Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (8)
- Биография (254)
- Боевик (802)
- Вестерн (67)
- Военный (260)
- Детектив (526)
- Документальный (78)
- Драма (2194)
- Индийский (91)
- Исторический (266)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1254)
- Криминал (556)
- Мелодрама (1040)
- Мистика (144)
- Мюзикл (214)
- Новогодние (183)
- Приключения (833)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (485)
- Советские (471)
- Спорт (74)
- Триллер (1122)
- Ужасы (450)
- Фантастика (536)
Фильм о молодом Карле Марксе и Энгельсе
Документалист Рауль Пек снял обстоятельную историческую драму о зарождении коммунизма с задорными финальными титрами.
Забудьте о бородатых стариках, запечатленных в профиль вместе с Лениным. К ним «Молодой Карл Маркс» не имеет никакого отношения. Фильм Рауля Пека берет четыре года из жизни молодого пламенного философа — от момента его судьбоносной встречи с Энгельсом до написания манифеста коммунистической партии. Седая борода и «Капитал» будут сильно позже, мир изменится, а основные положения марксизма положат начало Октябрьской революции.
Рауль Пек не случайно выбрал именно этот период: ему было интересно показать трио молодых увлеченных людей (собственно Энгельс, Маркс и жена Маркса, Женни), мечтающих о революции. С энергией юности все в порядке. От 26-летнего Маркса в исполнении Аугуста Диля разве что искры не летят, однако, как только дело доходит до написания книг и партийных интриг, зритель может заскучать.
Фильм открывается брутальной сценой: собирающих хворост крестьян настигают всадники с дубинками и безжалостно расправляются с бедняками, посягнувшими на сухие ветки в чужом лесу. За кадром голос Маркса рассуждает о том, что такое собственность и по какому праву одни ей обладают, а другие — нет. Из Кельна, где философа арестовывают за участие в издании журнала (чересчур беззубого, на его взгляд), действие перемещается в Париж. Туда 26-летний Маркс уезжает с женой Женни (Вики Крипс), аристократкой из Вестфалии. Вместо скуки буржуазной жизни Женни выбрала страстного еврейского юношу без гроша за душой, зато полного идей о том, как изменить мир.
Тем временем в Манчестере другой юноша, Фридрих Энгельс (Штефан Конарске), наблюдает, как его отец, владелец ткацкой фабрики, конфликтует с рабочими. Те жалуются, что стали рабами, работают за копейки сутками подряд. Одна из девушек лишилась пальцев, заснув за станком, и это вызывает среди рабочих бунтовские настроения. «Вам платят не за то, чтобы вы спали!» — резко отвечает Энгельс-старший. От лица рабочих с хозяином фабрики яростно спорит рыжая кудрявая ирландка Мэри Бернс (Ханна Стил), но ее речь оборачивается увольнением. Однако Фридрих уже влюблен и ищет встречи с Мэри в грязных трущобах Манчестера, чтобы узнать о жизни рабочего класса из первых рук.
Режиссер Рауль Пек познакомился с работами Маркса в 18 лет, когда приехал учиться в Свободном университете Западного Берлина. Изучение его философии и критики стало основополагающим для становления взглядов режиссера на мир. Для сценария «Молодого Карла Маркса» он изучил огромное количество источников — от биографий и научных исследований до многотомной переписки между основными героями. Именно письма, которыми обменивались Маркс и Энгельс, стали опорой для сценария и характеров персонажей.
Над «Молодым Карлом Марксом» и документальным фильмом «Я тебе не негр», получившим номинацию на «Оскар» в этом году, Пек работал практически одновременно.
«Когда я начинал работать над этими проектами, я чувствовал, что нам нужно вернуться к базовым понятиям и структурному анализу общества. Мы живем в эпоху, когда отвергаются интеллект, теория и исследовательский подход. Мы живем в мире мнений», — делился режиссер в интервью изданию Screen.
Рауль Пек наполняет многие сцены тонким юмором, умело влюбляя зрителя в персонажей — честных, открытых, увлеченных наукой и собственными идеями о справедливом мироустройстве.
Карл Маркс в молодости
«Я понял, — выпив за шахматами энное количество бокалов вина, шепчет Маркс новоиспеченному другу Энгельсу на темной парижской улице. — Раньше философы лишь описывали мир, а мы его изменим».
Дальнейшие четыре года пройдут в борьбе — с цензурой, властями, депортирующими Маркса из Парижа, с бедностью, разладом в рядах сподвижников.
Постановщик утверждает, что хотел погрузить зрителя в атмосферу 1840-х, чтобы дать зрителю понять, в каких условиях формировались взгляды юных философов. Нищета на улицах рабочих районов Манчестера резко контрастирует с лоском закрытых джентльменских клубов, которые так ненавидит посещать Энгельс. Когда Маркс будет писать «Капитал», мир бесповоротно изменится, как и положение рабочего класса, но все это авторы сценария оставляют за скобками.
Молодой Энгельс
Во второй части, старательно восстанавливающей процесс создания радикальной идеологии (люди не братья; нужно бороться против буржуазного класса, объединив силы пролетариата), фильм Пека теряет и в динамике, и в обаянии. Создание доктрины, пусть даже определившей исторический путь целых стран, — это сюжет не самый захватывающий. Стоицизм Маркса, перебивающегося написанием статей, чтобы кормить жену и двоих детей, похвален, как и неожиданно свободные принципы Мэри Бернс, шокирующие даже прогрессивную Женни. Эти люди полтора столетия назад заложили основы того, что Пек включит в финальные титры: хроникальные кадры восстаний, митингов, протестов, своеобразная краткая история противостояния классов в XX веке вплоть до движения Occupy Wall Street. Эти кадры, сменяющие друг друга под бодрый саундтрек, сообщают едва ли не больше и уж точно делают это энергичнее, чем последние 40 минут фильма.
Отзывов пока нет. Ваш отзыв может стать первым!
‹‹ Все новости