Только хорошее кино: список фильмов по жанрам, содержание, рецензии, отзывы, фильмографии
логин: пароль:
| Регистрация

35-летие "Чужого"

6 июня 2014

В прошлом месяце - 25 мая научно-фантастическому триллеру Ридли Скотта "Чужой" исполнилось 35 лет. Можно сказать, что целое поколение выросло на этом фильме. Более того, "Чужой" 1979 года до сих пор вызывает интерес и фактически те же ощущения, что и при первом просмотре. Давайте вспомним, как создавался фильм "Чужой", что вдохновило художника Ганс Рудольф Гигера создать всемирно известного монстра.

Сценарий к фильму был написан выпускником Школы киноискусств Университета Южной Каролины - Дэном О’Бэнноном. Как ни пародоксально, идея сюжета о Чужом возникла после постановки неудачного комедийно-фантастичного фильма "Темная звезда". Это была пародия на "Космическую одиссею" Стэнли Кубрика.

"Насколько отличным это был студенческий фильм, настолько же отвратительным в профессиональном плане", — вспоминал О’Бэннон. Дэн остался очень недоволен результатом, а особенно монстром, который больше напоминал пляжный мяч. В итоге, О'беннон решил оставить тематику комедий и написать сюжет к добротному и ужасному хоррору с инопланетянином.

Правда воплощение идеи состоялось не сразу. Сначала Дэн занялся по просьбе чилийского постановщика Алехандро Ходоровского работой над экранизацией романа Френка Герберта "Дюна". Впрочем проект так и не был реализован, хоть О'беннон и работал 6 месяцев над адаптацией. Однако, об участии в проекте Дэн не жалел, поскольку именно на съемках "Дюны" встретил швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера, который и создал знаменитый образ Чужого.

"Гигер показал мне альбом со своими эскизами, которые меня очень впечатлили, — рассказывал О’Бэннон. — А еще он сразу же предложил мне опиум. Я спросил его: „Зачем ты принимаешь эту гадость?“ Он ответил: „Я боюсь своих фантазий. Хочешь сказать, что они всего лишь в моей голове? Но именно это меня и пугает“".

Ганс Рудольф Гигер

Работы Гигера

Ганс Рудольф Гигер

Ганс Рудольф Гигер

Ганс Рудольф Гигер

И так, после "Дюн" О'Беннон наконец-то приступает к работе над идеей о Чужом. В работе берет участие сценарист Рональд Шусетт. Кстати, сотрудничать они согласились по взаимному соглашению: после "Чужого" Дэн должен будет помочь Шусетту с доработками черновиков "Вспомнить все".

Сценаристы решили, что удачным проект станет, лишь в том случае, если монстр окажется на корабле так, чтобы это "снесло голову всем зрителям". И Шусетт предложил: "А что если чудовище проберется на борт внутри одного из членов экипажа?" О’Бэннон пришел в восторг: "Черт возьми, это самая крутая штука, которую я только слышал!".

После написания окончательного варианта сценария, начались поиски продюсеров. Было рассмотрено множество вариантов, но создатели фильма остановились на Уолтере Хилле, Дэвиде Гайлере и Гордоне Кэролле. Точнее, названные продюсеры сами вышли на них. Более того, продюсеры даже посоветовали сценарий Чужого студии Fox и внесли одну важную и очень удачную поправку - добавление такого персонажа, как андроида Эша.

Однако, Fox отказывалась ставить фильм, считая, что спрос на фантастику мал. Тем не менее, успех картины "Звездные войны: Эпизод 4 — Новая надежда" сильно увеличил интерес зрителей к данному жанру. Звездные войны стали хитом. В итоге студия Fox захотела поставить еще какую-нибудь фантастическую ленту. Выбор пал на "Чужого". Точнее, других вариантов и предложений на тот момент и не было. Таким образом, создатели фильма могли продолжить проект.

Следующим этапом работы над кинокартиной "Чужой" был поиск режиссера. Среди кандидатур на пост режиссера значились Джек Клейтон и Роберт Олдрич. Однако, практически все режиссеры отказывались от проекта, думая, что из этого фильма получится пустая страшилка.

Как раз в это время, британский постановщик Ридли Скотт представил на Каннском кинофестивале свою первую полнометражную работу - историческая драма "Дуэлянты". К слову сказать, картина очень удалась и принесла Скотту приз за лучший дебют. В результате, продюсеры "Чужого" обратили на молодого постановщика внимание.

Ридли Скотт прочел весь сценарий за сутки и сразу же ответил: "Я сделаю это".

"Три недели я потратил на раскадровку фильма. Я расписал по кадрам все мелочи, — вспоминает Ридли Скотт. — И тогда студия увеличила бюджет вдвое. В этом и заключается важность раскадровки, которую многие недооценивают. Руководство увидело, что в фильме не будет картонных декораций и людей в дешевых резиновых костюмах. У меня было особое видение. В то время я был под сильным впечатлением от „Космической одиссеи“. И, конечно, от „Звездных войн“. Но „Новая надежда“ — это сказка. А я собирался сделать „Техасскую резню бензопилой“ от мира научной фантастики".

Проблема кастинга, декорация и костюмов не волновала Ридли. Он был уверен, что здесь будет все просто. Единственное, что его беспокоило: как будет выглядить сам Чужой? На этот вопрос помог ответить Дэн О’Бэннон, когда познакомил режиссера с "Некрономиконом" Гансом Рудольфом Гигером. Таким образом, главная проблема фильма была успешно решена.

Кстати, в оригинальной версии фильма ранние стадии развития Чужого называются facehugger (лицехват) и chestburster (грудолом).

Ридли Скотт сразу же вылетел в Цюрих, что бы лично обсудить с Гигером, как будет выглядеть Чужой. Стоит отметить, что художник страдал аэрофобией. Гигер предложил создать совершенно нового монстра, но Ридли настоял на том, чтобы прототип Чужого был сделан на основе существа из "Некрономикона": "Не переживай, тебе придется сделать с нуля еще три вещи: яйцо, лицехвата и грудолома".

Затем, Ридли Скотт начал поиски актеров. В фильме должны были быть всего 7 персонажей. Следовательно, игра актеров должна быть увлекательной и реалистичной. Скотт скурпулезно подходил к выбору актера на каждую роль. Режиссер пригласил кастинг-директора Мэри Силуэй, с которой работал над "Дуэлянтами", где сыграли Харви Кейтель, Альберт Финни и Кит Кэрредин.

В соответствии с оригинальным сценарием, все персонажи мужского пола. Однако, сценаристы оставили в тексте пометку для продюсеров : "Для привлечения большей аудитории можно сделать любых двух персонажей женщинами". Тем не менее, они не представляли, что один из женских персонажей будет главным. Главной героиней стала уорент-офицер Рипли. К тому же, именно в конце 1970-х студия Fox выпустила кинокартины "Джулия" и "Поворотный пункт", что убедило продюсеров в том, что женские героини снова в моде.

Ридли Скотту посоветовали молодую актрису Сигурни Уивер, которая еще не успела сняться в крупных ролях, но была достаточно популярна на Бродвее. Ридли Скотт не видел ее постановок, но на всякий случай решил отправить ей сценарий. "Я еще не знала, как будет выглядеть монстр, — делится Уивер, — поэтому, когда репетировала, представляла что-то похожее на огромный мыльный пузырь. Конечно, не столь элегантный вариант, как у Гигера".

Сигурни очень волновалась перед прослушиванием и даже перепутала адресс, из-за чего сильно опоздала. Она влетела в офис во внушительных высоких сапогах и тут же произвела впечатление на создателей фильма. "Меня поразили ее рост и характер, — рассказывает Скотт. — Обычно моя интуиция никогда меня не подводит. Я все понимаю уже с того момента, когда актер входит в комнату. А когда я увидел Сигурни, я знал, что передо мной стоит Эллен Рипли".

Сигурни Уивер

Вероника Картрайт сыграла другую женскую роль - Джоан Ламберт. Кстати, актриса сначала пробовалась на роль Рипли: "Мне позвонили и сообщили, что я получила роль. Я думала, что сыграю главную героиню, но вскоре выяснилось: моим персонажем станет Ламберт. А я ведь даже не знала ее историю! Когда же я перечитала сценарий, стало еще хуже. Меня раздражало, что она все время ноет! Но Ридли объяснил, что Джоан является воплощением страха зрителей".

Том Скеррит, Гарри Дин Стэнтон, Ян Холм, Яфет Котто — все они персонально встречались со Скоттом и подробно обсуждали свои роли, перед тем как дать согласие. Прислушивался к их мнению постановщик и во время съемок, а особо досаждал ему Котто, который каждый день подходил к нему с целым списком предложений. Однажды он даже носился за Скоттом с криками: "Я не умру, черт возьми! Мой герой надерет задницу этой твари".

Популярный актер Джон Финч, прославившийся благодаря фильмам "Макбет" Романа Поланского и "Безумие" Альфреда Хичкока, должен был стать главной звездой фильма. Правда, уже в один из первых съемочных дней актер почувствовал себя плохо. У Финча началось обострение сахарного диабета. Режиссеру срочно пришлось искать замену артисту. Тем же вечером Ридли Скотт выехал к Джону Хёрту.

"Ридли устроил для меня крайне занятное представление, — вспоминает Херт. — Мне ничего не оставалось сделать, кроме как согласиться. Мы говорили о фильме до поздней ночи, а уже утром я был на съемочной площадке".

"Чужой" снимался на студии "Шеппертон" - это была одна из крупнейших студий в Великобритании. Декораторы построили интерьеры корабля "Ностромо" таким образом, что оставить съемочную площадку актеры могли, только если преодолевали бесконечные коридоры звездолета.

Замкнутое пространство вызывало у актеров клаустрафобию. К тому же, Ридли Скот активно использовал дымовые установки, чтобы скрывать производственные огрехи и создать нужную атмосферу.

Весь съемочный период "Чужого" составил 14 недель, что было больше, чем было запланировано изначально на 2 недели.

"Актеры хотели, чтобы я беседовал с ними по душам и всячески поддерживал, — вспоминает Скотт. — А я не должен был этого делать. Я хотел, чтобы они чувствовали себя незащищенными. Чтобы они боялись. Поэтому я даже никогда не показывал им Чужого".

Особенно тяжело давались съемки на планете LV-426. На момент съемок температура на засыпанной песком площадке превышала 30 градусов по Цельсию. Если учесть, что актеры одевали громоздкие скафандры, лунные ботинки и хокейные перчатки, можно представить, каково им было. На площадке дежурила медсестра с кислородной маской.

"Когда мы снимали сцену, в которой мне надо было держать на руках кота Джонси, мое лицо внезапно сильно покраснело и начало буквально гореть, — рассказывает Уивер. — Я побежала в ванную, умылась и заплакала, посчитав, что у меня аллергия на Джонси. Я подумала: „Для Ридли было так тяжело найти четырех одинаковых котов-актеров. Он же выгонит меня из фильма. Коты важнее Сигурни Уивер!“ Но, к счастью, аллергия была на глицерин, который помогал нам имитировать пот".

Правда актеру Яну Холму пришлось еще тяжелее в сцене, когда голова андроида Эша стояла на столе. Манекен в этом случае выглядел неестественно, поэтому Холму пришлось просунуть собственную голову в специально проделанное в столе отверстие. Вокруг нее были разбросаны икра, паста и стеклянные шарики, а изо рта во время разговора вытекало молоко (очень много молока). Все бы ничего, но Ян просто ненавидел молоко.

Визуальный мир Чужого — это особенная комбинация научно-фантастического, технологического видения дизайнеров Рона Кобба и Майкла Сеймура и мрачных и сюрреалистических работ Ганса Гигера. Первые создавали все, что связано с Землей и людьми, Гигер же — предметы инопланетной расы.

Бюджет на интерьер был сильно ограничен, что вынуждало создателей декораций "Ностромо" использовать старые детали от разрушенных самолетов времен Второй мировой войны. Коридоры корабля были достаточно длинными, но для того, что бы их сделать еще длиннее использовали зеркала.

Самая сложная сцена, с технической точки зрения - это приземление корабля "Ностромо".  Нужно было показать масштаб корабля, для чего пришлось построить массивную опору высотой 15 метров. Однако, этого было недостаточно и режиссер попросил сделать три маленьких скафандра, чтобы на их фоне опора смотрелась в два раза больше. В один из скафандров поместили ребенка одного из операторов, а в два других — детей самого Скотта, Джейка и Люка.

Гигер же продумал весь дизайн звездолета пришельцев и космических жокеев. Сцена с мостиком корабля инопланетян оказалась одной из наиболее дорогостоящих и сложных во всем фильме, потому что отстраивать объект приходилось в натуральную величину.

"Гигер был прямо как граф Дракула, — вспоминает Рональд Шусетт. — Всегда одевался во все черное. Среди съемочной группы ходили даже ужасные слухи, что он хранит дома скелет своей невесты, которая покончила жизнь самоубийством. Мы-то с Ридли и Дэном подружились с ним, а все остальные думали, что он очень странный, и побаивались его".

К слову, Ридли Скотт всегда считал, что реальные вещи выглядят страшнее. В итоге, при создании яйца Чужого, лицехвата и грудолома использовали моллюски и внутренности животных. Например, грудолом был изготовлен из кишок овцы.

Гигер придумал яйцо Чужого так, что оно было изготовлено из стеклопластика, в котором было больше стекла, чтобы яйцо казалось прозрачным. Кстати, создать шевеление в яйце было сложнее всего. Чтобы добиться эффекта движения внутри яйца, Ридли Скотт надевал резиновые перчатки и двигал внутри своими руками.

"Думаю, что сцена с рождением ксеноморфа была самой сложной и сильной во всем фильме, — вспоминал Гигер. — На этого монстра меня вдохновили работы Фрэнсиса Бэкона, мне их посоветовал Ридли. Сначала грудолом походил на курицу без оперения. Этим я был недоволен. Потом на динозавра, и это было еще более ужасно. Но стоило мне отрезать ему ноги, у него остались только хвост и голова. Это было идеально".

Сцена с появлением грудолома вероятно запомнилась всем с детства, вызывая страшные ассоциации. Данная сцена была одной из самых важных в фильме. Актеры былы в курсе, что из персонажа Джона Херта должен был выпрыгнуть маленький монстр. Правда они даже не представляли, что их обольют кровью и напугают до смерти. Так что, Ридли удалось запечетлить подлинные эмоции актеров в тот момент.

Автором спецэффектов был Роджер Дикен. Он должен был вместе с Карло Рамбальди воплотить в жизнь все задумки Гигера. В сцене появления монстрика они сидели под столом с манекеном и держали грудолома на палке. Стоит отметить, что снять надо было с первого же дубля, а Дикен смог прорвать футболку на манекене только со второго раза. Это было технической ошибкой, но съемочной группе эта деталь понравилась и была оставлена.

Интересен тот факт, что актера, который исполнил роль взрослой особи Чужого, нашли абсолютно случайно. Участники съемочной группы заметили в пабе необычайно худого и высокого парня. Это был графический дизайнер Боладжи Бадеджо. Следующие 10 месяцев он проработал над "Чужим".

"Этот бедный парень не мог снимать костюм ксеноморфа почти весь день, — рассказывает Том Скеррит. — Но и нам приходилось непросто. Представьте, идете вы с обеда и видите, как по коридору прогуливается Чужой и ведет с кем-то напряженные споры о политике".

"Я спросил Ридли: а почему в фильме так мало самого монстра? Он ответил мне, что зрителям страшно, если они ничего не видят. Они видят темноту и гадают о том, где же может быть чудовище. Это максимальный уровень напряжения", — делился Рамбальди.

Фильм увидел свет 25 мая 1979 года. В этот день был необычайный ажиотаж возле Египетского театра Граумана в Лос-Анджелесе. Огромная очередь желала попасть на сеанс. Некоторые зрители даже не выдерживали насилия на экране и выбегали из зала.

Таким образом "Чужой" стал коммерческим успехом и собрал ряд престижных наград: статуэтку "Оскар" за лучшие визуальные эффекты, призы Британской киноакадемии за лучший саундтрек и работу художника-постановщика, а также премию "Сатурн" лучшему научно-фантастическому фильму, режиссеру и актрисе второго плана (Вероника Картрайт).

В результате, "Чужой" пережил не одно возрождение: несколько прямых продолжений снимали известные режиссеры: Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер и Жан-Пьер Жене: "Чужие", "Чужой 3", "Чужой 4: Воскрешение".

"„Чужой“ Ридли Скотта — это совсем другой жанр, нежели его продолжения, — делится Джон Хёрт. — Более реалистичный подход, настоящий триллер. Поэтому фильм стал таким успешным. Эта история возможна, и она становится все более реальной с новыми научными открытиями, поэтому и не устаревает по сей день, а наоборот, приобретает свежесть".

"Пугать людей становится все сложнее. Поэтому после „Чужого“ и „Бегущего по лезвию“ я больше не занимался научной фантастикой. Я показал ее космическую и городскую стороны и сделаю еще одну картину в жанре, только если мне в руки попадет хороший сценарий. Что бы вам ни говорили, помните: это и есть главное", — рассказывал Ридли Скотт еще до съемок "Прометея", с которым в 2012 году он все же вернулся в мир "Чужого". На данный момент режиссер готовится к съемкам сиквела фильма, а также подумывает о продолжении "Бегущего по лезвию". И хочется сказать ему: "Обращайтесь к научной фантастике почаще, сэр Ридли. Каждое ваше высказывание в этом жанре становится особенным".

Отзывов пока нет. Ваш отзыв может стать первым!

‹‹ Все новости

Новости кино

Сиквел боевика "Никто" поставит режиссер индонезийского хита "Ночь идет за нами" Сиквел боевика "Никто" поставит режиссер индонезийского хита "Ночь идет за нами" 5 июля 2024 Продолжение боевика "Никто" практически готово к запуску в производство. Сиквел снимет не Илья Найшуллер, поставивший оригинал, а индонезиец Тимо Тьяджанто — режиссер кровавого хита Netflix "Ночь идет за нами", а также боевика "Рейд: Пуля в голове"...
"Выжившие. Бетонная утопия": Повторил успех "Паразитов"? "Выжившие. Бетонная утопия": Повторил успех "Паразитов"? 4 июля 2024 Недавно вышел южнокорейский блокбастер «Выжившие. Бетонная утопия», в котором масштабное землетрясение сносит Сеул, а жители находят спасение в единственной уцелевшей многоэтажке. Рассказываем о фильме, созданном по экзотическому корейскому рецепту в обертке тривиального фильма-катастрофы.
Райан Гослинг и Amazon MGM Studios выпустят комедийный зомби-хоррор Райан Гослинг и Amazon MGM Studios выпустят комедийный зомби-хоррор 1 июля 2024 Экранизация рассказа «Раньше я ел мозги, а теперь ем капусту» (I Used to Eat Brains, Now I Eat Kale) обзавелась студией — зомби-хоррор-комедию выпустит Amazon MGM. Производством фильма займется компания Райана Гослинга и Джесси Хендерсон...
Стартовали съемки сериала "Дети перемен" о "90-х по понятиям" Стартовали съемки сериала "Дети перемен" о "90-х по понятиям" 26 июня 2024 Стартовали съемки очередного российского сериала, действие которого будет происходить в так называемые "лихие 90-е". Проект под названием "Дети перемен" позиционируется как "семейная сага на сломе эпох".

Последние рецензии

Шоу Трумана, 1998
Телевидение меняет форму, появляются новые инструменты для восприятия информации и досуга, но фильм 1998 года с Джимом Керри не теряет своей актуальности. Главный герой... Читать полностью ››
Смерть Сталина, 2017
На "цивилизованном Западе" был снят не один десяток фильмов о Советском Союзе. Но незнание иностранцами особенностей страны, о которой шла речь, и активное использование... Читать полностью ››
Инферно, 2016
Рецензия на фильм «Инферно» Осень 2016 года отметилась выходом на экраны экранизации остросюжетного романа «Инферно» знаменитого Дэна Брауна. Ровно десятилетие назад... Читать полностью ››

Последние статьи

Рейтинг лучших онлайн-кинотеатров на июнь 2024 года: что выбрать для идеального просмотра Эту статью мы написали на основе данных независимого рейтинга Kino-Online, где статистика по онлайн-кинотеатрам России обновляется ежемесячно и всегда доступна...
Рина Зеленая – явление особого рода Одна из ярчайших характерных русских актрис – Рина Зеленая прожила удивительную жизнь. Исполнительница знаменитой роли миссис Хадсон в серии фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона выросла и получила образование еще в Российской Империи, состоялась как актриса – в СССР, а умерла в конце Перестройки.
Загадочный мир "Игры в кальмара": Все о сериале на doramy.fun Если вы еще не погрузились в захватывающий мир корейских сериалов, то пора исправлять эту ошибку! На сайте doramy.fun вы сможете не только посмотреть хитовый сериал "Игра в кальмара" бесплатно, но и узнать множество интересных деталей о производстве и актерах, включая информацию об актерах не первых ролей,