Владимира Бортко "Идиот" по одноименному роману Достоевского. В этом фильме Басилашвили сыграл генерала Епанчина, который всем сочувствует, но никак не может постичь, что же происходит вокруг. Перед началом съемок Олег Валерианович попал в аварию. Врачи определили перелом тазовой кости и ребер. Басилашвили уже хотел отказаться от роли, однако Бортко твердо заявил, что рассчитывает на него. Воодушевленный актер приступил к съемкам даже не дождавшись полного выздоровления. Но это не помешало ему отлично справиться с поставленной задачей.
Последняя работа Олега Басилашвили - роль Воланда в сериале "Мастер и Маргарита".
Второй женой Олега Валериановича стала журналистка Галина Мшанская. Она - шеф-редактор Санкт-Петербургского отделения ВГТРК. Их старшая дочь Ольга работает на петербургском телевидении, младшая Ксения является корреспондентом радиостанции "Эхо Москвы".
В конце 80-х Олег Басилашвили был депутатом Верховного Совета СССР. В отличие от своих соратников по демократическому лагерю не скомпрометировал себя полученными за время "хождения во власть" дивидендами. Наверное потому, что был всегда абсолютно искренен в своих поступках и убеждениях.
Олег Валерианович любит классическую музыку (Чайковского и Рахманинова) и хорошую литературу. Среди тех книг, которые ему сейчас интересны, он называет: Библию, "Уходящую натура" Анатолия Смелянского - известного театрального критика, "Дневники Михаила Булгакова", "Смерть Сталина" Леонида Млечина, произведения Достоевского. Ему жаль тратить время на тусовки и чтение детективов.