Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Вячеслав Тихонов
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в городе Павловском Посаде Московской области. Мальчик рос среди рабочей молодежи и делал все, что делали мальчишки тех лет, большую часть времени проводя на улице.
Началась война. Отец определил сына в ремесленное училище, работа токарем по металлу на военном заводе была не в тягость. Он с детства помогал по дому, любил мастерить. После работы Вячеслав Тихонов с друзьями бегал в местный кинотеатр, где жадно смотрел героические картины с любимыми героями. Всеобщие кумиры – Михаил Жаров и Петр Алейников, Борис Бабочкин и Николай Черкасов, заворожили и потащили Вячеслава Тихонова в искусство.
Артистом Вячеслав Тихонов стал вопреки воле родителей. Родители: отец - механик по ткацким станкам, мама – воспитательница в детском саду, от актерства были явно далеки. Они видели своего сына студентом сельхозакадемии. Окончательную точку в этом разногласии поставила бабушка - глава дома, добрая и очень мудрая женщина. «Валя, не запрещайте Славику идти туда, куда он хочет. Если вы ему сегодня запретите, он всю жизнь будет считать, что вы ему помешали…», - тихо, но веско произнесла она исторические слова. Молчаливое родительское согласие было получено.
Во ВГИК будущая знаменитость не поступила. Абитуриент Вячеслав Тихонов провалился на экзамене по актерскому мастерству. 17-летний юноша стоял, уткнувшись носом в стенку коридора, и горько плакал, плакал от обиды, от горя, от какой-то безысходности. И вот - его величество – случай! Его увидел руководитель курса Борис Бибиков, случайно проходивший мимо. Вгиковский профессор Б. Б. Бибиков зачислил Вячеслава Тихонова к себе на курс после завершения вступительных экзаменов.
В отличие от большинства актеров – «молодогвардейцев», Вячеслав Тихонов почти десть лет не получал интересных ролей. Режиссеры использовали главным образом внешние данные актера, не выявляя сам актерский потенциал. Вячеслав Тихонов не стал звездой, хотя для этого имелись все предпосылки. Но сам Вячеслав Тихонов не считал эти годы потерянными. С 1950 года он работал в Театре-студии киноактера, где в полный голос заявил о своем даровании, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Павловичем Гариным.
В первые послевоенные годы на экраны выходит фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Съемки этого фильма были исключительным явлением для советского кино: разработка характеров, «врастание» актеров в свои персонажи, доскональное воссоздание среды. Вячеслав Тихонов, будучи студентом, сыграл в фильме роль Володи Осьмухина. Дебют довольно удачный. Фильм «Молодая гвардия» можно назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения молодых талантливых актеров: Инны Макаровой, Сергея Гурзо, Ноны Мордюковой, Виктора Хохрякова, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Евгения Моргунова, Виктора Авдюшко. Вячеслав Тихонов за роль в картине получил Сталинскую премию.
Многим ранним работам Тихонова был присущ романтически-героический пафос. Среди них: Виктор Райский в героико-приключенческом фильме «ЧП - Чрезвычайное происшествие» (1958), Олег Безбородько в героической драме «Жажда» (1959), Панин в историко-революционной ленте «Мичман Панин» (1960), Алексей в драме «Оптимистическая трагедия» (1963) и др.
Однако первую популярность актеру принесли вовсе не героические роли, а простой деревенский парень Матвей Морозов из фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1958), где актер прибегнул к лирико-комедийным краскам, выводя своего героя за пределы положительного или отрицательного персонажа.
Облик актера Вячеслава Тихонова определенно не вязался с ролью тракториста, однако зритель принял Матвея Морозова. Зритель почувствовал, что истинная драма героя заключалась не в несчастливой любви, а во внутреннем несоответствии с обстоятельствами жизни. Роль тракториста Матвея Морозова принесла актеру зрительское признание, а главное – обнаружила его востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: неприметным, тихим романтизмом в обыденной, бесконечной повседневности. Не удивительно, что именно эту роль Вячеслав Тихонов считает своей лучшей работой в кино.
С конца 60-х актер отходит от героических ролей, все чаще создавая на экране образы настоящих русских интеллигентов. Одним из первых таких персонажей стал его учитель истории Илья Семенович в лирической повести «Доживем до понедельника» (вместе с Тихоновым в этой замечательной, доброй картине снялись знаменитые Ольга Жизнева, Нина Меньшикова и начинающие Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Ирина Печерникова).
Этот ряд продолжили Андрей Болконский («Война и мир»), Штирлиц («Семнадцать мгновений весны»), писатель, хозяин Бима («Белый Бим, Черное Ухо») - на первый взгляд такие абсолютно разные персонажи…
Князем Болконским в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука Тихонов стал с легкой руки тогдашнего министра культуры Людмилы Фурцевой, хорошо относившейся к актеру. Съемки длились четыре года, и по словам самого Вячеслава Тихонова, они буквально опустошили его. «Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо еще хватило ума наколоть только свое имя «Слава». Никак потом не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть».
С выходом на экраны картины «Война и мир» многие критики отрицательно приняли работу Вячеслава Тихонова. Да он и сам был недоволен собой, что даже в какой то момент решил уйти из кино. Но это была лишь минутная слабость…
Самую «звездную» свою роль – Исаева – Штирлица, Вячеслав Тихонов сыграл в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Татьяна Лиознова на эту роль первоначально пробовала совсем других актеров. В числе кандидатов были Иннокентий Смоктуновский, Арчил Гомиашвили и другие. Но по разным причинам все они не подошли Лиозновой, в итоге выбор режиссера пал на Тихонова.
Актер вспоминал: «Для меня это была обычная актерская работа. Дали роли, мы их должны были исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков…»
Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер. Актеру удалось показать насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм, игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, умение «держать» крупные планы, глубокое понимание специфики актерской работы в кино.
Премьера фильма-сериала состоялась в конце лета 1973 года. Успех фильма был невероятным! С 11 по 24 августа буквально вся страна прильнула к экранам своих телевизоров. Говорят, что в стране в это время даже снизилась преступность. А уж последние серии, где интрига фильма была закручена до предела, зрители и вовсе смотрели, затаив дыхание.
Актерская удача! Невиданная популярность! Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых! Настоящий триумф! Герои сериала «ушли» в народ, став персонажами бесконечных анекдотов «про Штирлица», литературных и музыкальных произведений, карикатур, а через много лет и компьютерных программ, что лишний раз подтверждает гениальность картины.
Образ Штирлица был создан Тихоновым настолько достоверно, что в реальность его существования поверили не только миллионы зрителей, но и сам Леонид Ильич Брежнев. Посмотрев «Мгновения», он даже отдал распоряжение разыскать разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Генсеку объяснили, что Исаев - это всего лишь роль, блестяще исполниная артистом. «Жаль», - покачал головой Брежнев…
А ведь фильм мог и не появиться на экранах: просмотрев «Семнадцать мгновений весны», член Политбюро ЦК КПСС М.А. Суслов высказался за запрет показа. «Не показан подвиг советского народа в войне», - прозвучали аргументы не в пользу фильма. Его поддержали советские военачальники, заявившие, что согласно фильму, складывается ощущение, что войну выиграли одни разведчики.
За фильм вступился председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов: «Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга». (Много лет позже, когда Андропов станет Геренальным секретарем ЦК КПСС, он наградит Тихонова звездой Героя Социалистического труда). Тем не менее, в тот момент Лиозновой пришлось пойти на попятный и включить в картину несколько сот метров документальной хроники. После чего фильм зажил, и живет уже не одно десятилетие…
70-е годы - пора расцвета таланта Вячеслава Тихонова. С каждым фильмов к его актерской палитре добавлялись неожиданные краски, как, к примеру, самоирония в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие», вышедшей на экраны еще до «Мгновений».
В 1977 году Вячеслав Тихонов снялся в очень пронзительной картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное ухо». При работе над фильмом Вячеславу актеру пришлось проявить большую находчивость. Вот что рассказывал сам Вячеслав Тихонов: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака - моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки - он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол - и он помчится за мной». Вся внутренняя творческая сущность Вячеслава Тихонова проявилась в этой роли.
Удачные, запоминающиеся образы Вячеславом Тихоновым были созданы в военных картинах. Актер сыграл Млынского в кинотрилогии «Фронт без флангов»-«Фронт за линией фронта»-«Фронт в тылу врага», Николая Стрельцова в военной драме «Они сражались за Родину». А в фильме «Битва за Москву» режиссеру Юрию Озерову понадобился неповторимый голос Тихонова (там он читает закадровый текст).
С середины 90-х Вячеслав Тихонов все реже снимался в кино. Одна из последних его работ – слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Сценарий фильма писался специально под Вячеслава Тихонова, Олега Ефремова и Михаила Ульянова (любимых актеров Урсуляка), которым к тому времени исполнилось по 70 лет.
После этой картины Тихонов в кино почти не снимался. Как объяснял сам актер, он хотел бы вновь появиться на экране: «Я же всю жизнь отдал кинематографу. Как же это желание может уйти! Но – смотря, что играть...» Достойных ролей ему не предлагали, а играть различных криминальных авторитетов он не хотел. Правда в 2005 году дочь Вячеслава Васильевича Анна Тихонова уговорила его сняться в триллере Николая Вороновского «Глазами волков», но картина вышла крайне слабой...
А вот Эльдару Рязанову Вячеслав Васильевич отказать не мог. Да и как иначе! У Рязанова легендарный актер сыграл в картине «Андерсен. Жизнь без любви». Роль фактически эпизодическая, но крайне важная в фильме. Тихонов появлялся в начале картины в образе «человека в добрым лицом и нимбом на голове», предваряя жизнь Андерсена, а затем к онце - как бы подводя ей итог...
Последней работой в кино для Вячеслава Васильевича стала роль Всеволода Константиновича в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Выхода на экраны фильма актер уже не дождался... В ноябре 2009 года он был госпитализирован в реанимацию Центральной клинической больницы с повторным инфарктом миокарда. 28 ноября ему была срочно проведена операция, т.к. появились осложнения. Актер находился под постоянным наблюдением врачей, но состояние его оставалось тяжелым. 4 декабря 2009 года он скончался...
Личная жизнь Вячеслава Тихонова, как и судьба в кино, складывалась с переменным успехом.
Первый брак
Со своей первой женой Вячеслав Тихонов познакомился на съемках фильма «Молодая гвардия». Он долго не обращал внимания на Нонну Мордюкову. Ей стоило больших усилий вскружить голову стройному молчаливому красавцу... К тому времени, как картина вышла на большой экран, у пары родился сын Владимир (в 1990 году трагически ушедший из жизни, - он погиб от передозировки наркотиков). Через тринадцать лет совместной жизни супруги развелись, разошлись мирно, без скандалов. Как настоящий мужчина, Вячеслав Тихонов о первой жене не любил распространяться…
Второй брак
Второй женой популярного артиста стала работница «Совэкспортфильма». Во втором браке у Вячеслава Тихонова родилась дочь Анна, тоже актриса. Когда Вячеслав Тихонов почувствовал, что брак стал трещать по швам, он переехал на дачу, без скандала собрав вещи и оставив квартиру в Москве жене и дочери. Впоследствии Анна Тихонова организовала небольшую студию «Актер кино», художественным руководителем которой стал ее знаменитый отец.
Вячеслав Тихонов был страстным футбольным и хоккейным болельщиком, поклонником команды «Спартак». Увлекаелся зимней рыбалкой. Его любимым произведением был роман Л.Н. Толстого «Война и мир», а любимым кинофильмом – «Большая жизнь» с Петром Алейниковым.
Почти все фильмы, с участием Вячеслава Тихонова, были суперпопулярными, а значит и суперприбыльными, но особых богатств актер не нажил. Основным богатством народного артиста СССР были: президентская премия, да скромная недвижимость: квартира в районе станции метро «Кропоткинская» и дача. Хотя нет! Основным его богатством была поистине всенародная любовь.
И еще один факт. В свое время был проведен эксперимент: аудитории - сто человек - показывали фотографии частей мужского лица: отдельно фото глаз, отдельно фото подбородков и т.д., и просили выбрать наиболее понравившиеся фотографии, наиболее мужественные и привлекательные. И по итогам эксперимента, большая часть выбрала черты лица Штирлица.