Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Светлана Дружинина
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Родилась 16 декабря 1936 года в Москве.
Светлана Дружинина была девочкой из простой семьи, жившей в Москве, в Марьиной Роще. Мама Мызникова Анна Даниловна (1910-1990), донская казачка, работала воспитательницей в детском саду, папа Дружинин Сергей Иванович, сын священника, - шофером (погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском). Актриса так вспоминает о своем детстве: „Жили мы в коммуналке, возле нашего дома были три кладбища, на них мы и играли в "казаков-разбойников". Чтобы мы не завшивели, брили нас наголо. И носились мы, абсолютно лысые мальчишки и девчонки, стаями по этим кладбищам.»
Как и большинство ее сверстников, чьи отцы погибли на войне, а матери работали до поздней ночи, она рано стала самостоятельной. Свете шел одиннадцатый год, когда, оказавшись однажды возле цирка на Цветном бульваре, она прочитала объявление, приглашавшее мальчиков и девочек ее возраста в цирковое училище. Это небольшое, написанное от руки объявление открыло ей дверь в волшебный мир цирка, в котором она не была ни разу - билеты стоили очень дорого. Получив мамино "добро" в обмен на обещание, что занятия в цирке не помешают учебе в школе, Света отправилась на просмотр... И поступила.
Светлана год успешно занималась в группе цирковых акробатов и значилась в программе как "девочка-каучук", а ее партнером по арене был "гуттаперчевый мальчик". "А потом у цирка начались гастроли, которые, бесспорно, помешали бы моей учебе, - вспоминала впоследствии Светлана Сергеевна. - Мне очень не хотелось расставаться с цирком, но моя мама решила иначе. Опасаясь, что я убегу из дома, чтобы уехать с труппой, она, уходя на работу, запирала меня на ключ. "Домашний арест" продолжался несколько дней, пока мама не убедилась, что я никуда не убегу".
Летом в пионерском лагере Светлана познакомилась с внучкой балерины Айседоры Дункан, которая занималась в хореографическом училище при Большом театре. И вернувшись с отдыха в Москву, Дружинина сразу же пошла поступать в это училище и узнала, что ... набор уже закончен. Однако Светлана уже тогда не привыкла сдаваться: она поступила в хореографическое училище при Театре имени К.С. Станиславского и Немировича - Данченко, занималась там. И начались нелегкие будни “балетной девочки”, в которой воспитывался характер. Была мечта – стать балериной, и Светлана перебарывала все трудности. “Атаманшу из Марьиной Рощи”, как прозвала ее местная ребятня, все реже было видно среди своих. Через какое-то время она по конкурсу перешла в училище при Большом театре, где ее одноклассниками стали будущие звезды балета Марис Лиепа и Наталья Касаткина. Окончить училище вместе с однокурсниками Светлане помешала травма руки. И все же десять лет занятий балетом не пропали даром. Светлана Дружинина до сих пор стройна, элегантна, держит форму, а когда в собственной картине нужно поставить танец, справляется сама, на худой конец зовет старых друзей по училищу...
Стать звездой балета Дружининой не довелось, даже собственного амплуа у неё не было. Вспоминает Светлана Сергеевна: „Лет до пятнадцати мы всяких блошек-мошек-таракашек в спектаклях Большого изображали. А последние три года мы с моими одноклассниками танцевали в операх дивертисменты. В каком-то спектакле увидела меня руководитель ансамбля "Березка" Надежда Надеждина и принялась активно сватать в свой коллектив. Но тут я на репетиции "Щелкунчика" разбила локоть о металлическое крепление станка, и рука у меня повисла - образовалась гематома. Но, к счастью, в моей жизни возник кинематограф. Довелось стать кинозвездой.”
А до кино было еще и телевидение. После травмы Светлана Дружинина взяла академический отпуск, на время которого, посоветовавшись со своими педагогами, стала ведущей вечеров хореографического училища, проходивших в Концертном зале имени П. И. Чайковского и, как правило, транслировавшихся по телевидению. Там девушку заметила диктор Центрального телевидения Шароева и пригласила вести детские телепередачи вместе с Михаилом Державиным. И первые КВНы вели вовсе не Светлана Жильцова с Александром Масляковым, а Дружинина с Державиным! Прямые эфиры – а в те времена отечественное телевидение работало именно в таком режиме, – стали отличной школой для будущей кинозвезды. Они научили ее не бояться камеры, быть своей у зрителей и знать свою роль назубок.
Именно на телевидении режиссер Самсон Самсонов, приступавший к съемкам фильма "За витриной универмага", увидев ее в роли ведущей какой-то ритуально-праздничной передачи, озадачил своих ассистентов: "Разыщите!". Разыскали. "Почитай нам что-нибудь", - попросил режиссер, присматриваясь к статной ясноглазой кандидатке на роль. "Ой, не умею: Лучше я вам станцую!" И "выдала" свой дипломный испанский танец. Так она попала в кино. Но по съемочной площадке продолжала ходить "балетным шагом", пока кто-то из съемочной группы не огрел ее палкой по ногам: "Ходи нормально!"
Ее первая киногероиня - Соня Божко, красавица-продавщица посудного отдела огромного универмага, в которую все влюбляются, но глаз с которой просто не сводит молоденький лейтенант милиции (его играл Анатолий Кузнецов). Взаимоотношения этой пары были как бы на периферии сюжета, но зрители не упускали влюбленных из виду. В первой части картины герои знакомились, а затем ссорились, потому что друзья лейтенанта шутки ради пускали слух, что он женат. Оставшуюся половину фильма, лейтенант доказывал, что в сердце у него только Соня, и что он холостой. Заканчивалось все замечательно, и все были счастливы! А как еще могла заканчиваться романтическая драма из жизни советских работников торговли, снятая в 1956 году, где неглавные роли, но важных для сюжета молодых героев играли симпатичные, обаятельные дебютанты или почти дебютанты Микаэла Дроздовская, Олег Анофриев, Светлана Дружинина и Анатолий Кузнецов?!
С одной стороны, первая роль в кино принесла успех, с другой, - Светлана поняла, что совсем не знает актерской профессии. В общем, судьба привела ее во ВГИК на актерский факультет, в мастерскую Бориса Владимировича Бибикова. Курс был замечательный, популярными киноактерами многие стали еще во время учебы. Судите сами, на одном курсе с Дружининой учились Софико Чиаурели, Ариадна Шенгелая, Леонид Куравлев... Светлана от них не отставала. Как вспоминают, диплом актерский защищала пятью киноролями!
Следующей заметной киноролью Светланы Дружининой стала Лариса из картины "Дело было в Пенькове" (1958) режиссера Станислава Ростоцкого. Любовный треугольник да еще в деревне! Первый парень на деревне Матвей Морозов (В. Тихонов) и две красавицы! Одна - приезжая, из города, агрономша. Другая - своя, местная, к тому же председательская дочь. Её-то и играла Дружинина. И любовь вроде была, и свадьбу справили, да только разлюбил Матвей свою раскрасавицу жену Ларису. Полюбил, и всерьез, приезжую, городскую, Тоню (М. Менглет). И от отчаянья, послушав дурного совета, решилась гордая и смелая Лариса извести разлучницу, да вовремя остановилась. Вот только любимый муж, узнав обо всем, пошел на преступление... Сколько лет зрители, особенно зрительницы, сопереживают страстям, разгоревшимся в Пенькове, подпевают по сей день популярной песне "Парней так много холостых на улицах Саратова...". И сочувствуют обеим героиням, ведь так трудно принять чью-то сторону... Режиссер не ошибся в выборе актрис – Майи Менглет и Светланы Дружининой. Эта картина прочно вошла в классику отечественного кинематографа своими яркими характерами главных героинь. Драматического дарования ни той, ни другой было не занимать.
В общем-то, если брать по большому счету, не так много было у Светланы Дружининой больших, главных ролей в кино. Однако популярными и любимыми в те годы становились не за количество сыгранных героинь. Для зрителя важно было, какие они, эти героини. Внешность, конечно, дело не последнее. Советское кино всегда было богато на красивых актрис. И у Дружининой здесь все было в полном порядке! Взглянешь, не забудешь. Но важен был и характер. А характер у ее героинь присутствовал всегда! Да вот, к примеру, Анфиса, героиня Дружининой из комедии режиссёра Ю. Чулюкина "Девчата" (1961). Много лет эту ленту любят зрители всех поколений. Сколько девушек Советского Союза мечтали быть хотя бы чуть-чуть похожими на Светлану Дружинину, перенять ее манеры эдакой уверенной в себе красавицы, поражающей сердца мужчин. Но, видимо, с этим надо просто-напросто родиться и идти по жизни, твердо веря в себя. Красивая, веселая, разбитная, любого заворожит - и местного передовика-лесоруба Ковригина, и молодого специалиста, приехавшего в леспромхоз на должность главного инженера. "Жар-птица", так говорит о ней кто-то из героев. Кажется, что все Анфисе в жизни дается легко и просто, и не верит она в "сказочки про любовь". Быть может, поэтому однажды ночью заголосит эта жар-птица, зарыдает в комнате женского общежития, переполошив соседок-девчат. И выяснится, что и одна-то она кругом, и любовь, в которую не верила, мимо прошла...
В течение десяти лет (с 1955 по 1965 год) Светлана Дружинина была актрисой Центральной студии киноактера и киностудии имени М. Горького. Помимо упомянутых картин, она снялась в фильмах: "Мост перейти нельзя" (1960), "Орлиный остров" (1961), "На семи ветрах" (1962), "Где-то есть сын" (1963), "Какое оно, море?" (1964), "Зеленый огонек" (1965), "Любимая" (1965) и других.
Всего после нескольких картин Дружинина, можно сказать, стала звездой. Как она сама вспоминала, ее начали узнавать на улице, за руки хватали, писали письма. В общем, проходу не стали давать. И режиссеры предлагали новые роли, и вроде бы все было прекрасно. А Дружинина вдруг сама подалась в режиссеры, вернулась в тот же ВГИК, но уже на режиссерский факультет. В чем же была причина? Она объясняла это просто. Еще во время учебы на актерском факультете Дружинина познакомилась с Анатолием Мукасеем, будущим оператором. «Муж мне послан Богом. Познакомились мы, когда он учился на втором курсе операторского факультета, а я уже была восходящей кинозвездой. К тому же - капитаном женской сборной ВГИКа по волейболу. Надеваю как-то в спортзале туфли, а к моим ногам подкатывает мяч: поднимаю голову и вижу прекрасные добрые глаза. Анатолий тоже был капитаном институтской сборной по волейболу. Долгое время нас так и звали - два капитана.»
Вскоре они поженились и с тех пор вместе. Студенческая жизнь была у влюбленных, как у всех студентов ВГИКа, веселая, полная съемок, новых ролей, понятно, небогатая, но молодость этого не замечает. У них родились двое сыновей. Вспоминает Светлана Сергеевна: «Между прочим, мы даже в любви друг другу не объяснялись. Случилось так, что я сказала ему о своей любви: на госэкзамене на режиссерском факультете ВГИКа. У нас тогда уже дети были. Борис Андреевич Бабочкин дал мне задание объясниться в любви ко всему человечеству. Попыталась отвертеться: "Да я мужу своему ни разу в любви не объяснялась. Могу сейчас ему об этом сказать". - "Что, прилюдно? Ну, пожалуйста". Я и говорю: "Толя, я тебя люблю". А Толя встал, поклонился и сказал: "Я тебя тоже". Вообще, любовь для меня - это не слова, а дела. У нас в семье никто не претендует на первенство, иначе мы бы не прожили вместе столько лет. Семья для меня, может быть, самое важное в жизни.»
Но родители Мукасея служили в государственной разведке, и замужество актрисы, как оказалось, автоматически занесло ее в "черные списки", она стала невыездной. К примеру, все участницы "Девчат" объездили с картиной многие страны, а Дружинину выкинули из списка делегации в Аргентину. Подобное повторялось не раз. В конце концов многие режиссеры стали побаиваться приглашать ее в свои картины, ведь с нею картина становилась "невыездной", как и сама актриса. Дружинина спокойно перенесла сей факт, решила все начать с начала и... вернулась во ВГИК. На этот раз – на режиссерский факультет.
Одним из условий поступления на режиссерский факультет было наличие у абитуриента печатных работ. И неожиданно для себя Светлана Дружинина становится "пишущей" актрисой: начинает публиковаться в журналах. Ее рассказ в "Советском экране" получил первую премию и великолепный отзыв мэтра отечественного литературоведения Виктора Шкловского. И вскоре, будучи занята на съемках сразу в двух картинах, втайне от своих коллег она сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). В 1969 защищает диплом фильмом "Зинка" (сценарий Б. Мажаева) и начинает работать режиссером на студии "Мосфильм". Затем режиссер Юлия Солнцева пригласила ее вторым режиссером в свою картину об Александре Довженко "Золотые ворота" (1969).
«Тогда из актеров в профессиональную режиссуру я, пожалуй, ушла первая, – вспоминает Светлана Сергеевна. – Юлия Солнцева, наш известный режиссер, в прошлом, кстати, тоже актриса, пригласила меня вторым режиссером на свою картину об Александре Довженко “Золотые ворота”. Она говорила, что у меня есть режиссерский характер. Характер крепкий, конечно, нужен, но одним волевым стуком по столу ничего не сделаешь. Режиссура, как кто-то точно сказал, – это не просто профессия, а скорее образ и способ жизни. Я обязана держать тонус на съемочной площадке, скрывать свои проблемы, свое настроение, потому что иначе не состоится работа. Я как Суворов, все время со своей “армией”: ем в экспедициях то же, что и все, живу в тех же походных условиях, без “люксов”, езжу на “Москвиче”, что подарили спонсоры, даже на приемы в Кремль.»
Первой самостоятельной работой Светланы Дружининой стала картина "Исполнение желаний" (1974) по роману В. Каверина. Она вспоминает, что сначала Вениамин Александрович настороженно отнесся к тому, что его произведение будет экранизировать молодая, ни в чем еще не проявившая себя режиссер. Но познакомившись с Дружининой, он поверил в ее творческие возможности и даже хотел, чтобы она играла в фильме главную женскую роль. Однако Светлана Сергеевна отказалась и пригласила на эту роль актрису Ларису Лужину. И позднее она не снялась ни в одной из своих картин.
Потом была музыкальная картина "Солнце, снова солнце!" (1976) по мотивам повести Д. Холендро "Свадьба". А затем Дружинина полностью переключилась на телевидение, где одна за другой выходили ее картины "Сватовство гусара" (1979) с Михаилом Боярским, Еленой Кореневой и Андреем Поповым, "Дульсинея Тобосская" (1980) с Натальей Гундаревой, "Принцесса цирка" (1982) с Натальей Белохвостиковой. Кстати, цирк был ее первой любовью и в этом фильме ощущение праздника, подаренное ей в детстве, Дружинина передаёт зрителям.
Картины Дружининой всегда имели успех, но тот, что выпал на долю ее "Гардемаринов...", мало кому даже снился! Молодые актеры С. Жигунов, Д. Харатьян, В. Шевельков после показа первой части, буквально на следующий день после телепремьеры проснулись, как говорят, звездами. Шлейф гардемаринов тянется за ними по сей день, хотя с первого телепоказа минуло более пятнадцати лет... Именно успех первой части способствовал тому, что появились вторая, а затем и третья части. А какие еще актеры играли в "Гардемаринах..." – Е. Евстигнеев, М. Боярский, Н. Гундарева, А. Абдулов, Л. Гурченко!
У Светланы Дружининой часто спрашивают: почему Дружинина-режиссер никогда не снимает в своих фильмах Дружинину-актрису? Это принципиальное разделение профессий или просто Дружининой-актрисы уже больше нет?
«У кого-то получается совмещать эти профессии, а у меня – нет, – говорит Светлана Сергеевна. – Всякий раз в сценарии пишу для себя небольшие роли. Репетирую, на меня шьют костюмы, но потом отказываюсь от этой идеи. Вот, к примеру, роль Анны Бестужевой в фильме “Гардемарины, вперед!” я писала для себя. Но за неделю до съемок в Юсуповском дворце надоело в длинном платье и гриме бегать из кадра и смотреть в объектив, цепляясь приклеенными ресницами... Вот и отдала свою роль без проб Нелли Пшенной, которая подошла картине идеально. Как и шитые на меня костюмы, кстати. Это был последний опыт “посниматься”. Но у хорошего режиссера я бы снялась. Да.»
Еще в процессе работы над "Гардемаринами..." к Светлане Сергеевне пришла идея нового фильма. На съемках "Гардемаринов..." Дружинина сломала ногу, и какое-то время ей пришлось лежать, бездействовать. Тогда-то она и решила вновь обратиться к истории 18-го века. Но если гардемарины были героями вымышленными, то герои будущей картины стали лицами сплошь историческими: женщины - императрицы, сменявшие друг друга на российском престоле в ХVIII столетии после смерти Петра I. С 1994 года и по настоящее время Светлана Дружинина работает над новым кинопроектом - 25-серийной историко-приключенческой эпопеей "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII". Своим замыслом режиссер увлекла многих известных российских актеров - Наталью Егорову (Екатерина I), Людмилу Зайцеву (Екатерина Иоанновна), Нину Русланову (Анна Иоанновна), Николая Караченцова (Петр I), Сергея Шакурова (Меншиков), Дмитрия Харатьяна (Иван Долгорукий), Алексея Жаркова (Алексей Долгорукий), Владимира Ильина (вице-канцлер Остерман) и многих других. Светлана Дружинина завершила работу над первыми шестью фильмами кинопроекта: "Завещание императора", "Завещание императрицы", "Я - император", "Падение Голиафа", "Вторая невеста императора", "Смерть юного императора". Премьера первого фильма кинопроекта состоялась в рамках кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге.
Фильм о смутном 18-м веке, который выдержали на своих плечах пять российских императриц, трудно дается смелой женщине-режиссеру Светлане Дружининой. Но эта женщина не мыслит себя без кинематографа, и она надеется. Она всегда всего добивалась сама и никогда не зависела от обстоятельств. Так Дружинина сама говорит о себе. Наверное, творческие удачи и достижения помогли ей пережить горе, которое случилось в семье - её старший сын Анатолий погиб. Она смогла выстоять и смогла работать дальше.
С. С. Дружинина - народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Петровской академии наук и искусства. Светлана Сергеевна постоянно в работе и не мыслит жизни без кинематографа. "Когда выпадает свободное время, -признается она, - я с удовольствием навожу порядок в доме, готовлю обед, принимаю гостей - и при этом тоскую по работе." Годы занятий в хореографическом училище не пропали даром. Светлана Сергеевна как и прежде стройна, элегантна, а когда в собственной картине необходимо поставить танец, она с этим справляется сама, а порой приглашает своих сокурсников.
И деньги для продолжения работы над кинопроектом «Тайны дворцовых переворотов» она обязательно найдет. Она, ее муж, оператор Анатолий Мукасей, снимавший все ее картины (а до них, к примеру, такие широко известные фильмы, как "Дайте жалобную книгу" и "Берегись автомобиля" режиссера Эльдара Рязанова, "Внимание, черепаха!", "Телеграмма", "Нос" и "Чучело" Ролана Быкова, телесериал "Большая перемена" Алексея Коренева, "По семейным обстоятельствам" и другие). За время работы на "Мосфильме" помимо художественных фильмов ими снято много документальных лент. Их сын, оператор и клипмейкер Михаил Мукасей. Эти трое со своим директором объединились в фирму "Саггиттариус" при фонде Ролана Быкова. Снимают рекламные ролики, видеоклипы, прокатывают мексиканские сериалы. Зря что ли Дружинина училась во ВГИКе с мексиканцем Гонсало Мартинесом? Он стал режиссером и снял многие сериалы с Вероникой Кастро. Кстати, Дружинина знакома и с этой мексиканской звездой. И, может быть, как знать, сделает какой-нибудь фильм и с ней, Вероникой Кастро! Была у Дружининой и такая задумка. А почему бы и нет?!