Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

"Один дома": Рождественская комедия, которая спасла Криса Коламбуса

7 января 2021

Гениальные находки Маколея Калкина, цинизм Джона Хьюза и сентиментальность Криса Коламбуса, презрение киноакадемиков и восторги зрителей — история создания этого фильма так же невероятна, как его сюжет. О том, как родившийся на съемочной площадке анекдот стал вечным фильмом на Рождество, рассказывает Татьяна Алешичева.

Один дома 1990

Случайный сюжет

Историю о смышленом парнишке, который забаррикадировался один дома и держит оборону против чужаков, Джон Хьюз придумал на съемках фильма «Дядюшка Бак» (1989). Любимый комический актер Хьюза, канадец Джон Кэнди играл в нем нелепого толстого холостяка, который присматривает за детьми старшего брата. Когда Бак уезжает, чтобы вытащить из передряги строптивую племянницу, он просит подругу Шанис посидеть с младшими детьми. Но, прежде чем впустить незнакомую тетку в дом, не по годам строгий ребенок, племянник Бака, беседует с ней через щель в почтовом ящике и требует для начала предъявить водительские права. Его-то и сыграл похожий на купидона Маколей Калкин, и этот крошечный смешной эпизод натолкнул Хьюза на идею следующего фильма.

Дядюшка Бак

Хьюз, как никто, понимал душу разочарованных подростков, но с детьми помладше он не работал. Не чувствуя себя уверенно в этом жанре, он нашел другого режиссера — Криса Коламбуса, карьера которого была разрушена кассовым провалом «Отеля разбитых сердец» (1988), никто в Голливуде не хотел иметь с ним дел.

Но Хьюза не слишком волновала голливудская конъюнктура. Он решил, что именно Коламбус сможет оживить на экране рождественский сюжет, в котором сентиментальная семейная тема вступала в противоречие с черной комедией про ребенка, вдоволь поиздевавшегося над двумя незадачливыми взрослыми. Ведь Коламбус сочинил «Гремлинов» (1984), где рождественская комедия без натуги сочеталась с элементами фильма ужасов. К тому же до этого Коламбус уже работал со сценарным материалом Хьюза — пытался ставить фильм «Рождественские каникулы» по его сценарию, но ушел из-за дурного характера звезды фильма Чеви Чейза. Зато он благоговел перед самим Хьюзом и на стадии актерских репетиций «Один дома» подчинялся его странному стилю работы, который включал совместные посиделки до пяти утра. Хьюз рассказывал истории из своей жизни, а однажды заставил смотреть режиссерскую версию «Самолетом, поездом, машиной» — это три с половиной часа.

Братья Калкин

Хьюз не сомневался, что идеальным кандидатом на главную роль в фильме будет Маколей Калкин, благодаря которому он и придумал эту историю. Но предпочел не давить на режиссера, позволив Коламбусу провести собственный кастинг, и тот убедился в правоте Хьюза. Калкин обладал уникальной харизмой: выглядел как ангелочек, но при этом можно было не сомневаться, что он не даст спуску грабителям.

Маколей импровизировал на съемках и сам придумал знаменитый гэг, когда его герой брызгает на щеки жидкостью после бритья, а потом истошно орет, потому что она щиплется. Вместо того чтобы начать шлепать себя по щекам, мальчик прижал к ним руки, случайно процитировав знаменитую картину Мунка «Крик» — это изображение в итоге попало на постеры фильма. Младший брат Маколея, Киран (нынешняя звезда сериала «Наследники»), тоже получил в фильме крошечную роль. Он сыграл Фуллера — кузена, которым родители пугают Кевина. Фуллер постоянно пьет пепси и ночью может обмочиться, поэтому Кевин ужасно не хочет спать с ним рядом.

Один дома крик

На участии Кирана в фильме настоял отец мальчиков Кристофер Калкин, актер-неудачник, который всегда норовил пристроить других детей в фильмы Маколея. Калкин-старший был пьющим, склочным и неприятным человеком. Он изрядно попортил нервы Коламбусу, но вместе с тем дал ему бесценный опыт общения с трудными родителями детей-звезд. Это впоследствии пригодилось на съемках фильмов о Гарри Поттере. Калкины жили с шестью детьми в однокомнатной квартире, и у Маколея, который уже начал получать приличные гонорары, там не было даже собственной кровати.

Ошибка студии Warner

В конце 1980-х Warner делала ставку на кинозвезд масштаба Клинта Иствуда. Никто из продюсеров студии не принимал всерьез сценарий «Один дома», где никаких звезд не было и в помине (единственным звездным именем на постере фильма оказалось имя композитора Джона Уильямса, писавшего музыку к хитам Стивена Спилберга). На проект Хьюза собирались выделить 10 миллионов и ни цента больше. Но режиссер запросил прибавку к бюджету: самая ударная часть фильма — комедия с гэгами и ловушками, которые Кевин устраивает для грабителей — требовала вложений, а количество съемочных дней должно было увеличиться (по закону ребенок в главной роли мог работать лишь ограниченное количество часов за смену). Хьюзу нужно было два с половиной миллиона. Но студия пожадничала, так как не верила, что проект окупится.

Один дома

Тогда режиссер позвонил главе 20th Century Джо Роту, который мгновенно согласился перекупить фильм и увеличить его бюджет до 18 миллионов. Заодно Рот забрал у Warner «Эдварда — Руки-ножницы», еще один проект второго ряда. В итоге оба фильма вошли в десятку кассовых хитов года. Уже в первую неделю проката сборы «Один дома» превысили заработки «Красотки» и «Привидения», лучших мелодрам 1990-го. Фильм вышел в ноябре и не сходил с экранов в течение шести месяцев, продолжая зарабатывать деньги. В первые недели его расписали на небольшое количество кинотеатров, что породило ажиотажный спрос у зрителей, которые хотели посмотреть картину еще раз с семьей или друзьями. В итоге «Один дома» заработал в прокате в 25 раз больше своего бюджета, почти полмиллиарда, и в течение последующих двадцати лет оставался самой кассовой комедией всех времен (до появления в 2011 году сиквела «Мальчишника в Вегасе»).

Слагаемые успеха

Большинство критиков приняли фильм скептически. Да и в оскаровской гонке 1991 года он был номинирован лишь за лучшую песню и лучшую музыку. Тогда киноакадемия снобски выделяла «настоящее киноискусство», считая таковым лишь драмы. Низкие жанры — комедии и фильмы ужасов — по определению, не могли попасть в основную номинацию.

По мере того как фильм набирал обороты в прокате, становилось очевидно, что индустрия его недооценила. С виду простецкая комедия на самом деле была сделана очень тонко: у Хьюза было нежное сердце, но жестокое чувство юмора. «Один дома» снимался на излете экономического бума, вызванного рейганомикой, и Хьюз поместил Маккаллистеров в ситуацию абсолютного достатка. У них хватает средств, чтобы лететь в Европу с оравой из десяти детей, а когда в аэропорту они понимают, что нужно срочно лететь обратно, никто и бровью не ведет из-за дополнительных расходов. Но ехидный комментарий по поводу разницы в социальном статусе самих Маккаллистеров и семьи дяди Фрэнка тут тоже есть. Когда стюардесса в первом классе самолета приносит Фрэнку перечницу и солонку, он шепчет жене: «Это настоящий хрусталь — прячь скорее в сумку!»

Один Дома

Однако ударными были последние сорок минут комедии: они идеологически сделаны по тому же принципу, что и знаменитые мультфильмы Warner из серии «Веселые мелодии» (или «Луни Тюнз»). В них Хитрый Койот постоянно калечится в собственных ловушках. Правда, ловушки для бандитов делал сам Кевин, но уровень жестокости у них был почти мультяшный. Чтобы уравновесить эти свирепые гэги Хьюза, Коламбус развил в фильме сентиментальную линию — историю старика Марли, которому Кевин советует под Рождество помириться с семьей. Режиссер ни на минуту не забывал, что снимает рождественское семейное кино, в котором нельзя перегибать палку по части грубости и цинизма.

Один дома Марли

Коламбус метил в вечность: он хотел, чтобы зрители пересматривали фильм каждое Рождество, и декораторы оформили дом Маккаллистеров в красно-зеленые рождественские цвета. В этой гамме выдержаны не только сезонные рождественские украшения, но и вся остальная обстановка: кафель на кухне, обивка мебели, даже рисунок на обоях. Глядя в экран, зритель должен был чувствовать рождественское настроение на подсознательном уровне.

Один дома

Один дома

Дом играет в фильме важнейшую символическую роль: поначалу Кевин воспринимает его как враждебное место, где его не любят, и боится страшного подвала. Но когда из дома исчезает остальная семья и Кевин обретает самостоятельность, фильм начинает транслировать совсем иное чувство — будто дом и весь мир становятся игровой площадкой. На экране сбывается мечта каждого ребенка, которым хоть раз пренебрегли в детстве, — он получает реванш. Это постоянный мотив историй Хьюза: недооцененные, обиженные дети получают возможность отыграться и доказать, что они тоже кое-чего стоят в этой жизни. Именно исходящая от фильма уверенность в том, что мир просто обязан наконец удовлетворить наши чаяния и признать нашу ценность, заставляла детей — и, главное, взрослых! — снова идти на него в кино.

Один дома

Один дома

Для того, чтобы написать комментарий к новости, заполните форму ниже.

Введите код на картинке CAPTCHA Image Обновить картинку

Отзывов пока нет. Ваш отзыв может стать первым!

‹‹ Все новости

Новости кино

HBO снимет второй приквел "Игры престолов" HBO снимет второй приквел "Игры престолов" 22 января 2021 Канал HBO запустил в разработку еще один приквел "Игры престолов". По данным Variety, новый сериал станет экранизацией серии новелл Джорджа Р. Р. Мартина "Повести о Дунке и Эгге".
Netflix: Сериал "Люпен" с Омаром Си за первый месяц посмотрят 70 миллионов подписчиков Netflix: Сериал "Люпен" с Омаром Си за первый месяц посмотрят 70 миллионов подписчиков 19 января 2021 Согласно прогнозу стрим-сервиса Netflix, за первые 28 дней детективный сериал "Люпен" с Омаром Си посмотрят 70 миллионов пользователей. Современное переосмысление творчества Мориса Леблана уже заняло первое место в топ-10 Netflix.
Трейлер второго сезона "Сквозь снег": Шон Бин берет контроль над поездом Трейлер второго сезона "Сквозь снег": Шон Бин берет контроль над поездом 18 января 2021 В сети появился первый трейлер второго сезона сериала "Сквозь снег". В продолжении зрителей ждут новые разборки на борту гигантского поезда,
Вышел трейлер сказки "Конек-Горбунок" Вышел трейлер сказки "Конек-Горбунок" 14 января 2021 Масштабная экранизация русской народной сказки с бюджетом около миллиарда рублей. Для создания фильма использовалась та же технология, которую использует Джеймс Кэмерон для съёмок "Аватара".

Последние рецензии

Смерть Сталина, 2017
На «загнивающем капиталистическом» западе был снят не один десяток фильмов о Советском Союзе. Но незнание иностранцами особенностей страны, о которой шла речь,... Читать полностью ››
Инферно, 2016
Рецензия на фильм «Инферно» Осень 2016 года отметилась выходом на экраны экранизации остросюжетного романа «Инферно» знаменитого Дэна Брауна. Ровно десятилетие назад... Читать полностью ››
Кухня (5 сезонов), 2012
Кухня - сериал для того, чтоб отдохнуть Да, из российских сериалов это пожалуй далеко не худший. Сериал - это всегда элемент отдыха на каждый вечер, и !Кухня" - это... Читать полностью ››

Последние статьи

Экономим время на выборе фильмов Чтобы организовать увлекательное времяпровождение на вечер мало купить ингредиенты для любимых блюд и напитков - нужен еще досуг
Київ після карантину - куди себе подіти Наразі киянам доводиться переважну більшість часу знаходитись вдома - посилення карантинних  заходів введені щонайменше до 24 січня
Поклонникам "Эйфории" посвящается Действительно жизненный сериал, позволяющий окунуться в мир разрушенных надежд и страданий героя сегодня сложно найти