Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

Никита Михалков

Никита Михалков

Род Михалковых уходит своими корнями в далекий XV век. Его основателем стал некий Михалка, чье имя положило начало новой фамилии. По одному из представителей династии получило свое название и подмосковное имение Михалково, ныне входящее в черту города.

Наивысшего подъема Михалковы достигли в XVI веке. Они оказались приближены к великокняжескому, а затем и к царскому двору. Их родовым имением было село Петровское на Шексне Рыбинского уезда Ярославской губернии, где находилась семейная усыпальница.

Двоюродный дедушка Никиты Михалкова - Сергей Владимирович Михалков (1858 - 1905 гг.) - помещик Ярославской губернии, не раз избирался на различные должности. Он был почетным мировым судьей по Рыбинскому округу, предводителем дворянства Рыбинского уезда, а затем и Ярославской губернии.

Сергей Владимирович умер бездетным. Имение Петровское перешло в наследство к его вдове, Агриппине Владимировне. В числе наследников был и родной брат Сергея Владимировича – Александр – прадед Никиты Сергеевича Михалкова.

У Александра было трое детей – сын Владимир (дед Никиты Михалкова) и две дочери - Марица и Ольга. О судьбе Марицы ничего неизвестно, что же касается Ольги (в замужестве Глебовой), то ее сын Петр Глебов впоследствии стал известным актером.

Отец Никиты Михалкова – Сергей Владимирович Михалков – выдающийся советский писатель, чьему перу принадлежит незабвенный «Дядя Степа» и множество других стихов для детей. Сергей Михалков является также и автором текста гимна Советского Союза.

Не менее именитые предки Никиты Сергеевича Михалкова и по материнской линии. Достаточно вспомнить его прадеда Василия Сурикова – выдающегося русского художника. Известным художником-живописцем был и дед – Петр Кончаловский. Его дочь Наталия Кончаловская (мама Никиты Михалкова) – поэтесса и переводчица.

Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве. До четвертого класса он учился в 20-й спецшколе. Учился неплохо, но когда программа стала усложняться, Никита понял, что у него просто нет способностей к точным наукам. Он вспоминает: «Однажды меня вызвали к доске. Я отправился, по словам классика, с легкостью в голове необыкновенной. Подошел к доске, увидел уравнение, взял мел. И тут почувствовал, что не только не могу решить, но просто не понимаю, что написано. И когда за спиной услышал более-менее бодрый скрип перьев одноклассников, со всей очевидностью ощутил всю катастрофическую пропасть, на краю которой стою…» В результате спецшколу пришлось оставить и перейти учиться в обычную среднюю школу.

Зато творческие способности у мальчика проявились уже в раннем возрасте. Что ж, при таких талантливых предках, это неудивительно. В 1956–1959 годах Никита учился в музыкальной школе, но мечтал он в будущем стать актером.

В 14 лет Никита Михалков впервые появился на киноэкране, сыграв эпизодическую роль в фильме Константина Воинова «Солнце светит всем». Затем последовали съемки в антирелигиозной драме Василия Ордынского «Тучи над Борском» (1960), а в 1961 году он сыграл свою первую большую роль в школьном фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша».

Столь стремительный взлет вскружил юному актеру голову. Он вспоминает: «Был случай, от которого я до сих пор краснею. Я только снялся в «Кроше», и фотограф сделал бессчетное количество моих снимков. Я заклеил ими всю комнату и был чрезвычайно доволен: я приближался к искусству, к брату (прим. - старший брат Никиты Михалкова – режиссер Андрей Михалков-Кончаловский). Но когда я вошел однажды в комнату, увидел развешанные повсюду стрелки. Повел по ним глазами и наткнулся на скромную фотографию своего прадеда Василия Ивановича Сурикова. Под снимком я прочел надпись: «Стыдись. Бери пример с предков»

Этот случай стал замечательной прививкой от «звездной» болезни. И по сей день, по признанию Никиты Сергеевича, у него дома нет ни одной личной фотографии.

По окончании школы Никита Михалков был зачислен в труппу Театра имени Станиславского. Однако там для молодого и совершенно неопытного актера работы практически не было. На сцену он выходил изредка и исключительно в эпизодах. А Никите так хотелось доказать, что он способен на большее! И такая возможность ему представилась…

Своему первому успеху Никита Михалков в какой-то степени обязан старшему брату Андрею Михалкову-Кончаловскому. Это он «сосватал» его режиссеру Георгию Данелия в картину «Я шагаю по Москве».

В картине Никита Михалков создал образ Коли - обаятельного, задорного паренька, полного любви к жизни, к людям, уверенного в завтрашнем дне. Как признавался впоследствии Никита Сергеевич: «Я в этом фильме играл самого себя. Даже подумал: «Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст - и все». Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съемки «Я шагаю…» были просто счастливым свободным полетом, который бывает, наверное, раз в жизни».

«Счастливый свободный полет», - эти слова Никиты Сергеевича очень точно отражают атмосферу создания того фильма. Картина, снятая в жанре лирической комедии, вышла на экраны в период так называемой «оттепели» и удивительно точно передала дух того времени.

Герои фильма, которых исполнили Никита Михалков, Евгений Стеблов и Алексей Локтев, молоды, полны надежд, им кажется, что все в этой жизни возможно. Эта необыкновенная легкость и жизнерадостность, наполняющая фильм, и стала залогом его успеха, в один миг принеся молодым актерам всесоюзную известность. А песня «Я иду, шагаю по Москве», исполненная Никитой Михалковым, стала настоящим символом того поколения.

В 1963 году (год выхода на экраны фильма «Я шагаю по Москве») Никита Михалков поступил на актерский факультет Театрального училища имени Щукина. Вместе с ним в «Щуку» поступила Анастасия Вертинская – восходящая звезда советского кинематографа, уже успевшая к тому времени стать знаменитой благодаря ролям в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Роман между этими двумя звездами привел в 1966 году к свадьбе. А спустя некоторое время у молодых супругов родился сын Степан.

Их брак просуществовал неполных четыре года. Никита продолжал сниматься (танкист Бородин в киноромане Даниила Храбровицкого «Перекличка», студент Никита в лирической комедии Юрия Егорова «Не самый удачный день» и др.), да и Анастасию режиссеры не оставляли без внимания. Число поклонников и поклонниц росло… У Никиты же тогда сложилась определенная формула жены: она должна сидеть в усадьбе, то бишь на даче, рожать детей, варить варенье и ждать мужа. Анастасия теоретически была согласна с этой формулой, но сама под нее, увы, не подходила.

Разойдясь с Никитой, она сохранила к нему уважение, никогда не сказала сыну ни одного дурного слова про отца. Впоследствии Анастасия вышла второй раз замуж - за певца Александра Градского. Но и этот брак постигла та же участь. Этот опыт усилил неприязнь актрисы к браку, и замуж она больше не выходила.

Руководство Щукинского училища, мягко говоря, не поощряло съемки студентов в кино. Данный запрет Никита Михалков попросту игнорировал. В результате на четвертом курсе из-за постоянных отлучек он был исключен из училища.

Этому обстоятельству Никита Михалков сильно не огорчился. Он тут же поступил на 2-й курс ВГИКа в мастерскую знаменитого мастера Михаила Ромма, у которого в свое время учился старший брат Никиты. Одновременно он успел «подпольно» поставить дипломный спектакль «12 разгневанных мужчин» с Николаем Бурляевым в главной роли

Учась во ВГИКе, Никита Михалков снял несколько комедийных сюжетов для «Фитиля» и курсовую работу – лирическую короткометражку «...А я уезжаю домой» по сценарию, написанному вместе с Евгением Стебловым.

Параллельно Михалков продолжал сниматься в кино. В историко-приключенческой драме Михаила Калатозова «Красная палатка», рассказывающей о спасении полярной экспедиции Нобиле он сыграл летчика Чухновского, в мелодраме Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо» - молодого князя, а в «Станционном смотрителе» Сергея Соловьева - ротмистра Минского. Благодаря работе у столь известных режиссеров Михалков приобретал бесценный опыт, углубляя свое актерское мастерство.

В 1971 году Никита Михалков закончил ВГИК. Его дипломной работой стал короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий к которому написал Рустам Ибрагимбеков. На VIII фестивале студенческих фильмов картина Михалкова была удостоена Приза журнала «Советский экран». Эта награда стала первой в бесконечной череде призов и премий…

О теме своей первой полнометражной картины Никита Михалков начал задумываться еще в годы учебы во ВГИКе. Однажды ему попала на глаза заметка в журнале «Наука и жизнь», рассказывающая о том, как в период гражданской войны чекисты переправляли золото с Деминского рудника в Москву, и как за ним охотились белогвардейцы. Эта статья и навела Михалкова на мысль о создании приключенческого фильма.

Для своей будущей картины Михалков собрал замечательную команду из своих друзей и друзей своего старшего брата: сценариста Эдуарда Володарского, оператора Павла Лебешева, художника Александра Адабашьяна. Первоначально сценарий носил название «Красное золото» и мало чем отличался от большинства фильмов о гражданской войне. Но затем Володарский и Михалков решили его переработать. В результате от первоначального сценария не осталось практически ничего, изменилось даже название – «Свой среди чужих, чужой среди своих».

В 1972 году киностудия «Мосфильм» включила съемки картины в тематический план. Съемки должны были уже начаться, но в этот момент произошли непредвиденные события. «На верху» на одном из заседаний поднялся вопрос о том, что дети многих деятелей культуры избегают службы в армии, прикрываясь различными справками. Тут же была спущена директива: «Брать всех!» Вскоре повестка пришла и к Никите Михалкову.

За Михалкова попытались вступиться и Сергей Бондарчук, и директор «Мосфильма» Николай Сизов, но эти попытки возымели обратное действие. Начальник Генштаба, рассвирепев, пообещал сослать Михалкова «на край земли». И слово свое сдержал. В 1972 году Никита Михалков был призван служить на Камчатку, в атомный подводный флот. Ему тогда было 27 лет.

В армию Никита Михалков ушел, оставив на гражданке незаконченный фильм и… любимую девушку.

Еще до армии он познакомился с манекенщицей Общесоюзного Дома моделей Татьяной Соловьевой. Их первое свидание было совершенно необычным. Никита пригласил девушку в ресторан, и она пришла туда ярко накрашенной. Увидев это, юноша взял ее за руку, отвел в туалет и заставил умыться.

Никита Сергеевич вспоминает тот забавный эпизод: «Когда пришла Таня с лиловыми губами, с чудовищной зеленью вокруг глаз, с наклеенными ресницами и немыслимой прической, я понял, что под этим есть она, какая-то отдельная, другая. Я ее увидел в первый раз совсем другой, почему и пригласил. А вот с этим чучелом идти мне никакого резона нет, я не то приглашал. Во мне нет желания любую крашенную насильственно умыть: хочешь ходить с такими ресницами, ходи. Я не знаю, зачем Таня пришла в таком виде. Наверно, чтобы произвести на меня еще больший эффект, а на меня это произвело совсем другой эффект. Я не хотел ужинать в ресторане не с тем человеком, которого я пригласил».

Взаимная симпатия вскоре переросла в настоящую глубокую любовь. И вот армия... Никиту призвали на один год. Никаких поблажек новоявленному солдату не было, потому Никите пришлось в полной мере хлебнуть всех прелестей солдатской жизни. Первые полгода прошли как в страшном сне, а затем ему повезло.

При поддержке ЦК ВЛКСМ был организован зимний поход на собачьих упряжках по Чукотке. В состав экспедиции должны были входить 4 человека: трое гражданских и один военный. Но командование гарнизона наотрез отказалось выделять солдат. Тут-то и возникла кандидатура Михалкова, выразившего желание отправиться в поход.

Все это время Никита переписывался с Татьяной, и после демобилизации он первым делом бросился к ней. Оказалось, что любимая девушка переехала, забыв ему сообщить свой новый адрес. Единственное, что знал Никита, это то, что она теперь живет на проспекте Вернадского. Делать нечего, Никита отправился по домам, выспрашивая, не живет ли здесь манекенщица. И нашел-таки!

Вскоре они сыграли свадьбу. Сыграли скромно, прямо во время съемок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этом браке у Никиты Сергеевича родились две дочери Анна (1974 г.р.) и Надя (1987 г.р.) и сын Артем (1975 г.р.).

К съемкам фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никита Михалков приступил сразу после возвращения из армии. На главные роли он определил молодых актеров, ставших впоследствии легендами советского кинематографа: Юрия Богатырева, Сергея Шакурова, Александра Кайдановского и уже известного по фильмам Тарковского Анатолия Солоницина. Роль атамана Брылова он оставил себе.

Съемки картины проходили в Москве, а затем в окрестностях Грозного и Баку. К концу 1974 года фильм был закончен и вышел в широкий прокат. Казалось, что острый, вестерновый сюжет, блистательная режиссура, великолепная операторская работа и созвездие молодых талантливых актеров должны были принести фильму триумфальный успех, но…

Поначалу картина вызвала очень неоднозначную реакцию у критики. Причем ругали ее гораздо больше, чем хвалили. В вину режиссеру ставили историческую недостоверность, слабый, невнятный сценарий, отсутствие ярко выраженных героев. Не понравился критикам и сам стиль фильма, напоминающий американский вестерн. Тот же Брылов в исполнении Михалкова был настолько обаятелен, что выбивался из привычного шаблона отрицательного героя.

Да и среди зрителей фильм сначала не имел большого успеха, заняв в прокате 1975 года скромное 22-место. Но время все расставило по своим местам. Картина вошла в Золотой фонд отечественного кинематографа, став одним из лучших фильмов, снятых в жанре истерна (советского вестерна). Многие из тех фильмов, что обогнали в 1975 году «Свой среди чужих, чужой среди своих» канули в вечность, а картину Никиты Михалкова и по сей день смотрят с огромным удовольствием.

Широко известный сегодня фильм «Раба любви», рассказывающей о судьбе звезды немого кино, начинал снимать другой режиссер - Р. Хамдамов. Тогда картина носила название «Нечаянные радости». Авторами сценария были писатель Ф. Горенштейн и А. Михалков-Кончаловский. Однако, в процессе работы возникли непреодолимые проблемы, и съемки «заморозили». А поскольку картина снималась на «Мосфильме» в экспериментальном хозрасчетном объединении Г. Чухрая и на нее были уже затрачены деньги, то выпускать ее нужно было в любом случае. Сделать это предлагали разным режиссерам, но все отказывались. Тогда-то руководство «Мосфильма» и решило перепоручить его молодому, но уже хорошо зарекомендовавшему себя, Никите Михалкову. Михалков согласился, но попросил переписать сценарий «под него». В результате переделки картина ожила, приобретя необходимую остроту, юмор, чувство стиля, а заодно изменилось и название - «Раба любви».

Главную роль звезды немого кино Ольги Преображенской (прототипом которой послужила великая Вера Холодная) сыграла неподражаемая Елена Соловей. На другие роли Михалков пригласил Александра Калягина и Юрия Богатырева (с которыми вместе работал в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»), Родиона Нахапетова, Олега Басилашвили и своего друга Евгения Стеблова.

В очередной раз Михалков обратился к теме Гражданской войны, и в очередной раз умело ушел от шаблона, обратившись теперь к жанру трагической мелодрамы с элементами приключенческого кино. Картина была высоко оценена на различных всесоюзных и международных кинофестивалях. Никита Михалков, как режиссер, был отмечен Призом-пластиной «Золотой Тур» на МКФ в Тегеране (1976) и Дипломом за лучшую режиссуру на Кинофестивале молодых кинематографистов к/ст «Мосфильм» (1976).

К очередной своей работе – мелодраме «Неоконченная пьеса для механического пианино» - Никита Михалков подошел уже сложившимся режиссером, обладающим собственным неповторимым стилем. Немаловажным фактором являлось и то, что у него образовался коллектив единомышленников, которым он доверял, и которые прекрасно понимали и воплощали на экране его идеи. Это и художник, сценарист Александр Адабашьян, и оператор Павел Лебешев, и актеры, уже ставшие «михалковскими»: Александр Калягин, Елена Соловей, Юрий Богатырев, Николай Пастухов… Сам Михалков также снялся в своей картине, исполнив роль Трилецкого.

«Неоконченная пьеса для механического пианино» - самая зрелая, глубокая, мастерская и психологически тонкая работа Михалкова этого периода. В основу фильма режиссер положил незавершенную пьесу А.П. Чехова «Платонов», а также мотивы чеховских рассказов: «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь».

Вот как отзывается о картине критик Ирина Шилова:

«Не ностальгия, не умиленность движет современным режиссером, а стремление вскрыть истоки кризисных явлений, следствия которых столь явно обнаружили 70-е. Михалков пристален и точен в распознании болезни. Персонажам этой пьесы нужен беспрерывный маскарад, конденсирование переживаний, экзальтация страстей, поддерживающих в каждом из них иллюзию жизни. Без доли сентиментальности постановщик демонстрирует их несостоятельность. Учитель Платонов с его обличениями и театральными порывами; врач Трилецкий, ненавидящий больных и свои занятия, изменяющий своим обязанностям ради сомнительного удовольствия быть в среде себе подобных; пасынок генеральши и его жена, разжигающие себя сентенциями и риторическими речами о сладости простой жизни, - все эти персонажи мнят себя героями драмы, может быть, даже трагедии, но режиссер вслед за Чеховым (считал же драматург, что пишет комедии!) видит представленное сквозь призму другого жанра – драма становится фарсом. Выслушивая манифесты, поток признаний и откровений, наблюдая за бессмысленным существованием этих обитателей дворянских гнезд, Михалков исследует «пространство безвременья» <…> Весь комплекс выразительных средств приведен Михалковым в действие. Пластическое совершенство внутрикадровых построений; живописность и виртуозность операторского видения; ритмичность и согласованность темповых смен; блистательный актерский ансамбль, в котором «сольный номер» имеет самостоятельное значение, но истолкован как часть целого – все было строго определено авторской концепцией, которой и был подчинен каждый элемент кинематографической речи…»

Картина завоевала множество фестивальных призов: «Большая золотая раковина» на КФ в Сан-Себастьяне, 1977; «Золотая пластина» на МКФ в Чикаго, 1978; Гран-при Союза художников кино и ТВ на белградском МКФ лучших фильмов мира «ФЕСТ», 1978; Премия «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, 1978.

В 1978 году Никита Михалков снялся в роли нефтяника Алексея Устюжанина в картине своего брата «Сибириада» (готовясь к этой роли, он осваивал профессию своего героя на настоящей буровой), а в следующем году приступил к съемкам картины «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» по знаменитому роману Гончарова. В соавторы сценария он вновь пригласил Александра Адабашьяна, выступившего в картине одновременно и в качестве художника. Главную роль в картине сыграл Юрий Богатырев, а остальные – Олег Табаков, Елена Соловей, Елена Глушенко, Николай Пастухов, Евгений Стеблов…

В своем новом фильме Михалков отошел от традиционного представления о гончаровском Обломове – патологическом бездельнике. В картине режиссер проявляет определенную симпатию к своему герою. Не закрывая глаза на леность и бездеятельность Обломова, он в то же время акцентирует иные, главные для него стороны этого характера: его внутреннюю чистоту, цельность, органичное ощущение связи с родной землей. В то же время Михалков явно противопоставляет ему прагматичного Штольца, - предтечу современных менеджеров.

Вот как оценивает Обломова в этом фильме критик Валентин Михалкович: «Герой фильма – не Обломов в расхожем представлении, не добролюбовский «лишний человек»; на него будто наслоились явления культуры – и отечественной, и европейской, возникшие после публикации романа, порой – вообще злободневные. Михалков открещивался в печатных выступлениях от добролюбовской традиции, «переводя стрелку» на иной курс: «нам хотелось.. повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности.. штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность».

Фильм высоко оценили, прежде всего, за рубежом: Премия «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру на МКФ в Оксфорде-80; Первый приз фильму Международная неделя авторских фильмов в Малаге-82 (Испания). Кроме того, Национальным советом кинокритиков США драма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» была признана лучшим иностранным фильмом 1981 года.

В том же 1979 году, в двухмесячном перерыве между летними и зимними съемками «Обломова» Никита Михалков, чтобы не распускать группу, снял лирическую драму «Пять вечеров» (по мотивам одноименной пьесы Александра Володина). Стоит отдать должное режиссеру, картина от столь коротких сроков ничуть не пострадала, получившись по-володински тонкой, доброй и полной любви к своим героям, роли которых исполнили Станислав Любшин и Людмила Гурченко. Картина была отмечена многими международными призами, а Станислав Любшин, благодаря своей роли, был назван лучшим актером 1979 года по опросу журнала «Советский экран».

В 80-е годы Никита Михалков вступил в ранге опытного режиссера и актера, получившего всесоюзное и международное признание. В 1981 году он поставил семейную драму «Родня» (в которой сам сыграл небольшую роль официанта). Картина, в основе которой лежала простая житейская история, драматически отразила реалии брежневской эпохи застоя, критически показала растущую бездуховность советского общества и, в какой то мере, стала предвестником будущей перестройки.

Эта надежда на перемены, пропитывающая сюжет фильма, пришлась не по душе высокому начальству. Михалкову навязали многочисленные поправки, которые, тем не менее, не изменили сути картины.

Не менее ярко в первой половине 80-х Никита Михалков проявил себя и в качестве киноактера, создав одни из лучших своих образов: типичный американец сэр Генри Баскервиль из очередной серии «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» - «Собака Баскервилей»; самоуверенный, нагловатый проводник Андрей в мелодраме Эльдара Рязанова «Вокзал на двоих»; шикарный, обаятельный и коварный Сергей Сергеич Паратов в «Жестоком романсе»; уверенный в своей безнаказанности начальник станции ТО в фильме «Инспектор ГАИ».

За выдающиеся заслуги в кинематографе в 1984-м Никите Михалкову было присвоено звание народного артиста РСФСР.

В 1986 году состоялся печально известный V съезд кинематографистов, на котором резкой критике был подвергнут выдающийся советский кинорежиссер Сергей Бондарчук. Что ж, в это смутное время было модно поливать грязью вчерашних кумиров. Одним из немногих, выступивших в защиту Бондарчука, оказался Никита Михалков.

Многих это тогда удивило, - «не на того поставил». Вот только Никита Сергеевич ни на кого никогда не «ставил», в любой жизненной ситуации он старался оставаться принципиальным. То свое гневное выступление он объясняет так: «Я хочу быть правильно понятым: Бондарчук мне не родственник, нас связывают только профессиональные отношения. Но он снял «Войну и мир», «Судьбу человека», «Они сражались за Родину». Свой вклад в советский кинематограф этот режиссер внес, и это объективно. И мне претит, когда люди, вчера еще раболепно молчавшие, сегодня (только потому, что сказали – «можно») вычеркивают Бондарчука из списка делегатов съезда союза кинематографистов».

За принципиальность полагается расплачиваться… В своей новой работе - драме «Очи черные» - Никита Михалков вновь обратился к творчеству А.П. Чехова. На главную роль итальянца Романа, приехавшего в Россию в надежде разыскать любимую женщину, он пригласил выдающегося итальянского актера Марчелло Мастрояни. Именно под него Михалковым в соавторстве с Адабашьяном и был написан сценарий. В других ролях в картине снялись звезды советского кинематографа: Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырев, Олег Табаков, Всеволод Ларионов, Елена Сафонова…

Яркая, костюмная картина понравилась зарубежному зрителю. На различных международных кинофестивалях она собрала целый букет призов и премий, а вот в Советском Союзе новое творение Михалкова критики приняли в штыки. Так ему аукнулось его выступление на съезде.

Такая судьба будет ожидать и последующие картины Никиты Сергеевича –международный успех и разгромные статьи российских критиков…

Еще в конце 80-х Никитой Михалковым было создано продюсерское объединение «Три Тэ», которое расшифровывается, как «Творчество, Товарищество, Труд». Первым фильмом, снятым при участии этого объединения стала притча «Урга. Территория любви», повествующая о жизни монгольской семьи, живущей в степи.

Если в предыдущем своем фильме «Очи черные» Никита Михалков как бы посмотрел на Россию глазами иностранца, то здесь, наоборот, он представил нам взгляд обычного россиянина, шофера Сергея (его роль исполнил Владимир Гостюхин) на чужую жизнь - в данном случае кочевника-скотовода монгола Гомбо. В картине естественные ценности жизни табунщика противопоставлялись сомнительным ценностям наступающей и всеразрушающей цивилизации.

Как и все предыдущие работы, новая картина Михалкова вновь имела шумный успех на международных кинофестивалях, собрала богатый урожай призов и даже была номинирована на «Оскар».

Стоит отметить, что сценарий фильма был написан Никитой Михалковым в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым, тем самым, с которым он вместе работал над одним из первых своих фильмов «Спокойный день в конце войны». Вместе с ним Михалков поставил и следующие свои картины: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник».

В картине «Утомленные солнцем» Никита Михалков воссоздал страшную эпоху 30-х – пик сталинских репрессий. Главную роль – комдива Котова – Михалков сыграл сам, дочь комдива сыграла юная Надя Михалкова, а остальные роли режиссер доверил замечательным актерам: Вячеславу Тихонову, Олегу Меньшикову, Светлане Крючковой, Ингеборге Дапкунайте и Владимиру Ильину.

Вот одна из рецензий на фильм: «Мир, который создали авторы фильма, предельно прост. Легкая улыбка, а порой и смех, который так естественен в большом семейном кругу на даче, неподражаемый нежно-чувственный скромный русский пейзаж (оператор В. Калюта), не покидающая зрителя тревога от надвигающейся катастрофы, щемящая жалость к девочке Наде. Актерские работы от запредельно естественной шестилетней Нади Михалковой до исполнителей эпизодических ролей прекрасны. Все это выстроено зрелой рукой Михалкова и называется им сухо «атмосферой долгого счастливого дня девочки, в конце которого уводят отца».

Эпизод с висящим между Солнцем и Землей портретом Сталина, прицепленного к воздушному шару, бескрайнее поле в желтой пшенице, бегущая светлая девочка и черная машина со шлейфом пыли за собой — почти полифонический образ мира с его радостями и его страданиями. Без нажима, без киномонтажной скороговорки, на бесконечном общем плане Михалков предлагает зрителю добровольный выбор его душе. И разве не в такие мгновения разрывается человеческое сердце!» (Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия).

Столь замечательная работа не могла остаться незамеченной. Фильм получил множество международных наград, среди которых «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. А вот на 47-м Каннском фестивале Никите Михалкову не повезло. Драма «Утомленные солнцем» считалась одним из фаворитов на главный приз фестиваля - «Золотую пальмовую ветвь». Но жюри решило по-своему, отдав предпочтение фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» (Михалкову же осталось довольствоваться премией Экуменического жюри кинофестиваля). Этот факт Михалков назвал «поражением российского кинематографа».

Человек с активной жизненной позицией, как правило, не довольствуется рамками одной профессии. Так произошло и с Никитой Сергеевичем. В 1992 году Михалков стал членом Президиума Российского международного фонда культуры, а спустя год возглавил правление Российского фонда культуры, сменив на этом посту академика Дмитрия Лихачева.

С 1995 года Михалков активно включается в политическую жизнь страны, войдя в блок «Наш дом – Россия».

Кроме того, Никита Сергеевич - Член президиума Всемирного русского собора (1995 год), член комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, сопредседатель Совета Российского Земского Движения.

В 1998 году Никита Сергеевич был избран председателем правления Союза кинематографистов РФ. Эту должность он занимает и по сей день.

Очередная работа Никиты Михалкова историческая мелодрама «Сибирский цирюльник» увидела свет в 1998 году (в перерыве между «Утомленными Солнцем» и «Сибирским цирюльником Михалков снялся в фильме Сергея Газарова «Ревизор», блистательно создав образ городничего).

В создание «Сибирского цирюльника» были вложены огромные по тем временам деньги – 45 миллионов долларов – и это в период полного развала отечественного кинематографа! Главную роль – молодого юнкера, влюбившегося в американскую проститутку (ее сыграла американская актриса Джулия Ормонд), исполнил, уже ставший к тому времени звездой отечественного кино, Олег Меньшиков. Себе же Михалков оставил хотя и не главную, но очень значительную роль императора Александра III.

В своей новой картине Никита Михалков в очередной раз продемонстрировал высокий профессиональный уровень. В мае 1999 года картина открывала показ фильмов на Каннском кинофестивале, а в Париже впервые за всю историю русского кино ее демонстрировали сразу два десятка крупнейших кинотеатров.

Тем не менее, европейский прокат «Сибирского цирюльника» прошел очень скромно, даже не окупив огромных затрат. В чем же дело? Просто Никита Михалков остался верен себе, и в его картине вновь обезличивающая цивилизация Запада противопоставлялась высокой русской духовности. Нежелание пойти на политкорректность привело к тому, что на заокеанский рынок путь фильму был попросту перекрыт.

А вот в России «Сибирского цирюльника» встретили достаточно тепло. В 1999 году Никита Михалков был удостоен за его создание Государственной премии.

В 2005 году на экраны страны вышел широко разрекламированный фильм «Статский советник», в котором Никита Михалков исполнил роль князя Пожарского. Исполнил со свойственным ему шармом и обаянием. Однако со стороны критиков в его адрес в очередной раз посыпались ядовитые стрелы. Михалкова обвиняли в самолюбовании и в том, что своим напором он затмил главного героя картины – Эраста Фандорина (в исполнении Олега Меньшикова).

Что ж, Никите Сергеевичу не привыкать к шпилькам в свой адрес. Тем более что в том же году он снялся еще в одной картине – криминальной комедии «Жмурки», где продемонстрировал тонкое чувство юмора и самоиронию. Какое уж тут самолюбование?!

В 2007 году Никита Михалков закончил съемки фильма «12» - ремейк картины Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». В сентябре того же года она была представлена на Венецианском кинофестивале, где произвела настоящий фурор. Никита Михалков второй раз был удостоен специального приза фестиваля «Золотого льва».

Кроме того, Никита Сергеевич приступил к съемкам масштабного фильма о Великой Отечественной войне «Утомленные солнцем-2» (продолжения своей «оскароносной» картины).

«У меня не было задачи делать продолжение истории, - говорит Никита Сергеевич. - Я снимаю самостоятельную картину, которую будут смотреть и те, кто не видел предыдущей». Выход фильма планируется на конец 2009 года. Как объясняет Михалков: «Так долго потому, что я хочу подождать, пока откроется как можно больше кинотеатров в России. А потом - это же не просто фильм, а сага, из нескольких серий, и надо все тщательно подготовить».

У Никиты Сергеевича четверо детей.

Старший сын Степан женат, имеет троих детей. Он избрал карьеру режиссера.

Анна закончила ВГИК, стала актрисой. На ее счету роль Дуняши в картине Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», а также роли в фильмах «Ревизор» Сергея Газарова и «Небо в алмазах» Василия Пичула.

Артем закончил режиссерский факультет ВГИК, снялся в нескольких фильмах, в том числе в роли Стаса в картине «9 рота».

Младшая дочь - Надя - сыграла одну из главных ролей в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Уже повзрослевшая она снимается и в продолжении фильма.

Последние лучшие фильмы