Категории фильмов
Фильмы по жанрам
- Аниме (14)
- Биография (258)
- Боевик (807)
- Вестерн (67)
- Военный (263)
- Детектив (535)
- Документальный (78)
- Драма (2230)
- Индийский (91)
- Исторический (269)
- Катастрофа (37)
- Комедия (1264)
- Криминал (570)
- Мелодрама (1052)
- Мистика (144)
- Мюзикл (216)
- Новогодние (183)
- Приключения (837)
- Семейный (509)
- Сказка, фэнтези (489)
- Советские (473)
- Спорт (74)
- Триллер (1135)
- Ужасы (455)
- Фантастика (547)
Нина Усатова
- Биография
- Фильмография
- Фотографии
Нина Николаевна Усатова родилась 1 октября 1951 г. на станции с мелодичным названием Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края.
Играя в школьных спектаклях и не пропуская ни одного фильма, которые привозили по выходным на их станцию, Нина уже к 8-му классу совершенно отчетливо поняла, что хочет стать только актрисой. "Я была очень застенчивая, но поняла: на экране можно выплеснуть все, что накипело", - призналась актриса в одном из интервью.
Но поступление в заветный вуз далось девушке далеко не сразу - пять лет она упорно шла к своей цели, снова и снова подавая документы в Щукинское училище при Вахтанговском театре. Ее поддерживала вера в свои силы, в то, что все получится и она непременно станет актрисой. С пятой попытки Нина поступила, но только на режиссерский факультет. Руководителем курса, на котором училась наша героиня, была М.Р. Тер-Захарова.
«У меня была сильная мечта. Она бежала впереди меня, и поэтому все то, что говорят: "Ой, как ты жила? Где ты жила? Как ты в туфлях бегала зимой?" - у меня не было сапог. Я говорю, ой, я даже не помню. А потом вспоминаю, и думаю, ну, это все было потому, что я все равно знала, что я поступлю. Потому, что у меня была такая мечта, и думаю, что Господь мне в этом помог», - вспоминает актриса сегодня.
Окончив учебу в 1979 году, Нина поехала на практику в город Котлас Архангельской области, где в местном театре сыграла двенадцать ролей. Но вскоре начинающая актриса приняла решение уехать в Ленинград, где как раз в то время открылся Государственный Молодежный театр, на сцене которого Нина Усатова с большим успехом и выступала 10 лет.
Кино довольно быстро заприметило яркую, талантливую актрису, но знакомство зрителей с Ниной Усатовой было медленным и начиналось с эпизодических ролей актрисы. Одной из первых стала роль в вышедшем в 1982 году фильме "Голос", повествующем о трагической судьбе киноактрисы Юлии Мартыновой, обреченной на смерть от рака и до последнего момента стремящейся озвучить свою последнюю роль, запечатлеть свой голос. Усатова сыграла в этом "кино про кино" отзывчивую соседку по палате главной героини. Далекая от искусства, захворавшая, но, в целом преисполненная жизненных сил, простая женщина как бы подчеркивала своим внутренним здоровьем и внешним видом субтильность и болезненную худобу угасавшей Юли.
1983 год стал в определенном смысле решающим в творческой судьбе Нины Усатовой. Совсем еще молодой тогда, но уже прославившийся мастерством в создании короткометражек Сергей Овчаров пригласил ее сниматься в свой первый полнометражный музыкальный комедийный фильм "Небывальщина", снятый по мотивам русских легенд, песен и сказок, в центре которого были традиционные фольклорные персонажи: крестьянин, кузнец, солдат. Использование народных мотивов в этом фильме являло собой средство выражения сути русского характера: трудолюбия и лукавой мудрости, открытости чувств и неиссякаемого оптимизма. Нина Усатова, с ее ярко выраженной "русскостью" внешнего облика и темперамента, идеально вписалась в картину, сыграв в "Небывальщине" фактически главную женскую роль - жену Незнама, олицетворявшего "собирательный" образ русского мужика, человека широкой души, умельца и весельчака. Эта картина на кинофестивале "Дебют-85" в Свердловске была удостоена главной премии.
«Всерьез» обратив свое внимание на Нину, киношники стали приглашать ее сниматься. Но несколько непривычный для тогдашнего экрана облик актрисы мешал режиссерам доверить ей роль лирико-драматической героини - Усатова с ее статностью, с броским, обаятельным, но совсем не "конфетным" лицом, с простыми манерами и своеобразной речью, как казалось многим, скорее подходит как исполнительница характерных ролей и эпизодов.
Одним словом, главных ролей ей довольно долго не предлагали, в то время как эпизодов было немало – в картине Евгения Мезенцева «Ольга и Константин» в компании Вахтанга Кикабидзе, Светланы Крючковой, Михаила Глузского и Ольги Волковой; в знаменитом фильме Алексея Германа по сценарию Эдуарда Володарского «Мой друг Иван Лапшин», где Нина Усатова мелькнула без единой реплики, но удивительно органично вписалась в волнующую атмосферу фильма, с феноменальной правдивостью воссоздающего непростую жизнь героев, пришедших к нам из далеких 30-х; в ленте Виктора Трегубовича «Вот моя деревня», драме из жизни современной русской деревни, затронувшей действительно острые вопросы: как сохранить уже последних людей на селе, как по-хозяйски распорядиться землей, на которую "наседают" большие стройки.
Среди эпизодических ролей актрисы, сыгранных чуть позже, - Машка в "Обиде" Аркадия Сиренко; почтальонша в "Садовнике" Виктора Бутурлина; властная, сварливая жена главного героя Малаша в "Байке" Георгия Буркова. Также можно отметить роль матери Богдана в фильме "Прощай, шпана замоскворецкая" Александра Панкратова, роль Нели в драматической "Серой мыши" Владимира Шамшурина, роль Любови Андреевны в феерически-смешном "Фонтане" Юрия Мамина, и роль некой Костыриной в картине "Под небом голубым..." Виталия Дудина - показанной без прикрас истории любви юноши и девушки, страдающих от наркомании.
Ролей Нины Усатовой, сыгранных в 80-х, как явствует хотя бы из перечня фильмографии, было немало, и самых разных: по режиссерской "номенклатуре", по времени действия фильмов и по тематике, по жанрово-стилистическим особенностям и по составу исполнителей.
Накопленный за это десятилетие профессиональный опыт вдруг вырвался из глубин актерской души в лучшей из ролей Нины Усатовой, сыгранной уже под занавес 80-х – роль глухонемой от рождения поварихи Лиды в фильме "Холодное лето 53-го", поставленном Александром Прошкиным по сценарию Эдгара Дубровского и признанном лучшим фильмом 1988 года. Яркой, душераздирающей и незабываемой сценой стал эпизод, когда Лида, пытаясь спасти людей, оказавшихся пленниками головорезов, выбегает на дебаркадер и начинает по-своему, по-немому, кричать тем, кто на теплоходе, взывая о помощи. Слышать эти крики, столь точно сыгранное «мычание» немого человека, было тяжело, но еще более тяжелой, невыносимой стала сцена немого оплакивания убитой горем матери, когда бандиты, подкараулив дочь Лиды, убивает ее…
Один из лидеров проката (41,8 миллиона зрителей), этот фильм завоевал призы Всесоюзного кинофестиваля в Баку (1988), "Нику-88", кроме этого, был награжден на зарубежных киносмотрах. О фильме много написано, особенно о незабываемых главных исполнителях - Анатолии Папанове, сыгравшем здесь свою последнюю и, может быть, лучшую в жизни роль (Копалыч), и Валерии Приемыхове (Лузга), признанном по опросу "Советского экрана" лучшим актером 1988 года.
После "Холодного лета..." Нину Усатову узнали и запомнили все. Вырос ее заслуженный "рейтинг" и среди кинематографистов, она постоянно снималась, но, прежде чем ей снова повезло, прошло 3 года.
Начинающая свой путь в кинематографе Лидия Боброва пригласила Нину Усатову сниматься в своем фильме "Ой вы, гуси..." по собственному сценарию. Наконец-то главная роль! И хотя главные роли у актрисы уже были (например, в фильме Прошкина), однако здесь, у Бобровой, ей, пожалуй, впервые предстояло сыграть роль лирико-драматическую, с чем она превосходно справилась – сыграв роль Дарьи, актриса доказала, что ей по силам любые роли. Настоящее, глубинное знание режиссером картины деревенской жизни и ярко выписанные характеры помогли двум талантливым женщинам создать заметную картину о жизни и о любви. Сюжет картины несложен – однажды в поселок, где живет героиня Нины Усатовой Даша с мужем, возвращается из заключения их бывший давний знакомый, к тому же Дашин воздыхатель. С этого момента размеренная и благополучная жизнь Даши вмиг стала сложной и запутанной – Даша теряется в своих чувствах. Привязанность к мужу и страх потерять его сдерживают проявление проснувшейся старой, по всей видимости, еще не угасшей любви. Актриса проникновенно передает всю гамму психологических состояний и эмоциональных настроений героини, переживающей неожиданно нагрянувшую напасть. Даша сдержанна, тиха, и только темный, тревожный взгляд выдает боль ее души.
Эта картина не могла не взволновать зрителей, не могла она оставить равнодушными и критиков, высоко оценивших ее - призы «Созвездия-91», кинофестиваля «Дебют-92», «Кинотавра-92», а также награды в Анже и в Минске в том же 1992 году – таков «букет» высокой оценки фильма.
Продолжение карьеры. 1990-е годы
Между тем - и это несомненно - началась, кажется, уже необратимая история оскудения и деградации постсоветского кино. Но фильмы продолжали снимать, и актеры, даже очень известные и прежде горячо любимые зрительской массой, продолжали в них сниматься, теряя иногда не только любовь, но и уважение бывших поклонников. Продолжала сниматься и Нина Усатова. Из фильмов начала 90-х с участием Усатовой можно выделить вышедший в 1992 году "Увидеть Париж и умереть" режиссера Александра Прошкина, с которым актриса уже работала в прославившем ее фильме «Холодное лето 53-го». Картина, сделанная с каким-то не свойственным режиссеру надрывом, повествует о женщине (ее роль исполнила Татьяна Васильева), которая пережила репрессии и теперь мечтает любой ценой отправить сына-пианиста в Париж, поскольку в "империи зла" реализовать его недюжинный талант, по ее убеждению, невозможно, и ради достижения своей цели она готова на любые жертвы и унижения, в том числе и от соседа-антисемита. А наша героиня с блеском исполнила яркую характерную роль доброй соседки Фариды - типичная русская Усатова здесь предстала самой что ни на есть настоящей татаркой.
В этот период Нина Усатова также сыграла в мелодраме Виталия Дудина "Прощальные гастроли", фантастической комедии Юрия Мамина «Окно в Париж», трагикомедии Сергея Ломкого "Роковые яйца", снятой по произведению М. Булгакова.
1995-й год принес актрисе еще большую популярность и признание зрителей – Нина Усатова сыграла свою звездную роль в "Мусульманине" Владимира Хотиненко. Эту роль нельзя назвать главной, поскольку главные здесь мужские партии, да и по метражу она небольшая. Актриса сыграла роль матери двух братьев - Николая (Евгений Миронов) и Федора (Александр Балуев). Младший, Николай, вернувшийся из Афганистана, где принял мусульманство, истово соблюдает веру, чем вызывает в деревне недоумение и даже какое-то неодобрение. Старший, Федор, живет как все, но ужасно много пьет и в пьяном виде задирается, пристает к брату, заставляя принять "правильную" веру, доведя однажды Николая до того, что тот схватился за топор. И тут мать, которую позвали соседи, бросается к сыновьям, бежит, спотыкаясь и падая, обливаясь потом, никого не видя и не слыша. Настоящий ужас вызывает сцена, когда мать бросается между озверевшими братьями и все-таки отводит беду, успевает спасти и того, и другого.
Горькую судьбу простой русской женщины показала здесь Нина Усатова, выворачивающая своей игрой наизнанку и свою душу, и души зрителей. Фильм получил главный приз "Кинотавра-95", призы международных фестивалей "Монреаль-96" и "Золотой Витязь-96", а лично Нина Усатова - приз "Кинотавра-95" - за лучшую женскую роль и приз "Бриллиантовая звезда" как лучшей актрисе фестиваля.
В том же, 1995 году, актриса снялась еще в одной картине – киноальманахе "Прибытие поезда", состоящем из четырех новелл, поставленных А. Хваном, Д. Месхиевым, А. Балабановым и В. Хотиненко и связанных между собой темой столетия кино. Нина Усатова занята во второй новелле "Экзерсис № 5" - незатейливом этюде на тему "снимается кино", в котором используется сюжет "Кормление ребенка". Группа ждет нужной погоды, а вынужденную паузу каждый использует по своему усмотрению: кто-то пьет кофе, кто-то выясняет отношения... Камера, которую забыли выключить, продолжает спокойно снимать все происходящее.
Немногим позже актриса снялась в мелодрамах "Американка" и "Женская собственность", не одобренных критикой. Любопытно мнение самой актрисы по поводу съемок в «Женской собственности»: «Мне предложили роль, которая … принесет мне только вред, и тут как раз будет разочарование зрителей. Не то, чтоб она отрицательная, я люблю играть всякие такие роли, экстравагантные. Скажем, "Женская собственность" - там же есть характер, узнаваемость этого человека. Я же не стремлюсь только к положительным ролям, актеру хочется сыграть все. Но там была роль такая мерзопакостная, которую даже пропускать через себя не хочется, поэтому я отказалась. Лучше сыграть такую маленькую, крошечную рольку, которая будет интересна мне, зрителям, потому, что она новая во мне, зритель скажет, что не узнал меня, или что-нибудь новое добавит к моим тем образам».
Нину Усатову, ставшую "модной", стали приглашать теперь в большие телесериалы – комедийный "Поживем - увидим" о жизни петербургских приятелей и членов их семей, комедийную драму "Зал ожидания" Дмитрия Астрахана, где актриса сыграла роль преуспевающей бизнесвумен.
В конце 90-х годов Нина Усатова появилась в роли Макеевны в комедии "Кадриль" В. Титова, повествующей о двух супружеских парах, решивших от скуки поменяться на некоторое время женами; в роли Ирины Сергеевны, начальника почтового отделения в триллере "Поклонник" Н. Лебедева; в главной роли трагикомедии с элементами мелодрамы "Три женщины и мужчина" В. Дудина, в которой две уже немолодые дамы влюблены в молодого парикмахера, но у них, увы, появляется юная соперница...
В последнем году десятилетия 90-х Нина Усатова приняла участие в съемках фильма Валерия Огородникова «Барак», в котором оживают события все того же холодного лета 53-го, только здесь действие происходит не на севере, а на Южном Урале, в рабочем городке Сатка, куда приезжает из Ленинграда молодая специалистка, очень быстро ставшая членом дружного коллектива металлургов и активисткой профсоюзного движения и жившая вместе со всеми - в одном из заводских бараков, столь памятных людям старшего поколения. Усатова играет в "Бараке" одну из главных ролей, Полину, жену контуженого, глухонемого и неполноценного по мужской части, но зато очень хорошего человека, татарина Карима. Эта лента завоевала множество призов, а сама Нина Усатова - "Нику-99" за лучшую женскую роль.
Среди последних ролей Нины Усатовой 1990-х годов - фильм "Страстной бульвар", поставленный Владимиром Хотиненко, в котором актриса сыграла жену Дукина, актрису театра кукол.
С наступлением нового века Нина Усатова стала сниматься едва ли не больше прежнего. Среди фильмов с ее участием, снятых в этот период, наиболее известен сериал «Next», первая часть которого вышла в 2001 году, а последующие две части – с интервалом в год, и на протяжении всех частей картины мы видим игру Нины Усатовой, исполнившей роль тети Клавы, простой русской женщины, потерявшей нормальную работу и назло всем жизненным невзгодам сумевшей вырастить и поставить на ноги мальчишку - сына своей умершей сестры.
В вышедшем в 2001 году костюмированном фильме «Дикарка» Усатова сыграла роль Мавры Денисовны, получив от самого процесса съемок колоссальное удовольствие: «…это мои роли, уж точно. В классике всегда играть интересно. Хорошо, что сейчас появилась тенденция возвращения к эпохе». На съемках картины ей сказали: «Нина, ты родилась просто для этих нарядов. Тебе нужно играть роли Островского, Гоголя - той эпохи позапрошлого века".
В 2002-м году актриса приняла участие в съемках военной ленты «Красное небо. Черный снег», исполнив роль начальника госпиталя Лины Михайловны. «Я спрашивала и хирургов того времени, какими инструментами работали во время войны. Что было во время войны при том минимуме инструментов даже в тылу – не хватало ведь очень многого, а раненых везли и везли. И все это было подлинное. Со мной был ассистентом настоящий хирург, врач. Под маской же ничего не видно, и он мне всегда говорил, как и что делать. Хотя мы репетировали до этого, проигрывали. И консультант был военный. В общем, старались делать все по правде».
Режиссер поставил перед актрисой очень трудную, по словам самой Нины Усатовой, задачу - скрывать свои эмоции, потому как эта женщина, являясь начальником госпиталя, должна быть сильной. «И вот это для меня было очень сложно, чтобы не заплакать. А потом, когда смотрела фильм (я дважды посмотрела), на премьере, я подумала, что он прав. Она должна была быть такой».
В том же, 2002-м году, в фильме «Кавказская рулетка» Нина Усатова исполнила главную роль Марии, пожилой матери, отыскавшей снайпершу с целью выменять ее сына на своего, находящегося у бандитов в плену.
Сыграв роль мудрой и заботливой кухарки Варвары в картине «Бедная Настя», Людмилу в «Стервах, или Странностях любви», мадам Грицацуеву в «12 стульях», в 2005 году Нина Усатова сыграла Анну Андреевну, жену Городничего в «Деле о «Мертвых душах»» Павла Лунгина. В одном из интервью актриса сказала: «Мертвые души» - подарок судьбы. Когда мне принесли сценарий «Дела о «Мертвых душах»», мне даже дали на выбор роли. Я сказала: «Не может быть! Такого не бывает». Потому, что там есть роли матери Шиллера, Коробочки и Анны Андреевны. Но я выбрала жену Городничего потому, что Коробочку я могу сыграть чуть позже, а во-вторых, потому, что Сережа Гармаш играет Городничего».
Следующий, 2006-й год, стал для актрисы не менее знаменательным, поскольку ей выпала возможность сыграть предводительницу племени харюков в ленте «Волкодав из рода Серых Псов». Роль на самом деле небольшая, но очень интересная. Режиссер Николай Лебедев, у которого Усатова снималась в «Поклоннике», предложил: «Есть маленькая роль», но когда он рассказал, что это за роль, Нина, не раздумывая, сразу же сказала: «Коля, обязательно снимусь!». Эту роль придумали вместе с автором сценария и романа Марией Семеновой. С Лебедевым на ходу еще придумывали образ, с художником по гриму - грим, с художником по костюму - костюм. Съемки проходили в замечательном месте в Словакии, в горах Татры, где были построены хижины племени. Мало кто берется за такую тему вообще, где не компьютерная графика, а по-настоящему и техника, и разрывы снарядов, и актеры выдают игру, не жалея себя. «…Жаль что у меня там маленькая роль. Но в ней есть судьба, все про нее понятно: что за кадром, что после кадра будет. Вот я люблю такие роли - ёмкие, когда в них характер, судьба, вся жизнь за три минуты».
Среди главных ролей десятилетия нового века наиболее заметными стали роли в картинах «Зеркало фараона», «Последний забой», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», а среди второстепенных – роли в фильмах «Остров» того же Павла Лунгина, «Парк советского периода», «Бумеранг», «Дочки-матери», «Все могут короли».
За 2009 год вышло несколько фильмов с участием актрисы – драма Игоря Масленникова «Банкрот» по произведению Александра Островского «Свои люди – сочтемся», в котором Нина Усатова сыграла Аграфену Кондратьевну, сериал Дмитрия Черкасова «Большая нефть. Цена успеха», где актриса исполнила главную роль Доры Семеновны, классический детектив «Пелагия и белый бульдог» по бестселлеру Бориса Акунина, в котором актриса сыграла Татищеву Марью Афанасьевну, богатую помещицу, любительницу белых бульдогов. По сценарию этого фильма ей приходилось поднимать на руки четырехмесячного песика, весившего 18 кг!
Сыграв роль Капитолины Васильевны Гущиной в драме Станислава Митина «Вдовий пароход», роль командира партизанского отряда в совместной российско-украинской военной саге Виталия Воробьева «Легенда о бомбере», роль Клавдии в комедии Ивана Бычкова «Не надо печалиться», в 2010 году актриса сыграла главную роль матушки Алевтины в картине «Поп» Владимира Хотиненко. Партнером по фильму, исполнителем роли батюшки, стал Сергей Маковецкий, в образе которого отразилась судьба отца Патриарха Алексия. «Этот фильм расскажет много правды, которая была неизвестной. Даже о партизанах, ведь они были против церкви и священников... Режиссёр учитывал малейшее сомнение, очень доверял актёрскому чутью, я могла предложить убрать какое-то слово, и Владимир Иванович соглашался. Мне хотелось сделать характер матушки мягче, но я должна была согласиться с режиссёром, что матушка мудрая, справедливая, но и жёсткая, не елейная, на ней дом, дети, хозяйство – она взваливает на себя все бытовые вопросы, чтобы мужу-священнику можно было высвободить силы для духовной жизни» - рассказала актриса в одном из интервью.
Среди театральных постановок с участием Нины Усатовой наиболее известный – замечательный спектакль "Мужчина, постойте!", поставленный питерским режиссером Виктором Крамером по пьесе Надежды Птушкиной «Ненормальная», где актриса играет вместе с Игорем Скляром. Спектакль всегда проходит с неизменнным аншлагом и пользуется огромной популярностью – переполненные многотысячные залы с восторгом рукоплещут звездам. Нина Усатова очень любит эту постановку: «…Он про любовь, и играем уже давно, и все это время благодарим друг друга после спектакля и признаемся в любви. Вот это бывает редко и очень дорого».
Также сама актриса отмечает спектакль в жанре комедии "Любовь - не картошка" по пьесе Лобозерова "Семейный портрет с посторонним", где партнерами Нины Усатовой по сцене стали Александр Михайлов, тот же Игорь Скляр, Зоя Буряк и молодой актер Александр Саюталин.
Нина Усатова замужем, ее супруг, Гурьев Юрий Львович – лингвист, преподаватель французского и немецкого языков, а также актер (снимался в картинах "Апостол", "Пелагия и белый бульдог"). Сыну Николаю 21 год.
Нина Усатова, по ее собственному признанию, очень домашняя и старается долго в семье не отсутствовать. К тому же она человек, привыкающий к одному месту, к тишине, к уютному уголку, где можно расслабиться – дома у актрисы практически всегда тишина и спокойствие, где она старается быть женщиной слабой: «…а как же иначе, когда окружают только мужчины. И они прекрасно со всем справляются, причем совершенно самостоятельно».
Актриса раскрыла простой и приятный «рецепт» восстановления души и тела после усталости: «Когда чувствую усталость и тянет из города, значит, надо побыть одной. Убегаю за город и общаюсь с букашками».
У Нины Усатовой есть много интересных рассказов, правда, из-за банальной нехватки времени до сих пор не записанных. Это детские рассказы ее деда, отца, родных про животных. «Детство имело другой размер и окраску - все вокруг было ярче, и эти рассказы в моей памяти сохранились столь же яркими и объемными, как когда я их слушала, удивлялась и восхищалась». Пересказываемые спустя годы актрисой своему сыну рассказы стали уже законченными произведениями.
Примером в жизни для актрисы когда-то была Нонна Мордюкова: «Очень сильная актриса, она так умела передавать любовь, мощь женскую, человеческую, что дыхание перекрывалось. И Шукшин тоже с его желваками – ему я верила». Но иногда и Нине Усатовой через свою профессию удается подавать зрителям подлинный пример – когда она снималась в сериале «Next», подружилась с женщиной, у которой в доме проходили съёмки. Она призналась актрисе, что в перестроечные годы хотела покончить с собой – ни работы, ни денег, а кормить семью надо. И тут, увидев фильм «Зал ожидания», где Нина Усатова сыграла крановщицу – смелую, решительную, принципиальную – эта женщина будто сбросила охватившее ее оцепенение и отчаяние, поехала в Польшу, набрала там товар и начала своё дело. Теперь она вполне процветающая бизнесвумен, чему наша героиня несказанно рада и что дало дополнительный «бонус» к актерской профессии в глазах Нины Усатовой.