Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Светлана Тома
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Родилась 24 мая 1947 года в Молдавии. Детство актрисы прошло в молдавской деревне. Летом - пыль по колено, осенью - грязь по колено, а зимой - снег, и тоже по колено. На каникулах она гостила у тетушек, сестер матери. Это была абсолютно другая среда - старинная мебель, строгий этикет...
По отношению к ней в доме применялся самый настоящий террор. Обеды, ужины - беспрекословное соблюдение ритуала и всех правил хорошего тона: как держать руки, локти, спину. Масса всевозможных вилок и ложек. Детей в доме не было, и потому все дружно воспитывали Светлану, заставляли постоянно читать русскую классику: Пушкина, Толстого. Кроме того, она должна была вести дневник (что и делает по сегодняшний день). Каждый ее промах, любая ошибка публично обсуждались. И, надо сказать, довольно часто тетушки называли актрису "деревенщиной". В пример приводили свою сестру, которая окончила Сорбонну и стала доктором права в Бухаресте.
Светлана так к этому привыкла, что другой карьеры, кроме юридической, себе не представляла. Окончив школу, поехала поступать на юрфак Кишиневского университета. И оказалась на той самой троллейбусной остановке, с которой началась, можно сказать, ее актерская судьба.
-Чем я привлекла внимание Михаила Христофоровича Бадикова, сыгравшего роль моего отца в фильме "Красные поляны", - рассказывает актриса - не знаю до сих пор. Может быть, ярким костюмчиком, присланным из Бухареста? Но, так или иначе, он подошел именно ко мне. А потом позвал кого-то: "Эмиль, Эмиль, иди сюда!" И по-молдавски добавил: "Я нашел ее!" И тут я увидела человека в ослепительно белом костюме, красивого, уверенного в себе. Эмилю Лотяну было 29 лет, он собирался снимать свою вторую картину, с которой связывал большие надежды.
Удара молнии не было - голову занимали мысли о предстоящем экзамене. Я дала ему свой телефон... не знаю почему. Эмиль очень сильный человек, властный. Он принимал решения - я подчинялась.
На следующий день его ассистентка пригласила на киностудию. Помню, тетушка всю дорогу приговаривала: "И зачем тебе это нужно? Думала бы лучше об институте!" Лотяну сидел за огромным столом, а я стояла перед ним, как на экзамене: "Ну, - произнес он, - ты знаешь какие-нибудь стихи?" Я с вызовом ответила: "Да!" - "Какие?" - "Наша Таня громко плачет!" Он прервал меня и распорядился зарядить пленку для кинопробы. Через неделю я была утверждена на главную роль.
Экзамены на юридический Светлана бросила. В те времена снимали подолгу, и ни о какой учебе не могло быть и речи. Мама поддержала дочь сразу, а папа был, как кремень: "Ты должна учиться, поступить в университет, если не сейчас, то через год". Он взял с Лотяну расписку, что тот обязуется не мешать учебе дочери. И что она останется в целости и сохранности...
Только после этого папа дал свое согласие, и Светлана Тома подписала договор с киностудией.
На съемках Лотяну вел себя ужасно. Срывался, орал: "Бездарность! Дура! Идиотка!" Светлана была в отчаянии, потому как не привыкла к такому обращению – у них дома никто никогда голоса не повышал.
Он заставлял ее часами ходить с привязанной к лопаткам палкой, чтобы спина стала идеально прямой. И это еще не все: к лодыжкам привязывали гири - килограмма по три каждая. Чтобы актриса не вздумала освободиться, к ней был приставлен ассистент. "Ты должна порхать, как газель!" - кричал Эмиль. Он своего добился: перед камерой она летала!
А после съемок он становился абсолютно другим: внимательным, заботливым, необычайно нежным. Кормил ее и лечил, когда она болела. Этот контраст вызывал у Светланы шок. Она вдруг осознала, что этот взрослый мужчина ухаживает за ней как за женщиной... Конечно, она влюбилась.
- Но, вопреки расхожей легенде, я никогда не была его женой официально. Нас много лет связывали странные, прекрасные и мучительные отношения. Они то прерывались, то возникали вновь... Ухаживал он необычайно романтично, дарил чайные розы, баловал меня экзотическими блюдами собственного приготовления, но, несмотря на все это, были вещи, которые меня пугали. Мы праздновали наш первый Новый год в Кишиневе, на вилле одного очень известного художника. Новая для меня компания, я никого там не знаю. И вдруг обнаруживаю, что Эмиль куда-то исчез. Я еще не знала, что это в его характере - вот так взять и исчезнуть! Пошла его искать - лестницы, комнаты, коридоры... Не помню, сколько времени это длилось. Тревога перешла в тоску, потом в ярость. Я шла через весь город пешком, рыдая.
А на следующий день он появился и... обвинил во всем меня. Оказывается, это я ушла. Как я посмела? Он негодовал, не давая вставить и слова.
Наши отношения диктовал Эмиль. Он вспыхивал, потом отходил... Я очень долго воспринимала каждую нашу ссору как трагедию. Во мне оставалась обида - я могу простить, но не забыть. Таких эмоциональных зарубок, отметин накопилось много...
На третьем курсе ЛГИТМИКа режиссер Владимир Венгеров предложил актрисе роль Маши в экранизации "Живого трупа". Ее партнерами должны были стать Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили. Конечно, она согласилась. Но время съемок совпало со съемками нового фильма Лотяну "Это мгновение", в котором он написал для нее главную роль. (Он всегда сам писал сценарии.)
Светлана уже начала сниматься в "Живом трупе" в Ленинграде и ждала его вызова из Керчи, где должны были проходить съемки. Но телеграмму от Лотяну ей просто не показали, чтобы она, не дай Бог, не сорвала им график своим отъездом. Эмиль был в бешенстве и, конечно же, снял актрису с роли. Когда она вернулась в Кишинев, он назвал ее предательницей и разорвал с ней всякие отношения.
Они не виделись очень долго, где-то год - как раз столько, сколько продолжались ее съемки в Ленинграде. У нее была тогда совсем другая жизнь. Может быть, Эмиль это почувствовал, и они помирились.
Однако вместе они были недолго – Светлана встретила другого человека и вышла за него замуж.
Это было странное замужество. Олег Лачин был красивый голубоглазый блондин, наполовину поляк. Они учились на одном курсе, но практически не замечали друг друга.
Потом актриса так же не замечала его в Тирасполе, куда они переехали сразу после института. Они каждый день виделись на репетициях и спектаклях, но предложение стать его женой было для нее полной неожиданностью.
- Мне, как любой молоденькой женщине, хотелось иметь семью. Хотелось белого платья, фаты, свадьбы... И у нас с Олегом все было так, как принято - загс, гости и застолье. Мои родители были против этого брака. Наверное, им хотелось лучшей партии для своей дочери.
Но Светлане так и не пришлось узнать, что такое семейная жизнь. Олега почти сразу забрали в армию. Правда, он служил в Тирасполе и по разрешению высшего военного начальства на время спектаклей его отпускали.
Вскоре актриса забеременела, но продолжала играть в театре до восьмого месяца, а потом уехала рожать в Бельцы, к родителям.
Эмиль тогда очень от нее отдалился, не звонил, не делал попыток увидеться. И вдруг вызвал на съемки.
Снимал он, как всегда, в Карпатах. Актриса взяла Ирину, которой только что исполнилось два месяца, маму - помогать и поехала к нему. Жили в походных условиях, варили картошку на костре. Кстати, в эпизоде Лотяну снял и Олега. А для Светланы придумал довольно сложную роль: в "Лаутарах" она играла женщину, которая расстается с любимым человеком.
Потом Олег погиб... Случайно, глупо. Актриса с дочкой были в Бельцах, Олег - в Тирасполе. Ей позвонили из театра ночью, сказали, что он умер от потери крови... Он шел по берегу реки, его окликнули, попросили помочь завести моторную лодку. Олег дернул за шнур - и лодку понесло. Наперерез летел катер на подводных крыльях, он не успел вывернуть лодку...
- После этого я часто слышала по утрам его голос, как будто он зовет меня: "Света, Света..." От этого можно было сойти с ума. Меня "вытащила" работа: я начала сниматься в главной роли в фильме "Дом для Серафима". И в моей жизни снова появился Эмиль Лотяну.
Он всегда оставался моим любимым человеком, даже если мы месяцами не виделись. Эмиль, работа, дочь - я разрывалась между ними. За этот год у меня было три фильма. Снималась на разных студиях, моталась по стране... Развитию отношений это не способствовало: близость исчезала. Я же искала привязанности, нежности, доверительности… У меня появился другой мужчина, с которым меня связывали длительные и глубокие отношения в течение многих лет. Эмиль догадывался, но мы никогда не говорили об этом. Он всегда считал меня своей женщиной и давал это понять.
К моменту начала съемок фильма «Табор уходит в небо», который сделал Светлану Тома звездой, она уже хорошо знала Эмиля, они были знакомы десять лет. Актриса прекрасно понимала: он хотел снимать именно ее, но ему было необходимо доказать самому себе, что никто не сыграет эту роль лучше. Поэтому Светлане пришлось проходить пробы дважды. И только после этого она получила официальную телеграмму от директора картины: "Вы утверждены на роль Рады. Начало съемок через две недели".
Это была самая тяжелая роль в ее жизни. Снимали, как всегда, в Карпатах, пыль, жара, цыгане вокруг... Режим Эмиль установил страшный: вставали в пять часов и работали до изнеможения... На площадке он все время кричал: "Это плохо, невозможно плохо, бездарно!" Он делал это нарочно, это его стиль: создать на площадке максимальное напряжение, которое потом передается зрителям.
В какой-то момент нервы не выдержали, и Светлана сорвалась. Вернулась в гостиницу после съемки, собрала вещи и, никому ничего не сказав, ближайшим рейсом улетела в Москву, а оттуда - в Софию. В эти дни в Болгарии проходила премьера ее нового фильма, и она могла почувствовать свою значимость, ощущение которой теряла на съемочной площадке.
- Я была уверена, что меня снимут с роли. Через десять дней, когда вернулась, разразился страшный скандал. Неожиданно все обернулось к лучшему. С моим возвращением страсти улеглись, но мой поступок не прошел незамеченным. Эмиль стал вести себя по-другому. Со мной он не разговаривал, обращался через третьих лиц.
В Сан-Себастьяне их фильм получил Гран-при - "Большую золотую раковину".
- Я очень рада, что у меня есть фильм, о котором говорят уже 26 лет. Он дал мне популярность, признание, огромное количество международных призов. Можно сказать, я проснулась знаменитой на следующий день после премьеры.
Вскоре Светлана Тома перестала быть главной героиней картин Эмиля, потому что его мысли стал занимать образ, в который она не вписывалась.
- Я живу сейчас одна, хотя у меня есть близкий человек, которого я люблю, ценю, которым дорожу. Он тоже Скорпион. И ему тоже необходима свобода. И я даже не знаю теперь, было ли одиночество заложено в меня изначально или его взрастил во мне Эмиль.
После фильма «табор уходит в небо» Тома снялась в десятках картин, но звонкая слава «Табора» неотступно кочует и не отпускает ее всю жизнь – как та сумасшедшая любовь, которую она в нем сыграла. Удивительное дело – самые выигрышные особенности фильма, по сию пору не утратившего свой молодой задор, невероятным образом передались и актрисе.
За последние пятнадцать лет Светлана нисколько не изменилась, хотя уже давно стала бабушкой (ее дочь, известная актриса Ирина Лачина, вышла замуж и родила дочку Машу). Когда Светлана идет по улице с Машей, их так и называют – «девушка с девочкой». Ни у кого даже язык не поворачивается обращаться к ней по имени-отчеству. И не потому, что ей это страшно не нравится, а потому, что она выглядит ни минутой старше, чем просто Света, и всегда необычайно элегантна.
Призы различных международных кинофестивалей увенчали актерский труд актрисы, ее встречали и провожали овациями на всех широтах земного шара. Светлана Тома - великолепная актриса, которая максимально вживается в каждую роль и отдает всю себя без остатка.
- Самые грустные дни в своей жизни - это расставание с моими героинями. Я настолько погружаюсь в роль, что порой кажется, что Иоанна, Софийка, Рада - это я сама. В кино не успеешь подружиться со своей ролью, как наступает пора прощаться. В театре - другое дело. Твоя роль, как младшая сестра. Учишь ее, беспокоишься, и сама перенимаешь у сестрицы какие-то жесты, походку, черточки в характере. Вместе взрослеем, вместе делаем ошибки, влюбляемся - итак от спектакля к спектаклю.