Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Станислав Говорухин
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Станислав Сергеевич Говорухин — народный артист России, одна из самых значимых фигур в отечественной режиссуре, автор десятка гениальных сценариев, а также активный общественно-политический деятель.
Станислав Говорухин родился в марте 1936 года в городе Березники Пермской области. Мама, портниха Прасковья Афанасьевна Глазкова, поднимала детей в одиночку, а об отце им никогда не рассказывала. Из-за непосильно тяжелого труда она ушла из жизни, когда ей было всего 52 года. Лишь тогда Станислав со старшей сестрой Инессой сделал запрос в КГБ и узнал, что их отец, донской казак Сергей Георгиевич Говорухин, был репрессирован в 1938 году и расстрелян где-то в Сибири.
Хотя Прасковья Афанасьевна умерла рано, она успела дать детям высшее образование: так, Станислав закончил геологический факультет государственного университета в Казани. В 1958 году он выпустился из вуза и около года проработал по специальности, однако вскоре понял, что карьера геолога его не прельщает.
50-е подходили к концу, когда в СССР начали появляться первые телевизионные центры. В 1959 году Станислав устроился в одну из телестудий Казани, где работал следующие два года: был режиссером, оператором, автором, ведущим. В 1961 году Говорухин уехал в Москву (чему способствовали предельно натянутые отношения с казанским партийным руководством), где поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В 1964 году состоялся его режиссерский дебют – короткометражный курсовой проект «Аптекарша» по мотивам рассказа Чехова.
Во время учебы у молодого режиссера появилась мечта: уехать в Одессу. Он уже давно был вдохновлен этим приморским городом, хоть и исключительно по произведениям классиков и любимым фильмам: таким как «Весна на Заречной улице», «Жажда», «Приходите завтра». В 1966 году Станислав с отличием закончил ВГИК и вместе с сокурсником Борисом Дуровым отправился в Одессу, где получил предложение снять фильм об альпинистах – сценарий уже имелся, а вот талантливого руководителя найти никак не могли.
По словам Говорухина, предложенный ему сценарий был откровенно слабым, и попытки его переделать не спасали ситуацию. Но молодой режиссер, сам увлекавшийся альпинизмом, с энтузиазмом взялся за дело: пригласил Владимира Высоцкого и композитора Софью Губайдуллину, и спустя несколько месяцев страна увидела «Вертикаль» – фильм про группу отважных альпинистов, покоряющих пик Ор-Тау. Лента принесла успех и Говорухину, и Высоцкому – после премьеры творчество музыканта стало так популярно, что пластинки с его записями появились почти у каждой советской семьи. Именно в «Вертикали» Владимир Семенович исполнил «Песню о друге» и «Вершину», «Прощание с горами» и «Скалолазку» – песни, ставшие гимнами всех отечественных путешественников.
В 1969 году Говорухин стал режиссером картины «Белый взрыв», сюжет которой повествует о подвиге советских солдат-альпинистов в предгорье Кавказа в 1942 году. В съемках принимали участие Сергей Никоненко и Людмила Гурченко, в эпизодической роли снялся Владимир Высоцкий, однако картина не повторила успех «Вертикали», хотя Говорухин очень гордился работой и утверждал, что в будущем фильм непременно оценят по достоинству.
К концу 70-х годов на счету Говорухина значилось шесть полнометражных картин. Несмотря на то, что зрители прохладно приняли вышедшую в 1974 году остросюжетную драму «Контрабанда», а приключенческий фильм «Ветер надежды» и вовсе остался без внимания, Станислава по-прежнему воспринимали как подающего надежды режиссера.
Точки над «i» Говорухин расставил в 1979 году, сняв телефильм «Место встречи изменить нельзя», в котором приняли участие отлично сработавшийся с режиссером Высоцкий и молодой актер Владимир Конкин.
Идея снять криминальную ленту о противостоянии работников МУРа и преступной банды по роману братьев Вайнер витала в стенах Одесской киностудии уже давно. Проект обещал быть масштабным, поэтому и режиссера хотели пригласить соответствующего, «с именем». Сценаристы планировали позвать Алексея Баталова, но тот в это время уже был занят другими съемками. Тогда Высоцкий, хороший знакомый Аркадия и Георгия Вайнер, уговорил дать шанс Говорухину, попутно «выбив» себе главную роль принципиального и категоричного капитана Глеба Жеглова.
Сериал стал настоящей сенсацией: захватывающий детективный сюжет ушел на второй план, уступив место идейному конфликту Жеглова и Шарапова, словно представляющих два полюса, два взгляда на мир. После финальных титров зритель надолго погружался в раздумья: заслуживает ли бандит человеческого отношения или непременно «должен сидеть в тюрьме»? Преступники в блестящем исполнении Станислава Садальского, Армена Джиграханяна, Ларисы Удовиченко и ряда других талантливых артистов предстали перед зрителями «во всей красе»: не карикутарные злодеи, а сложные неоднозначные личности. Режиссеру же удалось точно передать напряженную атмосферу, царившую в послевоенной Москве, раздираемой преступными группировками.
Так что к следующей своей работе Говорухин приступил уже будучи признанным мастером детективного жанра. В 1987 году он представил на суд зрителей двухсерийную экранизацию романа Агаты Кристи «Десять негритят» с Владимиром Зельдиным и Александром Кайдановским в главных ролях. Череда таинственных убийств, словно повторяющих слова из детской считалочки, держала зрителей в напряжении до последнего момента.
С особой теплотой Говорухин относился к своим фильмам, снятым по детским книгам: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «В поисках капитана Гранта» (1985). По словам режиссера, приступить к созданию этих картин его заставило равнодушное отношение детей к чтению. Выросший на мировой классике детской литературы Говорухин считал настоящей катастрофой подобные пробелы в образовании молодого поколения и изо всех сил старался их заполнить.
В 1988 году Говорухин покинул успевшую стать родной Одесскую киностудию и вернулся в Москву, где стал одним из ведущих режиссеров «Мосфильма». Вскоре жители Советского Союза увидели знаменитого режиссера «лично» – он сыграл криминального авторитета Крымова, любовника героини Татьяны Друбич и антагониста персонажа Сергея Бугаева в фильме «Асса» Сергея Соловьева. При этом роль не была для режиссера дебютной – за плечами Говорухина уже значилось участие в фильмах «Среди серых камней» и «Возвращение Баттерфляй», однако «Асса» стала своего рода феноменом, фильмом–энциклопедией, изменившим сознание поколения предпостсоветской молодежи, а бандит Крымов стал одним из «звоночков» в преддверии грядущей реальности. Популярности фильму добавили участие группы «Кино» во главе с Виктором Цоем и песня «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова.
После выхода «Ассы» Говорухин-актер стал принимать приглашения от других режиссеров. На его продуктивность в качестве режиссера этот факт не повлиял: успех ждал Станислава с обеих сторон съемочной площадки. В 1990 году он исполнил эпизодическую роль Сергея Попова в драме Леонида Филатова «Сукины дети», а в 1992-м – снялся в картине Петра Тодоровкого «Анкор, еще анкор!» совместно с Валентином Гафтом и Евгением Мироновым. В 1995 году вместе с Кириллом Пироговым и Полиной Кутеповой Говорухин сотрудничал с Григорием Данелия на съемках картины «Орел и решка».
В это время «Мосфильм» разросся до внушительного киноконцерна, и Говорухин стал художественным руководителем дочерней киностудии «Вертикаль», под именем которой отныне стали выходить все его режиссерские работы. В 1999 году вышел еще один признанный шедевр Говорухина – криминальная драма «Ворошиловский стрелок». В центре сюжета оказалась трагедия героя Михаила Ульянова, бывшего железнодорожника, в одиночку воспитывающего единственную внучку Катю. Психологически тяжелый фильм, «без купюр» продемонстрировавший зрителям современные нравы и беззащитность человека в век бездуховности и отсутствия надежд на справедливость, вошел в историю российского кинематографа как провокационная, но, несомненно, выдающаяся картина.
В 2003 году фильмографии Светланы Ходченковой и Александра Балуева пополнились картиной «Благословите женщину», которую снял Станислав Говорухин. На этот раз постановщик обратил внимание на проблему отношений между мужчиной и женщиной: его героями стали военный Ларичев и несовершеннолетняя девушка Вера. Зрителей ждал приятный сюрприз – режиссер появился в одной из сцен в образе командира дивизии.
В 2005 году Говорухин снова примерил форму – на этот раз в режиссерском дебюте Федора Бондарчука «9 рота». В фильме снялась вся «молодая гвардия» российского кино, включая Александра Лыкова, Константина Крюкова и Артура Смольянинова; Говорухин же сыграл командира полка в учебной части.
В 2006 году Станиславу Говорухину присудили звание Народного артиста России.
В 2015 году, после долго молчания, знаменитый режиссер выпустил новый фильм – драму «Конец прекрасной эпохи» с Иваном Колесниковым и Сергеем Гармашем в главных ролях. Экранизация сатирических рассказов Довлатова познакомила зрителей с приключениями журналиста Андрея Лентулова во времена окончания хрущевской оттепели.
29 марта 2016 года режиссер отпраздновал 80-летний юбилей.
В молодости Говорухин придерживался в какой-то мере оппозиционных взглядов: не вступал в ряды КПСС, а в период перестройки присоединился к Демократической партии России.
В августе 1991 года Станислав Сергеевич провел двое суток у стен окруженного танками путчистов Белого дома. Сначала он ликовал, радуясь победе над коммунистическим режимом, но позднее пришел к выводу, что события 21 августа 1991 года по существу оказались поражением, так как показали бессилие, недальновидность и некомпетентность правящих кругов. Своими взглядами он поделился в документальной трилогии, над которой работал в промежуток с 1990 по 1994 год. В серию вошли фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция».
В 2000 году Борис Ельцин сообщил о своем уходе с поста главы государства. На президентских выборах ЦИК зарегистрировал 12 кандидатов; в список попали, в том числе, Владимир Жириновский, Элла Памфилова, Григорий Явлинский и, неожиданно для многих, Станислав Говорухин. Предвыборная кампания режиссера совпала с выходом его новой драмы «Не хлебом единым», которую многие зрители с возмущением интерпретировали как продолжительный агитационный ролик. Впрочем, фильм не помог – Говорухин набрал менее половины процента голосов.
В 2011 году он стал активным участником предвыборной кампании Владимира Путина, а летом 2013 года выступил как один из лидеров Общероссийского народного фронта – общественной организации, созданной Владимиром Путиным. «Я лично не вижу никакого другого лидера, которому я мог бы доверить страну, в которой будут жить мои дети и внуки», – подчеркивал режиссер.
Благодаря активной гражданской позиции и выдающимся творческим заслугам Говорухин получил должность председателя Комитета по культуре, а также мандат депутата в Госдуме.
Станислав Говорухин был женат дважды. Его первая супруга – актриса Казанского театра Юнона Ильинична Карева. В 1961 году у пары родился сын Сергей, однако вскоре после его рождения семья распалась.
В 1966 году Говорухин женился во второй раз; избранницей режиссера стала Галина, сотрудница Одесской киностудии.
Станислав Сергеевич никогда не скрывал своего пристрастия к романам с юными актрисами, словно нарочно подбрасывая журналистам повод для обсуждения горячей темы. Например, он открыто признавался в симпатии к Светлане Ходченковой, а позже – к фигуристой красавице Анне Горшковой.
В октябре 2011 года в семье Станислава произошла трагедия – в возрасте 50-ти лет скончался его сын, Сергей Говорухин. Режиссер предположил, что причиной смерти сына стало пагубное пристрастие к курению.
Станислав Сергеевич Говорухин скончался после продолжительной болезни 14 июня 2018 года в подмосковном санатории Барвиха. Режиссер тяжело болел с декабря 2017 года: ему удалили одно легкое, состояние постепенно становилось критическим.
«Он боролся до конца с болезнью, но она его победила», – сообщил на заседании Госдумы спикер Вячеслав Володин.