Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

Судьба безжалостна к тем, кто щедро одарен природой

Настоящие талантливые актеры не умирают - они продолжают жить в своих ролях, в тех образах, которые они создавали... Именно такой актрисой была Людмила Марченко - фактически забытая и известная лишь малому кругу кинолюбителей. Современные молодые люди вряд ли слышали такое имя. Тем не менее, Людмила Марченко (20 июня 1940 - 23 января 1997г.г.) оставила большой и яркий след в истории советского кинематографа, а также навсегда осталась в памяти тех, кто ее знал, милой и нежной девушкой. Не случайно, имя Людмила означает "милая людям". Именно такой и запомнилась Люда Марченко.

23 января 1997 года ее не стало. На похороны когда то известной актрисе пришло всего лишь несколько человек. Союз кинематографистов выделил всего 200 рублей. Людмила Васильевна Марченко, незаслуженно забытая безусловно достойна восхищения. Марченко - человек очень сложной и трагической судьбы. Первая же роль в фильме Льва Кулиджанова "Отчий дом" сделала ее известной и всеми любимой актрисой. Вторая, в экранизации повести Федора Достоевского "Белые ночи", навсегда вписала ее имя в золотой фонд отечественного кинематографа. И, к сожалению, стала для нее роковой...

Начало было обещающим: юная студентка ВГИКа Людмила Марченко утверждена на главную роль в фильме "Отчий дом" (1959 г.). Ставил этот фильм молодой режиссер Л. Кулиджанов, сам недавно дебютировавший в кинематографе, но уже утвердивший себя одним из ведущих представителей той режиссерской молодежи, чьи поиски шли под девизом: "Поэзия - в правде!". Зритель должен видеть картины о том, "как будет жить и бороться, любить и ненавидеть он сам, его сосед по квартире, его товарищ по заводу".

Героиня "Отчего дома" - ровесница актрисы. Таня - московская студентка, выросшая в искусственно благоприятных, тепличных условиях, сталкивается с жизнью колхозной деревни - с жизнью натуральной, всамделишной, со всеми ее сложностями, проблемами, неурядицами, нелегким бытом, трудовыми буднями, сложными людскими судьбами и неброской, но большой душевной красотой этих людей.

Героиня фильма вступала в реальную жизнь. Ей предстоял процесс постижения ее, поисков и определения своего места. А перед актрисой открывался путь в большое искусство, с большой, актуальной проблематикой. Намечалась своя тема.

Вот уже остались позади бурные заседания художественного совета, где режиссер, оказавшись в явном меньшинстве, упорно отстаивал ее кандидатуру, его решительное: "Будешь сниматься!",-брошенное там, в коридоре "Мосфильма", заплаканной, потерявшей надежду дебютантке. На экране - уютно-обжитая, зажиточная московская квартира, бытовой уклад профессорской семьи, воспитавшей Таню.

Семья собирается к завтраку - и камера, словно прыгая по квартире, то забегает в кабинет отца, деловито собирающего портфель, то в кухню, а затем в столовую, сопровождая мать, сервирующую стол, то останавливается перед большим зеркалом: девушка лениво расчесывает волосы; примостившаяся у ее ног породистая собака, кажется, любуется хозяйкой, хрупкость и стройность которой подчеркивают изящные узкие брючки и облегающий свитер.

Изображение в зеркале приближается. У девушки черные со злинкой глаза, брезгливо опущенные уголки тонких губ, капризно-удивленно поднятые бровки, что придает лицу холодновато-обиженное выражение.

Такой появилась на экране героиня Марченко.

После выхода фильма на экран за 19-летней Людмилой Марченко стали бегать не только дворовые мальчишки, среди ее поклонников оказался и народный артист СССР, председатель Союза кинематографистов, директор "Мосфильма", депутат Верховного Совета Иван Пырьев. Влюбленный режиссер без всяких проб утвердил Люду на роль Настеньки в "Белых ночах" (1959 г.). Он думал, что после этого молоденькая актриса согласится на все...

58-летний режиссер в те годы являлся одним из столпов отечественного кинематографа. Обласканный официальными властями и всенародной любовью он, по его собственным словам стоял в очереди за коммунизмом в числе первых. И этот, ни в чем не нуждающийся человек, как последний мальчишка влюбился в 19-летнюю девушку с чуть вздёрнутым носиком и осиной талией…

Для Ивана Александровича это стало неожиданным и страшным ударом. Тысячи актрис желали бы оказаться на ее месте. Но какое дело ему было до них, когда на свете существовала та, единственная - Люнечка, как ласково называл ее Пырьев.

Седовласый режиссер не стал ни перед кем оправдываться. Перед "высокими лицами" он открыто заявил, что все их измышления для него крайне унизительны, он же готов хоть сейчас идти с Людмилой под венец.

Из ЦК он вышел победителем. Вот только отношение Людмилы Марченко к нему не изменилось. Отказав Пырьеву, Людмила закрутила роман с Олегом Стриженовым. С этим 31-летним красавцем-актером, кумиром миллионов женщин, она вместе снималась в "Белых ночах". Свои отношения влюбленная парочка старалась не афишировать, поскольку Олег был женат на актрисе Марине Стриженовой.

У замечательного актера Олега Стриженова репутация хорошего семьянина. Между тем в молодости он сломал не одну женскую судьбу. Одной из его жертв стала любимая девушка знаменитого режиссера Ивана Пырьева.

Олег уверял Люду, что совместная жизнь с женой ему не в радость, и обещал развестись. Неопытная глупышка ему верила. И тут выяснилось – она беременна. Людмила очень хотела ребенка. Олег трусливо тянул время, избегая разговора по душам. В конце концов он убедил Люду, что ей рано рожать, дескать, малыш испортит карьеру. Людочка решилась на аборт.

Медики не брались делать операцию – слишком поздно. Тогда Люда отыскала бабку, которая избавила ее от беременности. Подпольный аборт вызвал осложнения: она уже никогда не смогла стать матерью. А красавца-актера не мучили угрызения совести, он быстро обзавелся очередной пассией.

Все это время Пырьев не терял надежды, что Людмила все же ответит ему взаимностью. Уверенный в успехе, он в среде кинематографистов постоянно представлял ее, как жену. После окончания романа между Марченко и Стриженовым Пырьев предпринял новые попытки добиться ее расположения. Он преследовал ее повсюду, а Людмила уважительно отвечала, что между ними огромная разница в возрасте, она не может стать его женой, потому что он сверстник её дедушке, и мама никогда её не поймет. Но чем больше она отказывала, тем яростнее он её добивался. Пырьев, никогда не знавший в любви поражений, был доведен до бешенства. Рассказывают, что однажды он, придя к Людмиле домой, и не застав ее там, взломал дверь и в ярости разгромил всю квартиру.

Когда же она, вернувшись, попробовала робко заявить, что будет жаловаться, он бросил ей: "На меня можно жаловаться только в ДОСААФ!". Ему хотелось, что бы непокорной девчонке стало так же больно, как и ему. Но чем больнее он делал ей, тем больше страдал сам

Тем временем Людмила Марченко успела сняться в нескольких картинах: мелодраме Виктора Соколова "До будущей весны" (Вера Николаевна), комедии французского режиссера Марселя Палиеро "Леон Гаррос ищет друга" (Маша), драме Николая Макаренко "Дмитро Горицвит" (Югина), режиссера  Евгения  Матвеева "Цыган"  и других.

А затем ее вдруг перестали приглашать. Уязвленный Пырьев попросту запретил всем режиссерам ее снимать… Нет, он не хотел погубить карьеру молодой актрисы. Он просто надеялся, что она покорится и придет к нему, но гордая девушка стояла на своем.

В 1963 году Людмила Марченко окончила ВГИК и стала актрисой Экспериментального театра-студии пантомимы "Эктемим" под руководством А. Румнева. В том же году Александр Зархи, не убоявшись гнева Пырьева, пригласил Людмилу на роль Гали в картину "Мой младший брат".

Это была последняя большая роль актрисы.

Пырьев, как мог, старался оградить свою возлюбленную от новых знакомств, но Марченко не долго оставалась одна. Однажды ее друг, актер Владимир Гусев, познакомил актрису со своим приятелем - начальником геологоразведочной партии Валентином Березиным (Гусеву это знакомство тоже стоило запрета на съемки). Если бы Людмила тогда знала, чем все это закончится!

Казалось, что в жизни все наладилось, вот только работы в кино у Людмилы так и не было.
Редкие малозначительные эпизоды не приносили удовлетворения, не много было работы и в Театре Киноактера, куда она перешла в 1965 году. Однако Людмила никогда не предавалась отчаянию. Во всяком случае, на людях.

Валентин Березин часто ездил в свои экспедиции. Возвращаясь, он каждый раз выслушивал очередную порцию грязных вымыслов и однажды взорвался. Как-то в приступе ревности Валентин бросился избивать жену. Бил зверски. Людмила кричала, звала на помощь. Среди ее криков соседи слышали фамилию человека, которому она отказала: "Пырьев!" Но его рядом не было…

Валентин остановился лишь тогда, когда лицо Людмилы стало представлять одно сплошное кровавое месиво. Сестра вспоминает, что на полу в луже крови валялся кусочек губы. Вот тогда он страшно испугался. Людмилу Валентин уговорил заявить органам, что она попала в аварию. В это никто не поверил, но женщина упорно стояла на своем, и он избежал наказания. Это произошло в 1966 году.

В институте Склифософского, куда Людмилу отвезла Скорая помощь, врачи смогли спасти ей жизнь. Жизнь, но не внешность. Когда она выписалась, то в 26-летней женщине со шрамами, изуродованным подбородком и изорванными губами уже ничто не напоминало ту Людочку Марченко, которую знали и любили зрители.

А через 2 года, в 1968 году умер Иван Пырьев. За три месяца до своей смерти Пырьев вновь женился. Хотя правильнее было бы сказать, что его женила на себе 30-летняя актриса Лионелла Скирда, которая давно это добивалась. Став женой известного режиссера, она постаралась в полной мере воспользоваться своим новым положением. А Пырьев продолжал любить Люнечку. Чеканка с ее курносым профилем так и провисела над его рабочим столом до самой смерти.

Вскоре после смерти мужа Лионелла Пырьева (теперь она носила эту фамилию) вышла замуж за Олега Стриженова. Да-да, того самого Стриженова…

В 1968 году Людмила Марченко неожиданно узнала о том, что у Валентина есть на стороне другая женщина и ребенок. Людмила, простившая изуверство над собой, не смогла простить измены. Она собрала его вещи и попросила уйти…

Положение Людмилы Марченко становилось просто катастрофическим. Актриса с таким лицом не была нужна никому. Постепенно ее совсем забыли.

Зато появились "сочувствующие", готовые в любой момент прийти с бутылкой. Именно в этот тяжелый период в ее жизни появился человек, который постарался ее спасти. Виталий Войтенко, администратор Москонцерта, быстро разогнал "теплую" компанию. Мало того, он попытался вернуть актрису к жизни. В то время пластической хирургии в нашей стране не существовало. Но Виталий сумел найти за большие деньги хирурга, согласившегося рискнуть сделать операцию. Результат оказался плачевным. После операции лицо Людмилы стало еще более изуродованным. Виталий не пал духом.
Именно благодаря его настойчивости Людмила Марченко стала ездить с гастролями по стране. Так продолжалось несколько лет. Зрители везде с теплотой встречали бывшую звезду, но затем актриса поняла, что больше прошлыми заслугами она жить не может и не хочет. В 1975 году Людмила и Виталий расстались.

В том же 1975 году Людмила Марченко познакомилась в ресторане Дома кино с художником-графиком Сергеем Соколовым. Вскоре они поженились. Соколов очень любил свою жену. "В Люсе живут два человека: очень добрая, нежная женщина, которая может быть несгибаемо сильной, и слабенький человечек, которым управляют злые духи", - говорил он о ней. Она тоже его любила. Бывшая актриса стала настоящей женой и прекрасной домашней хозяйкой. Убирала по дому, готовила, стирала… Но была ли Людмила до конца счастлива? Нет.

"Мне кажется, что брак с графиком Соколовым стал для нее убежищем от людского зла. Она спряталась за ним, как за каменной стеной, — размышляет Светлана Лебедянская. — Когда меня спрашивали, как поживает актриса Людмила Марченко, я всегда отвечала, что теперь она жена художника".

"Я думаю, что до конца счастлива Люда не была. Иногда забредет к нам в деревню на огонек какой-нибудь пастух, глянем — а Людмила снова перед ним играет, — говорит Галина. — Конечно, Сергей любил ее до безумия. И она была благодарна ему за все. Ей было уютно в этой ее последней роли, она накинула ее на плечи, как теплую шаль…

В конце июля 1996 года художник Сергей Соколов скоропостижно скончался от сердечного приступа. Эта смерть вызвала у Людмилы Марченко сильнейший стресс. Успокоение она опять стала искать в спиртном. Вновь появились "странные" люди, из квартиры стали исчезать вещи, но ей уже было все равно. Актриса Людмила Марченко пережила мужа ровно на шесть месяцев. Она умерла в Москве от банального гриппа. Запретила родным приезжать в гости, чтобы те не заразились, и успокаивала их, что все в порядке. А сама — не вызывала врача и не принимала лекарств. Она просто не хотела жить одна. Ведь ее жизнь и так потеряла смысл.

В Люсиной квартире раздался звонок. Трубку взял племянник. Мужской голос спрашивал Люду, Людмилу Васильевну. - Ее нет. Она умерла... - сказал Саша. На том конце замолчали. Потом чуть слышно сказали:- Я завтра...Теперь трубку подняла Галина Васильевна. Это был звонок из далекой юности. Звонил Женя, курсант Женя Пешков. Она его, конечно же, помнила. Теперь полковник, прошедший Афганистан, боевой друг генерала Громова, женатый, имеющий двоих детей...- А где лежит Люся? - неожиданно спросил он. Галина Васильевна объяснила, как на Ваганькове найти ее могилу. Но он не нашел. Позвонил еще. Она опять объяснила. Потом Галя поняла, почему он не может найти Люсю: на солнце до неузнаваемости выцвела ее фотография. Но Женя больше не звонил, а когда позвонил, она, не надеясь на успешные поиски, сразу же выпалила:- Я обязательно заменю фотографию.- Не нужно, - ответил он.- Нет-нет, обязательно, - скорее давая обещание себе, настаивала Галина Васильевна.- Я все уже сделал... Заказал мраморный памятник, теневой портрет... У меня ведь много ее фотографий... Вот только не успел посмотреть, как установили... Звоню из больницы. Галина Васильевна поехала на кладбище. На могиле сестры стоял роскошный обелиск. Конечно, ей такой был бы не по карману. А через несколько дней Евгений опять позвонил. Сказал, что и ему, и жене памятник тоже понравился. Вот только умолчал, что жена купила роскошный букет цветов и подарила его Люсе, девочке, которую когда-то так любил ее муж.

Скончалась Людмила Марченко 21 янвapя 1997 года, похоронена в г. Москве на Ваганьковском кладбище (25 уч.).

Злата Орановская

‹‹ Все статьи

Новости кино

КАСТИНГ: Киану Ривз, Пирс Броснан, Хелен Миррен, Бен Кингсли, Закари Ливай КАСТИНГ: Киану Ривз, Пирс Броснан, Хелен Миррен, Бен Кингсли, Закари Ливай 24 апреля 2024 Киану Ривзу предложили роль в новом фильме двукратного обладателя "Золотой пальмовой ветви" Рубена Эстлунда "Система развлечений неисправна" (The Entertainment System Is Down). Как и прославившие шведского режиссера "Квадрат" и "Треугольник печали", новый проект будет...
"Лучший фильм Гая Ричи со времен „Агентов А.Н.К.Л.“": первые отзывы о "Министерстве неджентльменских дел" "Лучший фильм Гая Ричи со времен „Агентов А.Н.К.Л.“": первые отзывы о "Министерстве неджентльменских дел" 17 апреля 2024 16 апреля вышли первые рецензии на боевик "Министерство неджентльменских дел", который снят при участии Плюс Студии. Критики сравнивают новую работу Гая Ричи с "Бесславными ублюдками", отмечают классический черный юмор британца и хвалят актерскую работу Генри Кавилла и Алана Ричсона.
Дени Вильнев может снять фильм о ядерном апокалипсисе Дени Вильнев может снять фильм о ядерном апокалипсисе 10 апреля 2024 На волне успеха "Оппенгеймера" (7 "Оскаров", включая главный; $968,3 млн мировых сборов) студия Legendary приобрела права на экранизацию книги Энни Джейкобсен "Ядерная война: Вариант развития событий" (Nuclear War: A Scenario).
Searchlight готовит ремейк "Войны супругов Роуз" Searchlight готовит ремейк "Войны супругов Роуз" 3 апреля 2024 Студия Searchlight Pictures разрабатывает ремейк "Войны супругов Роуз" — черной комедии 1989 года, главные роли в которой сыграли Майкл Дуглас и Кэтлин Тернер. В новой версии культового фильма Дэнни ДеВито, получившей лаконичное название "Роузы" (The Roses), главных героев изобразят...

Последние рецензии

Шоу Трумана, 1998
Телевидение меняет форму, появляются новые инструменты для восприятия информации и досуга, но фильм 1998 года с Джимом Керри не теряет своей актуальности. Главный герой... Читать полностью ››
Смерть Сталина, 2017
На "цивилизованном Западе" был снят не один десяток фильмов о Советском Союзе. Но незнание иностранцами особенностей страны, о которой шла речь, и активное использование... Читать полностью ››
Инферно, 2016
Рецензия на фильм «Инферно» Осень 2016 года отметилась выходом на экраны экранизации остросюжетного романа «Инферно» знаменитого Дэна Брауна. Ровно десятилетие назад... Читать полностью ››

Последние статьи

Загадочный мир "Игры в кальмара": Все о сериале на doramy.fun Если вы еще не погрузились в захватывающий мир корейских сериалов, то пора исправлять эту ошибку! На сайте doramy.fun вы сможете не только посмотреть хитовый сериал "Игра в кальмара" бесплатно, но и узнать множество интересных деталей о производстве и актерах, включая информацию об актерах не первых ролей,
Эмоциональное путешествие: Открытие бразильских сериалов Хотите окунуться в удивительный мир бразильских сериалов? Тогда novelas-brasilieras.com - ваш надежный проводник в этом путешествии! Этот сайт предоставляет доступ ко всему контенту абсолютно бесплатно, позволяя насладиться как классическими хитами, так и свежими новинками.
Лордфильм: Онлайн-кинотеатр на Вашем LED-телевизоре В современном мире смотреть кино стало не только развлечением, но и частью повседневной жизни. Онлайн-кинотеатры стали популярным и удобным способом наслаждаться любимыми фильмами и сериалами прямо из уютного домашнего кресла. Большой LED-экран телевизора превращается в настоящий кинотеатр...