Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Жорж Мельес - фактически первый кинорежиссёр, перешедший от простых съёмок кинороликов каких-либо событий, обычных жизненных сцен к постановочным, художественным фильмам. Снял фильмы "Замок дьявола" (1896), "Дело Дрейфуса" (1899), "Путешествие на Луну" (1902), "Гулливер" (1902), "В царстве фей" (1903), "Путешествие через невозможное" (1904), "Четыреста шуток дьявола" (1906) и другие.
Жорж Мельес родился в Париже 8 декабря 1861 года в семье владельца фабрики модельной обуви. После окончания лицея и службы в армии, Жорж отправился совершенствовать английский язык в Лондоне (по мнению родителей, это было необходимо для ведения бизнеса). После возвращения в Париж несколько лет проработал на фабрике отца (с 1882 по 1886).
Жорж с детства любил рисовать, его карикатуры, подписанные псевдонимом Джек Смайл, охотно публиковал журнал "Ля Грифф". В 1888 году Мельес становится директором и владельцем театра Робер-Уден, в котором демонстрировались различные трюки и фокусы. Обладая богатой фантазией, он с успехом пробует свои силы как постановщик трюков.
Между тем, 28 декабря 1895 года в Париже проходит первый киносеанс братьев Люмьер. Мельес сразу понимает, какие богатые возможности открывает кинематограф, и предлагает им 10 тысяч франков за киноаппарат. "Через год о синематографе забудут"- сказал ему Люмьер.-"Так что мы намерены сами получать деньги от нашего изобретения." Однако, получив отказ, Мельес не отказался от своей идеи, и ему повезло - он смог приобрести съемочную камеру в Англии.
Первый фильм Мельеса "Игра в карты", как и большинство других его лент 1896 года, - явное подражание Люмьеру. Однако Мельес много работает и настойчиво ищет свой собственный путь. В конце 1896 года случай во время съемок уличной сценки в Париже подсказал Мельесу его первый трюк. Вот как он рассказывает об этом происшествии: "Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен- Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин... Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех". Так же случайно, как и прием "стоп-камера", им были открыты замедленная и ускоренная съемки. Позднее стали применяться затемнения и наплывы, съемки на черном бархате и другие приемы.
Уже в 1897 году Мельес строит на своей вилле в парижском предместье Монтрэ первую в мире киностудию - стеклянный павильон, в котором были люки, подъемники, тележки для наездов и отъездов съемочной камеры, черные бархатные фоны и прочие приспособления. Киностудия скоро начала приносить баснословный доход.
Всего в 1897 году Жорж Мельес снял 60 кинолент. Он вводит в кино новые жанры: феерии, комедии, сценки с трюками. При помощи актеров режиссер восстанавливал эпизоды греко-турецкой войны ("Взятие Турнавоса", "Казнь шпиона" и "Резня на Крите"), выпустил фильм о восстании индусов против англичан ("Нападение на блокгауз", "Сражение на улицах Индии", "Продажа рабов в гареме", "Танец в гареме"), сделал несколько инсценировок-репортажей о современных событиях.
Жорж Мельес пытается даже перейти от черно-белого кино к цветному, применяя метод раскраски фильмов кисточкой от руки. Принимая во внимание, что длина фильмов не превышала тогда 15-20 метров, этот весьма кропотливый способ оправдывал себя, особенно при производстве волшебных сказок.
В 1899 году Мельес поставил два больших фильма: инсценированную хронику "Дело Дрейфуса" (240 м) и первую свою феерию — "Золушка" (140 м). Эксперимент оказался удачным. Теперь режиссер мог отбросить стандартную длину в 20 метров и выпускать 2-3 фильма в год длиной до 300 метров, проекция которых длилась бы больше четверти часа. В 1900-1902 годах Мельес выпускает феерии "Жанна д'Арк", "Рождественский сон", "Красная шапочка", "Синяя борода", "Гулливер" и "Робинзон Крузо".
В 1902 г. выходит один из лучших его фильмов - "Путешествие на луну". В этом фильме Мельес применил причудливые эффекты, сочетая кинотрюки с использованием макетов и театральной машинерии. В нём Мельес соединил легкий наивный юмор театральной буффонады и загадочную фантастическую сказку, рассказывающую о приключениях нескольких чудаков-астрономов, отправившихся в пушечном снаряде на луну. В основе сценария — эпизоды романов "От земли до луны" Жюля Верна и "Первые люди на луне" Уэллса. Из первого Мельес заимствовал гигантскую пушку, ядро, клуб безумцев. Из второго — большую часть лунных эпизодов: снежную бурю, спуск в лунный кратер и на дно океана, битву с селенитами...
Триумф "Путешествия на луну", "Гулливера" и "Коронации Эдуарда VII" сделал 1902 год самым значительным в творчестве Мельеса. Для того чтобы избежать подделок, он ввел торговую марку — звезду (от названия его фирмы "Старфилм").
Киноработы Мельеса выделялись четкостью, выразительностью и темпом. Он был не только автором, режиссером, художником и актером, он был также механиком, сценаристом, хореографом, создателем трюковых эффектов, костюмов, макетов, а также предпринимателем, заказчиком, издателем, распространителем и прокатчиком своих картин. Не случайно один из любимых фильмов Мельеса назывался "Человек-оркестр".
В 1903 году Мельес выпускает знаменитую феерию "В царстве фей". Герой картины сражался с рыбой-пилой и осьминогом, разъезжал в подводном омнибусе (гигантском ките), проникал во дворец лангустов — это была одна из великолепнейших декораций Мельеса. В этом же году на экраны выходит "Гибель Фауста" — большая фантастическая феерия в 15 картинах, навеянная знаменитой одноименной ораторией Берлиоза. Окрыленный успехом, Мельес ставит "Фауста" и "Севильского цирюльника", причем их демонстрация в кинотеатрах сопровождалась исполнением арий из опер Гуно и Россини.
Жорж Мельес, несомненно, находился на вершине своей карьеры. Его ленты демонстрировались одновременно на экранах двух крупных театров Парижа: "Фоли-Бержер" и "Шатле". Казалось, ничто не угрожает его благополучию.
Но все-таки кинематограф рос, развивался, выходил за рамки отснятого на пленку театра. Кинокамера тоже могла двигаться, выходить на улицы, менять точку съемки. Был изобретен крупный план, съемка с движения... Режиссеры все чаще снимают на натуре. Мельес же ничего не меняет в своем методе, продолжая работать в студии. Да, он оставался прекрасным декоратором с богатым воображением. Об этом свидетельствуют кадры из фильма "Фея-стрекоза, или Волшебное озеро" (1908). И ему по-прежнему нет равных в съемке фокусов — достаточно вспомнить "Мыльные пузыри" (1906) и "Фантастические фокусы" (1909). Однако мода на феерии проходила, а Мельес не хотел в это верить.
В трудное время на помощь Мельесу пришел Шарль Патэ, предоставивший ему заказ на несколько фильмов. В виде обеспечения за кредит Мельес, уверенный в успехе предприятия, заложил свою виллу в Монтрэ, а также студию и дом.
В 1911-1913 годы "Старфилм" выпустил последние пять картин: "Приключения барона Мюнхгаузена" (1911), "Завоевание полюса" (1912), "Золушка" (1912) "Рыцарь снегов" (1913) и "Путешествие семьи Бурришон" (1913). Киноведы выделяют картину "Завоевание полюса". Публику повергал в ужас снежный великан — гигантский манекен, построенный в студии. Он шевелил руками, качал головой, вращал глазами, курил трубку, проглатывал, а затем выплевывал человека. Настоящий предшественник Кинг-Конга! Однако же в целом проект провалился. Зрители требовали сценок из реальной жизни, а Мельес замкнулся в театральных декорациях и упорно отказывался снимать на натуре.
После банкротства американского филиала "Старфилма" Мельес прекращает работу в кино. С началом войны закрывается и театр Робер-Уден. В 1914 году Мельес преобразовал свою студию в театр Варьете артистик. Однако решением суда у него отобрали не только студию, но и красивую виллу.
После Первой мировой войны Мельес работал некоторое время в Штутгартском театре по реконструкции декораций. Киновед Жорж Садуль пишет: "Я помню, что в 1925 году заметил в зале вокзала Монпарнас небольшой киоск, в котором продавались детские игрушки. Продавец этого киоска, приветливо улыбавшийся человек с живыми глазами и бородкой клинышком, почти никогда не расставался с пальто и шляпой, боясь сквозняков. Этот продавец оловянных солдатиков и дешевых леденцов был всеми забытый Жорж Мельес".
Леон Дрюо, редактор еженедельника "Сине-журналь", в 1928 году случайно открыл имя этого торговца. Великого кинематографиста наградили орденом Почетного легиона и назначили пенсию, правда, скромную. С 1932 года он жил в доме для престарелых членов общества взаимопомощи киноработников в Орли. Смерть настигла Жоржа Мельеса 21 января 1938 года.
Вклад Мельеса в киноискусство огромен. Волшебник и маг, он первым понял силу зрелищности кинематографа, его бесконечные возможности. Он первым стал экранизировать литературные сюжеты, его считают родоначальником многих кинематографических жанров.
Творческая деятельность Мельеса сочеталась с большой общественной и организационной работой. Он был первым президентом французского кинематографического синдиката, председателем первых международных кинематографических конгрессов. Именно ему кинематография обязана введением стандартных перфораций на кинопленке.
Французские киноведы разделяют историю кино на два потока — от Люмьера и от Мельеса. От Люмьера — неигровое кино, хроника, показывающая реальную жизнь в ее собственных формах. От Мельеса — игровое кино, воссоздающее жизнь при помощи сюжета, актеров, декораций.