Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (8)
- Биография (254)
- Боевик (802)
- Вестерн (67)
- Военный (260)
- Детектив (526)
- Документальный (78)
- Драма (2194)
- Индийский (91)
- Исторический (266)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1254)
- Криминал (556)
- Мелодрама (1040)
- Мистика (144)
- Мюзикл (214)
- Новогодние (183)
- Приключения (833)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (485)
- Советские (471)
- Спорт (74)
- Триллер (1122)
- Ужасы (450)
- Фантастика (536)
"Мэри Шелли": Как закалялась Эль
Первая женщина-режиссер из Саудовской Аравии сняла феминистскую драму "Красавица для чудовища" о том, как создавался «Франкенштейн», с Эль Фаннинг в главной роли.
История любви между поэтом Перси Шелли и 16-летней Мэри Уолстонкрафт Годвин, в результате которой Мэри Шелли пишет знаменитое ужасающее произведение про живого монстра Франкенштейна.
Начало XIX века. Туманное церковное кладбище, типично английская сырость и вьющийся плющ. У могилы писательницы-феминистки Мэри Уолстонкрафт в задумчивости крутит в руках карандаш ее дочь Мэри Годвин (Эль Фаннинг). Не знавшая матери (та умерла через 10 дней после родов), она восхищается ее взглядами. Опередив время на полтора века, Уолстонкрафт написала эссе «В защиту прав женщин», а также считала свободные отношения и нетрадиционные любовные союзы абсолютной нормой и естественным правом любого человека. В современной ей Англии, впрочем, царили совсем другие нравы, а слово «полиамория» было не в ходу.
Мэри, увлеченную мистическими историями, отец по настоянию мачехи отправляет в качестве своеобразного наказания подальше от дома, в Шотландию. Там она встречает на приеме страстного молодого поэта Перси Биши Шелли 21 года от роду (Дуглас Бут). Улыбка 16-летней Мэри говорит красноречивее любых слов: девушка влюбилась во взъерошенного революционера, который вдохновенно читает стихи не по бумажке. Когда она возвращается в Лондон, настойчивый романтик Шелли находит повод навещать ее у отца, меж книжных стеллажей беседуя с неопытной девушкой о любви. «Моя мать не видела ничего плохого в отношениях с женатым мужчиной. Главное — это любовь», — гордо заявляет Мэри, от корки до корки изучившая произведения матери. «А вы с ней согласны?» — не без оснований интересуется Шелли.
Мэри готова бежать за возлюбленным хоть на край света, но край света оказывается обшарпанной холодной каморкой в районе вокзала Сент-Панкрас, а с собой приходится прихватить сводную сестру Клэр (Бел Паули). К тому же выясняется, что Шелли забыл рассказать Мэри о том, что у него есть жена и ребенок, но «чувства угасли». Мэри еще не знает, что понятие «скандал» будет неотступно преследовать ее и Перси, и без оглядки сбегает из дома, разрывая отношения с отцом. Любовь ей важнее, хотя скоро выяснится, что термин «свободные отношения» Перси воспринимает совершенно буквально. Всего через пару лет, пережив болезненное крушение иллюзий, рождение дочери, предательство близких, Мэри напишет «Франкенштейна» — роман, который (и это основная мысль фильма) не появился бы на свет, не познай она одиночества и потерь. Сама Мэри и есть позабытое своим создателем существо.
«Мэри Шелли» или "Красавица для чудовища" выглядит как образцовая постмодернистская британская историческая драма. Снимали фильм в Ирландии и Люксембурге по сценарию австралийки Эммы Дженсен, с Хайфой Аль-Мансор в режиссерском кресле и американкой Фаннинг в заглавной роли. Для Аль-Мансор, уроженки Саудовской Аравии, «Мэри Шелли» — англоязычный полнометражный дебют. Ее имя прогремело в 2012-м, когда ее первая картина — полностью снятая в Саудовской Аравии «Ваджда» — получила несколько наград на Венецианском кинофестивале и стала первым в истории фильмом из ее страны, отправленным на премию «Оскар».
Ваджа (2012 г.)
«Ваджда» тоже рассказывала о девочке, открыто вступившей в борьбу с традиционными устоями общества, так что выбор сценария «Мэри Шелли» был для режиссера логичным.
«Не то чтобы я искала определенную историю о сильной женщине — просто именно такие сюжеты меня волнуют», — объяснила Аль-Мансор.
Режиссера многое роднит с главной героиней: она тоже родом из консервативной страны и, как и английская писательница XIX века, творческой профессией обязана отцу. Отец Мэри Шелли, философ и писатель Уильям Годвин, дал дочери прекрасное образование и вдохновлял ее на поиски собственного пути. Мэри своим шансом воспользовалась. Как и Аль-Мансор, получившая высшее образование в Каире и на заре карьеры снимавшая документальные фильмы о положении женщин в мусульманских странах.
Конечно, новая «Мэри Шелли» — плод авторской фантазии, в котором не стоит придирчиво искать исторические соответствия и достоверную хронологию. В угоду сюжету реальные события из жизни писательницы случаются то чуть раньше, то чуть позже, но фильм никогда не теряет из виду основные темы — поиск собственного голоса, который невозможен без полноты эмоциональной жизни, рефлексии и самостоятельного выбора, и проблему авторства.
«Зачем публиковать свои произведения, если не можешь поставить на них свое имя?» — удивляется Мэри практике анонимных публикаций, распространенной в то время. Однако ей самой придется уступить: «Франкенштейна» отказываются публиковать под женским именем. Да и в том, что такой роман, затрагивающий философские вопросы ответственности создателя, могла написать юная девушка, практически подросток, издатель откровенно сомневается. За что получает гневную отповедь: «То есть для рождения детей я достаточно взрослая, а для написания книг — нет?»
Отказаться от авторства пришлось не только Мэри, но и врачу Джону Полидори, создателю новеллы «Вампир». Новелла вышла под именем лорда Байрона, на вилле которого в Женеве летом 1818 года был создан и «Франкенштейн». Байрон вообще был известен своим эксцентричным поведением, и авторы фильма используют его образ по максимуму. В исполнении Тома Стёрриджа поэт предстает практически рок-звездой с неизменной бутылкой кларета в руке, а его литературное окружение (включая Перси Шелли, Мэри и Клэр) — богемной тусовкой, окутанной опиумным дымом.
«Они были такими хиппи своего времени», — смеется Аль-Мансор.
В «Мэри Шелли» можно найти слабые места, можно критиковать ленту за прямолинейность и даже некоторый дидактизм, однако делать этого не хочется. Живой атмосферы, четко артикулируемого посыла и правдоподобных, небанальных персонажей зрителю уже хватит с головой.
Мэри Шелли (1797-1851 г.г.)
Перси Шелли (1792-1822 г.г.)
Отзывов пока нет. Ваш отзыв может стать первым!
‹‹ Все новости