Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (806)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (533)
- Документальный (78)
- Драма (2229)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1263)
- Криминал (569)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1133)
- Ужасы (455)
- Фантастика (545)
Всеволод Санаев
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Всеволод Санаев родился 25 февраля 1912 года в Туле, в семье потомственных тульских оружейников. В семье никто не сомневался, что из мальчика вырастет рабочий. Ремесло шло в руки. Так начинался путь мастерового. Увлечение же драмкружком серьезно никто не воспринимал, опасений ничто не вызывало. Родители мирились и с работой в тульском драматическом театре. Даже когда Всеволод Санаев уехал учиться в Москву, блудного сына ждали домой почти до января, не высылали зимнее пальто, в надежде, что вернется. Но он не вернулся. Родители научили Всеволода Санаева твердости и ответственности за принятое решение. Успешно пройдя все вступительные испытания, Всеволод Санаев стал студентом Государственного института театрального искусства, который окончил в 1937 году.
После окончания ГИТИСа Всеволод Санаев был принят во МХАТ. Работы в театре у Всеволода Санаева всегда было немного, да и корифеи театра неохотно делились ролями. Актера отличали обаяние, простота, естественность, он нравился зрителям, но влюблена была публика в других. И эти "другие" получали свои роли… В итоге в 1942 году Всеволод Санаев принял решение уйти из труппы.
Мхатовцев удивило решение Санаева покинуть театр после многих, пусть не блестящих, лет работы на сцене. Свой уход из театра Всеволод Санаев объяснил просто и убедительно: "Оставить МХАТ, друзей, сцену - дело, конечно, нелегкое. Но в каждом человеке должно быть сознание - может, это называется призванием, - что в какой-то определенной области жизни он необходим".
Призванием же Всеволода Санаева был кинематограф. Проработав три года в Театре имени Моссовета, он в 1946 году перешел в Театр Киноактера, но уже в 1948 году оставил и его. Оставил ради кинематографа...
Кино Всеволод Санаев любил, казалось, непонятной, странной даже близким людям любовью. И с ним актеру повезло больше, чем с театром. Дебют Всеволода Санаева на экране состоялся в 1938 году в фильме "Волга – Волга", где актер сыграл маленькую роль лесоруба. Очень скоро он стал очень востребован, - у Всеволода Санаева, как говорят в музыке, был абсолютный слух. Он никогда не фальшивил, чем привлекал к себе режиссеров, часто ищущих в нем "спасителя схематично написанных ролей".
В кино Всеволод Санаев снимался много. Редкий год обходился без роли, чаще бывало по несколько ролей. О Санаеве писали, критики отмечали исполненные им роли отца поэта в фильме "Песнь о Кольцове", рабочего Емельянова в фильме Сергея Юткевича "Рассказы о Ленине", рядового Еремеева в комедии Константина Юдина "Сердца четырех"...
Актерская судьба Всеволода Санаева складывалась удачно, но настоящее, полное признание к актеру пришло не сразу. Как оказалось, служил Всеволод Санаев будущему кино, в котором он должен был работать во всеоружии мастера.
Он терпеливо, верно, преданно, выполнял любую работу, которую ему предлагали в кино. И ждал… ждал более четверти века. А через тридцать лет ему было присвоено звание народного артиста РСФСР...
За свою жизнь Всеволод Санаев снялся более чем в семидесяти картинах. Зрителям известны, прежде всего, фильмы "Возвращение Василия Бортникова", "Первый эшелон», "Пять дней, пять ночей", "Белые Росы", "Забытая мелодия для флейты", хотя список можно перечислять еще долго.
Работа над фильмом "Оптимистической трагедией" еще не завершилась, когда актера пригласили на новую роль - майора Сазонова в фильме "Это случилось в милиции". Сазонов - человек, близкий Всеволоду Санаеву. Только что был Сиплый, страшный, чудовищный тип. Доброе лицо Всеволода Санаева, обаятельная улыбка не были спрятаны под грим в "Оптимистической трагедии" - они как раз и делали отрицательную роль предателя Сиплого зловещей, еще более отвратительной. Мерзость человеческого отрепья выявляла себя в фигуре Сиплого с предельной наглядностью. И вот эту шкуру должен был сбросить с себя артист. От Сиплого Всеволод Санаев возвращался к себе, отдыхал душой. Майор Сазонов больше всех санаевских героев похож на самого Всеволода Санаева. Всесоюзную известность принесла Всеволоду Санаеву роль мудрого, рассудительного, чуть ироничного милицейского полковника Зорина в детективной трилогии о милиции – "Черный принц", "Возвращение "Святого Луки" и "Версия полковника Зорина".
Поведение Санаева - актера на экране было абсолютно убедительным, а интонации необычайно достоверными. Это и сделало Всеволода Санаева своеобразным "государственным художником", будто испытанным властями и доказавшим свою "пригодность", таких в пятидесятые годы было немного. Всеволоду Санаеву доверяли роли положительных персонажей, роли людей, которыми руководит государство, – директор МТС, совхоза или колхоза, парторг, во множестве сыграны Санаевым. И все же обыкновенные, простые зрители искренне любили актера, по разрешению власти олицетворявшего саму же эту власть.
Среди заметных ролей Всеволода Санаева – директор МТС Кантауров в фильме "Возвращение Василия Бортникова", Донцов в фильме "Первый эшелон", старшина Козлов в "Пять дней – пять ночей".
Герои Всеволода Санаева живут рядом, по соседству. Они без труда узнаваемы. Прожившие на земле немногим больше сорока лет они уже надломлены обстоятельствами жизни, непосильной работой, тайными думами. Эту подлинность переживания невозможно сыграть, ее можно лишь приобрести, это и почувствовал Василий Макарович Шукшин. В его фильмах "Ваш сын и брат", " Думы", "Странные люди", "Печки-лавочки " Всеволод Санаев создал правдивые и разноплановые образы.
"Счастлив, что работал с Макарычем, - рассказывал Всеволод Санаев - Сомневался: молодой режиссер, снимает всего второй большой фильм - что он знает, чему может научить. Когда приступали к съемкам, он все на мои руки поглядывал - опасался, видно, что выйдут не кряжистыми. Тогда я помню, ему сказал: главное у человека - глаза, а руки... "Ну что же, сделаю их беспокойными, не привыкшими находиться без дела", - ответил Макарыч, чуть–чуть подумав, на том и порешили...
Только рядом с этим режиссером я понял, как надо жить - и не только в искусстве. Многие толкуют о правде в нашем киношном деле - какая она наяву, а какая на экране, а вот у Шукшина особенная - единая и там, и тут...".
На похоронах Василия Шукшина в череде официальных речей говорили много. И председатель Госкино СССР Ермаш, и народный артист СССР Герасимов, и Ростоцкий, и писатель Бондарев, все они говорили о вкладе Шукшина в развитие советской литературы, искусства, о его многогранной творческой деятельности, говорили правильно, но как всегда казенно, а всем хотелось чего-то другого. И вот к микрофону вышел Всеволод Санаев. Он долго молчал и, наконец, с трудом выговорил всего три слова: "Братцы, горе-то, какое!"... И заплакал, не скрывая слез, настоящих, а не актерских. Стоявшая рядом с Санаевым Нина Афанасьевна Сазонова, снявшаяся у Шукшина в картине "Живет такой парень", не ожидая такой простоты, инстинктивно ухватилась за руку актера, и окаменевшая, так и стояла, пока плачущего Всеволода Васильевича бережно не увели от гроба. Вот и всем надо было так сказать и больше ничего не добавлять.
Интересны последние киноработы Всеволода Санаева. Стоит отметить блистательный дуэт актера с Борисом Новиковым в мелодраме "Белые Росы" (роль - Федор Ходас), роль начальника в министерстве из картины Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты".
В последние годы Всеволод Санаев сетовал, что ему не дали спеть в кино и сыграть комедийную роль. Но актер никогда не жаловался ни на жизнь, ни на удары судьбы. На вопрос: "Кем бы он стал, если бы не был актером", он отвечал: "Я был бы замечательным гармонных дел мастером".
Всеволод Санаев был вообще неразговорчив, когда речь заходила о нем самом. Больше любил говорить о других. Не то, чтобы его совсем не интересовали свои успехи, но такой его талант человеческий: думать о чужих победах без зависти, а вот на беду - отзываться с беспокойством.
Постоянно вспоминал Всеволод Санаев Василия Шукшина, уроки Шукшина, особенно один из них, нужный всем и каждому: "Чем открытее человек, чем меньше он чего-нибудь стыдится или боится, тем меньше желания вызывает у людей дотронуться в нем до того места, которое он бы хотел, чтоб не трогали". Вот и старался Всеволод Санаев жить "по – шукшински".
Дочь - Елена Санаева - актриса, вдова актёра и кинорежиссёра Ролана Быкова. Внук - Павел Санаев - российский актер, сценарист и режиссёр.