Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Французскую литературу XIX века невозможно представить без Виктора Гюго. Творчество Гюго, самого выдающегося французского романтика, вождя французского романтизма, его теоретика, поражает многогранностью и разнообразием: он большой поэт, прозаик, драматург, к тому же литературный критик и боевой, темпераментный публицист.
Виктор Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Отец Гюго, который родился в семье мастера столярного цеха, во времена Наполеона стал генералом. Мать писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой. Семья Гюго часто переезжала, некоторое время они жили в Испании. После падения Наполеона, находясь в Мадриде, где отец был губернатором, семья распалась. Виктора воспитывала мать.
В Гюго рано просыпается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а в дальнейшем и королевским правительством. Свой первый поэтический сборник "Оды и разные стихотворения" (1822) он написал в стиле классицизма.
Относительно классицизма Гюго, то он оказался очень непостоянным. Едва лишь молодой поэт выходит из стадии школьного наследования, начинается постепенный, сначала несмелый, а затем все более решительный переход на романтичную позицию. Но в прозаических жанрах Виктор Гюго всегда стоял на позиции романтизма.
Свидетельством этого является первый роман Гюго "Ган Исландец" (1821-- 1822). Свидетельством последующего утверждения Виктор Гюго на позиции романтизма был его второй роман "Бюг Жаргаль" (1826). В этом романе Виктор Гюго обратился к изображению восстания негров-рабов.
В отрасли поэтического стиля реформа Гюго определилась в попытке заменить стихотворение рационализма классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии. В этот же период Виктор Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда общее внимание. В 1826 году выходит его сборник "Оды и баллады", само название которого красноречиво удостоверяет его переходный характер: здесь ода, образцовый жанр классической поэзии, объединены с балладой характерным представителем романтичной поэзии.
В конце 20-х годов романтики уделяют особое внимание завоеванию театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью в 1827 году Виктор Гюго пишет свою первую романтико-историческую драму "Кромвель", которая рассказывает об английской буржуазной революции XVII века, где ее вождь Кромвель был изображен как сильная личность, но, в отличие от цельных героев классицизма, он испытывает моральные противоречия: сбросив короля, он готов изменить революции и стать монархом. Большую огласку приобрело предисловие к драме, в ней Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтичного движения.
Также небывалой интенсивности достигает многогранная творческая деятельность Гюго. Особенно значительным явлением стал его сборник "Ориенталии" (1829) - первый завершенный романтичный сборник поэзии, который и создает Гюго репутацию большого поэта.
Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровая разнообразность: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. Но прежде всего он был поэтом.
Идейное содержание драмы Гюго не всходит к самой проблематике, которая связана с идеологической битвой конца 20-х годов и Июльской революцией 1830 года. Романтичная драма Гюго перекликалась с актуальной социально-политической проблемой современности, отстаивала ее передовые идеалы и устремления.
В основу каждой из драмм Гюго 1829-1839 лет, за исключением "Лукреции Борджа" (1833), положен конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия, с феодальной аристократией и монархией ("Марион Делорм", "Король, развлекается", 1832, "Мария Тодор", 1833, "Рюи Блаз", 1838) и другие.
В истории французской литературы вторая половина 20-х годов обозначена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа времени романтизма есть роман Гюго "Собор Парижской Богоматери" (1831). Этот роман отражает национальную историю, он связан с актуальной современной проблематикой.
Конец 20-х и 30-х годов принадлежит, рядом с двумя десятилетиями изгнания (1851 -1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго, В эти годы он возводил строение романтичной драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но вместе с тем, не ослаблялась и интенсивность его поэтического творчества. В 30-х и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - "Осенние листья" (1836), "Песня сумрак" (1837), "Внутренние голоса" и "Лучи и тень" (1841). Кроме того, много поэзии вошло в "Созерцаниям" - огромный двухтомный сборник, опубликованный уже в период изгнания (1856).
После Февральской революции 1848 года и установления диктатуры Луи Бонапартом Гюго оставляет Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове на проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и обесславить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать его скорому падению в первый год эмиграции, Гюго пишет две книги: "Наполеон Маленький" и "Историю одного преступления" - своеобразную обличительную хронику хода событий во время государственного переворота 1851 года.
Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник "Карты" (1853), который справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротесково - карикатурных портретов, но есть в ней четко различимая смысловая линия и поле необычайно высокого эмоционального напряжения, которые всему этому разнородному материалу добавляют определенной упорядоченности и завершенности.
Активно выступал Виктор Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романа: "Обездоленные" (1862), "Труженики моря" (1866) и "Человек, который смеется" (1869). Во всех этих романах центральной выступает тема народа.
Виктор Гюго был не только большим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник "Грозный год" (1872) являет собой своеобразную поэтическую хронику драматичных событий, которые переживала Франция во время Франко-прусской войны (1870-1871).
Творческая активность Виктора Гюго не погасала до последних лет его долгой жизни. Но он остается и активным общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо борется против политической реакции, общественного зла и несправедливости.
В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: "Искусство быть дедушкой" (1877), сатирическая поэма: "Папа" (1878), "Осел" (1880), "Все струны лиры" (1888- 1893) и другие.
Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, действительно всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Творчество Гюго крепко и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.
"Собор Парижской Богоматери"
25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом "Собор Парижской Богоматери". Книга вышла в мир в 1831 году, в тревожные дни холерных бунтов и разгрома архиепископского дворца парижским народом. Бурные политические события определили характер романа, который, как и драма Гюго, был историческим по форме, но глубоко современным за идеей.
Сам выбор эпохи является важным для раскрытия основной идеи. XV век во Франции - эпоха перехода от средневековья к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живое лицо этой динамической эпохи, Гюго ищет что-то вечное, то, в чем вся эпоха объединяется. Да, на первый план выдвинут собор Парижской Богоматери, который создавался народом веками. Народный принцип будет определять в романе отношение к каждому действующему лицу. Париж конца XV века - это готическая кровля, шпили и небольшие башни бесчисленных церквей, мрачные королевские замки, узкие улочки и широкая площадь, где бурлит народ во время мятежей и казни. Колоритные фигуры людей из всех слоев средневекового города - сеньоры и купцы, монахи и школьники, знатная дама в изысканном наряде и пышно одетая жительница города, королевские ратники, в блестящих латах, бродяга и попрошайка в живописных лохмотьях, с настоящей или поддельной язвой и увечьем. Мир притеснителей - и мир угнетаемых. Королевский замок Бастилия, дворянский дом Гонделорье, - и парижская площадь, дебри "Двора Чудес", где живут обездоленные.
В системе персонажей главное место занимают три героея. Цыганка Эсмеральда своим искусством, всеми видами дает наслаждение толпе. Она далека от набожности, она не отказывается от земных утех. В этом образе ярче всего отражено возрождение заинтересованности человеком, которое становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтичный контраст, оттеняя красоту девушки обидой низов общества, в изображении которых он использует гротеск.
Противоположный принцип в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло (созданного после кардинала палача из "Марион Делорм"), открывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображенне в романе как враждебная народу сила. Рассудительно жестокий Людовик XI очень близок к галерее коронованных преступников из драмы Гюго. Чувства Клода Фролло очень искривлены: любовь, родительская благосклонность, жажда, к знаниям превращаются у него в эгоизм и ненависть. В нем тоже выражена одна из сторон людей Возрождения. Но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится ко всем жизненным утехам. Он отгородился от народной жизни стеной собора и своей лаборатории, и потому душа его находится во власти темной и злой страсти. Клод Фролло хотел бы притупить в себе все земные чувства, потому что их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного собрания человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не найдя силы ее преодолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на муки и смерть. Расплата приходит к архидиакону от его слуги, звонаря собора, Квазимодо. Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешны и ужасающие. Он похож на химеру- фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже полюбило красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа, что просыпается от сна, в который его окунул Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь по своему внешнему виду, Квазимодо является ангелом в душе. Изображение Клода Фролло дополняется разделом, который носит выразительное название "Нелюбовь народа".
Внешне блестяще, а в действительности бессердечное и опустошенное высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, который, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство. Душевное величие, высокий гуманизм присущие лишь отверженным из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Есмеральда символизирует моральную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо - искалеченной общественной судьбой угнетаемых.
В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен рукой сотни безымянных мастеров, его религиозная основа теряется за буйной фантазией; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французском национальном бытии. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - живой народ, который не останавливает борьбу.
Вместе с этим, собор - символ порабощения народа, символ феодального притеснения, темных суеверий и суеверий, которые держат в плену души людей. Недаром в мраке собора, под его сводом, сливаясь со странной каменной химерой, оглушенный гулом звонов, одинокое живое создание Квазимодо, "душа собора", чей гротесковый образ олицетворяет средневековье.
В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарует простому люду свое искусство, веселье и доброту.
Народ в понимании Гюго не просто пассивная жертва; он полон творческой силы, желаний бороться, ему принадлежит будущее!
Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темную сторону феодального общества. Вместе с этим, его произведение глубоко поэтично, преисполнено горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа.