Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

Вера Васильева

Вера Васильева

Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 г. в деревне Сухой Ручей Калининской области в обыкновенной русской семье, куда ее родители - Кузьма Васильевич и Александра Андреевна, переехали после свадьбы.

Ее родители были абсолютно разными людьми. Александра Андреевна, окончившая коммерческое училище, мечтала о другой жизни. Однако ей приходилось смотреть реально и быть прилежной хозяйкой и матерью четырех детей. У Кузьмы Васильевича, был мягкий, тихий, покорный характер, а Александра Андреевна презирала окружающую обстановку, всегда стремилась ее изменить. Характер мамы передался и Вере Васильевой.
Через некоторое время после рождения Веры, их семья переехала в Москву, поселившись в коммунальной квартире.

Родители работали на заводе, старшие сестры были заняты своими девичьими интересами, и Вера часто оставалась одна и была предоставлена самой себе. Она много читала, особенно любила дореволюционную детскую писательницу Лидию Чарскую, автора романов "Княжна Джаваха" и "Записки институтки".

Однажды мамина приятельница повела Веру в Большой театр на "Царскую невесту". Ей открылась совсем другая жизнь: ошеломляющая, непохожая на их скромное существование. С этого момента она влюбилась в театр. Вера читала все, что можно было найти о театре, особенно любила старые театральные журналы. Тогда же она открыла для себя и оперу.

Вера заразила любовью к театру и свою подружку. Девчонки на пару копили деньги, однажды даже продали свои учебники, оставив один комплект на двоих - и все это для того, чтобы попасть пусть на галерку, но в театр.

В пятнадцать лет произошло событие, чуть было не ставшее роковым. Трудно сказать, что сыграло роль - то ли разочарование жизнью, в сравнении с блистающим миром театра, то ли что то еще… Вера вооружившись бритвой, попыталась вскрыть себе вены. Но к счастью, поранила себе пальцы, оставив на локтевом сгибе неглубокие порезы. Небольшие шрамы остались напоминанием о безрассудном поступке.

В июле 1941 года, когда начались первые бомбежки Москвы, Вера вместе с другими дежурила на крыше своего семиэтажного дома, гасила зажигательные бомбы в ящиках с песком, подолгу сидела на чердаке с дежурными. Война разбросала семью: мама с двухгодовалым братишкой Васей была эвакуирована в башкирскую деревню, старшая сестра Валентина, окончив медицинский институт, уехала в Киргизию, другая сестра - Антонина - работала в одном из учреждений Министерства обороны и в октябре 1941-го тоже уехала в эвакуацию. Вера с отцом остались одни. Окончив школу, она поступила на завод, где продолжал трудиться шофером ее отец.

Несмотря на трудности военных лет, мечта об актерской профессии не покидала Веру Васильеву. Однако, как ни странно, после школы Вера отправилась поступать … в цирковое училище. Но первый же экзамен - по физической подготовке - стал для нее непреодолимым препятствием. Она, далекая от спорта, не смогла перепрыгнуть "козла". И тогда она осуществила свою дальнюю мечту - в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище на курс В. В. Готовцева.

В кино Вера Васильева дебютировала, будучи студенткой театрального училища, в 1945 году - в эпизодической роли в комедии "Близнецы".

В 1947 году Вера Васильева сыграла свою первую большую роль - Настю Гусенкову в фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской".

Ассистентки режиссера Ивана Пырьева отбирали кандидаток на главную роль для фильма "Сказание о земле Сибирской". Приглашена была в числе других претенденток и студентка театрального училища Вера Васильева. Она готовилась к кинопробе всю ночь и явилась вся накрашенная, с завитыми волосами, словом, перестаралась.

Вот как она сама рассказывает об этой кинопробе: "Пырьев задает два-три вопроса - где живу, где учусь. Меня от страха как бы не существует. Я жалка и внутренне скована, не верю в себя, душевно поникла.

Вдруг он зовет тех самых ассистенток, и чувствуется, что они ощущают себя виноватыми, а главное - они явно недовольны моим видом. Объясняют, что вчера я была совсем другая. "Милая, скромная девочка, а сейчас она... Совсем не то". Он отрывисто приказывает: "Подите расчешите ее как следует, заплетите косички, наденьте костюм Настеньки, сфотографируйте, а потом зайдете... ".

Когда я снова очутилась в его кабинете, он вновь осматривает меня, но уже чуть внимательнее, добрее. Потом вдруг неожиданно приказывает: "Принесите два простых чулка". Побежали за чулками, не спрашивая зачем. Я снова испугалась - значит, с ногами не все в порядке. Наконец принесли чулки. Иван Александрович скатал чулки в два комка, подошел, сунул мне в декольте, где должна быть пышная грудь, которой у меня не было, и спокойно объяснил: "А то лицо толстое, а фигура - тощая".

Так я и снималась с подложенной грудью, а талия была поднята так высоко, что я была похожа на бабу, которой обычно прикрывают чайники".

На съемках молодая актриса держалась скромно, особняком от уже известных, маститых актеров. Они же над ней снисходительно подшучивали, относились как к маленькой. Лишь знаменитый Борис Андреев подходил к ней и добродушно басил: "Ну что, птаха ты моя, сизокрылая".

За роль Насти Гусенковой Вера Васильева была награждена Сталинской премией. Но главное, это - то, что актрису заметили и полюбили зрители.

В 1948 году Вера Васильева окончила театральное училище и стала актрисой московского театра Сатиры. Первой работой в театре стала главная роль в спектакле "Лев Гурыч Синичкин".

К началу пятидесятых годов она уже стала признанной молодой звездой. Именно в тот момент в театре появился режиссер Борис Иванович Равенских. Энергичный, талантливый, красивый он нравился всем актерам. Не удивительно, что Васильева была очарована и покорена им. Некоторое время он приходил в ее семью, установил замечательные отношения с мамой Веры Васильевой. Однако затем Борис Иванович (который кстати был женат) перешел в Малый театр и они расстались. Теперь Вера Кузьминична понимает, что это спасло ее как актрису. Иначе он бы так и подавлял ее своим авторитетом, а она продолжала бы подчиняться…

В начале 50-х годов Равенских поставил спектакль "Свадьба с приданным". Этот спектакль стал самой важной вехой в жизни актрисы. Режиссер недаром предрекал ему славу. Так и вышло. Пьесу играли девятьсот раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм.

За роль Ольги Вера Васильева получила еще одну Сталинскую премию. А роль Максима, ее сценического жениха, обаятельно сыграл актер Владимир Ушаков, только что вернувшийся из Германии и введенный в состав труппы театра. "Он приехал в наш театр роскошным, импозантным, блистательным", - вспоминает Вера Васильева. Нежные чувства актеры с экрана перенесли в реальную жизнь. Три года Ушаков ухаживал за Васильевой, добивался ее руки. Наконец вся страна узнала об их свадьбе. Об этом сообщила даже советская кинохроника, что было совсем не характерно для тех лет. С тех они уже полстолетия живут вместе. Детей у них нет.

В кино Вера Кузьминична сыграла около полусотни ролей. Однако по настоящему больших и заметных ролей больше почти не было. Зрители запомнили ее в роли графини в постановке спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1973), городничихи в "Ревизоре" (1982). Среди других заметных работ - роли в комедии "Похождения зубного врача", телевизионной, музыкальной комедии "Подарок судьбы".

Вера Кузьминична работала в мультипликации, озвучивала мультипликационные фильмы: "Умка ищет друга", "Приключения Васи Куролесова" и другие.

Всю свою жизнь она проработала в театре Сатиры. Изредка ее приглашали в спектакли другие театры. Так в 1997 году она сыграла в спектакле "Блажь" Нового драматического театра. Роли в театре Сатиры: Ольга Степанова ("Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова), графиня Альмавива ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Домна Платоновна ("Воительница" по Н. С. Лескову, 1988) и др.

В последние годы неувядаемая актриса вновь появляется на экране. Одна из ее последних работ - роль в сериале "Все смешалось в доме".

Последние лучшие фильмы